Металлургический комплекс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Металлургический комплекс – это совокупность отраслей, охватывающий все стадии технологических процессов: от добычи и обогащения сырья до получения продукции в виде черных и цветных металлов и их сплавов. В его состав входят черная и цветная металлургия. 90% всех металлов, применяемых в современном производстве, - черные металлы, т.е. железо и сплавы, получаемые на его основе. Однако общая численность цветных металлов гораздо больше (их более 70 видов), они обладают более ценными свойствами.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая готова.docx

— 99.64 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в металлургии  сложилась непростая ситуация: отмечается падение производства отдельных  видов металлопродукции, быстрыми темпами  растет себестоимость продукции, на мировых рынках металлов отмечается спад, резко снижается средняя  рентабельность производства. С другой стороны, в металлургии стали  действовать внутренние факторы роста, связанные с повышением эффективности управления предприятиями.

Для решения данных проблем  в этом направлении государству  предстоит сделать многое. Необходимо совершенствовать механизм регулирования  тарифной политики, регламентировать этот процесс законодательными нормами, при этом важно, чтобы для соблюдения баланса интересов регулирование  монополий осуществлялось на трехсторонней  основе: государство, монополии и  отрасли - крупнейшие потребители (их интересы должны представлять отраслевые структуры).

При регулировании тарифной политики монополистов надо не забывать, что работа естественных монополий  должна обеспечивать условия для  динамичного развития всей экономики, необходимо проводить качественный анализ влияния тарифной политики на конкурентоспособность товаропроизводителей. Пока этот анализ носит поверхностный характер, например, для специалистов отрасли очевидно, что данные, используемые в расчетах одного из ведомств, о том, что доля железнодорожных тарифов в себестоимости продукции черной металлургии составляет 2,8%, а цветной металлургии - 0,4%, занижены в разы [9].

Также представляется целесообразным учитывать, хотя бы частично, важную особенность  зарубежной практики - протекционизм  со стороны государства по отношению  к крупным и стабильным потребителям продукции и услуг естественных монополистов в целях поддержания  их конкурентоспособности. Это видно  на примере тарифов для заводов, производящих алюминий, которые, как  правило, не превышают 30% тарифов для  населения (иногда 8-9%, Франция) и 50% от тарифов  для промышленности.

Когда действие постдевальвационных факторов роста промышленного производства исчерпано, необходимо определить ясную государственную стратегию развития промышленности. Совершенно очевидно, что с учетом тенденции глобализации современного мира нашей стране дальше жить и успешно развиваться только за счет добывающих отраслей и ТЭК нельзя. Сегодня прогресс может быть обеспечен только развитием перерабатывающих отраслей.

Правительство России одобрило комплекс мер по развитию металлургической промышленности страны на период до 2013 года. В результате реализации одобренных правительством мер, к 2013 году объем  производства в металлургии должен вырасти на 30 процентов. Речь идет о  трех основных направлениях: работе на внешних рынках, работе на внутреннем рынке и научном обеспечении. Отдельной темой станет вопрос трудоустройства  высвобождающихся с металлургического  производства в результате внедрения  новых технологий людей. По оценке Минпромнауки, к 2012 году численность работников в отрасли сократится на 350 тыс человек. В развитии металлургической отрасли произойдет переориентация ее на внутренний рынок. Предполагается, что власти займут более жесткую позицию в отношении импорта в Россию металлургической продукции из других стран, поскольку наши производители часто сталкиваются с недобросовестной конкуренцией зарубежных коллег. Особое внимание будет уделено развитию технологической базе металлургического производства. На сегодняшний день не более 30% технологий соответствуют мировому уровню.

Можно выделить несколько  негативных тенденций.    

1. Низка доля продукции  высокой технической готовности  в экспорте и недоступность  внешнего рынка по ряду видов  металлопродукции ввиду применения  ограничительных мер протекционистского  характера.    

2.Относительно низкие  темпы развития металлопотребляющих отраслей экономики.    

3.Инфраструктурные ограничения  при реализации инвестиционных  проектов по созданию новых  производственных мощностей и  развитию новых промышленных  регионов.    

4.Сохранение значительных  объемов импорта в результате  недостаточной конкурентоспособности  ряда видов металлопродукции  и несвоевременного введения защитных мер на внутреннем рынке.    

5.Низкие темпы снижения  удельных расходов сырья и  энергоресурсов на производство  продукции.    

6.Недостаточные  темпы снижения сверхнормативных выбросов вредных веществ в воздушный и водный бассейны.    

7.Крайне низкие объемы  геологоразведочных работ на  фоне низкой конкурентоспособности  ряда видов рудного сырья.    

