Миграционная политика Западной Европы на примере Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является миграционная политика Западной Европы (на примере Великобритании) , направленная на социально-экономическую стабилизацию, а также создание предпосылок для устойчивого развития стран Западной Европы.
Исходя из поставленной задачи, автор формулирует следующие задачи:
- Исследовать основные тенденции мировых миграций
- Проанализировать миграционную политику Западной Европы (на примере Великобритании)

Содержание

Введение……………………………………….……………………....3
1. Миграционная политика…………………………………...….…...5
1.1 Современные подходы к миграции в странах Западной Европы……………………………………………………………………..5
1.2 Основные тенденции мировых миграций………...……….….5
1.3 Миграционная политика: современные реалии и перспективы……………………………………………………………….7
2. Миграционная политика на примере Великобритании……………………………...…………………………....13
2.1 Государственная политика Великобритании по вопросам миграции населения……………..................………………………….…………….13
2.2 Основные направления миграционной политики Великобритании ……………………………………………………………………………..16
2.3 Конкретные меры, предпринимаемые правительством Великобритании для решения существующих миграционных проблем…………………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………….......23
Список используемых источников………………………………....25

Вложенные файлы: 1 файл

Миграционная политика Западной Европы.Курсовая))))).docx

— 49.26 Кб (Скачать файл)

   Интеграция иммигрантов  в общество – процесс двусторонний, который связан не только с  вхождением и «притиркой» мигрантов  к коренному населению, но и  с проблемами «привыкания» местных  жителей к мигрантам. Смена  этнического состава населения  за сравнительно короткие сроки  обычно приводит к росту межэтнических  проблем. Зачастую «мигранты воспринимаются  как опасный элемент ломки  сложившейся этносоциальной односторонности и структурированности, в их поведении усматривают неуважение к нормам и традициям той культуры, в которую они попали, пренебрежение сложившимися в этой среде ценностями и устоями».

    В этих условиях  не исключается, что на фоне  продолжающейся смены этнического  состава населения даже конфликты,  вызванные нерасовыми причинами,  скорее всего, будут усиливаться  и осложняться межрасовой напряженностью. Например, диспропорция по возрасту  в США в XXI в. примет ярко выраженный расовый характер – большинство пенсионеров будут белыми, в то время как большинство работающих – небелыми, что чревато конфликтами в пенсионерно-трудовой сфере. Закон о признании английского языка государственным, принятый в нескольких штатах США, испаноговорящие иммигранты сейчас считают дискриминационным, называя его «ограничительной реакцией на растущее латиноамериканское общество». Известен недавний конфликт по поводу существования расовых квот в ведущих университетах США.

 Становится очевидным,  что в условиях этнической  миксации населения требуется пересмотреть стратегию миграционной политики. Реализуемая в настоящее время в экономически развитых странах миграционная политика, с одной стороны, направлена на ограничение миграционных потоков из бедных стран на основе различных критериев (образовательных, социальных, географических, этнических). А с другой, она пытается привести этнокультурное многообразие иммигрантов к общему знаменателю (идея «плавильного тигля» или ассимиляции).

    Однако, как видно  из приведенных выше примеров, самые надежные и считавшиеся  идеальными «плавильные котлы»  дают трещины – они не способны  переплавить все этническое многообразие  до полностью однородной массы,  и в них все чаще происходят  межрасовые и межэтнические конфликты.  При этом даже воплощение идеи  расширения традиционных (европейских)  для развитых стран ценностей  (на котором настаивают некоторые  ученые, например американец Т.  Бендер ), за счет включения в них «небелых» и «нехристианских» культур, скорее всего, не поможет окончательно решить существующие противоречия.

    Стратегическим  направлением миграционной политики  должны стать экономические рычаги  ограничения миграции – инвестиции  в экономику развивающихся стран,  продуцирующих потоки мигрантов.  В настоящее время назрела  острая необходимость сократить  пропасть в экономическом развитии  между богатым Севером и бедным  Югом. Определенный опыт в этом  отношении накоплен Францией, которая  пытается инвестировать средства  в экономику и придать социальную  направленность деятельности французских  корпораций в своих бывших  колониях Западной Африки, Океании  и Латинской Америки. Например, Правительство Франции выделяет  дотацию на «всеобъемлющее экономическое развитие»  только одной своей заморской территории – Французской Полинезии – размером 151 млн евро в год.

