Содержание.
Введение |
|
Глава 1. Роль и значение Донецкого экономического
района в экономике Украины
|
|
Глава 2. История развития Донецкого экономического
района и его характеристика
|
|
Глава 3. Проблемы Донецкого экономического
района и перспективы развития |
|
3.1. Экономические проблемы
|
|
3.2. Производственные проблемы
|
|
3.3. Экологические проблемы |
|
|
|
|
|
Заключение
|
|
Список использованной литературы |
|
Введение.
Донецкий экономический район – это
крупнейший хозяйственный комплекс Украины,
играющий важную роль в создании материально-технической
базы страны. По уровню развития Донбасс
занимает лидирующие позиции. Но, в связи
со специализацией региона на ресурсоэнерговодоемких
отраслях, возникает множество проблем
различного характера: экономические,
производственные, социальные и экологические.
На Донбасс приходится 10,7% стоимости
товаров народного потребления Украины.
Луганск и Донецк принадлежат к старым
индустриальным регионам, где сосредоточены
мощности тяжелой промышленности.
Ведущими областями в Луганской области
является топливная, химическая и нефтехимическая,
тяжелое машиностроение; в Донецкой - металлургия,
топливная промышленность, машиностроение,
электроэнергетика. Это определило наличие
многочисленных проблем.
Вследствие вступления Украины в ВТО
и перспективы интегрирования в Европу
проблемы Донецкого экономического региона
требуют незамедлительного их решения.
Целью написания курсовой
работы является рассмотрение важнейших
проблем Донецкого экономического района
и выявления оптимальных путей их решения.
Глава 1. Роль и значение Донецкого
экономического района в экономике Украины.
Донецкий экономический
район – мощный межрегиональный территориально-производственный
комплекс, который включает Донецкую и
Луганскую области, расположенный на северо-востоке
Украины.
Он представляет собой весомую часть
экономического потенциала страны. Занимая
8,8% территории Украины, при численности
населения, доля которого равняется 15,2%
от общего количества населения республики,
район производит 21,2% промышленной продукции
государства, из них электроэнергии - 24,7%,
продукции топливной промышленности -
63,5%, черной металлургии - 43,1%, химической
и нефтехимической промышленности - 31,3%,
машиностроение -13,3%, строительных материалов
- 16,6%, из них цемента 23,3%. Здесь вырабатывают
13,6% продукции легкой промышленности и
20,9% - пищевой. Выделяются такие области,
как производство кокса(54,3% продукции
в Украине), доменного и сталеплавильного
(44,1%) и прокатного оборудования (95,8%), бытовых
холодильников и морозильников (95,0%).
Стоимость продукции сельского хозяйства
региона составляла 7,7% стоимости производства
ее в государстве, валовое производство
зерна - 6,4% общегосударственного, овощей
- 9,5%, мяса - 7,7%, молока -10,3%, масла подсолнечного
- 42,8%.
На Донбасс приходится 10,7% стоимости
товаров народного потребления Украины.
Луганска и Донецка области принадлежат
к старым индустриальным регионам, где
сосредоточены мощности тяжелой промышленности
Украины.
Ведущие отрасли промышленности – топливная,
химическая и нефтехимическая, тяжелое
машиностроение, металлургическая, электроэнергетическая
– имеют межрегиональное и международное
значение. Значительным является уровень
развития агропромышленного комплекса.
Донбасс имеет богатые природные ресурсы
и мощный производственный потенциал.
Район дает 26% стоимости экспорта Украины.
Только за одни сутки в Донецкой области
добывается 99 тыс. т угля, вырабатывается
64 тысячи тонн чугуна и стали, обеспечивается
введение основных фондов на сумму 5,9 млн.
грн, общей площади жилья - 1 тыс. м2. В Донбассе сконцентрировано значительный
промышленный, инфраструктурный и научно-технический
потенциал.
Через Донецкий экономический район
проходят важнейшие транснациональные
магистрали, транзитные нефте- и газопроводы.
Благодаря выгодному экономико-географическому
положению район активно вовлечен в развитие
межрегиональных связей, а также в торговые,
произвдственные и научно-технические
взаимоотношения Украины с другими странами.
Это свидетельствует о важной роли Донбасса
в возрождении нашей страны на новой высокотехнологической
основе, современных структурных преобразованиях
в хозяйственном комплексе городов и районов
области
Глава 2. История развития Донецкого экономического
района и его характеристика.
В состав Донецкого экономического района
входят Донецкая и Луганская области.
Его площадь составляет 53,2 тыс. км2, или 8,8% территории Украины. По размерам
территории это наименьший регион в Украине,
между тем для него характерна высокая
территориальная концентрация социально-экономического
потенциала. В регионе проживает 7,2 млн.
чел., или 15,3% населения страны. В регионе
наблюдается самый высокий показатель
плотности населения – 149 чел/км2.
Экономико-географическое
положение.
Район имеет выгодное экономико-географическое
положение. Оно определяется развитой
сетью железных (Мариуполь – Донецк –
Харьков – Москва, Луганск – Киев, Харьков
– Волгоград) и шоссейных (Луганск – Ростов-на-Дону,
Мариуполь – Донецк – Луганск) дорог;
выходом к Азовскому морю; близостью к
удобным водным путям Днепра, Дона, к крупным
промышленным районам, к районам добычи
сырья; положением в пределах степной
зоны с благоприятными почвенно-климатическими
условиями, богатством полезных ископаемых.
