1. Миграция рабочей
силы в современном мире
Сущность международной
миграции
Международная миграция
рабочей силы представляет собой
процесс перемещения трудовых
ресурсов из одной страны в
другую с целью трудоустройства
на более выгодных условиях, чем
в стране происхождения. Помимо экономических
мотивов процесс международной миграции
обусловливается также соображениями
политического, этнического, культурного,
семейного и иного характера. Таким образом,
международная миграция рабочей силы
является частью более широкого явления
— международной миграции населения,
когда данный процесс не связан прямо
с трудоустройством.
Международная миграция
включает две основные составляющие:
эмиграцию и иммиграцию. Под
э м и г р а ц и е
й понимается выезд из
страны на постоянное место жительства, под и
м м и г р а ц и е й — въезд в страну на
постоянное место жительства. Международная
миграция включает также процесс репатриации—
возвращение в страну происхождения ранее
выехавших из нее граждан.
М е ж д у
н а р о д н ы е м и г р а н т ы подразделяются
на пять основных категорий:
• иммигранты и
неиммигранты, легально допущенные
в страну. Для стран, которые
традиционно принимают иммигрантов,
80—90-е гг. были периодом высокого
уровня иммиграции;
• работники-мигранты по контракту. Их к концу 90-х гг.
в мире насчитывалось более 25 млн человек.
Многие страны зависят от иностранной
рабочей силы. Договоренности о ее контрактировании
заключаются между странами с избыточной
рабочей силой в некоторых районах
Азии и, например, рядом стран Ближнего
Востока, Европы;
• нелегальные
иммигранты. Их число в конце
90-х гг. превышало 30 млн человек.
Почти все индустриальные страны
имеют у себя нелегальных иммигрантов.
Часть из них проникают через
границу, другие остаются в
чужой стране с просроченными визами; обычно
они замещают рабочие места, находящиеся
на низшей ступени трудовой иерархии;
• лица, просящие
убежища. До 80-х гг. численность
этой категории мигрантов была
крайне незначительна, затем она
заметно увеличилась — до более 1 млн человек к концу 90-х гг. Просьбы
об убежище люди направляют по политическим
мотивам, а также в силу тяжелого экономического
положения в своих странах;
• беженцы. По
данным ООН, в мире на конец
90-х гг. насчитывается более 22
млн беженцев (из них около 4 млн возвратившихся в места
прежнего проживания, но находящихся под
патронажем ООН). Большинство сегодняшних
беженцев являются жертвами войн. Обычно
они живут в специальных лагерях, находящихся
под опекой ООН или частных агентств. По
оценкам, лишь менее 1% беженцев расселяются
в развитых странах Запада.
Теории международной
миграции
Международная миграция
рабочей силы — это объективный
процесс, присущий рыночной экономике.
Он так же объективен, как процесс
перелива капитала между странами, развития внешнеторговых связей, международной
экономической интеграции. Трудовые ресурсы
в соответствии с рыночными законами ищут
себе наиболее выгодное применение, дающее
максимальную эффективность.
Существует несколько
теорий, объясняющих причины и
направленность международных миграционных
процессов. Наиболее распространенный
концептуальный подход исходит из классической
теории и, в частности, из представления
о соотношении факторов «выталкивания»
и «притяжения» населения и рабочей силы
как главных движущих силах данного процесса.
Согласно классической (Е. Равенштайн,
А. Люис, Дж. Фей, Г. Ранис) и неоклассической
теории (Дж. Харрис, М. Тодаро) избыточные
трудовые ресурсы мигрируют из преимущественно
сельских районов с низкой предельной
производительностью в более развитые
урбанизированые районы. Часто решения
о миграции объясняются индивидуальными
представлениями о более благополучных
районах и странах, а не фактическим положением
вещей. Этим, например, экономисты-неоклассики
объясняли миграционные потоки в урбанизированные
районы с высокой безработицей.
В отличие от
классических теорий приверженцы
исторических и структуралистских
концепций объясняют миграцию
экономическим и политическим
неравенством различных субъектов
(стран, регионов, предприятий, индивидов), когда более сильные субъекты
определяют направленность миграционных
потоков в выгодном им направлении. Эти
же теории признают важность таких факторов,
как этнические и семейные связи среди
мигрантов, роль государственного регулирования
в данной области.
В реальной жизни
все перечисленные подходы и
объяснения дополняют друг друга
и взаимопереплетены.
