Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:43, контрольная работа
Россия как евразийская страна имеет долгосрочные военные, политические и экономические интересы в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТР). Суть этих интересов состоит в том, чтобы обеспечить здесь не только безопасность России, но и ее геоэкономические позиции, существенно повысить конкурентоспособность страны. Данный регион обладает огромными человеческими и природными ресурсами и способен к бурному экономическому развитию.
Введение……………………………………………………...………………….….. 3
1 Современная обстановка в АТР………………………………………………. .. 4
2 Положение России в регионе: военное, политическое и экономическое измерения …..………………..….………….. 7
3 Перспективы России в развитии отношений со странами АТР.........….….…... 9
4 Приоритеты национальных интересов России в АТР ……………..…………. 22
Заключение………………………………………………………………………… 28
5 Практическое задание № 5 ……………………………………………………... 29
Решение вопросов экономического сотрудничества с соседними странами с учетом этнического фактора (в частности, предупреждение нерегулируемого «оседания» рабочей силы из сопредельных азиатских стран на наших территориях). Принятие мер по поддержанию демографического баланса.
Принятие экономических и административных мер против неконтролируемого создания на территориях СДВ анклавов иностранного политико-экономического влияния (предоставление национального и льготного режимов иностранным партнерам только в свободных экономических зонах; более жесткое регулирование работы с иностранными предпринимателями на остальной территории через согласовательные механизмы внешнеэкономической деятельности центра и регионов).
Предотвращение дальнейшей
«утечки мозгов» и технологий
путем кардинального улучшения
материального положения научно
Недопущение утраты государственного контроля в области экспортно-сырьевой политики (в том числе, в отношении концессий, темпов подключения к европейской Энергетической Хартии и ее возможному аналогу на Востоке, приобретения «нефтегазовым лобби» гипертрофированной роли в руководящих органах РФ).
5. Поддержание благоприятного психологического импульса в восприятии новой России путем:
демонстрации независимого
внешнеполитического курса, соблюдения
практической взаимоуравновешен
поддержания имиджа разумной, прагматичной, предсказуемой державы, фокусирующей усилия на практических вопросах развития своей экономики, повышении жизненного уровня населения, получении выгод от международного разделения труда и, соответственно, на поддержании стабильности и безопасности во всем регионе АТР.
6. Стимулирование многополюсной структуры мира, механизмов, препятствующих появлению единоличного мирового и регионального лидера(США). Обеспечение России места «независимого арбитра» в достижении глобального и регионального консенсуса с участием всех заинтересованных сторон. Недопущение ломки механизма ООН.
Поддержание и развитие переговорного процесса по всем, в том числе, военно-политическим и военным направлениям как фактора создания благоприятного климата в отношениях между всеми странам региона.
Использование имеющихся возможностей для оказания балансирующего воздействия на развитие военно-политической ситуации в регионе, в том числе как политическими, так и военными мерами (демонстрация присутствия, участие в операциях ООН, участие и оказание влияния на развитие военно-политического диалога и пр.).
Поддержка миротворческой деятельности региональных организаций (в том числе через консультативный механизм в рамках АСЕАН и т.д.).
Участие в совместном мониторинге и профилактике возможных региональных конфликтов.
7. Налаживание интенсивного экономического, военно-технического, технологического сотрудничества, как на двусторонней основе, так и в региональных рамках, в том числе:
принятие комплекса мер по улучшению инвестиционного климата в России; более четкая регламентация приоритетов в государственной экономической политике, действенный государственный мониторинг и контроль за осуществлением внутренней и внешней экономической деятельности;
изучение и практическое применение лучшего опыта экономического развития стран региона (опыт «азиатских драконов», КНР и др., вплоть до создания «русифицированной» модели развития «на плечах» лучших, уже известных в мире азиатских моделей; использование опыта «пионерных» предприятий и пр.). Широкое внедрение регионального экономического эксперимента;
«облагораживание» русского экспорта, в том числе через создание в странах АТР совместных предприятий, базирующихся на русских технологических достижениях. Внедрение новых механизмов взаимодействия между фундаментальной наукой, держателями ноу-хау, производством и каналами реализации технологий; поощрение создания негосударственных объединений держателей технологий, осуществляющих их передачу и использование в рамках общегосударственной политики;
оказание государственной поддержки командированию в средние специальные и высшие учебные заведения стран АТР русских студентов.
