Региональная экономическая политика Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 00:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие характера и закономерностей эволюции государственной региональной экономической политики в Японии в послевоенный период, оценка эффективности механизма ее реализации.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
- анализ процесса формирования государственной региональной политики Японии;
- выявление содержания, направлений и особенностей региональной политики Японии;
- обобщение теоретических подходов региональной политики в Японии.

Содержание

Введение
Глава 1. Региональное направление экономической политики японского правительства:
§1.Основы, цели и приоритеты региональной политики в послевоенный период
§2.Тенденции размещения производства в период депрессии и структурных реформ 1990-2000 гг.

Глава 2. Особенности регулирования регионального экономического развития в Японии
§1.Планы комплексного развития национальной территории
§2.Программа «Технополис»
§3.Программа развития кластеров
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

АЛЕЛУЯ!!!.doc

— 26.69 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

Введение

Глава 1. Региональное направление экономической политики японского правительства: 
       §1.Основы, цели и приоритеты региональной политики в послевоенный период

       §2.Тенденции размещения производства в период депрессии и структурных реформ 1990-2000 гг.

 

Глава 2. Особенности регулирования регионального экономического развития в Японии

      §1.Планы комплексного развития национальной территории

      §2.Программа «Технополис»

      §3.Программа развития кластеров

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Япония — одна из немногих стран мира, которая имеет лишь морские границы и является одной из наиболее развитых в экономическом отношении.

Послевоенный рост экономики Японии вывел ее в число ведущих мировых держав. В современном экономическом мире роль Японии стабильно возрастает, и она стала державой, которая может выдвинуть свои условия в рамках модернизации мирового рыночного хозяйства.

     В условиях глобальных вызовов исключительно важным звеном в закреплении своих позиций в системе глобальной экономики является грамотно сбалансированная региональная экономическая политика.

   Надо сказать, Япония была и остается уязвимой страной. Она чрезвычайно уязвима перед малейшими нарушениями в четком мировом потоке ресурсов и торговли, не говоря уж о мировой стабильности в более общем смысле, и ее постоянно донимают внутренние слабости — демографические, социальные и политические. И в данной связи вопрос о территориальной организации видится одной из важнейших структурных характеристик хозяйства страны, ключевым звеном.

Изменение территориальных пропорций общественного воспроизводства, роли и места регионов в хозяйственной структуре стран объединяется понятием «региональное развитие», которое становится все более важной составляющей экономического роста и объектом государственного регулирования. 
В послевоенный период региональная экономическая политика (РЭП) во всех промышленно развитых, да и многих развивающихся странах прочно заняла свое место в ряду основных направлений социально-экономической стратегии государства. Более того, в последние десятилетия наблюдается усиление внимания к проблемам регионального развития. Среди причин этого явления следует выделить, прежде всего, увеличение масштабов и усложнение структуры общественного воспроизводства в условиях ускорения научно-технического прогресса, интернационализации экономики. 
Экономическая нестабильность последних лет, которая имеет место во многих странах, хотя и по разным причинам, заставляет правительства и предпринимательские круги этих стран обратить более пристальное внимание на неиспользованный потенциал региональных экономик и совершенствование региональной структуры как резерв повышения эффективности функционирования экономической системы.

В то же время сосредоточение производства и населения в районах их максимальной концентрации, в первую очередь, в крупнейших городах мира, достигло того критического уровня, когда преимущества агломераций оборачиваются серьезными негативными последствиями в экономической и социальной сферах - ростом издержек производства, загрязнением окружающей среды, обострением транспортных проблем. Одновременно периферийные районы ощущают нехватку капиталов, там происходит сокращение числа рабочих мест, отток населения. Усиливающаяся или сохраняющаяся неравномерность развитня регионов страны становится для многих государств фактором социальной нестабильности, лежащим в основе различных конфликтов, в том числе имеющих этническую или религиозную окраску. Подобная ситуация требует адекватного реагирования со стороны государства и принятия мер, направленных на ликвидацию или сокращение негативных эффектов диспропорционального территориального развития экономики. 
Повышение роли региональных факторов в социально-экономическом развитии происходит на фоне тенденции к переустройству экономических структур на новых, более демократических началах, характерной для многих стран.

