Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 09:55, курсовая работа
Цель работы - на основе литературных, статистических и картографических источников охарактеризовать природно-ресурсный потенциал Алтайского края и выяснить его современное использование.
Задача исследования - на основе комплексной оценки Алтайского края с учетом количественных методов показать современное состояние природных, социальных и отраслевых составляющих экономики территории как основы развития вертикальных и горизонтальных связей в территориальном разделении труда и межрайонной интеграции.
Картосхема: 3
Введение 5
Глава 1 Географическая характеристика природных условий и ресурсов Алтайского края 6
1) Территориальные и демографические показатели 6
2) Общий облик рельефа 7
3) Климат 8
4) Гидрология 8
5) Транспорт 8
6) Характеристика грузопотока 9
7) Экологическое состояние 10
Глава 2 Экономическая оценка природных ресурсов. 12
1) Оценка ТСПР 12
1.1 Алтайское ТСПР 12
2) Оценка ПРП района транспортного обслуживания 13
Заключение 17
Список литературы: 19
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Сибирский государственный университет путей сообщения
Кафедра «Экономка транспорта»
ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
(Район тяготения зАПАДНОсИБИРСКОЙ железной дороги)
Курсовая работа
по дисциплине:
Экономическая география транспорта
Руководитель:
Попова Н.Б.
_______________
(подпись)
______________
(дата проверки)
Краткая рецензия:
______________________________
_____________________
(запись о допуске к защите)
_____________________
(оценка по результатам защиты) (подписи преподавателей)
Оглавление
Картосхема: 3
Введение 5
Глава 1 Географическая характеристика природных условий и ресурсов Алтайского края 6
1) Территориальные и демографические показатели 6
2) Общий облик рельефа 7
3) Климат 8
4) Гидрология 8
5) Транспорт 8
6) Характеристика грузопотока 9
7) Экологическое состояние 10
Глава 2 Экономическая оценка природных ресурсов. 12
1) Оценка ТСПР 12
1.1 Алтайское ТСПР 12
2) Оценка ПРП района транспортного обслуживания 13
Заключение 17
Список литературы: 19
Карта Алтайского края Района тяготения зАПАДНОсИБИРСКОЙ железной дороги
Картосхема:
Железнодорожные пути
Границы субъекта
Дороги регионального значения
Дороги федерального значения
Государственная граница
Месторождения полиметаллический руд
Цементного сырья
Золота
Глауберовой соли
Поваренной соли
Легенда карты:
Курсовая работа посвящена территориальному размещению производственных сил Алтайского края Западносибирской железной дороге, установлению внутрирайонных и межрайонных транспортно-экономических связей.
Цель работы - на основе литературных, статистических и картографических источников охарактеризовать природно-ресурсный потенциал Алтайского края и выяснить его современное использование.
Задача исследования - на основе комплексной оценки Алтайского края с учетом количественных методов показать современное состояние природных, социальных и отраслевых составляющих экономики территории как основы развития вертикальных и горизонтальных связей в территориальном разделении труда и межрайонной интеграции.
Население Алтайского края оценивается в 2 491 627 чел. (2010), 20-е место по численности населения среди субъектов Российской Федерации (1,8 % населения России). Плотность населения — 14,9 чел./км² (2009), удельный вес городского населения — 53,7 %, сельского — 46,3 % (2009). Численность женского населения (54 %) превышает численность мужского (46 %). В половозрастной структуре превышение мужского населения наблюдается в возрасте до 24 лет. Доля населения трудоспособного возраста составляет 62 %, а официально зарегистрированный уровень безработицы — около 2 %.
Таблица 1
Алтайский край |
2419755 |
Городское население |
1323578 |
Сельское население |
1096177 |
Их соотношение, % |
54,6/45,4 |
Городские округа: Алейск, Барнаул, Белокуриха, Бийск, Заринск, ЗАТО Сибирский, Камень-на-Оби, Новоалтайск, Рубцовск, Славгород, Яровое.
Муниципальные районы: Алейский, Алтайский, Баевский, Бийский, Благовещенский, Бурлинский, Быстроистокский, Волчихинский, Егорьевский, Ельцовский, Завьяловский, Залесовский, Заринский, Змеиногорский, Зональный, Калманский, Каменский, Ключевский, Косихинский, Красногорский, Краснощёковский, Крутихинский, Кулундинский, Курьинский, Кытмановский, Локтевский, Мамонтовский, Михайловский, Немецкий национальный, Новичихинский, Павловский, Панкрушихинский, Первомайский, Петропавловский, Поспелихинский, Ребрихинский, Родинский, Романовский, Рубцовский, Славгородский, Смоленский, Советский, Солонешенский, Солтонский, Суетский, Табунский, Тальменский, Тогульский, Топчихинский, Третьяковский, Троицкий, Тюменцевский, Угловский, Усть-Калманский, Усть-Пристанский, Хабарский, Целинный, Чарышский, Шелаболихинский, Шипуновский.
Граничит на юге и западе с Восточно-Казахстанской и Павлодарской областями Казахстана, на севере и северо-востоке — с Новосибирской и Кемеровской областями, на юго-востоке — с Республикой Алтай.
Алтайский край расположен на юго-востоке Западной Сибири между 50 и 55 градусами северной широты и 77 и 87 градусами восточной долготы. Протяженность территории с запада на восток около 600 км, с севера на юг — около 400 км. Расстояние от Барнаула до Москвы по прямой — около 2940 км, автомобильным путём — около 3400 км. Площадь - 167 996 км².
