Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 11:25, контрольная работа
Краткое описание
Мировая экономика в настоящее время представляет собой целостную систему взаимосвязанных национальных хозяйств. Развитие этой системы помимо встроенных рыночных инструментов регулируется международными экономическими организациями, наднациональными организациями, транснациональными компаниями. Углубление разделения труда в международном масштабе ведет к необходимости интеграции и взаимопроникновения национальных хозяйственных систем, к развитию новых форм интернационального экономического сотрудничества, осуществляемого на взаимовыгодной основе. Одной из таких форм стали свободные экономические зоны (СЭЗ), которые в последние десятилетия получили широкое распространение в мире.
Содержание
1. Основные понятия государственной политики зонирования…………………….3 2. Депрессивные регионы……………………………………………………………...6 3. Теория центральных мест……………………………………………….. …………9 Список изпользуемой литературы………………………………………………...….11
3. Теория центральных мест………………………………………………..
…………9
Список изпользуемой литературы………………………………………………...….11
3
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗОНИРОВАНИЯ
Мировая экономика в настоящее
время представляет собой целостную систему
взаимосвязанных национальных хозяйств.
Развитие этой системы помимо встроенных
рыночных инструментов регулируется международными
экономическими организациями, наднациональными
организациями, транснациональными компаниями.
Углубление разделения труда в международном
масштабе ведет к необходимости интеграции
и взаимопроникновения национальных хозяйственных
систем, к развитию новых форм интернационального
экономического сотрудничества, осуществляемого
на взаимовыгодной основе. Одной из таких
форм стали свободные экономические зоны
(СЭЗ), которые в последние десятилетия
получили широкое распространение в мире.
Свободные экономические
зоны-одна из форм рациональной
организации территориальной экономического
пространства в целях реализации
определенных социально-экономических
задач, которые ставят государственные
органы власти. Изучение практического
опыта деятельности СЭЗ в различных
странах мира свидетельствует
об исключительно важной их
роли в ускорении социально-экономического
развития как отдельных регионов,
так и целых национальных хозяйственных
систем.
Государственная политика зонирования
- это комплекс мер социального, экономического
и правового характера, направленных на
создание и эффективное функционирование
особых зон на территории данной страны.
Анализ мирового опыта территориального
зонирования свидетельствует о том, что
основными назначениями СЭЗ являются:
1) служить мощным фактором
социально-экономического, научно-технического,
военно-политического развития националь
ной экономики;
2) быть связующим звеном
между передовым опытом миро
вого хозяйствования и фактическим
уровнем развития отраслей народного
хозяйства данной страны, служить
своеобразным эта лоном прогрессивных
форм организации производства,
труда и управления, развития
и внедрения современной, соответствующих
мировому уровню техники и
технологии;
3) на определенном этапе
своего развития выступать фактором
насыщения внутреннего спроса
высококачественными товарами и
услугами;
4) стимулировать деловую
активность и предпринимательство
в стране, выступая как важный
канал поступления иностранных
инвестиций в национальную экономику
и вместе с тем стимулируя
более эффективное использование
местных ресурсов: финан совых, трудовых,
материальных, природных;
5) служить местом проверки
действенности нового экономического
мышления, формирования новых черт
социальной психологии и других
нововведений, характерных для условий
функционирования рыночной экономики;
6) СЭЗ выступают как
полигон постановки и реализации
новых перспективных задач социально-экономической
политики государства.
Такое понимание роли СЭЗ определяет
задачи, которые решает государственная
политика зонирования в целях стимулирования
эффективного развития национальной экономики.
Основные цели и задачи отечественной
4
политики зонирова ния сводятся
к тому, что СЭЗ, создаваемые на территории
РФ, должны:
1) рассматриваться не
только как полюса роста, но
и как важный фактор и мощный
стимул ускоренного развития
производительных сил самого
региона зоны;
2) служить эталоном прогрессивных
форм организации производства,
труда, управления, развития и внедрения
современной, соответствующей мировому
уровню техники и технологии;
3) быть стандартом решения
социальнокультурного и коммунально-бытового
обслуживания работающих и живущих
на их территории;
4) иметь подразделения
производственной и социальной
инфраструктуры, выполняющие функции
окон в мир конкуренции, создавая
условия для насыщения внутреннего
рынка товарами и услугами, опираясь
при этом на передовые технологии,
привлекаемый иностранный и отечественный
капитал и местные возможности,
включая материальные, трудовые
и природные ресурсы, деловую
активность, предпринимательство, конкуренцию
и т.д.;
5) быть территорией развития
нового экономического мышления,
формирования новых черт социальной
психологии, других новшеств, характерных
для условий функционирования
рыночной экономики.
