Контрольная работа по "Региональной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 11:25, контрольная работа

Краткое описание

Мировая экономика в настоящее время представляет собой целостную систему взаимосвязанных национальных хозяйств. Развитие этой системы помимо встроенных рыночных инструментов регулируется международными экономическими организациями, наднациональными организациями, транснациональными компаниями. Углубление разделения труда в международном масштабе ведет к необходимости интеграции и взаимопроникновения национальных хозяйственных систем, к развитию новых форм интернационального экономического сотрудничества, осуществляемого на взаимовыгодной основе. Одной из таких форм стали свободные экономические зоны (СЭЗ), которые в последние десятилетия получили широкое распространение в мире.

Содержание

1. Основные понятия государственной политики зонирования…………………….3
2. Депрессивные регионы……………………………………………………………...6
3. Теория центральных мест……………………………………………….. …………9
Список изпользуемой литературы………………………………………………...….11

Вложенные файлы: 1 файл

региональная экономика.docx

— 40.19 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО

 СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

Факультет экономический

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Региональная экономика»

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка заочной формы обучения

3 курса 

Направления 081100.62

 «Государственное и

 муниципальное управление»

Белоглазова А. А.

 

 

Проверила:

доцент, к.э.н. ассистент кафедры

«Государственное и муниципальное управление»

Криулина Е. Н.

 

 

 

 

 

 

 

Ставрополь, 2014

ПЛАН

1. Основные понятия государственной  политики зонирования…………………….3

2. Депрессивные регионы……………………………………………………………...6

3. Теория центральных мест……………………………………………….. …………9

Список изпользуемой литературы………………………………………………...….11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗОНИРОВАНИЯ

Мировая экономика в настоящее время представляет собой целостную систему взаимосвязанных национальных хозяйств. Развитие этой системы помимо встроенных рыночных инструментов регулируется международными экономическими организациями, наднациональными организациями, транснациональными компаниями. Углубление разделения труда в международном масштабе ведет к необходимости интеграции и взаимопроникновения национальных хозяйственных систем, к развитию новых форм интернационального экономического сотрудничества, осуществляемого на взаимовыгодной основе. Одной из таких форм стали свободные экономические зоны (СЭЗ), которые в последние десятилетия получили широкое распространение в мире.

 Свободные экономические  зоны-одна из форм рациональной  организации территориальной экономического  пространства в целях реализации  определенных социально-экономических  задач, которые ставят государственные  органы власти. Изучение практического  опыта деятельности СЭЗ в различных  странах мира свидетельствует  об исключительно важной их  роли в ускорении социально-экономического  развития как отдельных регионов, так и целых национальных хозяйственных  систем.

Государственная политика зонирования - это комплекс мер социального, экономического и правового характера, направленных на создание и эффективное функционирование особых зон на территории данной страны. Анализ мирового опыта территориального зонирования свидетельствует о том, что основными назначениями СЭЗ являются:

1) служить мощным фактором  социально-экономического, научно-технического, военно-политического развития националь  ной экономики;

2) быть связующим звеном  между передовым опытом миро  вого хозяйствования и фактическим  уровнем развития отраслей народного  хозяйства данной страны, служить  своеобразным эта лоном прогрессивных  форм организации производства, труда и управления, развития  и внедрения современной, соответствующих  мировому уровню техники и  технологии;

3) на определенном этапе  своего развития выступать фактором  насыщения внутреннего спроса  высококачественными товарами и  услугами;

4) стимулировать деловую  активность и предпринимательство  в стране, выступая как важный  канал поступления иностранных  инвестиций в национальную экономику  и вместе с тем стимулируя  более эффективное использование  местных ресурсов: финан совых, трудовых, материальных, природных;

5) служить местом проверки  действенности нового экономического  мышления, формирования новых черт  социальной психологии и других  нововведений, характерных для условий  функционирования рыночной экономики;

6) СЭЗ выступают как  полигон постановки и реализации  новых перспективных задач социально-экономической  политики государства.