Регион находится на пересечении дорог,
что ведут из стран Балтии и Белоруссии
к странам Закавказья, из Азии в Европу.
История формирования района.
Начало промышленного освоения Донбасса
тесно связано с добычей соли. С давних
времен рапа Торских соляных озер использовалась
для производства соли. Активизировался
этот процесс с конца XVI века. Уже к 70-м
годам XVII века на промыслы ежегодно приезжало
до 10 тыс. чумаков, вывозивших до 600 тыс.
пудов соли.
Впервые каменный уголь – главное достояние
Донбасса – обнаружили жители города
Бахмута в балке Склеватой в 1721 г. В 1871
г, вскоре после окончания строительства
Курско-Харьковско-Азовской железнодорожной
магистрали, Донбасс давал 20,6 млн. пудов
угля, то к концу 1990 г уже 671,7 млн. пудов,
что составило 91,4% общероссийской добычи.
Железные дороги соединили донецкий уголь
с криворожской рудой. Так, если в 1863 г
заводы Донбасса выплавляли всего 0,5% общероссийского
производства чугуна, то в 1990 г – 25%.
На рубеже двух веков в Донбассе уже действовало
13 металлургических заводов.
В 1913 г на донецких шахтах, с числом работающих
свыше 300 человек, было занято 73% рабочих
и добывалось 76% всего угля.
Первое десятилетие XX века, вследствие
широкого использования иностранных капиталов,
привело к заметному сдвигу в техническом
оснащении металлургических заводов Донбасса.
Получило развитие мартеновское производство
стали, паровые двигатели были заменены
электрическими.
Из других отраслей развитие получила
химия, коксохимия и производство стройматериалов.
В 1913 г Донецкий содовый завод был крупнейшим
в России по выработке содопродуктов,
выпускалось 12% цемента, произведенного
в России. Недалеко от Никитовки было расположено
единственное в России предприятие по
производству ртути.
С развитием промышленности начинается
быстрый рост населения. В Юзовке проживало
около 70 тыс. чел. В предвоенный период
Революция, первая мировая и гражданская
войны нанесли значительный урон экономике
региона. Из 1604 шахт не работали 623, т.е.
39%. Не лучшим было положение в других отраслях.
Железные дороги были разрушены. В начале
1920 г в Донбассе действовало одно лишь
предприятие – Петровский (Енакиевский)
государственный металлургический завод.
Восстановление промышленности началось
во 2-й половине 1921 г. Таким образом к 1924
г промышленные предприятия Донбасса
управлялись трестами «Донецкуголь»,
«Югосталь», «Химуголь». Уже в 1927 г добыча
угля достигла уровня 1913 г.
В 1930-1940 гг. были организованы 2193 сельскохозяйственные
артели. Одновременно развернулось научное
и культурное строительство. Введены в
действие 14 вузов и 92 техникума.
За годы войны все 882 шахты Донбасса были
разрушены и затоплены, количество рабочих
народного хозяйства составило 10% от довоенного.
Послевоенное развитие Донбасса характеризуется
тремя особенностями:
техническим перевооружением
важнейших отраслей, механизацией, автоматизацией;
развитием новых производств, выпуском
новых видов промышленных продукций;
значительным ростом капиталовложений
и основных фондов.
В Ворошиловградской
(Луганской) области за первое послевоенное
пятилетие восстановлено, построено и
введено в строй 103 шахты, 8 обогатительных
фабрик, 7 коксовых батарей. Интенсивно
восстанавливались машиностроение, металлургия
и др. отрасли. В 50-е гг. развитие получили:
полиграфическая промышленность, производство
пластмассовых изделий, товаров широкого
потребления. В 1965 г в регионе произведено
около 4% всей валовой продукции промышленности
СССР.
После 1975 г наблюдается снижение угледобычи,
что объясняется ухудшением горно-геологических
условий.
В 1991 г Украина стала независимым государством.
Были нарушены пути поставки сырья и сбыта
продукции. В условиях инфляции и ряда
других негативных явлений в Донбассе
происходило снижение производства. Спад
производства составил 27,2%. Против 1990 г
выпуск продукции сократился почти на
46%.
В настоящее время по общей стоимости
чистого продукта ДЭР занимает 1-е место
в Украине и является наиболее развитым
регионом страны. Однако существует ряд
проблем, тормозящих развитие хозяйства.
Природно-ресурсный потенциал
.
Донбасс имеет мощнейший природно-ресурсный
потенциал, доля которого составляет 21,7%
общеукраинского, в частности минерально-сырьевые
ресурсы составляют 54,5%, водные – 9,1%, земельные
– 7,4% и природно-рекреационные – 17,7%.
Территория района расположена в пределах
континентальной климатической области
умеренного пояса. Климат характеризуется
значительными колебаниями температур
воздуха (летом: +21 +23 С; зимой: -4 -8С), небольшим
количеством осадков (400 – 550мм), четко
выраженными оттепелями, частыми туманами,
засушливо-суховейными атмосферными явлениями,
гололедными образованиями.
Специфические особенности рельефа и
климатических условий района способствовали
формированию почвенного покрова, в котором
преобладают черноземы, занимающие 77%
территории района. В северной части распространены
черноземы обычные, средне- и малогумусные,
в речных долинах – черноземные и луговые
почвы. Встречаются и солончаки.
