Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:25, контрольная работа
В наше время машиностроение служит основой экономики любой страны и играет решающую роль в создании материально-технической базы хозяйства. В современных условиях ему принадлежит исключительно важная роль в ускорении научно-технического процесса. Выпуская средства производства для разных отраслей народного хозяйства, машиностроение обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства.
Машиностроение - целый комплекс отраслей обрабатывающей промышленности. Условно в составе машиностроения мира можно выделить три большие группы, охватывающие более 90% всех товаров, выпускаемых этой отраслью, и приблизительно равными по стоимости: 1) общее машиностроение, 2) транспортное машиностроение, 3) электротехника (включая электронику).
I Вопрос стр.
Введение 3
1 Понятие и сущность машиностроительного производства 3
2 Основные формы территориальной организации машиностроительного производства. 6
II Вопрос
Экономико-географическая характеристика Северо-Кавказского района 8
Заключение 16
Список литературы 17
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО Кубанский государственный технологический университет
Кафедра экономической теории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
по дисциплине Экономическая география и регионалистика
на тему: Основные формы территориальной организации машиностроительного производства.
Специальность:080100
Допущена к защите_____________
Члены комиссии: _______________________
Краснодар, 2014
План:
I Вопрос
Введение
1 Понятие и сущность машиностроительного производства 3
2 Основные формы территориальной
организации машиностроительного производства.
II Вопрос
Экономико-географическая характеристика Северо-Кавказского района 8
Заключение
Список литературы
Введение
В наше время машиностроение служит основой экономики любой страны и играет решающую роль в создании материально-технической базы хозяйства. В современных условиях ему принадлежит исключительно важная роль в ускорении научно-технического процесса. Выпуская средства производства для разных отраслей народного хозяйства, машиностроение обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства.
Машиностроение - целый комплекс
отраслей обрабатывающей промышленности.
Условно в составе
Сначала мы дадим подробное определение машиностроению, после чего выполним главную цель контрольной работы: выявим основные формы территориальной организации машиностроительного производства.
Понятие и сущность
машиностроительного
Машиностроение — отрасль промышленности, производящая всевозможные машины, оборудование, орудия труда, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения.
Машиностроение делится на три группы — трудоёмкое, металлоёмкое и наукоёмкое. В свою очередь, эти группы делятся на следующие отраслевые подгруппы: тяжёлое машиностроение, общее машиностроение, среднее машиностроение, точное машиностроение, производство металлических изделий и заготовок, ремонт машин и оборудования.
Общее машиностроение представлено транспортным машиностроением (железнодорожное, судостроение, авиационное, ракетно-космическая промышленность, но без автомобилестроения), сельскохозяйственным, производством технологического оборудования для различных отраслей промышленности.
Тяжёлое машиностроение:
Производство технологического оборудования по отраслям:
В состав среднего машиностроения входят автомобилестроение, тракторостроение, станко-инструментальное машиностроение, производство технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности.
Ведущие отрасли точного машиностроения — приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение, электротехническая промышленность. Продукция отраслей этой группы исключительно разнообразна — это оптические приборы, персональные компьютеры, радиоэлектронная аппаратура, авиационные приборы, волоконная оптика, лазеры и комплектующие элементы, часы.
Основными элементами развития современного машиностроения является совершенствование средств производства, методов организации производства (к прим. использование технологий серийного и массового изготовления), переход к стандартизации, автоматизации и информационному обеспечению процессов.
В экономически развитых странах на долю машиностроительных производств приходится от 30 до 50% общего объема выпуска промышленной продукции (в Германии – 53,6%, Японии – 51,5%, Англии – 39,6%, Италии – 36,4%, Китае – 35,2%). Это обеспечивает техническое перевооружение всей промышленности каждые 8-10 лет. При этом доля продукции машиностроения в ВВП стран Евросоюза составляет 36-45%, в США – 10%, в России машиностроение обеспечивает 18% ВВП.
Основные формы
территориальной организации
Машиностроение развито во всех районах страны, но специализация его различна в разных регионах.
Машиностроительное
Автомобилестроение — одна из главных отраслей среднего машиностроения. В настоящее время по производству легковых автомобилей выделяются Волжский автомобильный завод — ВАЗ в г. Тольятти (почти 70% общего количества), АЗЛК в Москве и «Ижмаш». Выпуск грузовых автомобилей осуществляется в основном на пяти предприятиях: ЗИЛ (Москва), ГАЗ (Нижний Новгород), КамАЗ (Набережные Челны), УАЗ (Ульяновск), УралАЗ (Миасс). Производство автобусов осуществляется в городах Ликино, Голицино, Яхроме, Кургане, Краснодаре; микроавтобусов на базе ЗИЛ — в Москве, на ГАЗе.
