Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 21:24, курсовая работа
В данной работе проведены исследования по теме. Региональная экономическая политика составляет всю экономическую политику нашей страны. Без регионов нет и страны. Поэтому считаю данную тему важной для изучения. Был рассмотрен факт вступления России в «Всемирно Торговую Организацию». Был проведён анализ положительных и отрицательных последствий данного вступления. По ним можно сделать определённые выводы. Считаю, что России нужен свой путь экономического и политического развития. В данной курсовой работе я попытаюсь так же рассмотреть, такое важное событие для всей экономики Р. Ф, это вступление России в Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Целью работы является изучение механизмов формирования и реализации стратегии региональной экономической политики РФ. Сравнение положительных и отрицательных аспектов вступления нашей страны в ВТО.
По мнению большинства специалистов, для действующей в России модели региональной экономической политики характерен ряд проблем, негативно сказывающихся на развитии национальной экономики. В их числе: диспропорциональность и неравномерность уровней социально-экономического развития регионов; ограниченность финансовых возможностей и властных полномочий местных органов управления; рост регионального иждивенчества (которое реализуется через систему дотаций и субсидий) и отсутствие в регионах системы стимулов по наращиванию налогового и социально-экономического потенциала. Существующий административно-экономический механизм их разрешения не только не способствует социально-экономическому развитию беднейших регионов, но, наоборот, еще больше усиливает их отставание.
Продолжающаяся в стране кампания по централизации финансовых ресурсов приводит к тому, что объем налоговых доходов, зачисляемых в консолидированные бюджеты субъектов Федерации, недостаточен не только для стимулирования экономического роста в регионах, но и для реализации важных для развития производства и социальной сферы региональных программ. В условиях, когда до 70% всех налоговых поступлений территорий уходит в федеральный бюджет и в регионы постоянно передаются не обеспеченные финансовыми ресурсами государственные полномочия, от них нельзя ожидать стремления к повышению своего социально-экономического потенциала.
Закономерным следствием проводимой региональной политики явились заметный рост межбюджетных трансфертов и неуклонное снижение стимулов для развития социально-экономического и налогового потенциала регионов. Об этом свидетельствует анализ данных об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за последние пять лет.
В системе межбюджетных трансфертов самым крупным звеном является Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. На его долю приходится до 40% всей финансовой помощи последним из федерального бюджета. Его средства предоставляются регионам в виде дотаций с целью выравнивания уровня их бюджетной обеспеченности.
В 2011 г. самые большие дотации из этого Фонда получили бюджеты республик Саха (Якутия) и Тыва, Камчатской области и Чукотского автономного округа (более 80% от объема всей финансовой помощи из федерального бюджета). Несколько меньше средств досталось бюджетам Коми-Пермяцкого автономного округа (68,18%), Магаданской области (59,76%), Ставропольского края (59,62%), Ростовской области (59,21%), Приморского (56,69%) и Хабаровского (54,57%) краев, Читинской (51,32%) и Иркутской (50,79%) областей и др.(7)
О чем свидетельствует высокая доля дотаций на выравнивание уровней бюджетной обеспеченности субъектов Федерации. Прежде всего о нехватке собственных бюджетных средств (налогового потенциала), направляемых на развитие экономики и реализацию социально значимых программ регионов
В этой связи важен поиск оптимального баланса между объективно необходимым выравниванием уровня бюджетной обеспеченности и созданием стимулов для развития экономического и налогового потенциала регионов. Правительством РФ был разработан обновленный вариант региональной экономической политики в стране, который мы рассмотрим ниже.
Как показывают современные исследования, в мировой экономике существуют две противоположные концепции государственной поддержки регионального развития - перераспределительная и структурная. И если первая концепция, идеологии которой полностью следует нынешнее российское правительство, имеет целью социальное выравнивание доходов слаборазвитых регионов за счет высокоразвитых, то вторая, на которую ориентируется большинство высокоразвитых стран, наоборот, предусматривает государственное финансирование всей региональной экономики с учетом особенностей ее территориального развития.
Например, по данным Eurostat, в государствах Евросоюза нехватка местных налогов для социально-экономического развития бедных регионов (таких как Румыния, Болгария и Польша) в 2007-2013 гг.
будет компенсироваться значительной финансовой поддержкой(15). Это связано в первую очередь с необходимостью поднять показатели доходов на душу населения в беднейших регионах до среднеевропейского уровня. Одновременно такая поддержка сопровождается и расширением обеспеченных финансовыми ресурсами полномочий местных органов власти в процессе формирования бюджетных доходов и расходов, что, с одной стороны, увеличивает наполняемость региональных бюджетов, а с другой - способствует развитию так называемых "точек роста", вокруг которых формируются развитые промышленные районы. В результате потребность беднейших регионов в активной финансовой поддержке со стороны центральной власти постепенно сокращается.
Из правительственного прогноза социально-экономического развития российской экономики на 2007-2009 гг. следует, что в течение ближайших трех лет добавленная стоимость в российской экономике, как и раньше, будет формироваться за счет регионов с высоким уровнем развития. В их число входят: города Москва и Санкт-Петербург; Тюменская, Липецкая, Московская, Самарская, Свердловская и Ленинградская области; республики Татарстан, Коми и Башкортостан; Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
Так, доля этих 13 регионов в совокупном валовом региональном продукте (ВРП) страны будет неуклонно возрастать - с 52,5% в 2005 г. до 54,6% в 2009 г. При этом почти 70% совокупного ВРП этой группы будет приходиться только на четыре региона: г. Москва (36,8% от объема этой группы в 2007 г.), Ханты-Мансийский АО (19,5%), Московская область (7,1%) и г. Санкт-Петербург (6,3%)(16).
Всем же остальным субъектам Российской Федерации из федерального бюджета по-прежнему предусмотрено выделение финансовой помощи с целью выравнивания уровня их бюджетной обеспеченности. При этом ее масштабы будут с каждым годом увеличиваться. И неважно, что с 2007 г. ее станут оказывать регионам только на договорной основе, то есть путем заключения специальных соглашений, в которых будут оговариваться как размеры кредиторской задолженности, так и направления расходования федеральных средств(17). Для регионов-реципиентов важно другое: чтобы финансовая помощь из федерального центра не прекращалась. Однако такой подход, на наш взгляд, порождает в регионах иждивенчество, тормозя развитие внутренних стимулов для наращивания своего социально-экономического потенциала.
Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:
Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.
3.1. Положительные экономические аспекты вступления России в ВТО.
1. Принятый в цивилизованном мире инновационный путь экономического развития невозможен без приобщения к высоким технологиям. Их стандарты задает система ВТО, стимулируя, таким образом, не столько товарообмен, сколько технический прогресс. Находясь вне системы, Россия обрекает себя на самоизоляцию, техническую отсталость, усиление сырьевой ориентации, сохранение форм хозяйствования, непригодных в рыночных условиях.
Потенциальная проблема нехватки материальных факторов производства может быть решена путём их импорта из-за границы по ценам, сниженным после вступления в ВТО. Если производитель использует импортные комплектующие и сырьё, то сокращение издержек за счёт их удешевления компенсирует издержки на повышение качества или использование более дорогих отечественных факторов, и цена продукции останется «неизменной» (т.е. изменится не существенно или на столько, как если бы Россия не вступала в ВТО) (5а, + для производителя). Если нашему производителю удастся конкурировать с иностранными на внутреннем рынке, то он сможет претендовать на выход на зарубежные рынки (5б, + для производителя).
Информация о работе Региональная экономическая политика и механизм ее реализации