Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2012 в 12:08, реферат
Целью данной работы состоит в том, чтобы изучить природу и сущность контроля.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Понятие и виды внутрифирменного управленческого контроля 3
2 Формы и методы контроля 7
3 Функции контроля 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21
б) обследование. Основано на личном ознакомление проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, и др.;
в) экономический анализ, который предполагает анализ исполнения доходной и расходной части бюджета, а также смет бюджетополучателей. Он позволяет выявить проблемы и противоречия бюджетного процесса, пути повышения его эффективности. Поскольку бюджетная система является одним из важнейших инструментов регулирования социально-экономических процессов, важно проанализировать ее влияние на отдельные стороны общественной жизни. Результаты такого исследования служат основой для выработки стратегии экономической политики государства на перспективу;
г) ревизия. Это наиболее распространенный метод бюджетного контроля. Ревизия – это комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. Проверкой может быть также охвачена работа финансовых органов по составлению и исполнению бюджета. Ревизии проводятся в органах государственной власти и их отдельных структурных подразделениях; во внебюджетных фондах; на предприятиях и в организациях с государственным участием; в организациях всех форм собственности, получающих бюджетное финансирование, и др. Они служат основой для принятия управленческих решений, способствуют профилактике нарушений в бюджетной сфере. Формы и методы финансового контроля в РФ можно представить в виде рисунка 4.
Рис. 4- Виды и формы контроля
Документальная ревизия часто сочетается с фактическим контролем (инвентаризацией, лабораторными анализами и т.д.).
Общими задачами документальной ревизии являются:
проверка законности и целесообразности совершенных хозяйственных операций;
проверка соблюдения финансовой и сметной дисциплины;
борьба с хищениями собственности и другими злоупотреблениями должностных лиц;
проверка выполнения плана;
проверка правильности постановки бухгалтерского учета и достоверности показателей учета и отчетности;
содействие режиму экономии и укреплению хозяйственного расчета.
Документальные ревизии различают по назначению, объему охватываемых проверкой операций, методу проведения и другим признакам. (рис. 5).
Рис. 5– Приемы ревизий
В зависимости от повторяемости контрольных функций различают ревизии первичные, повторные и дополнительные.
По методу проведения ревизии могут быть сплошные, выборочные и комплексные.
Сплошные методы документальной ревизии подразумевают комплексную проверку состояния учета и отчетности проверяемого субъекта.
При этом наряду с проверкой головного предприятия изучается деятельность подведомственных ему предприятий и организаций. При таких ревизиях на основе сравнительного анализа вскрывают не только характерные недостатки и положительные моменты, но и оценивают эффективность управления подчиненными предприятиями.
В этом случае могут проводится встречные проверки, т.е. проверки проводимые у двух, связанных между собой какими-либо действиями предприятий. Например, проверяемая организация ООО «Ритм» приобретала у ОАО «Марк» товары. Ревизор может провести проверку наличия счета-фактуры у того и другого предприятия, сверит их суммы, даты и наименование приобретенных товаров.
При проведении выборочных проверок ревизор проводит выборочную проверку документов предприятия. Для этого он методом случайного отбора производит выборку документов, например по датам, по номерам, по участкам учета.
Комплексные проверки предполагают проведение проверки состоянии документов всего предприятия
Вид контроля, сочетающий приемы документальной и фактической проверки, представляющий собой всестороннюю и взаимосвязанную проверку всех участков деятельности предприятия.
В комплексной ревизии принимают участие специалисты, хорошо знающие экономику и технологию производства, организацию труда и другие вопросы производственной и финансово-хозяйственной деятельности. Привлечение различных специалистов позволяет значительно расширить круг проверяемых вопросов
В процессе ревизии используются нормативные материалы, первичные документы и учетные регистры, данные отчетности, данные фактического контроля, приказы и распоряжения, материалы предыдущих ревизий. Результаты оформляются актом. Акт составляет ревизор в нужном количестве экземпляров. Его подписывают, кроме ревизора, руководитель ревизуемого предприятия и главный бухгалтер. Если последние не согласны с актом, они все равно должны его подписать, а свои возражения в письменном виде приложить к акту ревизии. Если имеют место факты злоупотреблений, наказуемых в уголовном порядке, то дело передается следственным органам.
3 Функции контроля
Установление стандартов — это определение конкретных целей, степень приближения к которым поддается измерению. Стандарты, используемые для контроля, должны быть выбраны из многочисленных целей и стратегий организации.[5]
Цели, которые могут быть использованы для контроля в качестве стандартов, должны обладать двумя важными особенностями: 1) иметь временные рамки, в которых должна быть выполнена работа; 2) иметь конкретный критерий, по которому можно оценить степень выполнения работы.
Примером цели, которую можно использовать в качестве стандарта контроля, может быть получение прибыли в размере 10 млн руб. в 2006 г. Конкретный критерий — 10 млн руб. — и определенный период времени — один год — называют показателями результативности.
Показатель результативности точно определяет, что должно быть получено, для того чтобы достичь поставленных целей. Эти показатели позволяют руководству сопоставить реально сделанную работу с запланированной и ответить на следующие важные вопросы: «Что мы должны сделать, чтобы достичь запланированных целей?» и «Что осталось не сделанным?» Если руководство обнаруживает, что за первые полгода прибыль фирмы составила только 4 млн руб., то оно понимает, что необходимо существенно поднять производительность, чтобы достичь намеченной цели — заработать 10 млн руб. к концу года.
