Северный экономический район

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 10:30, курсовая работа

Краткое описание

Хозяйственная система нашей страны состоит из экономических районов, представляющих собой территориальные сочетания производительных сил - производственно-территориальные комплексы. Каждому экономическому району присуще свое сочетание взаимосвязанных предприятий, которое возникает в соответствии с природными и экономическими условиями районов, его транспортно-географическим положением. В каждом экономическом районе исторически сложился свой комплекс производств, а проживающее в нем население выработало определенные трудовые навыки.

Содержание

Введение 2

Общая характеристика Северного экономического района 3

Природно-ресурсный потенциал 7

Население и трудовые ресурсы 12

Размещение важнейших отраслей промышленного производства района, их роль в общероссийском производственном потенциале 14

Характеристика транспортной системы Северного экономического района 21

Заключение 24

Список использованной литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа экономич география.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

Развитие машиностроительного  комплекса района в перспективе  связано с переходом на рыночные отношения, осуществлением конверсии, что коренным образом изменит условия формирования спроса на продукцию машиностроения. Приоритет будет принадлежать переориентации машиностроительного комплекса на решение социальных проблем. в частности, особое внимание будет обращено на развитие и укрепление связей машиностроения с непроизводственной сферой, увеличение производства оборудования для легкой, пищевой, деревообрабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов, сельского хозяйства. Наиболее целесообразным вариантом дополнительной загрузки производственных мощностей машиностроительного комплекса является освоение строительства морских буровых нефтегазодобывающих платформ для Арктического бассейна и для других районов Мирового океана. Производство и поставка на экспорт таких платформ могут дать изготовителю значительные валютные поступления, которые позволят успешно решать задачи социально-экономического развития района.

Резервы эффективного развития машиностроения связаны с  адаптацией продукции машиностроения на международном рынке. В настоящее время существующая система унификации и стандартизации узлов и деталей не позволяет интегрировать продукцию машиностроения в мировую технологическую систему. Определенную роль в решении этих проблем могут сыграть создание совместных предприятий, а также предоставление самостоятельности предприятиям в вопросах международного сотрудничества. Осуществление данных мероприятий позволит подготовить предприятия машиностроения к переходу на рыночные отношения.

 

ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Северного экономического района занимается переработкой молока, центром которой является Вологодская область.

Особое место  среди отраслей специализации промышленности занимает РЫБНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, представленная океаническим ловом рыбы, опирающаяся на Мурманский и частично Архангельский порты, а также морским рыболовством в Белом море и производств мясных и рыбных консервов (порты Беломорск и Кандалакша).

Сельское  хозяйство 

Важное место  в комплексном развитии Северного  района, прежде всего с позиции удовлетворения потребностей его населения в продуктах питания, занимает сельское хозяйство. Для района в целом характерна низкая сельскохозяйственная освоенность территории. Сельскохозяйственные угодья составляют менее 2,3 процентов, в том числе пашня - около 1% площадей района, при неравномерном, вследствие природно-климатических особенностей, распределении по его территории, 95 процентов всех сельскохозяйственных угодий района приходится на Вологодскую и южную часть Архангельской области, где сельское хозяйство получило наибольшее развитие и представлено рядом подотраслей растениеводства и животноводства.

На остальной  территории Северного района, в Мурманской области, Карельской республике и республике Коми, отрасль представлена местным сельским хозяйством с ограниченной структурой, главным образом овощеводством в закрытом грунте и отдельными видами животноводства. Развитие этих подотраслей сельского хозяйства определяется необходимостью удовлетворить потребности населения в мало транспортабельных и скоропортящихся продуктах питания. Создание, например, близ Мурманска крупного тепличного хозяйства при высокой урожайности выращиваемой продукции позволяет обеспечивать население этого крупного промышленного центра свежими овощами местного производства круглый год.

 

РАСТЕНИЕВОДСТВО

Северного района представлено производством зерновых и технических культур, картофеля, овощей в основном на территории Вологодской  и Архангельской областей Низкое естественное плодородие почв, сложные  климатические условия не позволяют обеспечить высокую урожайность зерновых культур, в то время как по урожайности картофеля и овощей Вологодская область не уступает средне широтным районам страны.