Определяя круг экономических
и социальных проблем, которые предполагается
решать с помощью государственной политики
зонирования, необходимо указать, что
СЭЗ создаются, прежде всего, в целях развития
и более рационального использования
производственного потенциала страны,
ее отдельных регионов и отраслей. Содержание
и особенность государственной политики
зонирования применительно к тому или
иному периоду развития страны тесно связаны
с целями и задачами создания того или
иного типа СЭЗ. Цели создания СЭЗ обычно
сводятся к созданию особо благоприятных
условий для привлечения иностранного
и отечественого капитала на сравнительно
ограниченную территорию страны. Поскольку
предоставление льгот одной стороне означает
недополучение прибыли другой стороной,
предполагается, что временные потери
этой другой стороны будут перекрыты в
дальнейшем за счет более высоких показателей
по массе прибыли. Если это золотое правило
неуклонно соблюдается, то развитие СЭЗ
отвечает интересам всех участвующих
сторон и в процессе зонирования не возникает
экономических коллизий между СЭЗ и общегосударственными
интересами принимающей стороны. Содержание
и задачи государственной политики зонирования
сводятся к следующему:
- обеспечение благоприятных
условий для активизации со
вместной с зарубежными партнерами
деятельности по уве личению
экспортно-импортных возможностей
данного региона и страны в
целом;
- расширение торгово-экономического
сотрудничества с зарубежными
государствами данного региона
и РФ;
- увеличение трансконтинентального
транзита;
- формирование благоприятных
условий для привлечения иностранного
капитала (инвестиций), современной
и высокоэффективной технологии
и новых видов техники;
5
- создание нового научно-промышленного
парка с целью накопления и
тиражирования опыта в области
производства высококачественной
наукоемкой продукции, привлечения
высоких технологий;
- более рациональное и
эффективное использование земель
ных ресурсов региона, развитие
инфраструктуры на терри тории
зоны и сопредельных территориях;
- привлечение зарубежного
управленческого опыта с целью
распространения его на отечественные
организации и пред-приятия;
- отработка на локальном
уровне новых форм хозяйствования
в условиях перехода к рыночной
экономике;
- практическое обучение
отечественных специалистов при
емам и методам бизнеса; переподготовка
кадров для удов летворения
потребностей предприятий и организаций,
размещенных на территории зоны
и сопредельных территориях;
- развитие индустрии туризма,
привлечение значительного количества
туристов из других стран, особенно
из тех, в которых имеются большие
общины соотечественников, и др.
В соответствии с этими задачами
и с учетом имеющихся условий, ресурсов
и ограничений определяются внутрихозяйствен
ная специализация СЭЗ, приоритетные отрасли
хозяйства и на правления деятельности,
место СЭЗ в системе создающихся и раз
вивающихся рыночных структур, а в конечном
итоге формируется государственная политика
зонирования. Многообразие целей зонирования
в отечественной и зарубежной практике
определяет совокупность задач, решаемых
в рамках государственной политики зонирования
в национальной экономике различных стран.
Основные цели государственной
политики зонирования в развивающихся
странах - это:
- стимулирование экспортного
производства и валютных поступлений;
- насыщение внутреннего
рынка продовольствием и промыш-ленными
товарами;
- развитие инфраструктуры,
складского хозяйства, развитие
туризма;
- подготовка управленческих
кадров для работы в рыночных
условиях;
- стимулирование создания
наукоемких, высокотехнологич ных
производств и т.д.
В промышленно развитых странах
цели государственной политики зонирования
иные:
- преодоление экономического
отставания отдельных районов;
- решение проблемы занятости
населения;
- стимулирование инноваций
на основе научно-производственных
территориальных образований высокотехнологичных
и наукоемких производств и
использование кадрового потенциала.
6
2. ДЕПРЕССИВНЫЕ РЕГИОНЫ
В процессе реформирования
экономики и системы государственного
управления появилась проблема «депрессивных»
регионов, в число которых попала значительная
часть территорий, до начала реформ обладавших
нормально развитой самодостаточной экономикой,
стабильно перечислявших в бюджет страны
немалый доход.
Регионы России разделились
на 2 неравные группы: 10-15 регионов - это
регионы-доноры, а подавляющее большинство
- депрессивные регионы.