Производство многих видов
машиностроительной продукции требует
больших затрат труда людей, высокой
квалификации рабочих. Особенно трудоемки
приборостроение, производство ЭВМ
и другие новейшие отрасли. Эти отрасли
также требуют постоянного
Многие машиностроительные
производства, особенно тяжелое
машиностроение (производство оборудования
для металлургии,
Крупнейшие центры
тяжелого машиностроения сложились на Урале, юге Западной Сибири,
т. е. в районах, где производится много
металла. (лидер отрасли — «Уралмаш» в
Екатеринбурге), в Сибири (Красноярский
завод, предприятия Кузбасса), в Центральном,
Центрально-Черноземном районах.
Транспортное машиностроение обеспечивает
подвижным составом различные виды транспорта,
ориентируется прежде всего на выгодное экономико-географическое
положение. Так, например, судостроение ориентировано
на морские и речные порты (Нижний Новгород,
Мурманск, Астрахань, Санкт Петербург,
Тюмень, Хабаровск, Владивосток).
Многие виды машиностроительной продукции нужны везде, но некоторые (например, льноуборочные комбайны, тракторы для вывоза леса) требуются только в отдельных регионах. При этом такие машины сложно транспортировать из-за большого веса и крупных размеров, значит их выгоднее производить в районах потребления. Поэтому близость потребителя то же влияет на размещение отрасли.
Сельскохозяйственное машиностроение - тяготеет к местам потребления готовой продукции, специализация предприятий находится в соответствии с профилем сельского хозяйства в разных районах. Производство зерновых комбайнов сосредоточено, например, на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог) и в Сибири (Красноярск).
Станкостроение, точное и
военное машиностроение ориентированы
на крупные научно-
Экономико-географическая характеристика Северо-Кавказского района
Введение. Состав района: (10 субъектов федерации) — Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Дагестан, Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская обл.
Площадь— 355,1 тыс. км2, население— 19 445 604 человек (13,6 %).
Географическое положение. Это самый южный район страны. Он имеет выход к Азовскому, Чёрному и Каспийскому морям. Район находится на пересечении транспортных магистралей из северных, центральных и восточных районов России в страны Закавказья, Средиземноморья и зарубежной Азии. Он граничит с развитыми районами Украины, а также с Поволжским и Центрально-Чернозёмным районами России.
Природные условия и ресурсы. Наличие в названии района слова «Кавказ» наводит на мысль о горном характере этого района. На самом же деле северный склон Кавказского хребта занимает незначительную часть района. Преобладающий равнинный рельеф в сочетании с долгим жарким и солнечным летом и плодороднейшими чернозёмами создают здесь наиболее благоприятные в стране условия для ведения сельского хозяйства. Не случайно этот район называют Европейским Югом. Минеральные ресурсы относительно невелики. Хозяйственное значение имеют уголь в Ростовской области, нефть Чечни и природный газ Ставрополья. В Северной Осетии — Алании — разрабатываются месторождения полиметаллических, в Кабардино-Балкарии — вольфрамово-молибденовых, а в Карачаево-Черкесии — медных руд. Северо-Кавказский район России имеет наилучшие условия для развития санаторно-курортного хозяйства и многих видов отдыха и туризма. На многих участках побережья расположены удобные пляжи. Даже в зимние месяцы на юге побережья температуры положительные. Кроме отдыха, здесь можно лечить многие болезни . Наиболее крупным курортом являются Большие Сочи . Другие курорты - Анапа, Геленджик, Туапсе . На Черноморское побережье приходится половина емкости лечебных и курортных учреждений Северного Кавказа .
Население. Район густо заселен. При относительно небольшой площади, Северный Кавказ обладает третьим по численности населением в России. Демографические показатели разных частей района сильно отличаются друг от друга. В Ростовской области, например, доля горожан составляет 67,9%, а в Дагестане— лишь 41%. Средняя плотность населения — около 49,5 чел./км2, что в пять раз выше, чем в среднем по России; наибольшая плотность отмечается в предгорных районах и на Кубани, менее заселены Ставрополье и Дагестан.
Информация о работе Основные формы территориальной организации машиностроительного производства