 

ЖИВОТНОВОДСТВО является ведущей отраслью сельского хозяйства района и обеспечивает более 80 % производства валовой сельскохозяйственной продукцией. Отрасль представлена молочным животноводством, развиты свиноводство и птицеводство. На сельской местности южной части района, главным образом Современный уровень развития сельского хозяйства Северного района обеспечивает некоторое увеличение производства основных продуктов питания: мяса и мясопродуктов, яиц, рыбы и рыбопродуктов, овощей и бахчевых культур. Однако удовлетворение потребностей населения в соответствии с рациональными нормами питания вызывает необходимость завоза сельскохозяйственной продукции из других районов страны. Из средне широтных и южных районов страны сюда завозят зерно, мясо, картофель, овощи, фрукты, свежее молоко и молочные продукты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика  транспортной системы Северного  экономического района

 

Основные перевозки  осуществляются тремя видами транспорта: железнодорожным, морским и речным. На их долю приходится свыше 90% грузооборота. Большое развитие получил трубопроводный транспорт. В Ухтинском нефтепромысловом районе функционирует система нефтепроводов, подающая сырую нефть на Ухтинский нефтеперерабатывающий завод. Перевозки грузов морским транспортом внутри района относительно невелики. Однако велика роль морского транспорта в осуществлении внешнеторговых связей как самого района (вывоз лесоматериалов, апатитов, железной руды), так и других районов страны.

Большую роль, особенно во внутрирайонных перевозках, играет речной транспорт. Грузооборот Северного, Беломорско-Онежского и Печорского пароходств составляет около 20 млрд. т*км. Во внутрирайонных перевозках преобладают лесные грузы. Межрайонные связи речным транспортом значительно увеличились после реконструкции в 80-х годах Волго-Балтийского водного пути.

Северный район слабо обеспечен благоустроенными автомобильными дорогами. Основная сеть дорог сосредоточена в южной части района, где они играют большую роль в обслуживании внутрирайонных сообщений. Большое значение имеют автомагистрали Санкт-Петербург - Мурманск, Вологда - Архангельск, Вологда - Новая Ладога.

Основу транспортной сети района составляют железные дороги, обеспечивающие как регулярную внутреннюю связь, так и связь с другими  районами страны. На долю железнодорожного транспорта приходится около 80% грузооборота района. В вывозе преобладают лесные грузы, направляемые на юг и запад европейской части страны, апатиты, продукция цветной и черной металлургии; во ввозе - уголь (из Кузбасса), нефтепродукты (из Поволжья) и хлебные грузы (из южных зерновых баз страны).

Наиболее крупные  грузопотоки связаны с лесопромышленным освоением района. Древесина к  железнодорожным магистралям поступает  из более удаленных лесоэксплуатационных районов по рекам и лесовозным железнодорожным и автомобильным  путям.

морским  транспортом  внутри  района относительно невелики. Однако велика роль морского транспорта в осуществлении внешнеторговых связей как  самого  района (вывоз лесоматериалов,  апатитов, железной руды), так и других районов страны.

       Большую роль, особенно во внутрирайонных перевозках, играет речной транспорт. Грузооборот Северного, Беломорско-Онежского  и  Печорского пароходств составляет около 20 млрд. т*км. Во внутрирайонных перевозках преобладают  лесные грузы. Межрайонные связи речным транспортом значительно увеличились после реконструкции в 80-х годах  Волго-Балтийского водного пути.

       Северный район слабо обеспечен благоустроенными  автомобильными дорогами.  Основная сеть дорог сосредоточена в южной части района, где они играют большую роль в обслуживании внутрирайонных сообщений. Большое значение имеют автомагистрали Санкт-Петербург - Мурманск, Вологда - Архангельск, Вологда - Новая Ладога.

       Основу транспортной сети района составляют  железные дороги, обеспечивающие как регулярную внутреннюю связь, так и связь с другими районами страны.  На долю железнодорожного транспорта приходится около 80% грузооборота района. В вывозе преобладают лесные грузы, направляемые на юг и запад европейской части страны,  апатиты, продукция цветной и черной металлургии;  во ввозе - уголь (из Кузбасса), нефтепродукты (из  Поволжья)  и хлебные грузы (из южных зерновых баз страны. Многие районы здесь не имеют железнодорожных путей и обслуживаются речным транспортом по рекам Северная Двина, Печора, Сухона и Вычегда.      