Говоря о сопоставимости
человеческих ресурсов с другими
экономическими ресурсами на
международных рынках, важно отметить
и их особенности. Они отражают специфику товара «рабочая
сила», который является не только объектом,
но и субъектом международных экономических
отношений в данной сфере. Кроме того,
процесс международной миграции оказывает
не только экономическое, но и многоплановое
социальное, демографическое и социально-психологическое
влияние как на страны-доноры, так и на
принимающие страны.
Основные центры притяжения
миграционных потоков
По мере роста интернационализации
хозяйственной жизни значение
международной миграции возрастает.
Основной поток ее в последние десятилетия
устремляется в США. В 70-х гг. число легальных
иммигрантов в эту страну достигло 4,5 млн
человек (20% прироста населения за 70-е гг.),
что на 1/3 больше, чем в 60-х гг. В 80-х гг. масштабы
иммиграции еще более возросли — на нее
приходилось уже 39% прироста населения
страны. В этот период в страну въехало
6 млн легальных и 2 млн нелегальных иммигрантов.
За период 1990—1996 гг. в США въехало еще
6,1 млн иммигрантов, только в 1996 г. — почти
961 тыс. человек. При этом к началу 1998 г.
в стране, по оценке, проживало более 5
млн незарегистрированных (нелегальных)
иммигрантов.
Другим крупнейшим центром
притяжения мигрантов является
Западная Европа: средний ежегодный
прирост иностранной рабочей
силы составляет 600—700 тыс. человек
(с учетом членов семей численность
въезжающих возрастает до 1,5 млн человек).
Лидерство по масштабам иммиграции в Европе
удерживают Германия, Франция и Великобритания.
В качестве примера более локального регионального
центра притяжения мигрантов можно назвать
Австралию. В последние годы локальным
центром иммиграции становится Россия.
Страны-доноры
Для различных принимающих
стран существуют разные источники
миграционных потоков, хотя во
многих случаях они и совпадают.
Это обусловлено, с одной стороны, той ролью, которую страна
притяжения играет в современном мире,
и возможностями, которые она имеет, а
с другой стороны, конкретными историческими,
этническими, географическими связями
между принимающими странами и странами-донорами.
При этом наблюдаются довольно заметные
сдвиги в географических потоках современной
иммиграции. Так, если в 60-х гг. основными
источниками новых мигрантов для США были
Канада и Западная Европа (79% приехавших),
то в 70—80-х гг. доминировали Латинская
Америка и Азия. В 90-х гг. из этих регионов
в США въехало 84% всех иммигрантов.
За прошедшие десятилетия
изменился не только этнический
состав, но и квалификационный
и образовательный уровень иммигрантов. В 80-х
гг. в США, например, въехало беспрецедентно
большое число лиц с высшим образованием
— 1,5 млн человек. В 1996 г. было выдано 18
тыс. въездных виз на постоянную работу
иностранным ученым и инженерам. Однако
было бы неверно утверждать, что все иммигранты
имеют высокий уровень образования и квалификации;
33,1% из них не закончили среднюю школу.
В свою очередь, 1/3 таких иммигрантов принадлежит
к числу тех, кто нелегально пересек границу
США.
Регулирование международной миграции
Процесс международной
миграции рабочей силы и населения
регулируется национальным законодательством
различных стран и международными
правовыми актами. В законодательстве
находят отражение две тенденции:
одна — к открытой экономике
и соответственно к свободному перемещению трудовых
ресурсов и населения; другая — к протекционизму
и ограничениям в области международной
миграции.
В каждой стране
вырабатывается национальная м
и г р а ц и о н н
а я п о л и
т и ка. Это комплекс
законодательных, организационных и иных мер, направленных
на регулирование въезда в страну и выезда
из нее, предоставление и лишение гражданства
или иного статуса проживания в стране,
использование в ней иностранной рабочей
силы, создание системы социальной зашиты
работников-мигрантов в период их работы
за рубежом, регламентирование потоков
беженцев и их социальную защиту.
С целью недопущения
неконтролируемого влияния международной
миграции на социальную обстановку
и рынки труда большинство
развитых стран проводит определенную миграционную протекционистскую
политику, призванную защитить интересы
своего населения и экономики. Так, в США
по закону об иммиграции, вступившему
в силу в ноябре 1990 г., начиная с 1995 г. в
страну ежегодно допускается не более
675 тыс. человек. Закон вводит также квоту
для лиц, выезжающих в США в поисках работы,
— 140 тыс. человек в год.
