Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 08:05, реферат
Данный вопрос интересен тем, что Челябинская область является одним из наиболее крупных в экономическом отношении субъектов РФ, имеет большой потенциал для развития, так как по территории области проходят федеральные автотрассы и Южно-Уральская железная дорога, являющаяся веткой Транссибирской магистрали. Область богата разнообразными природными ресурсами, что способствует развитию металлургии, выгодное географическое положение создает уникальные возможности для развития горнолыжного туризма.
Целью данной работы является всестороннее изучение территориального и социально-экономического состояния Челябинской области, выявление тенденции и факторов, влияющих на данных ход развития региона.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика региона………………………………………….........4
2. Анализ исторического освоения территории региона…………………….....8
3. Характеристика современного состояния размещения производительных сил в регионе…………………………………………………………………..17
4. Общая характеристика социально-экономического развития региона…....26
5. Проблемы и перспективы развития региона………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….42
Список используемых источников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный технический университет»
Кафедра управления и права
Реферат по дисциплине
Региональная экономика и управление на тему:
«Анализ территориального развития региона на примере Челябинской области»
Выполнил студент группы
ГМУ – 32
Смирнова А. Д.
Проверил: Емадаков Р.Ю.
кандидат экономических наук,
профессор кафедры УиП
2012г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников
Введение
Тема данной работы «Анализ территориального развития региона на примере Челябинской области». Данный вопрос интересен тем, что Челябинская область является одним из наиболее крупных в экономическом отношении субъектов РФ, имеет большой потенциал для развития, так как по территории области проходят федеральные автотрассы и Южно-Уральская железная дорога, являющаяся веткой Транссибирской магистрали. Область богата разнообразными природными ресурсами, что способствует развитию металлургии, выгодное географическое положение создает уникальные возможности для развития горнолыжного туризма. Еще одна особенность области в том, что имеется условная граница между Европой и Азией, она проводится в основном по водораздельным хребтам Уральских гор. Города Златоуст, Катав-Ивановск, Сатка находятся в Европе. Челябинск, Троицк, Миасс — в Азии, Магнитогорск — в обеих частях света.
Все эти факторы способствуют к увеличению инвестирования в область. А также хотелось бы глубже проанализировать социально-экономическое состояние и основные направления развития региона.
Целью данной работы является всестороннее изучение территориального и социально-экономического состояния Челябинской области, выявление тенденции и факторов, влияющих на данных ход развития региона.
Челябинская область - субъект Российской Федерации, входит в состав Уральского федерального округа.
Дата образования – 17 января 1934 года.
Площадь - 88.5 тыс. кв.км.
Протяженность: С севера на юг - 490 км. С запада на восток - 400 км. Общая протяжённость границ составляет 2750 км.
Население - 1092,5 тыс. чел (данные 2008 г.)
Плотность населения - 39,6 чел. на 1 кв.км.
Доля городского населения - 81,4 %, сельского - 18,6 %.
Административный центр - город Челябинск.
Географическое положение.
Челябинская область
расположена на восточном
По характеру поверхности выделяют две части: западную, с грядовохолмистым рельефом и восточную - равнинную, с многочисленными впадинами, пологими гривами и межгривенными понижениями.
Горная часть Челябинской области занимает южный, наиболее низкий и узкий участок Среднего Урала и северную, наиболее широкую и высокую часть Южного Урала Географическая граница между ними - гора Юрма, которая является северным форпостом южной высокогорной зоны. Самая высокая точка на территории Челябинской области - гора Нурлат (1406 м).
Границы: на севере — со Свердловской областью, на востоке — с Курганской, на юге — с Оренбургской, на западе — с Башкортостаном, на юго-востоке — с Казахстаном. [15]
Климат.
Климат континентальный. Зима холодная, продолжительная. Средняя температура января от -15 °С на северо-западе до -17 °С на юго-востоке Лето тёплое, на юго-востоке жаркое. Средняя температура июля 16 °С на северо-западе и 18 °С на юго-востоке. Продолжительность вегетационного периода 130 - 150 суток соответственно. Осадков от 600 мм в горной части до 350 мм в год на равнинах; максимум приходится на лето.
Водные ресурсы.