Слабое развитие транспорта железных и автомобильных  дорог сдерживают развитие Северного  экономического района. Поэтому в  перспективе есть проект создания Архангельского коридора, который будет включать параллельно расположенные автомобильные  и железнодорожные магистрали Архангельск-Финляндия.

Жизнь современного  общества  невозможна без развитого  транспорта. Быстро растет грузообмен между различными районами, местностями  и городами, растут перевозки пассажиров от места жительства к местам приложения труда и отдыха.  Транспорт соединяет между собой различные экономические районы, обеспечивает функционирование современного производства.

     Размещение транспорта как отрасли материального производства отражает закономерности размещения  производительных сил той общественно-экономической формации,  потребности которой он обслуживает.  Транспорт в своем развитии не  только отражает закономерности размещения производительных сил. Как активный  фактор процессов  общественного   воспроизводства транспорт со своей стороны оказывает существенное влияние на размещение производства.

Транспорту  принадлежит  исключительная роль в  формировании экономических  районов  страны.  Благодаря  транспорту осуществляется географическое разделение труда между  районами,  специализация их на производствах наиболее  выгодных  в данных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Для Северного  экономического района из-за специфических  природных, экономических условий  и своеобразия транспортно-экономического положения важным фактором перехода к рынку являются всемерное улучшение использования природно-ресурсного потенциала, развитие транспортной сети и расширение транзитных экспортных функций, создание международных деловых центров, бирж и других объектов рыночной инфраструктуры. В связи с этим необходимо широкое комплексное освоение, рациональное использование на основе природосберегающих технологий в первую очередь нефтегазовых ресурсов, выявленных в шельфовой зоне Баренцева моря, а также алмазов, апатитонефелиновых, титановых и железных руд, бокситов, лесных ресурсов и др.

Специфические региональные предпосылки перехода района к рыночным отношениям заключаются  в развитии предпринимательской  деятельности, связанной с комплексным  освоением разнообразных полезных ископаемых и других природных ресурсов, в том числе ценнейших природных ресурсов, содержащихся в промышленных отходах (нефелинов, апатитового сырья, цветных и редких металлов). К резервам развития предпринимательской деятельности относятся также лесные ресурсы, разнообразные древесные отходы и древесина, теряемая при лесосплаве, мелкие месторождения различных строительных материалов, рыбные ресурсы пресноводных водоемов. Стимулом развития разнообразного малого бизнеса является организация инфраструктурного обслуживания создающихся форм предпринимательства (фермерство, малые предприятия). В условиях перехода к рынку приоритетное развитие должна получить электроэнергетика, ориентируемая преимущественно на газовое и ядерное топливо. Развитие машиностроительного комплекса будет определяться как реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, так и конверсией оборонных производств. Переход на рыночные отношения потребует и новых подходов к решению социально-экономических проблем. Поэтому очень важно широко использовать разнообразные формы хозяйственного развития с широким привлечением зарубежных капиталов, технологий и оборудования для создания сети новых совместных с инофирмами предприятий, в частности эксплуатирующих и перерабатывающих природные ресурсы, создавать разнообразные отраслевые, межотраслевые и региональные свободные экономические

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

 

1. Казанский  Н.Н.  и др.  Экономическая география  транспорта.  -  М.: Транспорт, 1991.

 

2 Знание - на  службу нуждам севера, САПИ - Тор  г-книга, Якутск, 1997

 

3. Регионоведение: методические указания, ВЗФЭИ, М.: 1995

 

4. Географический  атлас для 8 класса, М.:1986

 

5. Региональная  экономика: Учебн. пособие для  ВУЗов/ под ред. Проф. Т.Г. Морозовой.- М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995

 

6. Российская  Федерация, республика и области  Северного экономического района  в 1992г./ Госкомстат России. - М.,1993

 

7.Состояние  окружающей среды Северо-Западного и Северного регионов России.- СПб.: Наука, 1995

 

 


Информация о работе Северный экономический район