«Регионализация» экономики неотделима от процесса общей эволюции иерархической вертикали власти «Центр-регионы».  Пример Японии интересен потому, что эта страна, пожалуй, единственная из промышленно развитых государств, вплоть до 90-х годов сохранила достаточно жесткую вертикальную систему взаимоотношений между центральной властью и местным уровнем управления, в том числе и в экономической сфере. По ряду признаков видно, что сейчас сложившаяся система стоит на пороге решительных по японским понятиям перемен.

Поэтому в настоящее время, как никогда возрастает потребность в теоретическом обосновании региональной стратегии, поиске новых научных подходов в этой области.  
Проблемы регионального развития Японии давно привлекали внимание исследователей различных специальностей и прямо или косвенно затрагивались в работах различной тематики.

Предметом исследования в предлагаемой работе является региональная экономика (т.е. экономика страны в территориальном разрезе), предметом - государственная региональная экономическая политика, которая рассматривается как составная часть экономической политики государства и анализируется с позиций экономического роста.

Целью данной курсовой работы является раскрытие характера и закономерностей эволюции государственной региональной экономической политики в Японии в послевоенный период, оценка эффективности механизма ее реализации.

Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:

- анализ процесса формирования государственной региональной политики Японии;

- выявление содержания, направлений и особенностей региональной политики Японии;

- обобщение теоретических подходов региональной политики в Японии

Временные рамки исследования охватывают, главным образом, послевоенный период, поскольку именно в это время сложилась общегосударственная система РЭП.

Японская модель представляется нам наиболее законченной и продуманной. Накопленный ей полезный опыт может  представлять практический интерес в деятельности министерств экономики, региональной политики, науки и технологии и других ведомств Российской Федерации, а также местных органов власти. Возможность использования зарубежного опыта вытекает из существующих проблем в области техники и технологии, экономики и социальной жизни, так как научно технический прогресс идет практически по единому для всех экономик стран сценарию. В результате  чего в разных странах возникают сходные региональные проблемы(такие как  дифференциация экономической и социальной жизни цента и  периферии). Нельзя не согласиться в тем, что в области решения региональных проблем и экономического освоения регионов внутри страны, а так же разработки путей такая развитая страна, как Япония, продвинулась дальше нас. Наиболее показательной система самоуправления территорий, разработанная в Японии. Ее основа — государственные планы развития регионов, разрабатываются на 10 лет начиная с 1962 г..

 

 

 

Глава 1. Региональное направление экономической политики японского правительства: 
       §1.Основы, цели и приоритеты региональной политики в послевоенный период

Можно выделить две группы факторов, сформировавших в послевоенный период систему экономических взаимоотношений между японскими Центром и регионами. К первой относятся особенности политической системы местного самоуправления. Вторая связана с национальной спецификой государственного вмешательства в экономические процессы.

Система местного самоуправления в ее современном виде сложилась в Японии после Второй мировой войны в ходе демократизации экономики и общественного устройства под руководством оккупационных властей. Конституция 1947 года провозгласила «принцип местной автономии». В экономической сфере он предусматривал право местных органов власти «распоряжаться собственностью, вести дела, осуществлять административное управление и издавать собственные постановления в пределах, установленных законом» (статья 94). Общие конституционные принципы местного самоуправления были конкретизированы в целом ряде законов, принятых главным образом в конце 40-х - 50-е годы. Среди них были и основополагающие законы, ставшие правовым фундаментом для формирования экономических отношений центрального правительства и местной власти. Это прежде всего закон «О местной автономии» (1948 год), а также целый ряд законов, касающихся фискальной системы - «О финансовой автономии», «О местных налогах», «О лицензировании местных займов» (все приняты в 1950 году), «О местных общественных предприятиях» (1952 год) и другие, которые впоследствии не раз изменялись и дополнялись.


 Важными особенностями системы местного самоуправления, сложившейся после войны, стал быстрый переход от тоталитарной политической системы к демократической, когда местное самоуправление создавалось государственными органами по единому «спущенному сверху» рецепту. При этом за государством сохранялось право контролировать, а зачастую и прямо вмешиваться в дела местного значения . Эти черты создали политико-правовые предпосылки для формирования «высокоцентрализованной» модели экономических отношений между Центром и периферией.