Территория края относится к двум физическим странам — Западно-Сибирской равнине и Алтай — Саяны. Горная часть охватывает равнину с восточной и южной сторон — Салаирский кряж и предгорья Алтая. Высшая точка — 2490 метров пока не имеет официального названия на карте и находится в истоках реки Кумир на Коргонском хребте. Западная и центральная части преимущественно равнинного характера — Приобское плато, Бийско-Чумышская возвышенность, Кулундинская равнина. В крае присутствуют почти все природные зоны России — степь и лесостепь, тайга и горы. Равнинная часть края характеризуется развитием степной и лесостепной природных зон, с ленточными борами, развитой балочно-овражной сетью, озёрами и колками.
Климат Алтайского
края умеренный, переходный к континентальному,
формируется в результате частой смены
воздушных масс, поступающих из Атлантики, Арктики,
Водные ресурсы Алтайского края представлены поверхностными и подземные водами. Наиболее крупные реки (из 17 тысяч) — Обь, Бия, Катунь, Чумыш, Алей и Чарыш. Из 13 тысяч озёр самое большое — Кулундинское озеро, его площадь 728 кв.км. Главная водная артерия края — река Обь — длиной в пределах края 493 км, образуется от слияния рек Бии и Катуни. Бассейн Оби занимает 70 % территории края.
На Алтае развита сеть железных дорог. Их общая протяженность — 1803 км, и 866 км — железнодорожные пути промышленных предприятий. В дореволюционный период действовали линии Барнаул — Семипалатинск протяженностью около 650 км. До 1945 г. были построены магистрали Славгород — Кулунда — Павлодар и Локоть — Усть-Каменогорск, в послевоенные годы — участки южно-сибирского (Кулунда — Барнаул —Артышта) и среднесибирского (Барнаул — Камень-на-Оби — Карасук) направлений.
Самая протяженная линия края — Новосибирск — Барнаул — Семипалатинск, по которой осуществляются транзитные перевозки грузов из восточных районов страны в Среднюю Азию. По Южно-Сибирской магистралиидут транзитные потоки грузов в западные районы. Самые крупные железнодорожные станции: Алтайская, Барнаул, Бийск, Рубцовск, Алейская.
Длина автомобильных дорог
Пассажирский транспорт общего пользования обслуживает 78 % всех населенных пунктов. Трамваи и троллейбусы действуют в Барнауле, Бийске, Рубцовске. На рынке автоперевозок работают 12,5 тысяч (2006) предприятий, которые обеспечивают 886 маршрутов: из них 220 — городские, 272 — пригородные и 309 — междугородние. Кроме того, в крае действуют 8 автовокзалов и 47 пассажирских автостанций.
Барнаульский аэропорт
Общая длина судоходных линий
— около 650 км. В зоне водно-транспортного
обслуживания находится шестая
часть территории края с
Структура
экспортных поставок Алтайского края,
определяющая существующий профиль международной
специализации региона, характеризуется
преобладанием экспорта продукции топливно-энергетического,
лесопромышленного и машиностроительного
комплекса, металлургической и химической
промышленности, продукции сельского
хозяйства и продуктов питания. Номенклатура
основных экспортных товаров также стабильна
– это кокс, лесоматериалы, грузовые вагоны
и запасные части к ним, продукция машиностроительных
заводов (котлы, оборудование и механические
устройства к ним), сельхозпродукция, шины.
Крупнейшими экспортерами Алтайского
края выступают ОАО «Алтай-кокс», ОАО «Алтайвагон»,
ЗАО «Барнаульский патронный завод», ОАО
«Сибэнергомаш», ОАО «Кучуксульфат», ООО
«Алтай-форест», ЗАО «Завод алюминиевого
литья», ОАО «ПАВА», ОАО ПО «Алтайский
шинный комбинат».
Наибольший объем импорта приходится
на продовольственные товары и сельскохозяйственное
сырье (в основном фрукты, овощи и орехи),
машины, оборудование (20,2%), металлопрокат
(6,2%), одежда и обувь (4,5%), транспортные
средства (4,0%), минеральное топливо и нефтепродукты
(2,6%). Более 60% импортных товаров из стран
СНГ предназначены для внутреннего потребления
(продукты питания, товары народного потребления),
тогда как 70% продукции стран дальнего
зарубежья импортируется в производственных
целях.
Таблица 2
Отрасль |
Землестойкость |
Водоемкость |
Сырьеемкость |
Виды отходов |
Воздействие | ||||||
Твердые |
Жидкие |
Пыль, газ |
На землю |
на воду |
на воздужную среду |
на биосреду |
на человека | ||||
Теплоэнергетика |
Н |
В |
В |
Н |
С |
В |
С |
С |
В |
В |
- |
Добыча угля |
С |
Н |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
Н |
С |
С |
С |
Химическая и нефтехимическая |
Н |
В |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
В |
В |
В |
Машиностроение |
Н |
С |
С |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
С |
Легкая промышленность |
Н |
Н |
С |
Н |
Н |
Н |
Н |
С |
С |
С |
- |
Пищевая промышленность |
Н |
С |
В |
Н |
Н |
С |
Н |
С |
С |
С |
С |
Транспорт |
С |
В |
Н |
- |
Н |
В |
Н |
Н |
С |
С |
С |
Строительство |
Н |
Н |
С |
С |
- |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
- |
ЖКХ |
С |
Н |
- |
Н |
В |
С |
С |
В |
С |
В |
С |
Выводы к таблице 2:
Н(низкий) – 41; С(средний) – 39; В(высокий) – 13.
Из этого можно сделать вывод, что влияние на окружающую среду Алтайского края – среднее. Самое пагубное влияние дает теплоэнергетика, химическая промышленность, ЖКХ. Самое низкое влияние исходит от машиностроения и легкой промышленности.
Информация о работе Природно-ресурсный потенциал Алтайского края