Северный экономический район

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 17:36, контрольная работа

Краткое описание

Северный экономический район — один из 11 экономических районов Российской Федерации, состоит из 6 федеральных субъектов:
1. Республика Карелия г. Петрозаводск
2. Республика Коми г. Сыктывкар
3. Архангельская область г. Архангельск
4. Вологодская область г. Волгоград
5. Мурманская область г. Мурманск
6. Ненецкий АО г. Нарьян Мар

Содержание

I Экономико-географическое положение и природные ресурсы
II Население и трудовые ресурсы
III Развитие и размещение основных отраслей экономики
IV Транспорт и экономические связи
o Железная дорога
V Внутри районные различия
VI Заключение. Проблемы и перспективы развития

Вложенные файлы: 1 файл

северный район.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

Северная  дорога граничит на востоке и юге  с Горьковской, на юге - с Московской, на Западе - с Октябрьской дорогами. Северной границей района тяготения  служат Белое и Баренцево моря. Дорога состоит из основного меридионального хода (Москва) - Александров - Архангельск с веткой на Карпогоры; огромной Печорской магистрали Коноша - Котлас - Воркута, идущей с юго-запада на северо-восток с ответвлением Чум-Лабытнанги, Сосногорк - Троицко-Печорск, Сыктывкар - Микунь - Ертом; двух широтных линий: Обозерская - Маленга далее Баломорск, связывающий Северную и Октябрьскую дороги, и (Санкт-Петербург) - Череповец - Вологда- Свеча - (Киров Свердловск), связывающей Северо-Запад с Уралом и Сибирью, и ряда менее значительных линий внутрирайонного значения: (Бологое) - Сонково - Ермолено, Кинешма - Иваново - (Бельково), (Новки) - Иваново - Нерехта - Ярославль - Рыбинск - (Сонково), Нерехта - Кострома - Галич, Буй - Данилов. Эти линии делают сеть более рациональной повышают ее маневренность.

     Северная дорога взаимодействует со всеми видами транспорта. В виду малой разветвленности железных дорог большое значение имеют судоходные реки: почти широтно протекающая Сухона, которая после слияния с рекой Юг образует Северную Двину, текущую с юго-востока на северо-запад; Вычегда - приток Северной Двины, также протекающая почти широтно; Онега, Мезень и на востоке района огромная Печора. На юге-западе проходит Волго-Балтийиский путь и Северо-Двинская система. Рыбинское море связывает юго-западную часть района тяготения дороги с каналом имени Москвы.

      Работа Северной дороги взаимодействует с тремя речными пароходствами; Волжским, включающим Волгу от Рыбинска до Астрахани (по станциям Ярославль, Рыбинск, Кинешма, Кострома); Северным, включающим Северную Двину, Вычегду, реку Юг (по станции Шекна), и Печорским, включающим Печору и ее судоходные притоки Усу и Ижму (по станциям Кожва, Абезь на Усе и Сосногорск на Ижме).

На севере района железнодорожные и речные пути соединяются с морскими и сочетают свою работу с Северным морским пароходством.Морские порты района тяготения - Архангельск, Онега, Мезень, Нарьян-Мар, расположенными в устьях больших рек, имеют важное значение для арктического каботажного судоходства.

Важный  узел автомобильных дорог Вологда. От него ав томобильные дороги отходят на Архангельск, Белоозерск Каргополь и Санкт-Петербург. На Востоке большая роль при надлежит меридиональной автомобильной дороги, идущей от Котласа на Шарью и дале в южном направлении на Горький. Автомобильные дороги Вологда Вельск и Котлас - Шарья соединяются дорогой Чикшино - Потьма - Никольск. Все эти дороги республиканского значения. Важным звеном транспортной системы района является трубопроводный транспорт

По району проходят нефтепровод Ухта - Ярославль и газопроводы Западная Сибирь - республика Коми - Санкт-Петербург - Хельсинки, Выктуль - Ухта - Рыбинск - Торжок Санкт-Петербург.

      Район тяготения дороги богат природными ресурсами. Основное богатство - это лес. Наряду со старыми пунктами лесозаготовок, расположенными вдоль линии Архангельск - Вологда, возникли новые пункты вдоль Печорской линии. Крупнейший центр лесопереработки - Архангельск. Большое лесопильное производство сосредоточено в Котласе, на станциях Бакарица, Пермилово, Шалакуша, Сыктывкар. При станциях Архангельск и Онега работают лесохимические заводы. Крупные предприятия по переработке древесины находятся в Котласе и Сыктывкаре. На Крайнем Севере в предгорьях Северного Урала простирается Печорский угольный бассейн. Центры добычи угля: Воркута, Инта, Хальмер-Ю. Добыча угля в районе Северной дороги состовляет 3,7% общероссийской. По линиям Воркута - Чум, Чум - Лабытнанги, пересекающим Северный Урал, печорские угли имеют выход на Нижнюю Обь а районе Салехарда. В пунктах Вой-Вож, Ярега, Ижма добывается ухтинская нефть, которая перерабатывается в Ухте и Ярославле. Верхне-Ижимский район имеет природный горючий газ, который направляется в Ярославль - Кириши. Разрабатываются месторождения известняка и гипса. Наличие морей, крупных рек и озер предопределило развитие промысла морского зверя (главным образом тюленей) и рыбного, являющегося старинной специализацией района.

