Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:10, контрольная работа
Более сложной формой является общий рынок, обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом свободу передвижения капиталов и рабочей силы, а также согласование экономической политики. Но наиболее сложной формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и в то же время валютный союз, совмещающий все вышеуказанные формы с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики. В данной работе широко рассмотрены вопросы по экономической интеграции.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Содержание и формы международной экономической интеграции и факторы, определяющие интеграционные процессы..................4
Формы экономической интеграции……….……………………….....4
Факторы, определяющие интеграционные процессы………….........5
Признаки интеграции………………………………………………….5
Условия, уровни, цели и значение интеграции……………………...6
2.Международное производственное и научно-техническое сотрудничество……………...7
2.1Международное производственное сотрудничество…………….….7
2.2Международное научно-техническое сотрудничество………….….8
3. Главные интеграционные группировки мира………………………….…...10
Заключение………………………………………………………………….…...15
Список использованных источников……………………………………….….16
3. ГЛАВНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ МИРА
Успехи развития экономической интеграции в Западной Европе привлекли внимание других стран и регионов. Наряду с ЕС интеграционные образования возникли и в других частях света.
Длительное
время интеграционные процессы в
Северной Америке протекали на фирменном
и отраслевом уровне и государством
не регулировались. В 1988 г. На государственном
уровне было заключено американо-канадское
соглашение о свободной торговле.
В 1992 г. К нему присоединилась Мексика.
С 1 января 1994 г. Вступило в силу Соглашение
о североамериканской зоне свободной
торговли (НАФТА). Инициатором создания
НАФТА выступили США, которые, теснимые
ЕС, Японией и рядом стран Юго-
Североамериканская зона свободной торговли предполагает:
- Отмену таможенных пошлина на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика;
- Защиту североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающих избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику;
- Снятие запрета на капиталовложения и конкуренцию американских и канадских компаний в банковским и страховом деле в Мексике;
- Создание трехсторонних групп для решения проблем, связанных с охраной окружающей среды.
О современных
масштабах экономической
Дальнейшее развитие НАФТА предусматривает:
- Ликвидацию к 2010 году всех таможенных пошлин;
- Поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами;
- Смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике;
- Либерализацию деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики;
- Создание
американо-канадско-
- По планам создателей НАФТА полноценный северо-американский общий рынок может быть создан к 2010 году.
Североамериканская интеграционная группировка имеет свои особенности по сравнению с европейской. Основные различия - это разный уровень экономического развития стран, входящих в НАФТА. Если Канада за последние годы сумела по важнейшим макроэкономическим показателям приблизиться к США, то Мексика пока ещё сохраняет большой разрыв с США и Канадой. Канада и Мексика являются, скорее, конкурентами на американском рынке товаров и ресурсов, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу. Однако Мексика полагает, что именно с помощью НАФТА она сможет ускорить темпы своего развития и войти в состав промышленно развитых стран. Интеграционные процессы активизируются и в Южной Америке. Развитие интеграции на этом континенте обусловлено:
Необходимостью создания более крупных и открытых рынков, так как их ограниченность и закрытость неизбежно ведет в современных условиях к замедлению темпов развития по всем направлениям;
Предпринятой южноамериканскими странами в конце 80-х годов либерализацией внешней торговли. Установление льготных тарифов или их полная отмена создали условия для подписания двух- и многосторонних соглашений о либерализации торговли.
В интеграционных процессах в Южной Америке активную роль играет созданный в 1991 г. Торговый пакт МЕРКОСУР, заключенный между Аргентиной, Бразилией, Уругваем и Парагваем. В результате создания группировки МЕРКОСУР 90% взаимной торговли четырёх государств освобождалось от любых тарифных барьеров, а в отношении импорта из третьих стран вводились общие тарифы и таможенные правила.
Договором о создании МЕРКОСУР предусматривались создание в регионе к 1 января 1995 г. Условий для свободного движения капитала и рабочей силы, введение единого внешнего тарифа и образование таможенного союза, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, валютно-финансовой сфере, унификация правил функционирования свободных промышленных зон. В результате предпринимаемых усилий взаимный товарооборот четырех стран вырос с 3,5 млрд. долл. В 1991 г. До 11,5 млрд. долл. В 1995г.
Процесс интеграции в Южной Америке наталкивается на ряд проблем, таких, как: недостаточное развитие транспорта, неурегулированность валютных отношений, неунифицированность налогового обложения. Большие трудности возникают и в связи с участием в интеграции стран с разным уровнем экономического развития. В конце XX века набирают силу интеграционные процессы в азиатско-тихоокеанском регионе (АТР). Здесь формируется несколько региональных интеграционных группировок АТР особо выделяются Азиатско-тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС) и Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Азиатско-Тихоокеанское
экономическое сообщество (АТЭС) было
создано в 1989 г. И объединяет ныне
18 стран Азии, Северной и Южной
Америки. Россия входит в АТЭС в качестве
наблюдателя. Особенностью АТЭС является
то, что оно создано государствами,
сильно различающимися между собой
условиями и уровнем
Основные цели АТЭС -это стимулирование взаимной торговли, инвестиций, развитие взаимного сотрудничества, в частности в таких направлениях, как технические стандарты и сертификация, развитие сырьевых отраслей, транспорта, энергетики, малого бизнеса. В соответствии с планами АТЭС предполагается к 2010 году создать условия для свободной и открытой торговли и инвестирования для промышленно развитых стран и к 2020 году - для развивающихся стран.
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) возникла ещё в 1967 г. И сегодня объединяет Индонезию, Малайзию, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней и с 1995 г. - Вьетнам.
Успех взаимного сотрудничества стран-членов АСЕАН тесно связан с бурным экономическим ростом этих стран, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями. АСЕАН ставит своей задачей путем поэтапного снижения тарифов создать к 2008 году региональную зону свободной торговли. При этом надо иметь в виду, что значительная часть азиатско-тихоокеанской торговли приходится на торговлю между местными филиалами японских, американских, канадских, южно-корейских корпораций.
В интеграционные процессы Азиатско-тихоокеанского региона активно включается Китай, Вьетнам, Монголия, Кампучия, Перу. Все больший интерес к группировкам АТП проявляет Россия.
Среди других региональных группировок можно выделить следующие:
• Центрально-европейская инициатива (ЦЕИ)-созданная в декабре 1992 г. Зона свободной торговли, в которую входят Польша, Венгрия, Чехия, Словакия и Словения;
• Экономическое сообщество западно-африканских государств (ЭКОВАС), созданное в 1975 г., В которое входят 16 государств Западной Африки;
• Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), объединяющий 21 государство.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мировая экономика рассматривается
как система международных
Цель функционирования мировой экономики – удовлетворение человеческих потребностей.
Особенность мирового хозяйства
заключается в том, что на его
развитие, структуру и эволюцию большое
влияние оказал рост производительных
сил и научно-технической
Тема контрольной работы раскрыта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