Все это заслуживает подробного анализа, учитывая их исключительную важность при оценке перспектив развития металлургии:     

1. Российские металлургические  предприятия-экспортеры, имеющие  положительное сальдо торгового баланса в международной торговле, обеспечивая при этом второе место в товарной структуре российского экспорта,  сталкиваются с серьезными трудностями на внешних рынках.  Так, на сегодняшний день в отношении российской металлопродукции (горячекатаный и холоднокатаный лист, трубы, алюминий и др.) действуют 38 ограничительных мер в 18 странах мира – ЕС, США, Турции, Австралии, Аргентине, Венесуэле, Мексике, Индии, ЮАР и др. Например, в июле 2006 года ЕС введена антидемпинговая, по сути, запретительная пошлина на бесшовные трубы, что практически закрыло для российских трубников рынок ЕС. Кроме того, в торговле с Евросоюзом действует 6%-ная пошлина на алюминий нелегированный и все сплавы и 4,5%-ная пошлина на продукцию повышенной готовности (алюминиевый прокат, трубы, профиль, лист и.т.п.) – это с учетом преференций.  Поэтому одной из первоочередных задач правительства РФ, по-видимому, должно стать обеспечение благоприятных условий доступа отечественных производителей на внешние рынки, а также развитие системы мер защиты, предусматривающей в том числе содействие торгпредств и посольств при реализации инвестиционных проектов за рубежом, в антидемпинговых и других аналогичных процессах [5].    

Как известно, доля металлопродукции высоких переделов в российском экспорте не превышает  10 %, остальное приходится на сырье, полуфабрикаты и основные первичные металлы. Поэтому одной из приоритетных задач становится поддержка отечественных экспортеров металлопродукции высокой степени переработки, и здесь в качестве одной из мер этой поддержки будет использоваться возмещение из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.     

Еще одним механизмом поддержки  экспортеров является деятельность Минпромэнерго РФ в рамках международного сотрудничества, например, диалог АТЭС по цветным металлам, диалог по промышленности и предпринимательству с Комиссией ЕС, проработка вопроса о полноправном членстве России в Комитете ОЭСР по стали и др. Подобное международное сотрудничество позволяет расширить экономические связи и способствует продвижению российской металлопродукции на мировые рынки, привлечению инвестиций, расширению обмена информацией и выработке единых позиций России и стран-участниц, а также подготовке высококвалифицированных кадров.    

2. То, что перспективы  развития российской металлургии, в первую очередь, определяются ростом внутреннего потребления металлов, в общем не вызывает сомнений. Решение этой проблемы предполагает активное взаимовыгодное взаимодействие металлургических предприятий, решающих отраслевые задачи повышения технического и технологического уровня производства, расширения номенклатуры и создания новых видов продукции, с предприятиями основных металлопотребляющих и металлоемких отраслей машиностроения, металлообработки, строительства и создания ими новых, современных, прогрессивных видов продукции.    

Рост металлопотребления связан, в первую очередь, с обеспечением благоприятного инвестиционного климата в промышленности, особенно машиностроении, транспорте и строительстве, выработкой прямых государственных решений по развитию важнейших металлопотребляющих отраслей (автосборка, трубопроводный транспорт, судо- и авиастроение, а также участие металлургических компаний в реализации инвестиционных программ естественных монополистов –  РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», ОАО « Транснефть» и др.).    

3. Как уже отмечено, в  металлургической отрасли наблюдается  стабильный рост инвестиций. Однако  компании испытывают серьезные  трудности, вызванные недостатком  средств на создание необходимой  инфраструктуры (железнодорожные пути, линии электропередач, автомобильные  дороги и др.) для развития новых  промышленных регионов. Одним из  путей решения данной проблемы  является использование механизма  государственно-частного партнерства,  в том числе ресурсов Инвестиционного фонда. Так, в настоящее время Правительственной комиссией по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, одобрены два крупных инвестиционных проекта в металлургическом комплексе России. Первый инвестиционный проект – «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» предусматривает строительство ряда новых предприятий, в том числе алюминиевого завод мощностью 600 тыс. т в год. Реализация этого проекта напрямую зависит от строительства новых инфраструктурных объектов, прежде всего, достройки  Богучанской ГЭС.    

Целью второго инвестиционного  проекта – «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской  области» является строительство в  рамках государственно-частного партнерства  железнодорожной инфраструктуры, необходимой  для освоения крупных здешних  месторождений. При этом финансирование освоения месторождений полиметаллических  руд – Лугоканского, Култуминского, Быстринского и Бугдаинского и строительство обогатительных комбинатов осуществляется исключительно за счет средств частного инвестора – ОАО « ГМК «Норильский никель».     

Руководство страны понимает необходимость и впредь стимулировать  устранение инфраструктурных ограничений  развития металлургической промышленности в новых промышленных регионах. Наиболее перспективными регионами промышленного  роста могут стать Приполярный  Урал, Забайкалье, Кемеровская область, динамичное развитие, которых будет практически полностью зависеть от развития соответствующей инфраструктуры.    

