Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 20:09, курсовая работа
Целью работы являются анализ миграционных процессов в России, выявление проблем в области внутренних миграций населения и обозначение перспектив развития миграционной политики государства.
Задачами работы по данной теме выступают: всестороннее изучение миграционных процессов на территории Российской Федерации, выявление их последствий, анализ государственного регулирования миграционных потоков, выявление проблем и возможных вариантов их решения.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и классификация миграций…………………………………..4
1.1 Трактовка понятия «миграция». Виды миграций……………………4
1.2 На что влияет миграция населения…………………………………...7
1.3 Как подходить к оценке миграционных процессов…………………9
Глава 2. Современная миграционная ситуация в России и ее государственное регулирование……………………………………………………………………10
2.1. Современная миграционная ситуация в РФ………………………..10
2.2. Механизм реализации современной миграционной политики на территории Российской Федерации……………………………………………20
Глава 3. Проблемы и перспективы развития миграционной политики РФ…22
3.1. Проблемы в области регулирования миграционных процессов населения России, стоящие перед государством на современном этапе исторического развития…………………………………………………………22
3.2. Управление миграцией на федеральном уровне…………………...25
3.3. Перспективы развития миграционной политики и варианты решения государственных задач………………………………………………..27
3.4. Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов в России…………………………………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы………………
* развитие межбюджетных
* использование ротационной
* оптимизация внутренней миграци
2. В области создания условий
для сохранения и дальнейшего
формирования населения в
* восстановление экономической активности организаций, расположенных на территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, за счет привлечения рабочей силы из других районов страны;
* стимулирование миграции
* проведение активной
Необходимо преодолеть закрепощенность населения неразвитостью институтов жилищного рынка. Решение этой задачи может быть обеспечено следующими методами: содействие широкому распространению и развитию института ипотеки; содействие развитию системы доступного муниципального и/или корпоративного жилья; содействие созданию цивилизованного рынка аренды жилья; государственная поддержка девелоперских компаний (с учетом потребностей региона в населении и рабочей силы). Должна быть обеспечена максимальная доступность жилья на рыночных условиях для подавляющего большинства населения. Среднеоплачиваемый работник, нашедший работу в конкретном регионе, должен иметь возможность на свою заработную плату найти приемлемое жилье и при этом не голодать, не ходить в обносках и не жертвовать образованием детей. Необходимо также разработать механизм действенного обеспечения защиты частной собственности, прежде всего, жилищной, поскольку в настоящее время владельцы жилья часто отказывают квартиросъемщикам в регистрации из-за боязни потерять жилье.
Создание эффективного рынка жилья приведет к тому, что приоритетным при выборе места будет уже наличие свободных вакансий в данном регионе и предлагаемый уровень зарплаты. Последнее позволит сформировать в России эффективный межрегиональный рынок труда. Значимым барьером внутренней миграции выступает сегментированность российского рынка труда. Как показывает анализ, в настоящее время во внутрироссийских миграционных потоках преобладает внутрирегиональной миграции (почти 60%). Следствием последнего является уменьшение влияния внутрироссийской миграции на выравнивание диспропорций в социально-экономическом развитии регионов путем перераспределения рабочей силы между регионами. В итоге в современной России вместо "единого рынка труда" существуют относительно замкнутые, независимые и автономно развивающиеся региональные рынки труда. Кроме того, в России не существует развитой информационной базы об имеющихся вакансиях, значительная часть людей (особенно в регионах) вынуждено искать работу через друзей, знакомых, используя другие неформальные каналы поиска работы.
Повышению миграционной подвижности
индивидов будет способствовать создание
сети региональных (межрегиональных) информационно-правовых
консультационных центров и бирж труда;
формирования единого российского банка
вакансий (национального банка вакансий)
и национального банка граждан, готовых
сменить место жительство (с учетом их
пожеланий); поддержка рекрутинговых компаний;
создание федеральной системы учета сведений
о потребностях в рабочей силе в различных
регионах; содействие развитию кредитования
под самозанятость и мелкое предпринимательство.
Важным представляется объединить усилия
государственных служб и негосударственных
информационных посредников, в первую
очередь на электронном рынке трудоустройств.
Основной задачей межрегиональных трудовых
центров должно стать предоставление
гражданам-потенциальным мигрантам информации
о возможностях внутрироссийских переселений;
о перспективных либо не рекомендуемых
для расселения территориях и населенных
пунктах; оказание поддержки переселенцам
из неперспективных населенных пунктов,
позволяющей мигрантам осознанно и целенаправленно
принимать решение о переселении. В межрегиональных
трудовых центрах, а также территориальных
управлениях службы занятости должна
быть база данных об имеющихся вакансиях
по всей стране, перечень ведущих предприятий
и организаций данного региона с характеристикой
их отраслевой структуры и профессионально-
В рамках реализации третьей фундаментальной цели необходимо создать условия для сохранения и дальнейшего формирования населения в важных в геополитическом отношении регионах северных, восточных и приграничных регионах Российской Федерации. Произошедшее в 1990-е годы кардинальное изменение по сравнению с предыдущими десятилетиями направлений внутрироссийских миграционных потоков привело к значительному сокращению численности населения в стратегически важных с точки зрения интересов национальной безопасности регионах России. Снижение численности население северных и восточных регионов России, в свою очередь, разрушает трудовой потенциал, адаптированный к природным условиям этих регионов и в перспективе может стать угрозой реализации крупных инвестиционных проектов.
Меры государственной политики должны быть направлены на восстановление экономической активности предприятий, расположенных на территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, путем проведения активной экономической политики в указанных регионах, включая разработку и реализацию инвестиционных программ, предоставления налоговых льгот и субсидий; на развитие социальной, транспортной и рыночной инфраструктуры, жилищное строительство в указанных регионах.
Миграция - это часть современной мировой глобализации. Существующая в огромных масштабах миграция вовлекает в свой оборот огромные массы людей, перекраивая этнографическую карту мира, ужесточая конкурентную борьбу на мировом рынке труда. Миграция - процесс, главным следствием которого является усложнение экономической и общественной жизни. И в то же время она открывает новые возможности.
Миграция населения (в первую очередь трудовая) - позитивное явление, позволяющее сбалансировать прирост населения, прежде всего числа трудоспособных лиц.
Современная миграционная ситуация в России является ни чем иным как отражением особенностей переживаемого этапа социально-экономического и политического развития страны.
Проблема миграции как явления не только социально-экономического, но и политического должна решаться при пристальном внимании со стороны государства. Для этого оно составляет и постепенно реализует свою миграционную политику.
Миграционная политика служит для обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворения потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рационального размещения населения на территории страны, использования интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания России. Миграционную политику нельзя оставлять без внимания ни органам власти, ни обществу. Она является неотъемлемой частью всей государственной политики в целом, так как имеет непосредственное отношение к жизни многих граждан страны, заботиться о которых - первоочередная задача и цель любого государства.
Список литературы
Информация о работе Миграционные процессы в современной России и странах СНГ