Большая часть территории
области относится к Обскому
бассейну. На восток, в Тобол и
его притоки, течёт
В пределах области берут начало многочисленные реки, принадлежащие к бассейнам Камы, Тобола и Урала. Реки в основном маловодны. Рек длиной более 10 км насчитывается в области 348, их суммарная длина составляет 10 235 км. Протяженность свыше 100 км имеют всего 17 рек. И только 7 рек: Миасс, Уй, Урал, Ай, Уфа, Увелька, Гумбейка - имеют в пределах области длину более 200 км. Многочисленны озёра с пресной и солёной водой, наиболее крупные из которых - Увильды, Иртяш, Тургояк, Большие Касли, Чебаркуль.
Растительный мир.
В Челябинской области
можно встретить почти все
типы растительности, распространённые
в умеренной и арктической
зонах России. Южный Урал является
местом контакта трёх ботанико-
Растительность Челябинской области также делится на три зоны - горнолесной, лесостепной и степной. Это обуславливает большое разнообразие видов на территории области. Растительность горнолесной зоны включает западные и северо-западные районы области, куда входят подзоны: смешанных хвойно-широколиственных лесов, светлохвойных сосновых и лиственничных лесов, темнохвойных елово-пихтовых лесов, подгольцевые луга и редколесья а также гольцы (горные тундры).
Растительность лесостепной
зоны включает центральную и северо-
Растительность степной зоны (южнее реки Уй) включает разнотравно-ковыльные луговые степи, кустарниковую растительность по балкам и низинам, островные боры, каменистые степи. Леса занимают более 25% территории области.
Животный мир.
Природные условия
лесной зоны очень
Наиболее характерным для лесной и лесостепной зоны крупным животным является лось, который выбирает летом болотистые места и лесные берега рек и озер, а зимой сухие водоразделы.
В горнолесной зоне встречается бурый медведь. Большим хищником лесов является рысь. Нередко рысь уничтожает зайцев, глухарей и куропаток, нападает и на человека.
В горнолесной зоне живут такие ценные пушные звери, как хорек черный, ласка, выдра, куница лесная, пушистый колонок, европейская норка, горностай, лисица обыкновенная и другие. Так же легко, как и по земле, бегают по деревьям белка, полосатый бурундук и белка-летяга.
Из птиц типично таежными видами являются глухарь, рябчик, клесты, кедровка, свиристель, мохноногий сыч, дятел и очень широко распространенный зяблик, который составляет не менее 30% птичьего населения леса.
В полосе смешанных
и лиственных лесов среди
В лесных массивах степной зоны таких как например, Джабык-Карагайский бор, из крупных животных можно встретить тех же представителей, с которыми мы познакомились в горнолесной и лесостепной зонах, а именно: лося и сибирскую косулю. Последняя здесь встречается даже чаще, чем в горнолесной зоне.
Из крупных хищников распространены больше, чем в лесной зоне, волк и обыкновенная лисица. Кроме того, здесь обитает типично степной вид лисицы - корсак. По размерам он меньше обыкновенной лисы и имеет более серебристый мех.
Грызуны наиболее широко распространены
именно в зоне степной. Они представлены
многими семействами и видами:
суслик, сурок (байбак), тушканчик, хомяк,
водяная крыса и много
Из птиц наиболее
характерными для зоны
Полезные ископаемые.