      Череповецкий металлургический завод обеспечивает район тяготения дороги черным металлом. В районе много предприятий металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности разного рода: станкостроение и приборостроение (Ярославль и Рыбинск, энергетическое машиностроение (Ярославль). Транспортное машиностроение представлено электровозоремонтным и вагоноремонтными (грузовые вагоны и полувагоны) заводами в Ярославле и Вологде (пассажирские вагоны), а также судостроением (Архангельск, Рыбинск, Котлас, Великий Устюг). Развито текстильное машиностроение.

Энергетика  района представлена рядом тепловых электростанций, работающих на угле, торфе, газе. Тепловые электростанции находятся около железнодорожных станций: Архангельска, Иванова, Ухты, Воркуты, Ярославля и др. Постепенно вводится мощности Костромской электростанции. В районе Рыбинска и Углича построены гидроэлектростанции. Строится Печорская ГРЭС.

       Химическая промышленность представлена заводами синтетического каучука, шинным, производства красок. Много кирпичных заводов. В районе Ярославля осуществляется переработка нефти. В район тяготения дороги входит старый Иваново-Вознесенский текстильный район. В Архангельске и Усть-Цильме работают кожевенные заводы. Ряд предприятий занят переработкой сельскохозяйственного сырья. Дорога обслуживает крупные промышленные центры: Ярославль, Рыбинск, Иваново, Вологду, Архангельск, Воркуту, Котлас, Череповец, Кострому, Кинешму. Важнейшие железнодорожные узлы: Ярославль, Вологда, Котлас, Данилов. Сельское хозяйство района тяготения дороги специализировано на льноводстве, главным образом в южной части района, и молочном животноводстве, имеющих общероссийское значение. Вокруг крупных промышленных центров созданы овощные базы. В район систематически ввозится значительное количество хлебных грузов, картофеля, овощей, круп, растительного масла.

      Экономика района тяготения дороги предопределила развития сети путей сообщения и характер ее работы. Грузооборот дороги 142,1 млрд. ткм, или 4,4% грузооборота сети. По характеру работы дорога в основном вывозящая с относительно малым транзит м и большими местными перевозками. Структура перевозок по сообщениям: вывоз - 39%, ввоз - 18, местное сообщение - 27, транзит - 16%.

      Важнейшие грузы вывоза: лесные, печорский каменный уголь, ухтинская нефть, минеральные строительные материалы, черные металлы. По отправлению леса дорога занимает первое место, а нефти - третье после Куйбышевской и Северо-Кавказской. Основные грузы местного сообщения: лесные, каменный уголь, минеральные строительные материалы и дрова. Важнейшие грузы транзита: каменный уголь, лесные грузы, черные металлы, хлеб. Важнейшие грузы ввоза: минеральные строительные материалы, нефтяные и хлебные грузы. Крупнейшие станции по размерам грузооборота: Воркута, Хановей, Ярославль-Пристань, Приволжье, Рыбинск-Товарный, Череповец, Архангельск. Грузонапряженность дороги в среднем выше сетевой.

      Северная дорога характеризуется значительным пассажирским движением. Пассажирооборот дороги 9,4 млрд.пассажиро-км, или 3% сетевого. Удельный вес пригородных перевозок в числе отправленных пассажиров 62%. Направления наиболее интенсивного пассажирского движения: Александров - Ярославль Свеча, Ярославль - Нерехта, Котлас - Сольвычегорск. Линия Александров - Ярославль - Свеча - составная часть магистрали Москва - Ярославль - Свердловск, относящаяся к направлениям с наиболее интенсивными пассажирскими перевозками. Почти весь грузооборот (98,8%) осваивается новыми видами тяги, в том числе электрической 22,4%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

V Внутри районные отличия.  

