Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 14:14, реферат
Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации (далее – Концепция) определяет цели и задачи модернизации региональной политики в Российской Федерации, а также инструменты и механизмы ее реализации.
Региональная политика в Российской Федерации – система правовых, финансово-экономических, институциональных и организационных мер, определяющих деятельность органов публичной власти всех уровней, направленная на комплексное развитие регионов.
В настоящее время стратегическое планирование осуществляется на различных уровнях власти путем разработки и реализации согласованных концепций, доктрин, стратегий, программ и схем развития отдельных отраслей экономики, сфер жизнедеятельности и территорий. Полномасштабное осуществление мероприятий региональной политики в Российской Федерации ограничивается отсутствием единой системы государственного стратегического планирования регионального развития и её увязки с системой территориального планирования.
К настоящему времени практически во всех субъектах Российской Федерации сформирован комплекс официальных документов по стратегическому развитию регионов, включающий в себя:
стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации;
программы экономического и социального развития субъектов Российской Федерации на среднесрочный период;
целевые программы, реализуемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
и иные документы, соответствующие требованиям, установленным российским законодательством к документам стратегического планирования социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, решение о разработке которых принято высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации либо высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Следует придать нормативный характер обязательному перечню документов, их формату и содержанию, а также инструментам их реализации.
Документы, разрабатываемые на региональном уровне должны учитываться при подготовке документов стратегического и территориального планирования муниципальных образований.
Указанные документы разрабатываются на основе принимаемых на федеральном уровне Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, стратегий социально-экономического развития федеральных округов (макрорегионов), стратегий развития отраслей экономики и социальной сферы.
Основной целью разработки стратегий социально-экономического развития федеральных округов (макрорегионов) является детализация для уровня федерального округа (макрорегиона) целей и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, и обеспечение согласованности с данными целями и приоритетами стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав соответствующего федерального округа (макрорегиона), а также стратегиями развития отраслей экономики и социальной сферы.
Стратегии социально-экономического развития федеральных округов (макрорегионов) являются обязательным ориентиром для формирования реализуемых на территории округа государственных программ, инвестиционных программ субъектов естественных монополий на среднесрочную и долгосрочную перспективу, а также критериям для оценки указанных программ с точки зрения комплексного территориального развития.
Мероприятия, предусматриваемые стратегиями развития отраслей экономики и социальной сферы, должны быть увязаны с приоритетными направлениями развития регионов. В этой связи одной из важнейших задач стратегического планирования является наличие регионального среза в стратегиях развития отраслей экономики и социальной сферы. Наличие регионального среза означает введение четкой региональной и местной привязки всех планируемых программных мероприятий. Это обеспечит согласование стратегий развития отраслей экономики и социальной сферы с документами стратегического планирования развития регионов.
На федеральном уровне мероприятия по реализации документов стратегического планирования осуществляются через государственные программы Российской Федерации.
В системе стратегического планирования особые меры государственного регулирования применяются как к геополитически важным (Дальний Восток, Арктика, Северный Кавказ), так и к проблемным субъектам Российской Федерации, которые не имеют возможности самостоятельно преодолеть существенное отставание в уровне социально-экономического развития.
Дополнительная
Элементом стратегического
планирования регионального развития должны стать
баланс трудовых ресурсов в Российской
Федерации и меры по регулированию внешней
и внутренней миграции населения для формирования
постоянных трудовых ресурсов на развивающихся,
геополитически важных и депрессивных
территориях. Такие меры должны быть согласованы
и синхронизированы с реализацией мероприятий
по активизации производственной деятельности
на соответствующих территориях, созданию
качественной социальной инфраструктуры,
подготовке и переподготовке кадров для
обеспечения потребности региональных
экономик в трудовых ресурсах в территориальном
и профессионально-
В совокупности указанные документы стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации, федеральных округов (макрорегионов), субъектов Российской Федерации и муниципальных образований должны создать основу планирования и реализации инвестиционных проектов и программ бизнеса и обеспечить прозрачность процесса принятия соответствующих решений на государственном и муниципальном уровне.
Документы стратегического планирования
должны быть взаимоувязаны с документами
территориального планирования Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований, которые
в свою очередь представляют собой
один из инструментов управления комплексным
развитием территорий и создают пространственно-
Формирование единой системы документов стратегического и территориального планирования, предполагает:
Таким образом, должны быть
скоординированы, взаимосогласованы
и взаимоувязаны следующие
Реализация данных положений, в частности, имеет существенное значение при определении приоритетных направлений инвестирования и размещения крупных инфраструктурных объектов на конкретных территориях Российской Федерации.
В результате документы единой системы стратегического и территориального планирования должны быть органично вписаны в систему достижения приоритетов долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу, а также синхронизированы с целями и задачами документов планирования отдельных отраслей экономики и социальной сферы.
4.2. Бюджетно-финансовые механизмы реализации региональной политики
Одним из основных механизмов
реализации региональной политики в
Российской Федерации является применение
различных налогово-бюджетных
К настоящему времени в основном упорядочено бюджетное устройство, разграничены полномочия между различными уровнями публичной власти, закреплены на долгосрочной основе большинство налоговых и неналоговых источников доходов бюджетов разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, сформированы принципы формирования и распределения разных форм межбюджетных трансфертов, создана эффективно функционирующая казначейская система исполнения бюджетов разных уровней, а также система мониторинга качества управления государственными и муниципальными финансами.
В России сложилась высокая, даже по меркам унитарных государств, централизация доходов. При этом субъекты Российской Федерации и муниципальные образования перегружены расходными обязательствами, возложенными на них федеральным законодательством. Это вынуждает поддерживать обширную систему межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом она чрезмерно детализована (около 90 видов межбюджетных субсидий и более 20 видов субвенций). Подобные трансферты составляют значительную (нередко главенствующую) долю доходов субфедеральных бюджетов, и нередко формируют иждивенческие настроения у органов власти на региональном и муниципальном уровнях.
Всё это приводит
к неэффективности применяемых
инструментов региональной политики и
снижает эффективность
В качестве стратегической
цели следует рассматривать
Для реализации предлагаемых мер потребуется внесение существенных изменений и дополнений в действующее бюджетное законодательство Российской Федерации.
Так, в результате мер по разграничению полномочий органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказались перегружены рядом расходных обязательств, сложных для осуществления ими в полноценным объеме и должного качества. Это, в частности, относится к ряду обязательств социального характера. В силу этого представляется целесообразным рассмотреть возможность «возвращения» в практику деятельности органов исполнительной власти механизмов совместного финансового обеспечения ряда полномочий. Расширение сотрудничества всех уровней публичной власти в финансировании государственных (муниципальных) услуг должно стать приоритетным направлением развития финансово-бюджетной системы. Основным инструментом, исходя из приоритетов общефедеральной политики в различных сферах, являются межбюджетные субсидии. Реальное соотношение двух форм межбюджетных трансфертов при решении различных задач и для разных территорий должно иметь научное обоснование.