Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 21:57, реферат
Механизм особой экономической зоны предполагает преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров путем применения принципа "одного окна", когда по всем вопросам, связанным с деятельностью в ОЭЗ, инвестор (предприниматель) взаимодействует с возможно меньшим числом органов власти. Реализация этого принципа будет осуществлена путем делегирования ряда полномочий Федеральному агентству по управлению особыми экономическими зонами.
Особые экономические зоны – это новый перспективный инструмент для построения диверсифицированной экономики и развития высокотехнологичных секторов современного производства и сферы услуг. Особые экономические зоны – самостоятельный эффективный инструмент экономического развития.
Введение……………………………………………………………………………….…..3
1. Порядок создания особых экономических зон………………………………………4
2. Промышленно-производственный тип ОЭЗ………………………………………..7
3. Технико-внедренческий тип ОЭЗ……………………………………………………10
4. Особые экономические зоны портового типа………………………………………12
5. Туристско-рекреационный тип ОЭЗ…………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………………….16
Литература…………………………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Порядок создания особых экономических зон………………………………………4
2. Промышленно-производственный тип ОЭЗ………………………………………..7
3. Технико-внедренческий тип ОЭЗ……………………………………………………10
4. Особые экономические
зоны портового типа……………………………
5. Туристско-рекреационный тип ОЭЗ…………………………………………………14
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Одной из
моделей регионального
Механизм особой экономической зоны предполагает преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров путем применения принципа "одного окна", когда по всем вопросам, связанным с деятельностью в ОЭЗ, инвестор (предприниматель) взаимодействует с возможно меньшим числом органов власти. Реализация этого принципа будет осуществлена путем делегирования ряда полномочий Федеральному агентству по управлению особыми экономическими зонами.
Особые экономические зоны – это новый перспективный инструмент для построения диверсифицированной экономики и развития высокотехнологичных секторов современного производства и сферы услуг. Особые экономические зоны – самостоятельный эффективный инструмент экономического развития.
1. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
Особые экономические зоны — это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.
В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона № 116 «Об особых экономических зонах» от 22. 07. 2005 г.
Главная цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.
Цели создания ОЭЗ со стороны государства:
Цели
создания с точки зрения
На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:
Рис. 1. Снижение издержек инвестора ОЭЗ.
В Федеральном законе «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. оговорено несколько условий создания ОЭЗ на территории России:
На территории государства могут создаваться только четыре типа ОЭЗ:
Никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию административного образования;
На территории ОЭЗ не допускается:
ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ.
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и правоприменительных функций в сфере управления особыми экономическими зонами (ОЭЗ), а также контроль за выполнением соглашений об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой и туристско-рекреационной деятельности в особых экономических зонах, в портовых особых экономических зонах.
В 2006 году было создано ОАО «Особые экономические зоны» – управляющая компания, в ведении которой находятся действующие и вновь создаваемые особые экономические зоны России, его единственным акционером является государство. Из 24 действующих ОЭЗ 4 специализируются на развитии промышленного производства, 4 на технологических инновациях, 13 на развитии туристско-рекреационного бизнеса, 3 на развитии портово-логистических и транспортных узлов. С момента принятия закона об ОЭЗ в 2005 году и до 2010 компания действовала как заказчик строительства инфраструктуры, накопив уникальный для России опыт в этой сфере. С 2006 года бюджетные вложения на развитие особых экономических зон России составили более 44 миллиардов рублей или порядка $1,5 миллиардов. С 2006 года по 2010 год в особые экономические зоны России пришло 238 инвесторов из 18 стран, и этот процесс набирает обороты. Среди них есть такие транснациональные гиганты как Yokohama, Isuzu, Itochu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert, Rockwool и другие. Объем заявленных резидентами инвестиций — более 150 миллиардов рублей или порядка $ 5 миллиардов. ОАО «ОЭЗ» привлекает инвесторов из числа крупнейших международных и российских корпораций либо независимых специализированных компаний среднего размера и работает с ними, аккумулируя лучший мировой опыт в области развития и управления особыми экономическими зонами.
2. ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТИП ОЭЗ
Промышленно-производственные ОЭЗ расположены в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям — это лишь основные характеристики, определяющие их преимущества. Также для них необходимы природные ресурсы и квалифицированная рабочая сила. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.
Промышленные
зоны располагаются на
ОЭЗ ППТ «Липецк». Площадь зоны − 1024,34 га. Приоритетные направления деятельности:
Запланированные государственные инвестиции в инфраструктуру − более 17 млрд. рублей. Реализованные государственные инвестиции в инфраструктуру − более 5 млрд. рублей.
ОЭЗ ППТ «Алабуга» расположена в самом центре Поволжского автомобильного кластера, представленного такими производителями, как «АВТОВАЗ», «ГАЗ», «Соллерс», «КАМАЗ» и др. Кроме того, ОЭЗ «Алабуга» находится в центре нефтехимического кластера России, где крупнейшие компании ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Уфахимпром» и ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» производят всю гамму полимеров. Приоритетные направления деятельности:
Площадь зоны − 1997,34 га. Запланированные государственные инвестиции в инфраструктуру − более 20 млрд. рублей. Реализованные государственные инвестиции в инфраструктуру − более 10 млрд. рублей. |
ОЭЗ ППТ «Тольятти» расположена в непосредственной близости к таким крупнейшим автопроизводителям как «АВТОВАЗ», «ГАЗ» и др. В Самарской области также сосредоточены предприятия химической отрасли - «ТольяттиАзот» (производство аммиака), «КуйбышевАзот» (производство минеральных удобрений), «Тольяттикаучук» (завод синтетического каучука). Приоритетные направления деятельности:
Площадь зоны − 660 га. Запланированные государственные инвестиции в инфраструктуру − более 7,9 млрд. рублей. |
ОЭЗ ППТ «Титановая долина» создана 16. 12. 2010 в целях привлечения инвестиций, организации новых производств и решения задач улучшения социально-экономического развития моногородов Верхняя Салда и Нижний Тагил, а также региона в целом. Площадь составляет 721 га с возможностью последующего увеличения. Среди конкурентных преимуществ: доступ к сырью, профильные кадровые ресурсы и специализированные учебные заведения, исследовательские организации, наличие поставщиков комплектующих и связанных услуг, существующая необходимая инфраструктура, развитые логистические сети, экспортный потенциал будущих резидентов особой экономической зоны. Инициатором проекта
создания особой экономической зоны и
ее якорным инвестором является ОАО «Корпорация
«ВСМПО-АВИСМА» - крупнейший в мире производитель
титана. Ее продукцию используют более
1000 предприятий Российской Федерации
и СНГ и более 350 компаний из 45 стран дальнего
зарубежья, включая такие крупнейшие авиационные
корпорации, как Boeing, Airbus, Embraer, Цели и задачи особой экономической зоны «Титановая долина»:
|
3. ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ ТИП ОЭЗ
Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки. Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.
Преимущества для инвесторов ОЭЗ:
Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:
ОЭЗ ТВТ «Зеленоград». Является признанным центром электронной
промышленности России. На
территории округа сосредоточены научно- |
ОЭЗ ТВТ «Дубна» находится в 100 км от Москвы. Является признанным научным