8. Безотлагательное наращивание участия в существующих и создание новых направлений в интеграционных процессах и механизмах в АТР для стимулирования многополюсной структуры отношений в регионе, обеспечения России независимых позиций в новой силовой конфигурации.
Стимулирование интеграции России в экономическую ткань АТР с перспективой укрепления — через тихоокеанский фланг — глобальных экономических позиций России. Постоянная государственная финансовая и политическая поддержка участия России как в правительственных, так и неправительственных организациях регионального взаимодействия.
Более активное использование регионального сотрудничества в АТР и членства России в региональных экономических организациях как инструмента интеграции (в первую очередь, по таким направлениям, как наука и технологии, развитие человеческих ресурсов, экология, энергетика, минеральное сырье, транспорт, телекоммуникации, морские ресурсы).
Отработка тактики интеграции с учетом нарастающих тенденций к протекционизму в России. Постепенное подключение к провозглашенным региональными организациями в АТР принципам «открытого регионализма», поэтапное приведение внутреннего русского законодательства в соответствие с принципами ВТО. Использование этих принципов с целью формирования для России своего рода переходного режима «врастания» в систему мировой торговли. Сотрудничество с КНР в данном вопросе.
Целенаправленное
Создание зон совместного развития России и сопредельных стран; выработка и практическая реализация стратегии совместного развития России (через регионы СДВ) и государств АТР. Создание для этого соответствующей правовой базы в России.
9. В условиях внесения модификаций и разработки как странами АТР, так и нерегиональными державами новых концептуальных подходов к вопросу их политической, экономической, военной и иной деятельности в АТР поддержание на должном уровне боеготовности и боеспособности ВС России как для целей самообороны, так и для участия в возможных совместных акциях по поддержанию мира в регионе.
10. Использование геостратегич
Содействие «трехстороннему» межрегиональному экономическому взаимодействию по линии Восток--Россия-Запад, в том числе в отношениях между формирующимися экономическими блоками: ЕС, НАФТА (САЗСТ), «японоцентристским» тихоокеанским механизмом, с участием организаций системы ООН, европейских и тихоокеанских региональных организаций, отдельных стран.
Дальнейшее развитие двусторонних отношений, определение приоритетов сотрудничества (как по странам, так и направлениям).
В политико-экономической области шкала представляется по линии: КНР – Япония – США - АСЕАН, Ю.Корея, Канада, Австралия, Индокитай, КНДР и др.
В военно-политическом взаимодействии порядок, видимо должен быть: США, КНР, Япония, причем с акцентом не столько на двусторонние связи, сколько на создание многосторонних переговорных структур.
Учет и использование противоречий в отношениях партнеров для обеспечения эффективного нейтралитета. Не акцентировать отношения с США, с которыми у стран АТР, в т. ч. Японии, имеются противоречия и традиционные раздражители.
11. Неукоснительное соблюдение прав человека, без выпячивания этой проблемы в отношениях со странами АТР, учитывая их особенности в подходах к ней.
Соблюдение в международных контактах того же подхода к правам человека, что и во внутренней политике: равная значимость всех категорий («поколений») прав человека (гражданские и политические свободы, социально-экономические права, права народов, включая право на развитие, суверенитет, выбор модели).
Заключение
Как видятся в таком контексте цели российской политики на азиатско-тихоокеанском направлении? Они несильно отличаются от целей и интересов большинства других государств региона. Так же, как и другим, нам нужны мир и стабильность, возможность торговать продуктами нашего труда, нормально общаться с соседями по региону. Таковы непременные условия поступательного развития нашего общества, нашей страны, особенно её восточных регионов. Ведь в АТР расположены две трети территории Российской Федерации, где проживают 30 миллионов наших сограждан. Их прогресс и их благополучие во многом зависят от мирного и конструктивного взаимодействия России с государствами АТР. Именно поэтому мы заинтересованы в создании в регионе обстановки открытости и безопасности, учитывающей интересы всех расположенных там государств. И готовы ради этого к сотрудничеству со всеми партнерами в АТР как на двухсторонней, так и на многосторонней основе. Россия намерена и далее придерживаться курса на активное вовлечение в дела АТР. О серьезности наших намерений продолжать эту линию говорит позитивная динамика связей с ведущими государствами и группами государств Азии и Тихоокеанского бассейна. Участие России в многогранной деятельности АТЭС способствует решению актуальных задач формирования в нашей стране современной рыночной экономики, подключению к интеграционным процессам, разворачивающимся на пространстве АТР, а в более широком плане – нашему равноправному и взаимовыгодному партнерству с мировыми экономическими лидерами по важнейшим проблемам глобального хозяйственного развития.