Основное богатство недр Донецкого экономического
района – каменный уголь разных марок.
Запасы коксующегося угля составляет
13%. По ресурсам антрацитов Донбасс занимает
первое место в мире. Кроме каменного угля
на северо – западе Донбасса обнаружены
бурые угли (Новодмитровское месторождение).
Богата минеральными ресурсами Днепровско-Донецкая
нефтегазовая область(Луганская область).
Район обладает значительными запасами
рудных полезных ископаемых. Это ртутные
руды (Никитовское месторождение киновари),
полиметаллические (Нагольный кряж Донецкой
возвышенности), алюминиевые (Калинино-Шевченковское),
титановые (Донецко-Днепровская впадина),
железные (Куксунгурское, Новоукраинское,
Корсаковское), медные (Артемовская котловина),
а также рудопроявления висмута, кобальта,
ванадия, хрома, олова, никеля, мышьяка,
серебра, золота и других металлов. Горно-химическое
сырье представлено каменной солью (Артемовская,
Новокарфагенское, Славенское месторождения),
калийнойсолью (близ Славянска), фосфоритами,
доломитами и флюсовыми известняками
(Еленовское, Новотроицкое), огнеупорными
глинами (Часов-Ярское, Новорайское), кварцитами
(Красногоровское, Резниковское), каолином.
Из строительных материалов – гипс (Артемовское,
Курдюмовское), облицовочный камень (Волновахское),
цементное сырье, строительные пески,
глины, песчаники, стекольные пески, пегматиты,
грофит.
Водные ресурсы не удовлетворяют потребностям
региона. Обеспеченность местным стоком
для хозяйства колышется в пределах 27-50%.
На территории Донбасса протекает приблизительно
160 рек. Наибольшая река района – Северский
Донец. Кроме того имеется два канала –
Днепр-Донбасс и Северский Донец–Донбасс,
однако и они не решают проблему.
Самым густонаселенным (135 чел./км2) и урбанизированным (88,6%) районом
страны является Донецкий экономический
район. Национальный состав очень разнообразен:
украинцы (50% - наименьший показатель по
Украине), русские (44%), греки (1%), белорусы
(1%), болгары, евреи, татары и др. Естественный
прирост населения в районе, как и в целом
по стране, отрицательный.
Трудовые ресурсы составляют в регионе
около 4,9 млн. чел. В районе высокий уровень
обеспеченности квалифицированными кадрами.
Однако в условиях рынка возникает проблема
безработицы. Отраслевая структура занятого
населения: материальное производство
– 76,9%, в том числе промышленность – 42,5%,
сельское и лесное хозяйство – 8,4%, транспорт
и связь – 7%; непроизводственная сфера
– 23,1%.
Хозяйство района.
Хозяйство ДЭР является сложным комплексом,
который объединяет мощную промышленность
с преобладанием тяжелой индустрии и многоотраслевое
сельское хозяйство. В структуре ВВП на
промышленность приходится 89%, на сельское
хозяйство – 11%. Отраслями специализаций
является топливно-энергетическая промышленность,
металлургия, химическая промышленность,
машиностроение, промышленность строительных
материалов.
Ведущая отрасль района – угольная промышленность. Добычей
угля занимаются 20 производственных объединений
(«Донбастрансремонт», «Респератор»),
22 самостоятельные шахты, действует 59
обогатительных фабрик, 10 научно-производственных
и проектных институтов. Крупнейшие места
добычи – Славяносербский и Лагутинский
районы, Лисичанск.
Основа электроэнергетики района – тепловые
электростанции. Крупнейшие из них: Старобешевская,
Славянская, Кураховская, Мироновская,
Зуевская (Донецкая обл.), Луганская, Миусинская,
Лисичанская (Луганская обл.).
Черная металлургия ДЭР развивается на базе коксохимической
промышленности. Предприятия полного
цикла размещены в Мариуполе (комбинаты
«Азовсталь» и им.Ильича), в Макеевке (Макеевский
металлургический комбинат), в Донецке
(Донецкий металлургический завод), в Енакиеве
(ЕМЗ), в Краматорске, Алчевске; заводы
неполного цикла – в Константиновке, Алмазном
(завод по производству феросплавов), Луганске
(трубопрокатный), Харцызске(трубный и
сталепроволочноканатный), Лутугином
(завод прокатных валков).
Черную металлургию обслуживает мощная коксохимическая
промышленность. Крупнейшие коксохимические
заводы размещены в Алчевске, Авдеевке,
Горловке, Ясиновке, Макеевке, Мариуполе,
Енакиеве, Донецке. Производства огнеупоров,
флюсов и известняков для металлургии
расположены в Часов Яре, Докучаевске,
Константиновке, Северске, Красногоровке.
Цветная металлургия по уровню развития уступает черной.
Основные предприятия находятся в Константиновке
– один из крупнейших по производству
цинка «Укрцинк», Никитовке (производство
ртути), Артемовске (завод по обработке
цветных металлов), Свердловске (завод
алюминиевых сплавов), Торезе (завод твердых
сплавов), Донецке («Донецквторцветмет»).