    Становится все  более очевидным, что запретительных  мер на границах уже недостаточно  для сдерживания лавинообразного  миграционного потока, для этого  нужно создавать условия для  развития бедных стран и регионов  – основных поставщиков мигрантов  – вкладывать деньги в образование,  планирование семьи, новые медицинские  и информационные технологии. Это  поможет повысить в этих государствах  стандарты жизни и уровень  общественного оптимизма, снизит  внешнюю, миграционную мобильность  населения.

    По мнению Дж. Солта, миграционная политика в современных условиях должна переориентироваться с мигрантов и их частных (индивидуальных) причин миграции на корпоративные интересы, которые «дергают за нитки» и управляют миграционными потоками. Распространение коммерческой индустрии миграции, включающей разнообразные миграционные услуги, начиная от помощи в получении визы и в поиске работы до незаконной  контрабанды и торговли людьми, явилось ответом на противоречия периода глобализации и одновременно вызовом существующему миграционному режиму.

   Очевидно, что борьба  с нелегальной иммиграцией также  должна быть переведена в новое   концептуальное поле. Необходимо  объединение усилий стран в  пресечении организованной преступности  и терроризма, других нелегитимных  структур, нарушающих общественную  безопасность.

   Эти меры должны  происходить на фоне объединения  усилий всех стран (как принимающих,  так и отдающих мигрантов)  по борьбе с нелегальной иммиграцией.  Эта проблема в настоящее время  активно обсуждается в Европе. Руководство ЕС  считает –  необходимо скоординировать усилия  государств по борьбе с нелегальной  иммиграцией для  стабилизации общества и отсечения электората от ультраправых политиков и маргиналов.

    В этой связи  новое «дыхание» в развитых  странах обретает идея формирования  положительного   образа легальных  иммигрантов и толерантного отношения  к ним. Власти Шотландии, обеспокоенные  ростом расистских взглядов среди  населения, выделили около одного  млн фунтов стерлингов  на проведение акции «Одна Шотландия – много культур», которая должна «повысить статус иммигрантов в обществе. В течение месяца были размещены плакаты на улицах и рекламные ролики на местных телеканалах, которые утверждали, что Шотландия должна стать «многоцветной и мультикультурной ».

    Необходимо признать, что современная ситуация в  мировом масштабе накладывает  ответственность за безопасность  на экономически развитые страны  – это есть своеобразная плата  за ту огромную дистанцию, которая   возникла  в результате неравномерного  развития и их резкого отрыва  от беднейших стран на протяжении  последних десятилетий.

2. Миграционная политика на примере Великобритании.

2.1 Государственная политика Великобритании по вопросам миграции населения


В последние годы иммиграционные вопросы стоят на повестке дня. Но для того существуют вполне объективные причины. Коренное население Великобритании всерьез стало опасаться кризисной ситуации, которая может сложиться вследствие реально существующих злоупотреблений иммиграционными правилами, принятыми в стране. Например, из-за несоблюдения всех надлежащих формальностей или по каким-либо другим причинам в Великобритании возникли большие проблемы с предоставлением политического убежища. Иногда инциденты нарушения иммиграционных положений возмутительны до абсурда: так можно охарактеризовать пропаганду иностранными духовными лицами религиозной нетерпимости и ненависти на территории Великобритании или участие иммигрантов в организации террористических актов в стране или оказании поддержки террористам.

Поэтому позиция коренного  населения Великобритании по вопросам регулирования иммиграционных процессов  легко объяснима: граждане ожидают  от своего правительства мер, адекватных складывающимся обстоятельствам. Они  готовы принять миграцию, но только выборочную и находящуюся под  строгим государственным контролем.

В соответствии с этими  принципами правительство Великобритании решило пересмотреть некоторые положения  иммиграционной политики таким образом, чтобы поощрять миграцию, если она  согласуется с государственными интересами, и ограничивать ее в  противном случае.

Факты

Для объективной оценки характера  иммиграционной политики Великобритании следует ознакомиться с некоторыми важными фактами.

Факт первый: состоит в том, что передвижение людей и рабочей силы в/из Великобритании было и остается жизненно важным фактором для развития экономики.

Ежегодно иностранные  студенты тратят более 3 миллиардов фунтов на проживание и питание в Великобритании.

Согласно данным министерства финансов, в случае прекращения миграционных процессов в стране экономический  рост государства в течение следующих  двух лет снизится на 0,5%. А уменьшение государственных доходов означает снижение уровня индивидуального и семейного благосостояния и сокращение средств, выделяемых на социальные нужды.