Имеются крупные
Становление хозяйства долгое время сдерживалось отсутствием дорог. В активизации жизни Южного Урала, в том числе и территории области, большую роль сыграла сухопутная дорога, ответвляющаяся от Казани на Бугульму через Уфу на Челябинск и далее на Курган. Дорога не имела твёрдого покрытия, лишь местами мостилась камнем. В весенне-осеннее время дорога была не проезжая, лишь зимой и засушливым летом можно было продвигаться без помех. Но именно это дорога стала одним из факторов интенсивного промышленного освоения края во второй половине 18-го века. В это время было построено большенство из металлургических заводов: Нязепетровский, Верхнеуфалейский, Кусинский, Каслинский, Златоустовский, Миасский и другие. Заводы работали на сырье, добываемом на местных рудниках, и на древесном угле. Здесь выплавлялось 200 000 пудов чугуна для Усьть-Катавских и Симских молотовых. На территории уральского района это были высокоразвитые по тому времени предприятия. Урал производил 80% российского чугуна и 100% меди и Россия вышла на первое место по производству черных металлов. На базе металлургии появились обрабатывающие промыслы. Например, чугунное художественное литье, производство чугунных статуй, бюстов. Но в целом Челябинская область оставалась аграрной. Сельское хозяйство имело высокий удельный вес в экономике и было основой существования населения. Озимые вытеснялись яровыми. В крае выращивали пшеницу, рожь, овес, ячмень, горох и другие культуры. В середине 19-го века получает широкое распространение картофель. Урожайность в целом была выше средней по России, поэтому много хлеба вывозили на продажу. Развитым было и скотоводство, как у башкир так и у казаков. Даже были такие богатые крестьяне, которые имели по 200 и более лошадей и столько же овец. А башкиры в нашем районе были зажиточнее, чем в других районах. Некоторые владельцы стад имели по 4000 голов. Башкиры были искусными добытчиками меда, который находили в лесах. Это называлось бортничеством. Многие коренные жители имели по нескольку тысяч бортевых деревьев. От бортничества получали немалый доход. Когда же леса стали уменьшаться, то стали строить пасеки, то есть бортничество заменялось пасечным пчеловодством.
В 19-м веке растет торговля,
так как в 1877 г. была введена в
эксплуатацию «Горнозаводская» железная
дорога, которая соединила Самару
со Златоустом. Открылись также линии
Челябинск-Курган и Челябинск-Екатеринбург.
Челябинск превратился в один
из крупнейших железнодорожных узлов
страны, где пересекались Уральская
и Сибирская магистрали.
Если 18-й век это время расцвета черной
металлургии. То 19-й век – время его упадка.
Край процветал в основном из-за дешевого
крепостного труда и низких расходов на
добычу угля и руды кроме того на Урале
продолжали использовать древесный уголь
вместо каменного и почти не было паровых
машин а по-прежнему использовали водяные
колеса, а самое главное - внутренний рынок
России не стимулировал развитие отрасли.
Однако именно в это время огромный вклад
в развитие металлургии внес выдающийся
русский металлург Павел Петрович Аносов.
Ему удалось разработать новый способ
получения литой стали и разработать технологию
выработки русского булата-стали, обладающей
большой упругостью. Аносовская сталь
по своим качествам превзошла все сорта
булата, производимого в других станах.
Клинок из этой стали не тупился, не имел
зазубрин, легко сгибался и т.д. Аносов
стал основоположником и отечественной
металлографии. На всемирных выставках
неоднократно отмечались наградами работы
южноуральцев. Прославилась Златоустовская
оружейная фабрика своими изделиями из
литой стали: саблями, клинками, шашками
и главное пушками. В Вене в 1873г.медали
уже получили не только Златоустовские
оружейники, но и Кыштымские и Катавские
заводы за железо и сталь. В1900г. в Париже
выдающимся экспонатом было признано
чугунное кружево Каслинского завода.
В начале 19-го века были открыты богатые залежи золота у Миасского завода, где с 1823 г. были организованы казенные промыслы. Это способствовало тому, что Россия стала крупнейшим экспортером золота, а в дальнейшем и платины.
В 1870г. устав золотопромышленности отменил сословные ограничения, чем способствовал развитию частного предпринимательства, что привело к приливу отечественного и иностранного капитала. В 70-е гг. в аренду частным компаниям было передано Миасское месторождение. Многое было механизировано, но в целом преобладал ручной труд.
После подъема в 90-е гг. 19-го века промышленность Челябинской области, как и по всей России в первые годы 20-го века вступила в полосу кризиса, особенно в черной металлургии. Это сказалось в падении цен на чугун и в сокращении его производства на частных предприятиях. Уменьшилась и добыча золота. В медной промышленности положение было иным.
В промышленности Урала происходили серьезные качественные изменения. Т.е производилась техническая реконструкция и казенных заводов, например Златоустовского, но некоторые заводы временно были остановлены – это Катав-Ивановский, Юрюзань-Ивановский. Накануне войны продолжалось расширение казенных заводов, производящих вооружение и боеприпасы. В июле 1910 г. на реке Сатке в Златоустовском уезде был пущен первый на Урале ферросплавный завод.
Информация о работе Общая характеристика региона Челябинской области