Такое понимание роли СЭЗ определяет задачи, которые решает государственная политика зонирования в целях стимулирования эффективного развития национальной экономики. Основные цели и задачи отечественной

4

 

политики зонирова ния сводятся к тому, что СЭЗ, создаваемые на территории РФ, должны:

1) рассматриваться не  только как полюса роста, но  и как важный фактор и мощный  стимул ускоренного развития  производительных сил самого  региона зоны;

2) служить эталоном прогрессивных  форм организации производства, труда, управления, развития и внедрения  современной, соответствующей мировому  уровню техники и технологии;

3) быть стандартом решения  социальнокультурного и коммунально-бытового  обслуживания работающих и живущих  на их территории;

4) иметь подразделения  производственной и социальной  инфраструктуры, выполняющие функции  окон в мир конкуренции, создавая  условия для насыщения внутреннего  рынка товарами и услугами, опираясь  при этом на передовые технологии, привлекаемый иностранный и отечественный  капитал и местные возможности, включая материальные, трудовые  и природные ресурсы, деловую  активность, предпринимательство, конкуренцию  и т.д.;

5) быть территорией развития  нового экономического мышления, формирования новых черт социальной  психологии, других новшеств, характерных  для условий функционирования  рыночной экономики.      

Определяя круг экономических и социальных проблем, которые предполагается решать с помощью государственной политики зонирования, необходимо указать, что СЭЗ создаются, прежде всего, в целях развития и более рационального использования производственного потенциала страны, ее отдельных регионов и отраслей. Содержание и особенность государственной политики зонирования применительно к тому или иному периоду развития страны тесно связаны с целями и задачами создания того или иного типа СЭЗ. Цели создания СЭЗ обычно сводятся к созданию особо благоприятных условий для привлечения иностранного и отечественого капитала на сравнительно ограниченную территорию страны. Поскольку предоставление льгот одной стороне означает недополучение прибыли другой стороной, предполагается, что временные потери этой другой стороны будут перекрыты в дальнейшем за счет более высоких показателей по массе прибыли. Если это золотое правило неуклонно соблюдается, то развитие СЭЗ отвечает интересам всех участвующих сторон и в процессе зонирования не возникает экономических коллизий между СЭЗ и общегосударственными интересами принимающей стороны. Содержание и задачи государственной политики зонирования сводятся к следующему:

- обеспечение благоприятных  условий для активизации со  вместной с зарубежными партнерами  деятельности по уве личению  экспортно-импортных возможностей  данного региона и страны в  целом;

- расширение торгово-экономического  сотрудничества с зарубежными  государствами данного региона  и РФ;

- увеличение трансконтинентального  транзита;

- формирование благоприятных  условий для привлечения иностранного  капитала (инвестиций), современной  и высокоэффективной технологии  и новых видов техники;

 

5

 

- создание нового научно-промышленного  парка с целью накопления и  тиражирования опыта в области  производства высококачественной  наукоемкой продукции, привлечения  высоких технологий;

- более рациональное и  эффективное использование земель  ных ресурсов региона, развитие  инфраструктуры на терри тории  зоны и сопредельных территориях;

- привлечение зарубежного  управленческого опыта с целью  распространения его на отечественные  организации и пред-приятия;

- отработка на локальном  уровне новых форм хозяйствования  в условиях перехода к рыночной  экономике;

- практическое обучение  отечественных специалистов при  емам и методам бизнеса; переподготовка  кадров для удов летворения  потребностей предприятий и организаций, размещенных на территории зоны  и сопредельных территориях;

- развитие индустрии туризма, привлечение значительного количества  туристов из других стран, особенно  из тех, в которых имеются большие  общины соотечественников, и др.

В соответствии с этими задачами и с учетом имеющихся условий, ресурсов и ограничений определяются внутрихозяйствен ная специализация СЭЗ, приоритетные отрасли хозяйства и на правления деятельности, место СЭЗ в системе создающихся и раз вивающихся рыночных структур, а в конечном итоге формируется государственная политика зонирования. Многообразие целей зонирования в отечественной и зарубежной практике определяет совокупность задач, решаемых в рамках государственной политики зонирования в национальной экономике различных стран.

 Основные цели государственной  политики зонирования в развивающихся  странах - это:

- стимулирование экспортного  производства и валютных поступлений;

- насыщение внутреннего  рынка продовольствием и промыш-ленными  товарами;

- развитие инфраструктуры, складского хозяйства, развитие  туризма;

- подготовка управленческих  кадров для работы в рыночных  условиях;

- стимулирование создания  наукоемких, высокотехнологич ных  производств и т.д.

В промышленно развитых странах цели государственной политики зонирования иные:

- преодоление экономического  отставания отдельных районов;

- решение проблемы занятости  населения;

- стимулирование инноваций  на основе научно-производственных  территориальных образований высокотехнологичных  и наукоемких производств и  использование кадрового потенциала.

 

 

 

 

 

6

 

2. ДЕПРЕССИВНЫЕ РЕГИОНЫ

 

 

 В процессе реформирования экономики и системы государственного управления появилась проблема «депрессивных» регионов, в число которых попала значительная часть территорий, до начала реформ обладавших нормально развитой самодостаточной экономикой, стабильно перечислявших в бюджет страны немалый доход.