Факт второй: Великобритания избирательна в отношении тех, кому разрешается работать, учиться или проживать на ее территории. В 2002 почти 220 000 человек не получили разрешение на въезд. Гораздо большее количество иностранных граждан оказалось задержано в аэропортах и не допущено к вылету.

Желающие работать, учиться  здесь или заключить брак с  гражданином Великобритании должны показать, что они в состоянии  обеспечить себя без помощи государства, и убедить сотрудников посольств, что они действительно покинут  страну после окончания разрешенного срока пребывания.

Британские работодатели, в свою очередь, должны доказать, что  они сделали все возможное, чтобы  привлечь на вакантную позицию граждан  своей страны, и обратились к иностранным  соискателям лишь после того, как  не смогли найти подходящего специалиста  в своей стране.

Количество низкоквалифицированных рабочих из стран, не входящих в ЕС, остается в Великобритании достаточно небольшим по сравнению с другими  членами Евросоюза.

Факт третий: Великобритания, в целом, не является страной с высоким уровнем миграции населения. Даже сегодня процент британских подданных иностранного происхождения по отношению к численности всего населения страны гораздо ниже, чем аналогичные показатели во Франции, США или Германии.

Тоже можно сказать  и о ситуации на рынке труда. Только 8% рабочей силы в Великобритании составляют иностранцы, что можно  сравнить с 15% в США и почти 25% в  Австралии.[4]

Факт четвертый: никогда не являвшиеся обременительными для системы здравоохранения или образования Великобритании, иностранные специалисты, наоборот, сделали огромный вклад в развитие этой сферы услуг.

Сейчас в школах Великобритании работает около 11 000 иностранных преподавателей. В сфере медицинского обслуживания, а также других общественных учреждениях  никогда не были бы достигнуты такие  высокие результаты, если бы там  не использовался труд квалифицированных  специалистов из других стран.

Факт пятый: миграция — процесс двусторонний. И Великобритания не только принимает гостей, но и отправляет своих граждан в другие страны. За последние два столетия миллионы британских подданных покинули родные края в поисках работы за границей: в Америке, Канаде, Австралии и других странах.

В одной Новой Зеландии сейчас проживает около 200 000 британцев. Для Австралии Великобритания была и остается важнейшим «поставщиком»  квалифицированной рабочей силы.

Таким образом, на основе вышеперечисленных  фактов можно сделать вывод, что  миграция населения всегда была решающим фактором для успешного экономического развития Великобритании, что миграционные показатели здесь не превышают общеевропейского уровня, и что государство достаточно избирательно подходит к вопросу  выдачи разрешений на работу или проживание на его территории.

2.2 Основные направления миграционной политики Великобритании


Итак, Великобритания будет  продолжать прием иммигрантов, привозящих с собой денежные средства или  свои знания и навыки, которые необходимы для развития британской экономики. И поскольку приостановка миграционных процессов нежелательна, должны быть предприняты строгие меры для предотвращения случаев злоупотребления существующей иммиграционной системой.

Таким образом, миграция - это  процесс двусторонний: состоящий  как из обязанностей, так и из прав. Однако проживание в Великобритании и возможное гражданство несут  с собой не только возможности, но и обязательства.

Например, обязательства  уважать местные законы и искоренять экстремизм и нетерпимость. Здесь  не может быть места для тех, кто  выступает против порядков и норм, провозглашенных в стране. И Великобритания будет применять жесткие меры против тех, кто злоупотребляет привилегиями, которые дает британское гражданство.

Обязательства платить налоги и содержать себя, ухаживать за своими детьми.

Обязательства владеть хотя бы минимумом информации о стране, культуре и языке Великобритании.

На правительство также  налагаются некоторые обязанности: например, защищать иммигрировавших  жителей от эксплуатации и агрессии, искоренять расовые предрассудки и  дискриминацию, обеспечивать оказание медицинской помощи и других жизненно необходимых социальных услуг тем, кто находится в Великобритании легально и обеспечивает себя.

Поддержание баланса между  правами и обязанностями - непростая  задача для государства. Следуя намеченной цели, правительство Великобритании разрабатывает определенную стратегию  в миграционной политике государства, которая основывается на следующих  принципах:

Признание того факта, что  находящаяся под контролем миграция приносит пользу не только экономике  государства, но и его общественным и частным сферам услуг.

Ясность в вопросе, что  все, кто приезжает в Великобританию учиться или работать, должны быть в состоянии содержать себя. Им не должна оказываться финансовая поддержка  из государственных фондов.

Информация о работе Миграционная политика Западной Европы на примере Великобритании