Наибольшие предприятия горнохимического комплекса находятся
в Горловке («Стирол»), Донецке (завод химреактивов),
Константиновке (химический завод), Славянске
содовый завод, они производят 90% химической
продукции Донецкой области, а также Рубежном
(«Краситель»), Северодонецке («Азот»,
«Стеклопластик»), Славянске («Химпром»),
Артемовске («Фармапромимп»), Лисичанске
(«Донсода»). Здесь же работает Лисичанский
нефтеперерабатывающий завод.
Машиностроительный
комплекс региона отличается
высокой степенью специализации. В целом
отрасли принадлежат свыше 200 предприятий
Донецкой и 100 – Луганской области. 90% производственных
мощностей принадлежит тяжелому машиностроению.
Крупнейшими предприятиями комплекса
являются: АО «Азов» в Мариуполе, ОАО «Новокраматорский
машиностроительный завод», Горловский
МЗ, Мариупольский завод тяжелого машиностроения,
ОАО «Луганский тепловозостроительный
завод», Луганский завод коленчатых валов,
Северодонецкое научно-производственное
объединение вычислительной техники «Импульс»,
Стахановский вагоностроительный, Краснореченский
санкостроительный, Первомайский электромеханический,
машиностроительный заводы в Донеецке,
Краматорске, Славянске, Ясиноватой, Дружковке,
Дебальцеве. Артемовске, Торезе, Снежном,
Красном Луче и др.
Промышленность
строительных материалов в основном размещаются
в малых и средних городах. Основные ее
центры: Амвросиевка, Краматорск, Енакиево,
Константиновка, Дружковка, Луганск, Лисичанкс,
Рубежное, Свердловск, Алчевск, Антрацит.
Продукцию на экспорт выпускают: ОАО «Донцемент»
(Новоамвросиевка), ОАО «Аргон» (Луганск),
завод взрывозащитных материалов (Докучаевск),
Горловский алибастровый комбинат, ОАО
«Союз» (Алчевск), завод «Буддеталь» (Горловка),
Наибольшие предприятия легкой
промышленности размещены в промышленных
центрах: Донецкий хлопчатобумажный комбинат,
Луганский тонкосуконный комбинат, Луганское
обувное производственное объединение,
трикотажные и швейные предприятия в Горловке,
Шахтерска, Бахмута, кожевеннообувные
фабрики – Донецка, Луганска, Константиновке,
Артемовска.
Среди отраслей пищевой промышленности ведущими
являются: мясная, молочная, масло-жировая,
кондитерская, мукомольно-крупяная и др.
Лидирующие предприятия отрасли ДЭР: ОАО
«Артемсоль», «Славсоль»; «Деликатес»
(Донецк), «Луганскмясо», «Аграрник», Константиновская
колбасная фабрика, Еленовский КХП «Хлеб
Украины», ООО «Прайм-Продукт» (Донецк)
и др.
ДЭР имеет хорошо развитое сельское хозяйство (преимущественно
пригородного типа). Около 80% сельскохозяйственных
угодий приходится на пашни. Они занимают
площадь почти 2,4 млн.га. Из них 50,4% находится
под зерновыми культурами (озимая и яровая
пшеница, кукуруза), 10,6% - под техническими
(подсолнечник), 34% - под кормовыми и 0,5%
- под овоще-бахчевыми. Животоводство доминирует
над растениеводством. Оно дает 2/3 валовой
продукции района и представлено молочно-мясным
скотоводством, свиноводством, птицеводством
и овцеводством на севере и юге региона.
В Мариуполе и Новоазовске развито рыболовство.
ДЭР имеет наиболее
разветвленную и самую густую(53,2 км на
1000 км2) транспортную сеть в Украине. Главные
международные автомагистрали: Курск
– Харьков – Славянск – Константиновка
– Артемовск – Дебальцево – Ростов-на-Дону,
Москва – Ростов-на-Дону – Баку; железные
дороги: Луганск – Москва, Харьков – Волгоград.
Аэропорты Донецка, Мариуполя, Луганска
и Северодонецка имеют международное
значение. В Мариуполе функционирует один
из наибольших в стране морской торговый
порт. Трубопроводный транспорт представлен
магистральными газопроводами «Союз»,
Мариуполь – Ростов-на-Дону – Ставрополь,
нефтепроводами: Самара – Славянск –
Кременчуг, Грозный – Лисичанск.
Глава 3. Проблемы Донецкого экономического
района и перспективы развития.
Донбасс является типичным старопромышленным
районом. Половину товарной продукции
в регионе поставляют угледобыча и металлургия.
Соответственно на отрасли общего и среднего
машиностроения, легкой и пищевой промышленности
приходится только треть объема производства.
В Донбассе исключительно высокая концентрация
крупных предприятий черной и цветной
металлургии, коксохимии и горнообогатительной
промышленности, химических производств,
мощных теплоэлектростанций, а также высокая
степень урбанизации. Исторически сложившееся
хаотическое размещение промышленности
и жилой застройки городов и поселков
обусловили критическую экономическую
и социальную обстановку в Донбассе.
В целом, проблемы развития и размещения
производительных сил региона подразделяются
на четыре блока: экономические, производственные,
экологические и социальные.