5. Практическое задание № 5
Дать сравнительную экономико-географическую характеристику стран Западной и Восточной Европы по форме:
Пункты ЭГХ |
Черты сходства |
Черты отличия |
Экономико-географическое положение |
Страны Западной и Восточной Европы имеют приморское положение большинства государств, возможность выхода к морю или расположены на небольшом расстоянии от него, что способствует развитию экономических связей. В западной части региона нет места, удаленного от моря более чем на 480 км, в восточной - на 600 км. Очень важно соседское положение стран Западной (также как и стран Восточной Европы) по отношению к друг другу. |
ЭГП Западной Европы определяется положением на главных мировых морских путях, ведущих из Европы в Америку; близость ко многим развивающимся странам означает близость к источникам сырья. Страны Африки и Азии поставляют в Западную Европу дешевую рабочую силу. ЭГП Восточной Европы определяется |
Пункты ЭГХ |
Черты сходства |
Черты отличия |
Природные условия и ресурсы |
Природные условия Восточной и Западной Европы достаточно благоприятны, хотя и имеет место определенный дефицит природных ресурсов.
Обеспеченность стран Западной и Восточной Европы минеральными ресурсами разнообразна.
В странах Западной и Восточной Европы велико значение гидроэнергетики.
Страны эти двух регионов достаточно обеспечены водными ресурсами, плодородными почвами, которые являются хорошей основой для развития сельского хозяйства.
Обеспеченность лесными ресурсами стран Западной и Восточной Европы недостаточна.
В Западной (Испании, Италии, Греции, Франции, Швейцарии) и Восточной (прибрежья Черного, Адриатического и Балтийского морей, озеро Балатон в Венгрии, Татры в Чехии) Европе широко представлены природно-рекреационные ресурсы. |
Природные ресурсы Западной Европы богаче чем природные ресурсы Восточной Европы. Восточная Европа является ярким примером «некомплектности набора полезных ископаемых. В Западной Европе полезные ископаемые разнообразней и сосредоточены равномерней.
Страны Западной Европы давно встали на путь промышленного развития, многие месторождения близки к истощению. В отдельных странах остро стоит проблема первичных энергоресурсов. Западная Европа обеспечена минеральным сырьем хуже, чем Северная Америка, что усиливает ее зависимость от импорта сырья. Но ввиду того, Северные и западные части Западной Европы неплохо обеспечены ресурсами пресных вод. Крупные речные артерии — Дунай, Рейн, Луара. В Норвегии 3/4 всей электроэнергии дают гидроэлектростанции. Электроэнергетика стран Восточной Европы ориентирована на уголь.
В Восточной Европе основная часть лесных ресурсов приходится на вторичные смешанно-широколиственные леса. Лишь в странах Балтии хвойные леса имеют промышленное значение.
В Западной Европе лесные ресурсы — в основном на севере региона – хвойные леса. На остальной территории леса вырублены и занимают не более 30 % площади. На их месте сформировались антропогенные ландшафты. |
Пункты ЭГХ |
Черты сходства |
Черты отличия |
Население |
В целом Западная и
Восточная Европа выделяются сложной
и неблагоприятной Оба региона являются урбанизированными. Западная Европа (70%-90%), Восточная Европа (50%-60%)
|
Численность населения Западной Европы (более зоо млн. человек) превышает численность населения Восточной Европы (130 млн. человек)
Большинство населения
Западной Европы принадлежит индоевропейской
языковой семье, причем север региона
заселен представителями Отличительная черта этнического состава Восточной Европы — преобладание славянских народов. Из других народов наиболее многочисленны румыны, албанцы, венгры, литовцы. Наиболее однородны по национальному составу — Польша, Венгрия, Албания, Литва. |
Пункты ЭГХ |
Черты сходства |
Черты отличия |
Промышленность |
И Восточная и Западная Европа достаточно развиты в области электроэнергетики, машиностроения, химической промышленности, электросвязи, черной и цветной металлургии. Машиностроение Западной Европы представленных множеством подотраслей. Здесь выпускаются практически все виды машиностроительное продукции, особо выделяется производство станков, оптики, электротехники и радиоэлектроники, автомобилей. Машиностроение в странах Восточной Европы достаточно разнообразно. Металлоемкое машиностроение — в Польше, Румынии. Электротехника — в Венгрии, Болгарии, Латвии. Наиболее широкий набор отраслей в Чехии. |
Страны Восточной Европы современного периода не имеют ярко выраженного социально-экономического единства. Западная Европа —
крупнейший финансовый центр мира,
роль «финансовых столиц» — Лондон
и Цюрих. Химическая промышленность Восточной Европы сильно отстает от западноевропейской вследствие отсутствия сырья для самых передовых отраслей химии- нефти. Но все же можно отметить фармацевтику Польши и Венгрии, стекольную промышленность Чехии.
