Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 01:40, реферат
Процессы глобализации освоения минерально-сырьевой базы. Возможные пути повышения эффективности развития отечественной минерально-сырьевой базы.
Процессы глобализации
освоения минерально-сырьевой базы, которые
значительно
Россия по-прежнему является одним из крупнейших мировых производителей минерального сырья и занимает ведущее место по его экспорту. По запасам многих полезных ископаемых страна занимает лидирующее положение в мире. Это позволяет нам уже в ближайшие годы войти в мировую минерально-сырьевую интеграцию, для чего необходимо заблаговременно организовать эффективное сотрудничество с другими странами – потенциальными лидерами в будущем обеспечении мира минеральным сырьем.
Однако отечественный минерально-сырьевой комплекс, несмотря на его огромный потенциал и более высокую устойчивость к выживанию по сравнению с другими отраслями экономики, в условиях крупномасштабных реформ оказался в критическом состоянии. Основная причина этого – отсутствие долгосрочной государственной стратегии использования и изучения недр и действенного механизма воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Значительное сокращение в последнее десятилетие объемов геологоразведочных работ привело к тому, что сырьевая база по многим полезным ископаемым существенно истощилась, а открытие крупных месторождений случается все реже. Отмена с 2002 г. ставок на воспроизводство минерально-сырьевой базы, основного источника финансирования геологоразведочных работ и выполнения территориальных программ ее воспроизводства, еще более усугубляет положение. Все это ведет к замедлению экономического развития и ослаблению минерально-сырьевой и энергетической безопасности государства.
В связи с
изложенным проблемы эффективного недропользования,
опережающего воспроизводства минерально-
В Советском Союзе минерально-сырьевой комплекс создавался за счет государственных средств и передавался для эксплуатации практически бесплатно. Начиная с 1990 г. добыча большинства видов минерального сырья в стране обеспечивается в основном сформированным ранее заделом запасов полезных ископаемых. А приросты запасов (практически все) получены за счет использования поискового задела. Однако при этом погашение запасов при добыче компенсировалось не полностью. В результате по большинству полезных ископаемых в общей структуре запасов существенно возросла доля разведанных и подготовленных, тогда как доля оцененных запасов и прогнозных ресурсов значительно снизилась. Если учесть, что последние определяют поисково-разведочный задел и, следовательно, реальные возможности развития минерально-сырьевой базы на перспективу, то создавшееся положение является тревожным сигналом.
Отмена ставок
на воспроизводство минерально-
В отличие от
России ни одна страна мира не практикует
поиск и разведку месторождений
полезных ископаемых за счет бюджетных
средств с их последующей бесплатной
передачей собственным и
Учитывая вышеизложенное, России для поддержания на принятом в мире уровне минерально-сырьевой базы (разведанных запасов) необходимо изыскать надежный бюджетный источник финансирования геологоразведочных работ или законодательно закрепить за добывающими компаниями обязательства по поиску новых месторождений и восполнению запасов добываемого минерального сырья с периодической отчетностью перед государственными контролирующими ведомствами. Во втором случае добывающим организациям должен быть снижен налог на добычу, в состав которого по версии Государственной думы входит 50% прежней ставки на воспроизводство минеральной базы, на эту величину и рекомендуется снизить размер налога.
С другой стороны,
введение с 2002 г. единого для каждого
вида полезного ископаемого налога
на добычу без учета экономико-
Кроме того, отечественные горнодобывающие предприятия находятся в неравном налоговом положении с другими производственными и торговыми структурами. Помимо общих для всех товаропроизводителей налогов (на доход, прибыль, имущество и добавленную стоимость) они дополнительно облагаются сборами за выдачу лицензий, платежами за пользование недрами, рентными платежами и т.д. Суммарный размер последних порой превышает общую сумму налогов от производственно-хозяйственной деятельности. Это крайне ограничивает возможности недропользователей (особенно мелких и средних) в развитии минерально-сырьевой базы и своевременном обеспечении прироста запасов. В таких условиях наряду с высказанными выше предложениями представляется целесообразным обстоятельно рассмотреть вопрос об ограничении максимального размера суммарных налогов (от объема реализации или балансовой прибыли) на недропользователя.
Еще один момент, касающийся непосредственно алмазодобычи, а также других сырьевых отраслей. При определении направлений геологоразведочных работ на алмазы в Западной Якутии (особенно – для постановки детальных поисков) АК “АЛРОСА” в значительной степени опирается на наработки предыдущих лет (советского периода). Однако при выходе за пределы данного региона у компании таких возможностей, как правило, нет (там до настоящего времени целенаправленные поиски алмазов не проводились). Поэтому приходится начинать с обоснования оценок прогнозных ресурсов и разработки научного обеспечения поисков. А это не только не стимулирует вложение средств, но значительно снижает эффективность поисков. По нашему мнению, первые шаги по обоснованию перспектив алмазоносности районов, оценке прогнозных ресурсов и разработке научных рекомендаций по проведению поисков должно принять на себя государство, с тем, чтобы лицензии на геологическое изучение недр выдавались более обоснованно.
Возможными путями
повышения эффективности
Выполнение названных
мер позволит, наш взгляд, восстановить
прежний потенциал минерально-
Информация о работе Проблемы развития минерально-сырьевого комплекса России