Пренебрежение территориальными пропорциями
при планировании хозяйства привело к
накоплению в Донбассе следующих экономических
проблем:
несовершенство большинства
региональных комплексов и в первую очередь
промышленных;
односторонняя отраслевая специализация
районов, ограниченная сфера применения
труда;
значительные различия между районами
в уровнях социально-экономического развития;
существенное отставание от действующих
нормативов в развитии социальной и производственной
инфраструктуры, низкий уровень использования
экономического потенциала малых городов;
неэффективное использование местных
ресурсов;
низкая эффективность производства;
техническая отсталость, моральная и
физическая изношенность основных средств
производства, что характеризуется высокой
сырьевой, материальной и энергетической
емкостью,
низкая производительность труда из-за
слабой механизации и автоматизации производства,
а также и недостаточной квалификации
работающих, и отсутствие стимулов к труду.
При производственном
спаде в отраслях хозяйства Донбасса не
происходит перемен в структурной политике
региона. Сокращение объемов производства
не сопровождается структурными сдвигами
в сторону отраслей потребительского
спроса и постиндустриального развития.
Важным направлением развития
Донецкого региона в условиях ВЭС есть наращивания экспортного потенциала
путем создания благоприятных экономических
условий для увеличения выпуска отечественной
продукции и предоставление услуг за счет
усовершенствования производства на качественно
новому равные, использование современных
технологий переработки, хранение, транспортирование
и реализации' продукции машиностроения,
пищевой и легкой промышленности, сельского
хозяйства, закрепление на традиционных
рынках сбыта и выхода на новые. Необходимо
давать государственные гарантии по кредитам
для участия в международных тендерах,
стимулировать отечественный машиностроительный
экспорт, экспорт пищевой и сельскохозяйственной
продукции путем внедрения системы кредитования
оборотных средств производителей.
В Институтах НАН Украины, Институте
экономики промышленности и Институте
экономико-правовых исследований, Донецком
Государственном университете ведутся
исследования, которые позволяют предложить
несколько направлений ускорения интеграции
в мировую систему хозяйствования.
Среди факторов, которые обеспечивают
включение регионов в современный интегрированный
мир, важная роль принадлежит пограничному
сотрудничеству. Например, благодаря своему
удобному географическому и геополитическому
положению, ДЭР имеет большие потенциальные
возможности в улучшении такого сотрудничества.
Сейчас эти возможности используются
не в полную силу в связи с неурегулированностью
межгосударственных отношений Украины
с Молдовой, Беларусью, Румынией. Актуальным
остается вопрос наполнения договоров,
которые имеют регионы, конкретными соглашениями
хозяйственных структур, общими проектами,
деловыми связями. Необходимо приложить
силы и к обновлению утерянных связей
с регионами России, Казахстану, поскольку
субъекты предпринимательства этих стран
- наши бывшие основные партнеры во внешнеэкономических
связях.
Прогнозы позволяют сделать вывод, что
привлечение иностранного капитала в
Донецкий регион сможет не только расширить
объемы производства, но и обеспечить
создание новых рабочих мест, которые
очень актуально в современных условиях,
стимулировать ускоренное внедрение новых
технологий и разработку конкурентоспособной
продукции.
Сегодня свыше 80 стран мира, которые имеют
неоднородную экономическую систему и
размещенные на всех заселенных континентах,
используют механизм свободных экономических
зон. Именно свободные экономические зоны,
как показывает мировой опыт, является
наиболее эффективной формой содействия
региональному развитию, активизации
внешнеэкономических связей регионов.
Делом государственной важности должно
стать создание на базе предприятий военно-промышленного
комплекса (ВПК) и научного потенциала
вузов, научно-исследовательских учреждений
- городских технополисов. При соответствующей
поддержке военно-промышленных и инвестиционных
ведомств, технополисы сыграли бы решающую
роль не только в активизации внешнеэкономических
связей, но и в социально-экономическом
возрождении страны. Толчком для ускорения
создания технополиса, определения конкретных
форм и механизмов его деятельности могли
бы стать встречи руководителей областей
и мост с руководством областей и предприятий
ВПК и наших учреждений (возможно, даже,
и неформальные).
Важной проблемой остается проблема
качества. В связи с этим надо возвратиться
к системе обязательной экспертизы всех
грузов, которые поступают в Украину.
С целью дальнейшего социального развития
Донецкой области, согласно Указу Президента
Украины "О специальных экономических
зонах и специальном режиме инвестиционной
деятельности Донецкой области" от
18 июня 1998 г., предусмотрено введения специального
режима инвестиционной деятельности для
субъектов предпринимательской деятельности,
которые реализовывают инвестиционные
проекты в приоритетных областях. При
этом для таких предприятий определен
ряд льгот по уплате пошлины, налога на
добавленную стоимость, налога на прибыль,
взносов в инновационный фонд.
Поэтому было бы целесообразно внести
следующие предложения в механизм выполнения
Закона "О специальных экономических
зонах и специальном режиме инвестиционной
деятельности Донецкой области" и соответствующие
законодательные акты в части налогового
учета:
1. Установление центральным налоговым
органом порядка учета и предоставление
отчетности о полученных, соответственно
инвестиционному проекту, сумме инвестиций
в виде средств, материальных ценностей
и нематериальных активов и целевому их
использовании.
2. В случае осуществления нескольких видов
деятельности, в один из которых вложенная
инвестиция, предприятию следует вести
раздельный учет прибылей и расходов на
каждый вид деятельности.
