Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:37, курсовая работа
Целями исследования данной работы является определение сущности и специфики экономической интеграции, развитие международной и региональной (в развитых и развивающихся странах) экономических организаций.
Задачи данной курсовой работы:
1) Раскрыть сущность понятия международной экономической интеграции.
2) Рассмотреть основные стадии экономической интеграции и факторы её определяющие.
3) Подробно рассмотреть специфику деятельности крупнейших региональных экономических блоков.
Введение.................................................................................................
1.Международная экономическая интеграция……………………………..
2.Региональная экономическая интеграция развитых стран……………...
3.Региональная экономическая интеграция развивающихся стран………
Заключение.............................................................................................
Литература..............................................................................................
Приложения............................................................................................
Таблица 2
Состав Евросоюза с 1957г. по 2007г.
Дата | Страна | Общее количество членов |
25 марта 1957 | Бельгия, Германия, Италия, Люксембург,
Нидерланды, Франция |
6 |
1 января 1973 | Великобритания, Дания, Ирландия | 9 |
1 января 1981 | Греция | 10 |
1 января 1986 | Испания, Португалия | 12 |
1 января 1995 | Австрия, Финляндия, Швеция | 15 |
1 мая
2004 |
Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония | 25 |
1 января 2007 | Болгария, Румыния | 27 |
(Источник: Википедия,2011 )
Для вступления в Европейский союз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и утвержденным в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.
В настоящий момент 5 стран имеют статус кандидата: Исландия, Македония, Турция, Хорватия и Черногория, при этом Македония и Черногория ещё не начали переговоров по присоединению. Три государства Западной Европы, которые предпочли не присоединяться к союзу, частично участвуют в союзной экономике и следуют некоторым директивам: Лихтенштейн и Норвегия входят в общий рынок через Европейскую экономическую зону, Швейцария имеет сходные отношения, заключив двусторонние договоры (Лесняков, 1998).
С момента учреждения ЕС на территории всех государств-членов был создан единый рынок. На данный момент единую валюту используют 17 государств Союза, образуя еврозону. Союз, если рассматривать его как единую экономику, произвёл в 2009 году валовой внутренний продукт в объеме 14,79 триллионов международных долларов в расчете по паритету покупательной способности, что составляет более 21 % мирового объёма производства. Это ставит экономику Союза на первое место в мире по номинальному значению ВВП (рис.2). Кроме того, Союз — крупнейший экспортёр и самый большой импортёр товаров и услуг, а также важнейший торговый партнёр нескольких крупных стран, таких как, например, Китай и Индия.
Рис.2.Евросоюз и семь следующих крупнейших экономик мира по номинальному ВВП (МВФ, 2009). |
2) Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Союза (рис.3).
Рис.3.Территории
стран входящих в состав НАФТА (Википедия,
2011).
Первым
шагом стал «план Эббота», принятый
в 1947 году, целью которого являлось стимулирование
инвестиций США в ведущие отрасли канадской
экономики. В 1959 году США и Канада заключили
соглашение о совместном военном производстве,
которое способствовало внедрению американских
стандартов в канадское производство
военной техники. Следующим шагом стало
заключение в 1965 году соглашения о либерализации
торговли продукцией автомобилестроения,
которое способствовало интеграции многих
других отраслей. Идея торгово-политического
объединения США, Канады и Мексикой стала
претворяться в жизнь в 1970-ые годы. Сначала
речь шла об оформлении энергетического
союза. Подобная идея была поддержана
в 1980-е годы президентами Р. Рейганом и
Дж. Бушем.
В сентябре
1988 году после нелегких трехлетних переговоров
было подписано американско - канадское
соглашение о свободной торговле (CUSFTA),
согласно которому в течение десяти лет
между США и Канадой должна была сформироваться
зона свободной торговли.
В силу происходивших
в 1980-х годах интеграционных процессов
в Европе и Азии, вопрос о создании НАФТА
стал острее. Соглашение о создании Североамериканской
ассоциации свободной торговли (НАФТА)
вступило в силу 1 января 1994 г.
