Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:41, курсовая работа
Данная работа работа рассматривает методы измерения региона как конкурентно-преимущественное хозяйственное образования в государстве
Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Конкурентоспособность региона………………………………….. 4
1.1. Сущность конкурентоспособности регионов……………….. …………4
1.2. Сущность и классификация рыночной инфраструктуры ……………...12
1.3. Конкурентоспособность среды инфраструктуры………………………13
1.4. Институционная структуры регионального рынка ……………………14
1.5. Экономический потенциал региональной рыночной инфраструктуры.16
Глава 2. Методы измерения конкурентоспособности………………………17
2.1. Методы оценки конкурентоспособности………………………………….17
2.2. Оценка конкурентоспособности среды региональных рынков………….20
Заключение…………………………………………………………………………..21
Список Литературы………………………………………………………………….24
Федеральное
государственное
высшего
профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ
АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ»
КАФЕДРА
Финансов
и Государственного Регулирования
Экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
студента(ки) ____5_____ курса ___5106______ группы
_______ Толоконникова Алексея Викторовича________
(Ф. И. О.)
__ Конкурентоспособность региона: методы измерения _
(название темы)
______________________________
______________________________
Научный руководитель:
___________ канд. эк. наук _______________
уч. степень, уч. звание
___________ Белов Валерий Игоревич_______
Ф.И.О.
Санкт-Петербург
2011 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Конкурентоспособность
региона…………………………………..
4
Глава
2. Методы измерения
конкурентоспособности………………………
2.1.
Методы оценки конкурентоспособности………………………
2.2.
Оценка конкурентоспособности
Заключение……………………………………………………
Список
Литературы……………………………………………………
Введение:
Вопросы регионального экономического развития и конкурентоспособности регионов одни из важнейших обеспечивающих состояние любого государства, ибо выполнение задачи повышения ВВП1 возможно, если в стране появятся конкурентоспособные регионы. Отсюда возникают вопросы, что такое конкурентоспособный регион, как сравнить уровень конкурентоспособности различных регионов и как измерить уровень конкурентоспособности региона, то есть каковы индикаторы такой конкурентоспособности.
Среди имеющихся в литературе определений понятия конкурентоспособности перспективной представляется интерпретация, предложенная А.З. Селезневым: «Конкурентоспособность региона - это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику».
Цель данной курсовой работы - выяснить, что представляет собой конкурентоспособность регионов и осуществить ее оценку.
Цель работы, в свою очередь, определяет конкретные его задачи, основными из которых являются:
-
раскрыть сущность
-
рассмотреть факторы
-
изучить методы оценки
-
провести оценку
Объектом исследования является регион.
Предметом
исследования данной работы является
конкурентоспособность регионов и
ее оценка.
Глава1.
Конкурентоспособность
регионов.
В мировой экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, усилением борьбы между тенденциями формирования однополярного и многополярного мира, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами. В этих условиях, когда рынок получает признание в качестве общественной ценности, сила и мощь любого государства во все большей степени определяются конкурентоспособностью его производителей. Именно обеспечение конкурентоспособности лежит в основе разработки стратегии развития страны, региона, фирмы. Развитие страны и ее регионов зависит от всех элементов рынка и, в первую очередь, от конкуренции фирм. Но конкурентное преимущество фирм создается и удерживается в тесной связи с местными условиями. Несмотря на глобализацию отраслей, роль страны и региона базирования фирмы в последнее время усилилась и успех фирм в состязании с конкурентами зависит прежде всего от положения дел в стране и регионе. В свою очередь, страны и регионы развиваются в конкурентной среде. Обеспечение условий для цивилизованного и динамично развивающегося рынка, создание (формирование) конкурентоспособности — ключевой элемент в числе национальных и региональных приоритетов в любой стране, важнейшая функция государственного регулирования экономики. Однако многие проблемы определения и формирования конкурентоспособности региона и роли государства в этом процессе остаются нерешенными.
Конкурентоспособность формируется на различных уровнях: товара (услуги), компании, отрасли (рынка), региона, страны. В связи с этим следует различать соответственно конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли, региона, страны. В общем виде конкурентоспособность означает способность выполнять свои функции (предназначение, миссию) с требуемыми качеством и стоимостью в условиях конкурентного рынка. Конкурентоспособность может определяться в сравнении с другими аналогичными объектами, часто лучшими.
Данная характеристика относится к оценочным показателям, поэтому предполагает наличие субъекта (кто оценивает), объекта (что оценивается), цели (критерия) оценки. Субъектами оценки могут быть органы государственной власти, организации, инвесторы, покупатели и т.п. Объектами оценки являются товар, фирма, организация, регион, страна. Критериями (целями) оценки могут быть положение на рынке, темпы развития, возможность расплачиваться за полученные заемные средства, потребительские свойства по отношению к цене товара и др. Поэтому данное многогранное понятие может быть определено в различных аспектах в зависимости от решаемых задач. Возможны также различные методы оценки конкурентоспособности, построенные на основе статистических показателей, экспертных оценок, рангов.
Общее
определение
Конкурентоспособность региона — это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику.
Подход
к оценке конкурентоспособности
региона можно сформулировать, опираясь
на концепцию
Конкурентоспособность региона — продуктивность (производительность) использования региональных ресурсов, и в первую очередь рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами, которая дает результат в величине валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, а также в его динамике. Вследствие большой сложности она может оцениваться системой показателей и индикаторов. По аналогии с методикой Всемирного банка благополучие региона может быть оценено по четырем основным показателям в расчете на душу населения:
Учитывая нынешнюю
В рамках задачи формирования конкурентоспособности региона это понятие может быть определено, как способность создавать условия для устойчивого развития региона.
Для
оценки факторов формирования конкурентной
способности региона в целом
и возможности воздействия
Развитие конкурентоспособности региона, как и страны в целом (по М. Портеру, осуществляется по следующим четырем стадиям (уровням):
__ конкуренция на основе факторов производства
— конкуренция на основе инвестиций
— конкуренция на основе нововведений
— конкуренция на основе богатства.
Первые три стадии обеспечивают экономический рост, последняя обусловливает застой и спад.
Конкурентное преимущество региона обеспечивается (см. табл. 1):
Таблица1
Формирование конкурентного преимущества
региона на разных стадиях экономического
развития
В современных условиях целесообразно сделать упор на стадию инвестиций с последующим переходом к инновационному развитию. Но уже сегодня существует объективная потребность в инновационной «наполненности» привлекаемых инвестиций. В создании конкурентного преимущества региона немаловажное значение имеют научные знания, образование — и как факторы развития производства, и как факторы формирования инновационного потенциала региона.
Для формирования конкурентоспособности региона можно использовать программно-целевой подход (ПЦП). При решении проблемы создания и повышения конкурентоспособности региона ПЦП может быть представлен следующим образом.
Вначале осуществляется структуризация проблемы формирования конкурентоспособности региона и разрабатывается «дерево целей» для двух уровней (в укрупненном виде представлено на рисунке).
Информация о работе Конкурентоспособность региона: методы измерения