Регионы России разделились на 2 неравные группы: 10-15 регионов - это регионы-доноры, а подавляющее большинство - депрессивные регионы. 
   Под депрессивными регионами понимается часть территории страны, в наибольшей степени пострадавшая от кризисных процессов (роста безработицы, спада производства и снижения реальных доходов населения). Их необходимо отличать от других видов проблемных районов (нового освоения, слаборазвитых, приграничных регионов, зон экологического бедствия и т. д.).

Депрессивный регион - это в прошлом относительно благополучная территория, как правило, с высоким промышленно-производственным потенциалом и достаточно развитой инфраструктурой, в том числе социальной. Его кризисное состояние - проявление структурного кризиса российской экономики, вызвавшего неравномерный спад производства по отраслям. Депрессивные регионы характеризуются не просто отставанием в социально-экономическом развитии, но формированием в них ситуации, несущей в себе опасность для общественных и рыночных отношений государства. 
          В научной литературе высказывается мнение, что в России по суммарным среднеарифметическим показателям (рассчитанным по трем позициям: спад производства, низкий доход на душу населения, безработица) пять субъектов отстают от остальных регионов настолько сильно, что их правильнее было бы назвать территориями социально-экономического бедстви. Это Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Калмыкия, Адыгея и Дагестан. По критериям бюджетной обеспеченности (дотационность) к депрессивным относится около 80 субъектов Российской Федерации. 
           По большому счету появление значительного числа депрессивных регионов -следствие не одного структурного кризиса, а во многом общего кризиса реформирования, связанного с глобальными просчетами макроэкономического характера, неправильным выбором приоритетов реформ, темпа реализации реформационных мер, неудачным заимствованием западных моделей организации рыночных отношений (хорошо работающих в развитых странах, но совершенно не способных адаптироваться к российским условиям), а самое главное - отсутствием эффективной федеральной и региональной политики, отвечающей особенностям России, учитывающей менталитет населения отдельных регионов и их национальные стратегические интересы. Сравнительный анализ регионов по

7

 

уровню получаемых дотаций и субвенций из федерального бюджета показывает, что в наиболее бедственном положении сегодня оказались аграрные регионы. Связано это в основном со сложившимся диспаритетом цен на продукцию сельского хозяйства и промышленного производства. Даже 

            Ставропольский край - житница страны, который нельзя отнести к обделенным  вниманием, получив в свое время  по «социалистическому разделению  труда» статус аграрного края, сегодня имеет на 80% дотационный  бюджет. 
            В аналогичной ситуации находятся и многие другие аграрные регионы, которые не могут в одно мгновение превратиться из аграрных в индустриально развитые. Для этого нужны огромные инвестиции и коренная структурная перестройка экономики. 
           Необходимо подчеркнуть, что в советское время в период индустриализации, вплоть до начала 90-х гг. заводы строились не по заявке территорий, а по плану «сверху». И не всегда регионы были инициаторами строительства на их территории заводов военно-промышленного комплекса (ВПК), ориентированных на выпуск комплектующих и промежуточных изделий, базирующийся на привозном сырье. Сегодня многие из этих предприятий простаивают. 
             В настоящее время крайне важно выработать реальные меры по выходу этих регионов из депрессивного, кризисного состояния на основе активизации как собственных резервов, так и поддержки федерального центра, причем не только с помощью субвенций и трансфертов, но и путем эффективной региональной политики, целенаправленной финансово-денежной и промышленной политики. 
            Представляется целесообразным разработать концепцию новой региональной политики в части, касающейся депрессивных регионов, в которой должны быть определены приоритеты работы федерального центра в этом направлении. Практическая ориентация данной концепции могла бы быть конституирована указом Президента РФ. 
            Основные положения концепции должны учитываться при разработке всех нормативно-правовых документов федерального центра, связанных с деятельностью депрессивных регионов. Должна быть начата работа по подготовке специальных программ поддержки отдельных регионов РФ с учетом именно их проблем, особенностей и стратегии развития. Программы должны быть увязаны с реальными схемами социально-экономического развития регионов. 
            В федеральном центре можно создать агентство по развитию депрессивных регионов, которое, используя часть бюджетных средств, привлекало бы в регионы частные кредиты и инвестиции, содействовало инвестиционной активности, реструктуризации предприятий, переподготовке кадров. Расположенным в этих регионах предприятиям и населению был бы облегчен доступ к действующим (или формирующимся) каналам финансовой помощи.

Информация о работе Контрольная работа по "Региональной экономике"