В
настоящее время НАФТА
Основной
целью НАФТА явилось снятие барьеров
на торговлю товарами между странами-участницами.
В отличие
от Европейского Союза, НАФТА не ставила
целью создание межгосударственных административных
органов, как не ставила и создание законов,
которые бы управляли такой системой.
НАФТА является лишь международным торговым
соглашением в рамках международного
права. На сегодняшний день цели НАФТА
включают (Касымова , 2001):
Региональные
экономические организации развитых стран,
членами которых являются государства
определенного географического региона
сотрудничают в вопросах совместной безопасности,
экономической, социальной, культурной
и других сферах. Таким образом, вполне
очевидно, что в процессе интеграции отдельные
группы стран создают друг другу более
благоприятные условия во внутрирегиональной
торговле и миграции факторов производства
и тем самым стимулируют развитие международных
экономических отношений в рамках объединений.
3.Региональная экономическая интеграция развивающихся стран
В «третьем мире» есть несколько десятков региональных экономических союзов, но их значение, как правило, относительно невелико. Главная причина неудач большинства интеграционных опытов в «третьем мире» заключается в том, что им не хватает двух главных предпосылок успешной интеграции – близости уровней экономического развития и высокой степени индустриализации. Поскольку главными торговыми партнерами развивающихся стран являются развитые страны, то интеграция стран «третьего мира» друг с другом обречена на застой. Наилучшие шансы имеют новые индустриальные страны, которые приблизились по уровню развития к промышленно развитым (прил. 2), (Мосей, 2006).
Первая
волна блокообразования прошла в 1960–1970-е,
когда «опора на собственные силы»
казалась слаборазвитым странам
наиболее эффективным инструментом
противодействия «
Самой лучшей оказалась судьба АСЕАН - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (англ. Association of SouthEast Asian Nations) – политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 9 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация». Договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.
Высшим органом АСЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств) стран-членов, который, начиная с 2001 г., проходит ежегодно. Саммит обычно длится 3 дня и сопровождается встречами с партнёрами организации по региону. В качестве руководящего и координирующего органа выступают ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД), которые берут своё начало из периода, когда саммиты проходили раз в три года и СМИД проходили на год ранее, подготавливая будущую встречу. Также ежегодно проходят совещания министров финансов и периодически министров экономики и сельского хозяйства, однако важнейшие их решения подлежат утверждению министров иностранных дел. Повседневное руководство осуществляется постоянным комитетом в составе министра иностранных дел председательствующей страны и послов остальных стран-членов. Постоянный Секретариат расположен в Джакарте и возглавляется Генеральным секретарём. Также работа ведется в 29 комитетах, 122 рабочих группах, что позволяет проводить ежегодно более 300 мероприятий в рамках АСЕАН.В соответствии с Бангкокской декларацией, целями организации являются (Овчаренко, 2003):
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии хотя и не удалось повысить долю взаимной торговли, но зато эта доля стабильно держится на достаточно высоком уровне. Особенно примечательно, что во взаимной торговле стран Юго-Восточной Азии к 1990-м стали преобладать готовые изделия, а не сырье, что типично для группировок развитых стран, но в «третьем мире» является пока единственным примером.
Новая волна создания интеграционных блоков началась в «третьем мире» в 1990-е. Эпоха «романтических ожиданий» окончилась, теперь экономические союзы стали создавать на более прагматической основе. Показателем повышения «реализма» является тенденция к уменьшению числа стран-участниц интеграционных блоков – управлять экономическим сближением удобнее, конечно, в малых группах, где меньше различия между партнерами и легче добиться согласия между ними. Самым удачным блоком «второго поколения» стал Общий рынок стран Южного Конуса (МЕРКОСУР) (Шишков, 2001).
МЕРКОСУР (Mercado Comu'n del Cono Sur – MERCOSUR) – субрегиональный торгово-экономический союз, в который входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла (с июля 2006 начата процедура вступления, между тем до настоящего времени парламенты не всех членов союза дали своё согласие на принятие Венесуэлы в члены) а в качестве ассоциированных членов — Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу; также проводятся консультации о расширении сотрудничества с Кубой (рис.4).