Интеграционные группировки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Целями исследования данной работы является определение сущности и специфики экономической интеграции, развитие международной и региональной (в развитых и развивающихся странах) экономических организаций.
Задачи данной курсовой работы:
1) Раскрыть сущность понятия международной экономической интеграции.
2) Рассмотреть основные стадии экономической интеграции и факторы её определяющие.
3) Подробно рассмотреть специфику деятельности крупнейших региональных экономических блоков.

Содержание

Введение.................................................................................................
1.Международная экономическая интеграция……………………………..
2.Региональная экономическая интеграция развитых стран……………...
3.Региональная экономическая интеграция развивающихся стран………
Заключение.............................................................................................
Литература..............................................................................................
Приложения............................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 376.19 Кб (Скачать файл)

     Таблица 2

     Состав  Евросоюза с 1957г. по 2007г.

Дата      Страна Общее 
количество 
членов
25 марта  1957 Бельгия, Германия, Италия, Люксембург,

Нидерланды, Франция

6
1 января 1973 Великобритания, Дания, Ирландия 9
1 января 1981 Греция 10
1 января 1986 Испания, Португалия 12
1 января 1995 Австрия, Финляндия, Швеция 15
1 мая

2004

Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония 25
1 января 2007 Болгария, Румыния 27

     (Источник: Википедия,2011 )

     Для вступления в Европейский союз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и утвержденным в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

     В настоящий момент 5 стран имеют  статус кандидата: Исландия, Македония, Турция, Хорватия и Черногория, при этом Македония и Черногория ещё не начали переговоров по присоединению. Три государства Западной Европы, которые предпочли не присоединяться к союзу, частично участвуют в союзной экономике и следуют некоторым директивам: Лихтенштейн и Норвегия входят в общий рынок через Европейскую экономическую зону, Швейцария имеет сходные отношения, заключив двусторонние договоры (Лесняков, 1998).

     С момента учреждения ЕС на территории всех государств-членов был создан единый рынок. На данный момент единую валюту используют 17 государств Союза, образуя еврозону. Союз, если рассматривать его как единую экономику, произвёл в 2009 году валовой внутренний продукт в объеме 14,79 триллионов международных долларов в расчете по паритету покупательной способности, что составляет более 21 % мирового объёма производства. Это ставит экономику Союза на первое место в мире по номинальному значению ВВП (рис.2). Кроме того, Союз — крупнейший экспортёр и самый большой импортёр товаров и услуг, а также важнейший торговый партнёр нескольких крупных стран, таких как, например, Китай и Индия.

 
Рис.2.Евросоюз и семь следующих крупнейших экономик мира 
по номинальному ВВП (
МВФ, 2009).

     2) Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Союза (рис.3).

Рис.3.Территории стран входящих в состав НАФТА (Википедия, 2011). 

     Первым  шагом стал «план Эббота», принятый в 1947 году, целью которого являлось стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. В 1959 году США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники. Следующим шагом стало заключение в 1965 году соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое способствовало интеграции многих других отраслей. Идея торгово-политического объединения США, Канады и Мексикой стала претворяться в жизнь в 1970-ые годы. Сначала речь шла об оформлении энергетического союза. Подобная идея была поддержана в 1980-е годы президентами Р. Рейганом и Дж. Бушем. 
          В сентябре 1988 году после нелегких трехлетних переговоров было подписано американско - канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение десяти лет между США и Канадой должна была сформироваться зона свободной торговли. 
          В силу происходивших в 1980-х годах интеграционных процессов в Европе и Азии, вопрос о создании НАФТА стал острее. Соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) вступило в силу 1 января 1994 г.

     В настоящее время НАФТА представляет собой крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли. Соглашение о Североамериканской зоне свободной  торговли содержит комплекс договоренностей, распространяющихся помимо торговли на сферу услуг и инвестиций, и впервые объединяет промышленно развитые государства и развивающуюся страну. Создание зоны свободно торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов (Глинкин, 2000):

  • географической близостью стран-участниц и элементами взаимодополняемости структур национальных экономик;
  • тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием;
  • усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.

     Основной  целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами.  
          В отличие от Европейского Союза, НАФТА не ставила целью создание межгосударственных административных органов, как не ставила и создание законов, которые бы управляли такой системой. НАФТА является лишь международным торговым соглашением в рамках международного права. На сегодняшний день цели НАФТА включают (Касымова , 2001):

  • создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;
  • привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;
  • обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности в Зоне;
  • установление базы для будущей трехсторонней, региональной и междунардной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения.