4. Серьезным сдерживающим  фактором развития отрасли в  настоящее время является отсталость  производственной структуры и  недостаточная конкурентоспособность  отдельных видов продукции. В  черной металлургии по-прежнему  сравнительно низок удельный  вес наиболее прогрессивных переделов. Так, доля электростали в России составляет 20,5 %, в то время как в среднем в мире – около 35 %, доля непрерывной разливки стали на МНЛЗ в России – 66 % при среднемировом показателе  более 90 % .    

Оценивая перспективы  расширения внутреннего спроса, следует  признать, что защита российского  рынка металлопродукции от недобросовестной конкуренции до сих пор является серьезной проблемой. Минпромэнерго РФ представило в Минэкономразвития РФ мониторинг рынка швеллеров за первый год действия защитной меры в отношении импорта этой продукции из Украины. Важность принятия своевременных и  обоснованных мер, направленных на защиту интересов российских металлургических предприятий от демпингового и субсидированного импорта, не вызывает сомнений. Год назад было завершено антидемпинговое расследование в отношении импорта нержавеющего никельсодержащего плоского проката из стран-членов ЕС и рекомендовано ввести соответствующую антидемпинговую пошлину. Однако решение до сих пор не принято, а на территорию страны продолжает поступать демпинговый импорт, что в итоге может привести к полной потере  отечественного производства нержавеющего проката.    

Наглядным примером  может служить также ситуация с трубами большого диаметра,  стихийный рост ввоза которых в Россию начался еще с 2003 года. В результате проведенного расследования, подтвердившего факт нанесения ущерба, Правительством Российской Федерации было принято решение о введении специальной пошлины в размере 8 процентов. Очевидно, что меры должны были быть более жесткими, особенно принимая во внимание тот факт, что современные мощности по производству конкурентоспособных ТБД в России достигли  уже около 4 млн т и позволяют обеспечивать потребности по всем реализуемым проектам.     

5. Анализируя технологический  уровень производства на предприятиях  комплекса, необходимо отметить, что только около половины  применяемых схем соответствует  лучшим зарубежным аналогам. Это  негативно отражается на уровне  удельных расходов ресурсов и,  конечно, на конкурентоспособности  продукции. Степень износа основных  фондов в производстве черных  металлов составляет в среднем  48,5 %, в цветной металлургии –  42,5 %, при колебаниях от 32 % до 70 % в  зависимости от вида продукции.  По целому ряду производств требуется незамедлительная модернизация оборудования, включая системы газо- и водоочистки.     

Отрасль отличается высокой  ресурсоемкостью: она использует 30 % электроэнергии от общего потребления  в промышленности, 25 % природного газа, 10 % нефти и нефтепродуктов. Доля отрасли в грузовых железнодорожных  перевозках – 23 %. Особую актуальность приобретают вопросы снижения ресурсоемкости металлургического производства на всех переделах – от добычи и  обогащения сырья до выпуска продукции  повышенной степени готовности.    

Решение имеющихся проблем  может быть найдено при заключении долгосрочных соглашений между субъектами естественных монополий и крупными потребителями, в том числе при реализации инвестиционных проектов. Прозрачность тарифообразования и предсказуемость изменения тарифов могли бы создать нормальные предпосылки для перспективного финансового и инвестиционного планирования деятельности предприятий отрасли. Поэтому крайне важно увязать планы вводов металлургических и энергетических, особенно сетевых, мощностей и возможности энергомашиностроения и строителей.     

В связи с резким сокращением  по ряду причин продукции металлургического  машиностроения, особую остроту приобретает  проблема импорта современных видов  оборудования, необходимого для модернизации российских предприятий. Для решения  этих вопросов Минпромэнерго РФ совместно с другими федеральными органами проводится постоянная работа по снижению (или отмене) ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для металлургической промышленности, не производимое в России.    

6. Металлургический комплекс  относится к числу наиболее  экологически неблагоприятных сфер  экономики России – 35 % промышленных  выбросов в атмосферу, 17 % сбросов  загрязненных сточных вод, занимая  второе  место по уровню загрязнения. В последние годы в рамках каждого инвестиционного проекта, реализуемого на предприятиях металлургического комплекса, предусмотрены в обязательном порядке мероприятия по снижению промышленных выбросов и улучшению санитарной обстановки на рабочих местах. Эти меры уже обеспечили снижение выбросов вредных веществ в атмосферу в 2006 году на 6,4 % по сравнению с уровнем 2000 года, сброса загрязненных сточных вод – -на 4,5 %. Вместе с тем в местах концентрации уже действующих металлургических предприятий экологическая обстановка длительное время остается достаточно напряженной. Необходимы значительные инвестиции в модернизации металлургического производства.     

Информация о работе Металлургический комплекс