В связи с ростом
политической и демографической
нестабильности в 90-х гг., усложнением
процесса адаптации и трудоустройства
иммигрантов многие европейские
страны также ужесточили свои иммиграционные
законодательства. Например, с 1993 г. Франция
ограничила въезд новых иммигрантов; ФРГ
в середине 90-х гг. приняла решение не предоставлять
вид на жительство претендентам на въезд,
а также гражданство детям работающих
по контракту мигрантов, преимущественно
турецкого происхождения, что ранее было
предусмотрено законом. Аналогичные ужесточения
иммиграционного законодательства ввели
Австрия, Италия, Испания, Португалия.
Такого рода меры
напрямую связаны с политическими изменениями в Восточной Европе,
войной в бывшей Югославии, распадом Советского
Союза, резким ухудшением экономической
ситуации в этих странах. Только при распаде
СССР около 60 млн человек оказались в положении
национальных меньшинств на территории
вновь образованных государств.
Международные конвенции,
в том числе Всеобщая декларация
прав человека, принятая ООН 10
декабря 1948 г., объявляют свободный
выбор места жительства и работы
в качестве основополагающих
прав человека. Вместе с тем
международные правовые акты, регулирующие процессы
миграции между странами — участницами
соглашений, а также с третьими странами,
как правило, устанавливают либеральные
нормы перемещения населения и рабочей
силы внутри интеграционных группировок
и ограничительные — по отношению к третьим
странам.
Так, в рамках
ЕС подписан ряд конвенций,
регулирующих международные миграционные
потоки населения и рабочей
силы. В их числе параграф 52 Римского
договора 1957 г., вступивший в силу
в 1968 г. и предоставляющий работникам
шести стран — первоначальных членов ЕС право
поиска работы в странах-участницах (позднее
оно было распространено на все страны
— члены ЕС); Шенгенское соглашение 1985
г., вступившее в силу в 1993 г. и устанавливающее
единые визовые правила въезда в страны
— участницы Соглашения, а также Дублинская
конвенция 1990 г., устанавливающая правила
предоставления убежища.
Регулирование внешней миграции
в России
Демократизация общественной
и экономической жизни в СССР,
а затем в России коснулась
и некогда жестко регламентируемой
сферы выезда граждан за рубеж. Еще Верховным
Советом СССР был принят Закон «О порядке
выезда из СССР и въезда в СССР граждан
СССР» от 20 мая 1991 г. (вступил в силу 1 января
1993 г.), предоставивший каждому гражданину
возможность выезжать, жить и работать
за границей и явившийся правовой основой
для международной миграции российских
граждан, в том числе и в целях трудоустройства
за рубежом. Все граждане страны в соответствии
с данным законом имеют право на получение
заграничного паспорта сроком на пять
лет. Исключение составляют лишь лица,
осведомленные в области государственных
тайн, имеющие невыполненные обязательства
перед государством (например, обязательная
воинская служба), а также уголовные преступники.
22 декабря 1992 г. Верховный Совет РФ своим
постановлением подтвердил легитимность
этого союзного закона на территории России.
Новый закон, регулирующий данную сферу
жизни общества и конкретизирующий некоторые
положения союзного закона, был принят
Государственной Думой РФ 18 июля 1996 г.
(вступил в силу 15 августа 1996 г.).
В целях регулирования миграционных
потоков в Россию, а также регламентирования
использования в стране иностранной
рабочей силы были приняты
Указы Президента РФ «О мерах
по введению иммиграционного
контроля» и «О привлечении и
использовании в Российской Федерации
иностранной рабочей силы» от 16 декабря
1993 г. Эти Указы имели целью обеспечить
приоритетное право граждан России на
занятие вакантных рабочих мест, установить
определенные процедуры, правила и квоты
на привлечение иностранной рабочей силы
и навести порядок в процессе въезда иностранных
граждан на территорию России. Так, по
некоторым оценкам, в 1998 г. на территории
России про-, живали без соответствующего
оформления до 4—4,5 млн лиц, прибывших
из стран дальнего зарубежья.
Регулирование миграционных
потоков в России осуществляет
Федеральная миграционная служба,
созданная Указом Президента
РФ.