3. Запрет предприятию, которое получило инвестицию,
отвлекать инвестиционные средства на
предоставление финансовой помощи другим
юридическим и физический лицам, в том
числе организациям, бесплатно передавать
стоимость товаров (работ, услуг), товароматериальных
ценностей и основных фондов.
4. Запрет предприятию, которое получило инвестицию,
уменьшать налогооблагаемую прибыль,
на понесенные убытки в предыдущих налоговых
периодах.
5. Выполнение в случае несоблюдения предприятием,
которое получило инвестицию, условий
инвестиционного проекта, перерасчета
и внесение в бюджет сумм налогов и сборов,
по которым были предоставлены льготы,
соответственно действующему законодательству
Украины.
6. Рассмотрение с целью улучшения
инвестиционного климата вопроса о реструктуризации
или погашение задолженности перед бюджетом
предприятий, которые претендуют на инвестирование.
3.2. Производственные
проблемы Донецкого экономического района.
В Донбассе, как и во всей Украине, наблюдается
общий спад производства. Это происходит
во всех отраслях производственной сферы
региона, в частности, угольной промышленности,
черной металлургии, машиностроении и
легкой промышленности.
Блок производственных проблем включает
модернизацию и обновление основных производственных
фондов на основе внедрения достижений
научно-технического прогресса, перевод
производств на передовые технологии,
совершенствование организации производства
посредством реформирования управления,
создание межотраслевых комплексов на
корпоративной основе с целью повышения
эффективности использования природно-ресурсного
потенциала, создание новых производств
с целью развития конкуренции на региональном
рынке и устранения дисбаланса на рынке
рабочей силы, связанного с ростом ее предложения
ввиду сокращения рабочих мест.
Переориентацию отраслей экономики Донбасса
на выпуск конкурентоспособной продукции
следует осуществлять посредством проведения
маркетинговых исследований на предприятиях.
Для повышения возможности маневрирования
мощностями предприятий, предстоит решить
комплекс производственных проблем.
Проблемы и перспективы в
энергетической отрасли.
К настоящему времени тепловая энергетика
осталась без необходимого количества
жидкого и газового топлива. Остановились
не только энергоблоки, спроектированные
для работы на этих видах топлива, под
постоянной угрозой остановки работают
угольные блоки, котлы которых нуждаются
в «подсвете» газом и мазутом.
Не меньше проблем, которые связаны с
совершенствованием воднохимических
режимов и улучшения экологических показателей
работы ТЭС. Украина берет на себя обязательства
по снижению выбросов вредных веществ
атмосферу, что в свою очередь, несет за
собой ужесточение нормативов выбросов
и обязывает принимать радикальные меры
по снижению технического воздействия
предприятий теплоэнергетики на окружающую
среду.
В Украине слаборазвиты научные исследования
в области энергетики. Наряду с традиционными
научно-техническими проблемами, в отрасли
появилось значительное количество новых,
для решения которых требуется создание
соответствующей научной базы. Комплекс
проблем диктует необходимость и целесообразность
создания украинского научно-технического
центра по угольным энерготехнологиям,
которые позволят расширить диапазон
научных фундаментальных и прикладных
исследований и углубить исследования
в части разработки новых технологий сжигания
и газификации угля.
Направления выхода из кризиса, сложившегося
в электроэнергетической промышленности
представлены следующими:
Осуществление эволюционной,
поэтапной реструктуризации отрасли с
постепенным переходом к рыночным отношениям,
и созданию рынка электроэнергии, который
позволит создать гибкую экономическую
систему, предусматривающую большие возможности
в отношении привлечения и концентрации
финансовых, материальных и трудовых ресурсов,
а также маневрирование ими;
Реконструкция и модернизация существующего
парка ТЭС, а не строительство новых станций.
В виду того, что 40% основного оборудования
ТЭС уже отработало свой ресурс, реконструкция
и модернизация тепловой энергетики являются
необходимыми с экономической, технической
и экологической точек зрения;
Ориентация на использование стратегических
долгосрочных собственных источников
топливосбережения с большим диапазоном
качественных характеристик угля;
Применение отходов с зональностью 50
– 60% при соответствующей их подготовке
позволит в перспективе восполнить дефицит
твердого топлива и одновременно решить
проблему складирования отходов;
Внедрение новых, экологически чистых
технологий сжигания топлива на основе
дефференцированного подхода к ТЭС в зависимости
от марки и качества топлива;
На шахтах следует развивать энергетические
установки преобразующие метан, каптируемый
шахтными дегазационными системами, в
электроэнергию;
Достраивать газотурбинные установки
на предприятиях с попутно получаемыми
газами (коксохимические заводы). В коммунальном
секторе и промышленности целесообразно
вводить парогазовые установки, которые
производят тепловую и электрическую
энергию;
Целесообразно рассмотреть состояние
и перспективы использования в Украине
и Донбассе микробиологической технологии
получения энергетического биогаза и
биологических удобрений из органических
отходов, накапливающихся в сельскохозяйственном
процессе, а также на промышленных предприятиях.
Такой газ имеет большую энергетическую
ценность в условиях дефицита ископаемого
горючего сырья;
Строительство трех ветрогенераторов
Новоазовской ветровой электростанции
(ВЭС). Запуск первых агрегатов означает
начало реализации Донецкой региональной
программы строительства ветровых электростанций.
Проблемы
и перспективы металлургического комплекса.