     Региональные экономические организации развитых стран, членами которых являются государства определенного географического региона сотрудничают в вопросах совместной безопасности, экономической, социальной, культурной и других сферах. Таким образом, вполне очевидно, что в процессе интеграции отдельные группы стран создают друг другу более благоприятные условия во внутрирегиональной торговле и миграции факторов производства и тем самым стимулируют развитие международных экономических отношений в рамках объединений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Региональная экономическая интеграция развивающихся стран

     В «третьем мире» есть несколько десятков региональных экономических союзов, но их значение, как правило, относительно невелико. Главная причина неудач большинства интеграционных опытов в «третьем мире» заключается в том, что им не хватает двух главных предпосылок успешной интеграции – близости уровней экономического развития и высокой степени индустриализации. Поскольку главными торговыми партнерами развивающихся стран являются развитые страны, то интеграция стран «третьего мира» друг с другом обречена на застой. Наилучшие шансы имеют новые индустриальные страны, которые приблизились по уровню развития к промышленно развитым (прил. 2), (Мосей, 2006).

     Первая  волна блокообразования прошла в 1960–1970-е, когда «опора на собственные силы»  казалась слаборазвитым странам  наиболее эффективным инструментом противодействия «империалистическому закабалению» развитыми странами. Поскольку основные предпосылки объединения имели субъективно-политический, а не объективно-экономический характер, то большинство этих интеграционных блоков оказались мертворожденными. В дальнейшем торговые взаимосвязи между ними либо ослабевали, либо застывали на довольно невысоком уровне (Паньков, 2007).

     Самой лучшей оказалась судьба АСЕАН - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (англ. Association of SouthEast Asian Nations) – политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 9 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация». Договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.

     Высшим  органом АСЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств) стран-членов, который, начиная с 2001 г., проходит ежегодно. Саммит обычно длится 3 дня и сопровождается встречами с партнёрами организации по региону. В качестве руководящего и координирующего органа выступают ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД), которые берут своё начало из периода, когда саммиты проходили раз в три года и СМИД проходили на год ранее, подготавливая будущую встречу. Также ежегодно проходят совещания министров финансов и периодически министров экономики и сельского хозяйства, однако важнейшие их решения подлежат утверждению министров иностранных дел. Повседневное руководство осуществляется постоянным комитетом в составе министра иностранных дел председательствующей страны и послов остальных стран-членов. Постоянный Секретариат расположен в Джакарте и возглавляется Генеральным секретарём. Также работа ведется в 29 комитетах, 122 рабочих группах, что позволяет проводить ежегодно более 300 мероприятий в рамках АСЕАН.В соответствии с Бангкокской декларацией, целями организации являются (Овчаренко, 2003):

  • ускорение экономического, социального и культурного развития стран-членов
  • установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН

     Ассоциация  стран Юго-Восточной Азии хотя и не удалось повысить долю взаимной торговли, но зато эта доля стабильно держится на достаточно высоком уровне. Особенно примечательно, что во взаимной торговле стран Юго-Восточной Азии к 1990-м стали преобладать готовые изделия, а не сырье, что типично для группировок развитых стран, но в «третьем мире» является пока единственным примером.

     Новая волна создания интеграционных блоков началась в «третьем мире» в 1990-е. Эпоха «романтических ожиданий» окончилась, теперь экономические союзы стали создавать на более прагматической основе. Показателем повышения «реализма» является тенденция к уменьшению числа стран-участниц интеграционных блоков – управлять экономическим сближением удобнее, конечно, в малых группах, где меньше различия между партнерами и легче добиться согласия между ними. Самым удачным блоком «второго поколения» стал Общий рынок стран Южного Конуса (МЕРКОСУР) (Шишков, 2001).

     МЕРКОСУР  (Mercado Comu'n del Cono Sur – MERCOSUR) – субрегиональный торгово-экономический союз, в который входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла (с июля 2006 начата процедура вступления, между тем до настоящего времени парламенты не всех членов союза дали своё согласие на принятие Венесуэлы в члены) а в качестве ассоциированных членов — Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу; также проводятся консультации о расширении сотрудничества с Кубой (рис.4).

Информация о работе Интеграционные группировки