Под депрессивными регионами
понимается часть территории страны, в
наибольшей степени пострадавшая от кризисных
процессов (роста безработицы, спада производства
и снижения реальных доходов населения).
Их необходимо отличать от других видов
проблемных районов (нового освоения,
слаборазвитых, приграничных регионов,
зон экологического бедствия и т. д.).
Депрессивный регион - это в
прошлом относительно благополучная территория,
как правило, с высоким промышленно-производственным
потенциалом и достаточно развитой инфраструктурой,
в том числе социальной. Его кризисное
состояние - проявление структурного кризиса
российской экономики, вызвавшего неравномерный
спад производства по отраслям. Депрессивные
регионы характеризуются не просто отставанием
в социально-экономическом развитии, но
формированием в них ситуации, несущей
в себе опасность для общественных и рыночных
отношений государства.
В научной
литературе высказывается мнение, что
в России по суммарным среднеарифметическим
показателям (рассчитанным по трем позициям:
спад производства, низкий доход на душу
населения, безработица) пять субъектов
отстают от остальных регионов настолько
сильно, что их правильнее было бы назвать
территориями социально-экономического
бедстви. Это Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия,
Калмыкия, Адыгея и Дагестан. По критериям
бюджетной обеспеченности (дотационность)
к депрессивным относится около 80 субъектов
Российской Федерации.
По большому счету появление значительного
числа депрессивных регионов -следствие
не одного структурного кризиса, а во многом
общего кризиса реформирования, связанного
с глобальными просчетами макроэкономического
характера, неправильным выбором приоритетов
реформ, темпа реализации реформационных
мер, неудачным заимствованием западных
моделей организации рыночных отношений
(хорошо работающих в развитых странах,
но совершенно не способных адаптироваться
к российским условиям), а самое главное
- отсутствием эффективной федеральной
и региональной политики, отвечающей особенностям
России, учитывающей менталитет населения
отдельных регионов и их национальные
стратегические интересы. Сравнительный
анализ регионов по
7
уровню получаемых дотаций
и субвенций из федерального бюджета показывает,
что в наиболее бедственном положении
сегодня оказались аграрные регионы. Связано
это в основном со сложившимся диспаритетом
цен на продукцию сельского хозяйства
и промышленного производства. Даже
Ставропольский край - житница страны,
который нельзя отнести к обделенным
вниманием, получив в свое время
по «социалистическому разделению
труда» статус аграрного края,
сегодня имеет на 80% дотационный
бюджет.
В аналогичной ситуации находятся и многие
другие аграрные регионы, которые не могут
в одно мгновение превратиться из аграрных
в индустриально развитые. Для этого нужны
огромные инвестиции и коренная структурная
перестройка экономики.
Необходимо подчеркнуть, что в советское
время в период индустриализации, вплоть
до начала 90-х гг. заводы строились не по
заявке территорий, а по плану «сверху».
И не всегда регионы были инициаторами
строительства на их территории заводов
военно-промышленного комплекса (ВПК),
ориентированных на выпуск комплектующих
и промежуточных изделий, базирующийся
на привозном сырье. Сегодня многие из
этих предприятий простаивают.
В настоящее время крайне важно выработать
реальные меры по выходу этих регионов
из депрессивного, кризисного состояния
на основе активизации как собственных
резервов, так и поддержки федерального
центра, причем не только с помощью субвенций
и трансфертов, но и путем эффективной
региональной политики, целенаправленной
финансово-денежной и промышленной политики.
Представляется целесообразным разработать
концепцию новой региональной политики
в части, касающейся депрессивных регионов,
в которой должны быть определены приоритеты
работы федерального центра в этом направлении.
Практическая ориентация данной концепции
могла бы быть конституирована указом
Президента РФ.
Основные положения концепции должны
учитываться при разработке всех нормативно-правовых
документов федерального центра, связанных
с деятельностью депрессивных регионов.
Должна быть начата работа по подготовке
специальных программ поддержки отдельных
регионов РФ с учетом именно их проблем,
особенностей и стратегии развития. Программы
должны быть увязаны с реальными схемами
социально-экономического развития регионов.
В федеральном центре можно создать агентство
по развитию депрессивных регионов, которое,
используя часть бюджетных средств, привлекало
бы в регионы частные кредиты и инвестиции,
содействовало инвестиционной активности,
реструктуризации предприятий, переподготовке
кадров. Расположенным в этих регионах
предприятиям и населению был бы облегчен
доступ к действующим (или формирующимся)
каналам финансовой помощи.