Одной из проблем металлургических предприятий
является дефицит оборотных средств. Кроме
того, одной из причин низкой рентабельности
предприятий является налоговая нагрузка.
Некоторые предприятия пришли в упадок
из-за ошибок руководства, кроме того,
начатая на отдельных предприятиях реконструкция
была прекращена из-за нехватки средств.
Основной проблемой комплекса является
проблема сбыта продукции. Многие предприятия
экспортируют свою продукцию в экономически
развитые страны. Однако ЕЭС ввело для
защиты своих производителей квоты на
поставку металла украинскими производителями.
Среди проблем металлургии следует назвать
также нехватку кокса (из-за снижения его
производства), рост внутренних цен на
сырье, тарифов на услуги при снижении
мировых цен на основные виды металлопродукции.
С возникновением потребности металлургии
в средствах на реструктуризацию и модернизацию
на отдельных предприятиях создаются
открытые или закрытые акционерные общества.
Часть акций продается работникам предприятия
и руководству, а другая реализуется на
сертификатных аукционах. Выпуск акций
под инвестиционные обязательства решает
проблему получения средств для модернизации,
но не для всех предприятий возможно найти
инвестора, так как мало компаний, которые
хотели бы вкладывать средства в предприятия,
износ оборудования которых составляет
60 – 70%.
Наиболее привлекательными для инвесторов
являются комбинаты «Азовсталь», им.Ильича,
а также Харцызский трубный завод.
Существует и государственная программы
по развитию металлургического комплекса.
По данным Донецкой Облгосадминистрации
существует три этапа реструктуризации
комплексов. На первом этапе «1997 -2007 гг.»
планируется объединить в единый технологический
процесс современные технологии, действующие
на отдельных предприятиях и наладить
выпуск конкурентоспособной продукции
с минимальными затратами с ориентацией
на платежеспособного потребителя. На
втором этапе «1998 – 2005 гг.» планируется
создать новые технологии, базирующиеся
на прогрессивных способах – конверторном
и электросталеплавильном и реконструировать
прокатные станы. Третий этап «2005 г. и позднее»
предусматривает определение и выпуск
видов продукции для внутреннего рынка,
так как в этот период экспорт маловероятен
из-за насыщения рынков Юго-Восточной
Азии, Южной Америки и Ближнего Востока.
Проблемы и перспективы промышленности
строительных материалов.
В настоящее время использование основных
производственных фондов в промышленности
строительных материалов является недостаточным.
Техническое переоснащение отрасли не
должно проводиться простой заменой отдельных
видов оборудования, а проводиться комплексно,
существенно воздействуя на повышение
общего технического уровня производства.
Источником перевооружения основных
фондов отрасли являются инвестиции, а
также собственные средства предприятия
(прибыль) и банковский кредит.
Инфляционные процессы в экономике приводят
к увеличению стоимости строительных
материалов, а, следовательно, и строительство.
Многие предприятия-заказчики вынуждены
отказываться от осуществления своих
строительных проектов из-за высоких цен
на материалы, а также недостаточного
и несвоевременного финансирования. Поэтому
временно прекращаются работы на многих
объектах строительства.
Актуальной задачей является также оснащение
всех предприятий строительного производства
надежными и эффективными очистительными
сооружениями и пылеулавливающими установками.
Для более эффективной работы предприятий,
выпускающих строительные материалы,
необходима их структурная перестройка.
На основе комплексной оценки предприятий
промышленности строительных материалов,
следует разработать программу индустриального
развития Донбасса, в которой необходимо
предусмотреть строительство новых, а
также модернизацию и реконструкцию действующих
предприятий, прекращение эксплуатации
неэффективных и вредных производств.
В перспективе развития промышленности
строительных материалов связано с реконструкцией
ее технической базы, дальнейшим внедрением
механизации и автоматизации технологических
процессов, расширением выпуска новых
строительных материалов, эффективных
сборных строительных элементов, легких
и экономичных большеразмерных конструкций
и изделий улучшенного качества.
Важным направлением является комплексное
использование сырья, внедрение в производство
материалов попутной добычи и вторичного
сырья.
Проблемы и перспективы легкой
промышленности.
При наличии необходимых предпосылок
развития отраслей легкой промышленности
население региона не обеспечивается
широким выбором качественных товаров
народного потребления. Однообразный
ассортимент продукции, устаревшие ее
формы и оформление уже не удовлетворяют
потребителей.
Основными причинами данного состояния
отрасли являются следующие:
Рост цен на энергоносители
и сырье привели к значительному увеличению
стоимости готовых товаров легкой промышленности;
Резко снизилась покупательская способность
населения;
Обременительная налоговая политика
не дает возможность формирования на предприятиях
оборотных средств. Происходит интенсивное
старение основных производственных фондов;
Установление очень высоких процентных
ставок на банковские кредиты;
Разрушена финансово-кредитная система.
Вместо денежного обращения преобладает
система бартерного обмена;
Процессы коммерциализации и приватизации
предприятий торговли не управляемы, что
приводит к заинтересованности торговли
реализацией импортных, а не отечественных
товаров;
Отсталые технологии, высокая энергоемкость
производства, устаревшее оборудование,
несоответствие украинских стандартов
готовой продукции международным стандартам
осложняют выход на западные рынки;
К числу негативных
факторов, которые влияют на использование
производственного потенциала, относится
отсутствие механизма экономического
стимулирования и несовершенные методы
контроля качества продукции непосредственно
на предприятиях-производителях.