 Еще более весомую лепту в создание такой модели внесли и особенности системы государственного регулирования экономики. Для японской экономики, как известно, характерна высокая степень государственного вмешательства с использованием прямых методов воздействия на хозяйственные пропорции, а также «неформальных» мер воздействия на частный сектор (так называемая «система административного руководства»). Основные принципы и особенности общеэкономической политики проецировались и на политику государства в отношении регионов, которая просто не могла не быть высокоцентрализованной.

 Центральное правительство и регионы вступают в разнообразные экономические отношения. В наиболее концентрированном виде практически все стороны этих отношений отражаются в разделении полномочий в экономической сфере между правительством и местными властями, в организации бюджетной системы, а также в государственной региональной экономической политике.

 Органы местного самоуправления(ОМС) в Японии действуют в тех сферах экономики, которые связаны с жизнью населения, с заботой о национальной территории (включая все составляющие местных природных комплексов), с поддержкой местного предпринимательства. Их непосредственно предпринимательская деятельность традиционно сосредоточена в строительстве и эксплуатации разнообразных объектов производственной и социальной инфраструктуры (по японской терминологии - «общественного капитала»), где действуют муниципальные предприятия. Сфера ответственности местных властей здесь велика. Они занимаются (т. е. планируют, финансируют, распределяют подряды и т. п.) строительством дорог, дамб, водоустроительными работами, сооружением общественного жилья и мощностей по переработке бытовых отходов, объектов коммунального хозяйства и охраны окружающей среды. Вместе с тем постепенно (особенно в последнее десятилетие) все большая часть таких работ передается частному сектору, а местные власти сохраняют за собой лишь организационно-контролирующие функции.

 В ведении ОМС находится и чрезвычайно важная социальная сфера: страховая медицина, социальное обеспечение, культура, спорт.

 Особая забота ОМС - регламентация землепользования. На местах разрабатываются и принимаются планы использования национальной территории и землепользования, которые проходят экспертизу региональных советов по планированию использования территории и землепользованию и утверждаются губернаторами и мэрами. Получить разрешение на пользование землей, например для жилищного строительства, теоретически возможно, но практически крайне трудно. Для этого нужно согласие не только сельскохозяйственного отдела префектуры, но и министерства сельского, лесного и рыбного хозяйства.

 Местные власти обладают правом принудительного отчуждения (выкупа) земли у частных собственников по решению местного комитета по отчуждению. Но эта мера применяется крайне редко и для узкого круга общественных объектов - дорог, каналов, парков, при перепланировке городских кварталов. В целом же органы местного самоуправления стремятся к тому, чтобы процесс приобретения земли проходил как можно более гладко, и заранее принимают меры, позволяющие избежать конфликтов.

 Обладая правами регулирования землепользования, ОМС используют их как важный инструмент экономической политики (для поощрения сельского хозяйства, строительства объектов общественного капитала или привлечения частных компаний в регион). Местные власти могут, например, облегчить компаниям процедуру регистрации земельной сделки, осуществляют контроль над ценами на землю.

 Довольно значительные полномочия делегированы ОМС в области сельскохозяйственной политики. Это особенно важно для периферийных районов, где роль аграрного сектора в местных хозяйственных комплексах относительно велика. Через соответствующие отделы префектур, местные сельскохозяйственные комитеты и советы идут правительственные субсидии фермерским хозяйствам и кооперативам. На местах составляются планы развития и поддержки сельскохозяйственного производства и обеспечиваются условия (финансовые, материальные, организационно-технические) их выполнения.

 Что касается промышленности и строительства (за исключением объектов инфраструктуры), то ОМС непосредственно не занимаются предпринимательской деятельностью. Но так как они крайне заинтересованы в развитии предпринимательства в своем регионе, политика его поддержки занимает заметное место в их деятельности. Направления и формы такой поддержки разнообразны. Здесь, как в никакой иной сфере, велика роль местных инициатив, особенно в поддержке мелкого и среднего предпринимательства. ОМС играют все более заметную роль в реализации общенациональных программ по оживлению регионов и переразмещению производства из центральных в отдаленные районы.

 Таким образом, на местный уровень власти в Японии делегирован обширный круг экономических функций и прав. При этом в послевоенный период число «поручений» постепенно увеличивалось. Вместе с тем для правильной оценки общего характера взаимоотношений центрального правительства и регионов важно иметь в виду следующее.

Информация о работе Региональная экономическая политика Японии