Структура химической промышленности Западной Европы отличается высокой долей выпуска наукоемкой продукции высокой стоимости и большого экспортного значения. Регион вырабатывает синтетические красители и моющие средства. Он выделяется также получением специальных химикатов для разных отраслей хозяйства. На них приходится более 1/2 стоимости продукции отрасли. Все они стали продуктами специализации стран Западной Европы. Западная Европа — родоначальник создания всех полимерных материалов: химических волокон, пластмасс и синтетического каучука Энергетика. Базируется как на собственных ресурсах (нефть и газ шельфа Северного моря, газ Нидерландов, уголь ФРГ и Великобритании), так и на привозных. Большое значение имеют гидроресурсы. Исландия использует в качестве источников энергии выходы термальных вод. Регион лидирует в мире по развитию атомной энергетики. Электроэнергетика стран Восточной Европы из-за дефицита запасов нефти ориентирована на уголь.
В Восточной Европе цветная металлургия опирается в основном на собственное сырье, черная – на импортное. Цветная металлургия Западной Европы
использует концентраты руд из Африки
и Азии. Ее территориальная структура
меняется медленнее, чем в черной металлургии. Транспорт Западной Европы высокоразвит. Имеется густая сеть автомобильных дорог. Велика роль морского транспорта (Роттердам, Марсель, Гавр, Антверпен, Гамбург — крупнейшие порты). Растет значение трубопроводного и воздушного транспорта. Большое значение имеет тоннель под Ла-Маншем. Основу транспорта Восточной Европы составляют железные дороги. Быстрыми темпами развивается автомобильный транспорт. Самая важная водная магистраль — Дунай.
Западная Европа - регион с очень высоким уровнем развития всех видов электросвязи в большинстве составляющих её государств. Восточная Европа - регион с гораздо меньшим развитием телекоммуникаций, находящихся на уровне, близком к среднемировым показателям. |
Пункты ЭГХ |
Черты сходства |
Черты отличия |
Сельское хозяйство |
И в Западной и в Восточной Европе сельское хозяйство достаточно высоко развито и обеспечивает население и обеспечивает потребности население по основным видам сельскохозяйственной продукции. Структура хозяйства и Западной и Восточной Европы неоднородна из-за разнообразия почвенно-климатических условий.
|
В Западной Европе преобладает молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство. В Восточной Европе преобладает растениеводство.
В Восточной Европе более развито субтропическое земледелие. Западная Европа закупает товары тропического земледелия и фуражное зерно.
Рыболовство в Западной Европе является отраслью международной специализации в Норвегии, Дании, Исландии; развито во всех приморских государствах. |
Список использованных источников
1 Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие/ Е.В. Вавилова - М.: Гардарики, 2000. – 448с.
2 Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учебник / А.И. Гаврилов. - М.: Инфра-М, 2002. – 480с.
4 Гладкий Ю.Н. Общая экономическая и социальная география Зарубежных стран: Высшее профессиональное образование/ Ю.Н. Гладкий, В.Д. Сухоруков-М.: Академия, 2006. – 448с.
5 Довгань Г.Д. Экономическая и социальная география мира/Г.Д. Довгань. – М.: Веста, 2007. – 144с.
6 Алисов Н.В. Экономическая и социальная география мира (общий обзор) / Н.В. Алисов, Б.С. Хореев – М.: Гардарики, 2003. – 704с.
7 Лопатников Д.Л. Экономическая география и регионалистика/Д.Л. Лопатников. – М.: Гардарики, 2006. – 224с.
8 Фромберг А.Э. Экономическая и социальная география/А.Э Фромберг. – М.: Экзамен, 2011. – 416с.
Информация о работе Российская региональная политика на современном этапе