Направлениями развития отраслей легкой
промышленности являются: обновление
предприятий на основе достижений НТП
современным оборудованием; полная и эффективное
использование натурального и искусственного
(синтетического) сырья; расширение ассортимента
и повышение конкурентоспособности продукции,
а также использование нетрадиционного
сырья.
Примером служит организация переработки
льна на хлопчатобумажных предприятиях,
что обеспечит возобновление работы Донецкого
хлопчатобумажного комбината; освоение
производства полиамидных и полипропиленовых
ниток и волокон для текстильной и трикотажной
промышленности (ОА «Краситель» в Рубежном,
Славянский завод).
Следствием и целью расширения ассортимента
продукции в легкой промышленности является
ее конкурентоспособность. Мерами ее обеспечения
являются:
Широкая реклама продукции
отечественного производства и научно-технических
разработок путем проведения выставок,
ярмарок, аукционов, издания информационных
и рекламных материалов;
Развитие фирменной торговли с широким
ассортиментом;
Создание региональных органов сертификации
продукции;
Изменение форм собственности согласно
действующему законодательству;
Создание необходимых условий для повышения
эффективности экспортных операций;
Внедрение в производство современных
иностранных технологических процессов
и передовых методов управления производством
Проблемы и перспективы пищевой
промышленности.
В настоящее время производственные
фонды пищевой промышленности морально
устарели. Износ оборудования на отдельных
предприятиях составляет более 60%. Треть
цехов и участков размещены в неприспособленных
помещениях, не отвечающих нормативам
пожарной безопасности, санитарным требования,
эстетики, охране труда и экологическим
требованиям.
Одним из приоритетных в решении проблем
пищевой промышленности является развитие
научно-технического прогресса в области
усовершенствования и модернизации отдельных
трудовых операций.
Комплексными программами развития пищевой
промышленности намечается:
- Ускорить внедрение прогрессивных технологий
производства, систем автоматизирования,
конструирования и моделирования форм
продукции;
- Улучшение использования действующих
и вновь вводимых производственных мощностей;
- Разработка ресурсосберегающих и энергосберегающих
технологий и оборудования.
Условием повышения эффективности производства
является снижение материальных затрат,
следовательно необходима организация
работы по увеличению рационального использования
сырья и материалов в пищевой промышленности:
Реализация целевых
комплексных программ, направленных на
экономия материальных ресурсов, прежде
всего топливно-энергетических, производство
продукции из отечественного сырья;
Разработка и внедрение ресурсосберегающих
технологий, подготовка научно обоснованных
форм затрат и нормативов потерь сырьевых
и материальных ресурсов;
Применение отходов и низкосортного
сырья;
Применение электронных систем контроля
и регулирования технологических процессов
в целях сокращения отходов;
Введение использования нетрадиционных
видов сырья.
Примерами могут служить
следующие: увеличивается производство
маргариновой продукции Донецким маргариновым
заводом за счет привлечения дополнительных
ресурсов масла, изготовленного из негосударственных
ресурсов сырья; мыловаренные заводы обеспечиваются
жировым сырьем за счет производства технического
жира на Славянском масложиркомбинате.
Также на кондитерских фабриках региона
налаживается выпуск новых кондитерских
изделий без сахара или с его уменьшением;
расширяется использование заменителей
сахара при производстве безалкогольных
напитков и хлебобулочных изделий.
Формирование рынка продовольствия происходит
при дефиците хранилищ, холодильного оборудования
и предприятий по первичной переработке
продукции, поэтому высоки потери овощей,
картофеля, фруктов и др. продукции. Наряду
с развитием материально-технической
базы по хранению следует развивать перерабатывающие
производственные мощности. Целесообразно
создавать цехи и мини-заводы с завершенным
циклом производства готовой продукции.
Проблемы транспортного комплекса.
В последние годы сократилась численность
подвижного состава всех видов транспорта
и уменьшились объемы грузо- и пассажироперевозок.
Парк машин не обновляется, изношенность
транспортных средств возрастает.
Повышение тарифов на грузовые и пассажирские
перевозки не решает финансовых проблем
транспортных предприятий.
В перспективе в целях развития транспорта
следует реализовать предприятия, которые
направлены на совершенствование организации
перевозов путем улучшения режимов воздействия
разных видов транспорта и оптимальным
распределением объемов перевозок между
ними.
Среди направлений повышения эффективности
работы транспорта следует выделить следующее:
Создание управляемой
региональной транспортной системы Донбасса;
Формирование оптимальной сети путей
сообщения на основе рациональных систем
грузопотоков;
Распределение между видами транспорта
объемов грузовых и пассажирских перевозок;
Разработка программы энергоснабжения
на основе внедрения мероприятий по экономии
топлива и преимущественного развития
неэнергоемких видов транспорта;
Обеспечение экологически безопасной
эксплуатации всех видов транспорта;
Внедрение научно-технических новинок,
развитие инновационного менеджмента
на предприятиях транспортного комплекса;
Формирование единой автоматизированной
системы управления транспортом Донбасса;
Совершенствование системы, форм и методов
организации пассажирских перевозок;
Обеспечение безопасной работы транспорта;
Внедрение прогрессивных технологических
процессов транспортного обслуживания;
|