Не все цели и задачи организаций можно выразить непосредственно в числах. Например, повышение морального уровня, рассматриваемое в качестве цели, выразить в числовых показателях очень трудно. Но организации, работающие эффективно, должны преодолеть трудности, связанные с выражением целей в количественном виде. Например, информацию о духовном состоянии работников можно получить путем обследований и опросов. Некоторые из явно не поддающихся количественному измерению величин можно представить в численном виде косвенно, измеряя некоторый показатель. Так, количество увольнений обычно является мерой удовлетворенности работой. Таким образом, количество увольнений может использоваться как показатель результативности при выработке стандартов в области удовлетворенности работой. Опасность использования косвенных проявлений каких-либо величин вместо прямых измерений этих величин состоит в том, что на косвенные проявления могут оказывать воздействие и совершенно другие факторы. Однако даже субъективный показатель при условии, что осознается его ограниченность, лучше, чем ничего.
Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами составляет второй этап процесса контроля. Менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. При этом он должен понимать, насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов.[6]
Уровень допустимых отклонений и принцип исключения. Одна из характерных черт хорошего стандарта системы контроля состоит в том, что в нем содержатся реалистичные допуски параметров цели. Например, если целью было получить в наступающем году прибыль в размере 10 млн руб. в месяц, а предприятие получило прибыль в размере 9,8 млн руб., то отклонение составит 2%. Это отклонение от установленного стандартного уровня незначительно, однако руководство должно заблаговременно установить величины допустимых отклонений, в пределах которого отклонение результатов от намеченных не должно вызывать тревоги.
Определение допустимых отклонений — вопрос очень важный, поскольку сокращение допустимых отклонений может требовать больших затрат. Затраты на систему контроля состоят из затрат времени, расходуемого менеджерами и другими работниками на сбор, передачу и анализ информации, а также из затрат на все виды
оборудования, используемого для осуществления контроля, и затрат на хранение, передачу и поиск информации, связанной с вопросами контроля.
Измерение результатов. Для измерений необходимо выбрать единицу, соответствующую виду контролируемой деятельности, причем такую, которую можно преобразовать в единицы стандарта. Так, если установленный стандарт — это прибыль, то измерение следует вести в рублях или процентах, в зависимости от формы выражения стандарта. Общее правило — стандарт в специфической форме предопределяет те величины, которые впоследствие должны быть измерены.
Необходимо, чтобы скорость, частота и точность измерений были согласованы с деятельностью, подлежащей контролю. Например, завод, производящий реактивные снаряды, должен вести исключительно строгий и точный контроль качества своей продукции, система измерений при контроле качества должна быть точной и действовать достаточно оперативно, чтобы отсортировать брак, прежде чем он уйдет с завода. Но производитель снарядов не может проверять путем испытаний большую член, своей продукции. Если проводить испытания чрезмерно часто снаряды будут очень дорогими. Поэтому на заводе подвергают проверке лишь отдельные выборки снарядов из каждой партии
Использование компьютеров для контрольных измерений сделало эти проверки гораздо более оперативными, дешевыми и точными. Компьютеризированные кассовые аппараты позволяют торговым организациям определять и выдавать в табличной форме данные о состоянии наличности и материальных запасов на момент покупки. Но любая система сбора и обработки информации относительно дорога. Стоимость проведения измерений зачастую является наиболее крупным элементом затрат во всем процессе контроля. Часто именно этот фактор определяет, стоит ли вообще осуществлять контроль.
Передача и распространение информации. Чтобы система контроля действовала эффективно, необходимо доводить до сведения соответствующих работников организации установленные стандарты и достигнутые результаты. Эта информация должна быть точной, поступать вовремя и доводиться до сведения ответственных за соответствующий участок работников в виде, легко позволяющем принять необходимые решения и действия. Необходима, кроме того, уверенность, что установленные стандарты поняты сотрудниками, для этой цели должна быть обеспечена эффективная связь между теми, кто устанавливает стандарты, и теми, кто должен их выполнять.
Участие сотрудников организаций в процедуре контроля — эффективное средство улучшения контроля на всех уровнях. Необходимо, по возможности, обеспечить участие подчиненных в разработке стандартов, хотя это обычно является прерогативой менеджера.
Оценка информации о результатах — это заключительная стадия этапа сопоставления результатов и стандартов. Менеджер решает, нужна ли информация и важна ли она. Важной считают информацию, которая адекватно описывает исследуемое явление и необходима для принятия правильного решения. Мерой оценки может служить масштаб допустимых отклонений, установленный ранее. Нередко, однако, менеджеры должны давать личные оценки, интерпретировать значимость полученной информации и устанавливать связь запланированных и фактически достигнутых результатов. Цель этой оценки состоит в том, чтобы принять решение о необходимости действий.
Действия, проводимые после сопоставления результатов с установленными стандартами, можно подразделить на три вида.
Ничего не предпринимать следует, если сопоставление фактических результатов со стандартами говорит о том, что установленные цели достигнуты. При этом измерения необходимо продолжать, повторяя цикл контроля.
Устранить отклонения необходимо, если оценки свидетельствуют о том, что масштаб отклонения от стандарта превысил установленный уровень, при этом система контроля должна точно указывать причину столь больших отклонений. Поскольку большая часть работ в организации выполняется объединенными усилиями групп людей, точно установить первопричины той или иной проблемы бывает трудно, а иногда и невозможно. Корректирующие действия по устранению отклонений должны начинаться с выяснения причин этих отклонений с тем, чтобы добиться возвращения организации к верному образу действий.
Прежде чем выбирать корректирующее действие, необходимо взвесить все имеющие отношения к данной проблеме внутренние факторы и их взаимосвязи. Поскольку все подразделения организации так или иначе связаны между собой, любое крупное изменение в одном из них затронет всю организацию. Менеджер должен вначале убедиться, что предпринимаемое им корректирующее действие не создаст дополнительных трудностей.