      Республика Карелия является развитым индустриальным районом страны. Здесь представлены горнодобывающая, целлюлозно-бумажная, лесоперерабатывающая промышленность, машиностроение, цветная металлургия. Важную роль в хозяйстве республики играют рыбная про-мышленность и производство строительных материалов, получила развитие гидроэлектроэнергетика. Крупнейшим промышленным центром является Петрозаводск. Республика Карелия является развитым индустриальным районом страны. Здесь представлены горнодобывающая, целлюлозно-бумажная, лесоперерабатывающая промышленность, машиностроение, цветная металлургия. Важную роль в хозяйстве республики играют рыбная про-мышленность и производство строительных материалов, получила развитие гидроэлектроэнергетика. Крупнейшим промышленным центром является Петрозаводск. Кондопожский и Сегежский промышленные узлы специализируются на продукции целлюлозно-бумажной промышленности, деревообработке, стандартном домостроении и машиностроении. Получают развитие производство оборудования для лесной и бумажной промышленности, лесохимия, производство строительных материалов, а также рыбоконсервная и судостроительная промышленность. Большое значение имеет ввод в действие на территории республики Костомукшского горно-обогатительного комбината. Сельское хозяйство специализируются на животноводстве молочно-мясного направления, птицеводстве, пригородном картофелеводстве и овощеводстве. В Республике Коми развиты угольная, нефтяная, газовая, лесная, целлюлозно-бумажная и химическая промышленность. Разрабатываются месторождения титановых руд, бокситов, каменных и калийномагниевых солей. Создан крупный Сыктывкарский лесопромышленный комплекс. Ведущими отраслями сельского хозяйства являются оленеводство, молочное животноводство. В бассейнах рек Вычегды и Сысолы на юге республики выращиваются рожь, овес, ячмень, овощи и картофель. 
       Архангельская область - одна из наиболее развитых в хозяйственном отношении среди регионов Северного экономического района - занимает особое место в обеспечении России и района продукцией лес-ного и машиностроительного комплексов. Ведущие отрасли специализации - лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность и машиностроение. Немаловажное значение имеют также рыбная промышленность и промышленность строительных материалов. В последние годы на территории Ненецкого автономного округа широкое развитие получили нефте- и газодобыча. Центральное место в агропромышленном комплексе области принадлежит сельскому хозяйству. В структуре АПК основной отраслью является животноводство: молочно-мясное скотоводство и оленеводство. На долю области приходится 46% общего поголовья оленей европейского Севера. 
       В Вологодской области сформировался межотраслевой производственный комплекс, в структуре которого наиболее важное место занимают металлургическая, химическая, машиностроительная, лесная, строительная промышленность. Наибольший удельный вес в производстве промышленной продукции области принадлежит металлургическому комплексу. Такие его предприятия, как Черсповецкий металлургический комбинат и Черепоиецкий сталепрокатный завод, являются одними из самых крупных предприятий черной металлургии страны. К числу интенсивно развивающихся отраслей области относится химическая промышленность. Ее развитие осуществляется на базе действующих предприятий: ПО «Аммофос» и азотно-тукового завода, расположенных в г. Череповце. Основными видами продукции являются азотные и фосфорные удобрения, серная кислота, синтетические смолы и др. Машиностроительный комплекс представлен большим количеством предприятий, из которых 3/4 сосредоточены в Вологде и характеризуются производством сложных и высокоточных изделий. 
       Мурманская область является ведущим социально-экономическим комплексом Северного экономического района. Ее можно считать наиболее хозяйственно развитым и обжитым районом Крайнего Севера.Мурманская область является ведущим социально-экономическим комплексом Северного экономического района. Ее можно считать наиболее хозяйственно развитым и обжитым районом Крайнего Севера. Природно-экономический потенциал области определяется в первую очередь морскими биологическими, в частности, рыбными ресурсами, а также крупными запасами руд цветных, редких и черных металлов, горно-металлургического и неметаллорудного сырья. 
       Уникальные по масштабам и качеству апатитонефелиновые руды Хибинского и Ковдорского массивов определили ведущее значение Мурманской области в общероссийском производстве фосфатного сырья и в получении нефелина - ценного сырья для производства алюминия. Приоритетным направлением хозяйства области является промышленность и прежде всего рыбная, горно-металлургическая и горно-химическая отрасли.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

VI Заключение

      Северный экономический район принадлежит к районам, развитие которых происходит в сложных природно-климатических условиях. Однако по своему географическому положению, созданному экономическому потенциалу, запасам разведанных природных ресурсов и является важной частью народнохозяйственного комплекса страны. В общероссийском территориальном разделении труда район выступает с продукцией цветной и черной металлургии, топливной, химической, лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, судостроении, рыбной промышленности. На его долю приходится 1/3 производства бумаги в стране, 1/5 - картона, около 1/5 - улова рыбы, значительная часть производства алюминия, никеля, фосфорных удобрений и добычи фосфорного сырья. Представлена продукция и ряда других отраслей промышленности.

      Важной особенностью Северного района является формирование на его территории Тимано-Печорского территориально–производственного комплекса - крупной топливно-энергетической базы европейской части страны.

     Основные отрасли специализации: чёрная и цветная металлургия, машиностроение, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, рыбная промышленность. Добыча нефти, газа, каменного угля, железных, медно-никелевых, алюминиевых руд, апатитов и т. д.

      В сельском хозяйстве — молочное скотоводство, оленеводство.

      В северном экономическом районе плохо развит почвенный горизонт, в связи с этим плохо развито сельское хозяйство.

      Район находится в процессе активного хозяйственного освоения. Здесь сосредоточены крупные лесные и минерально-сырьевые ресурсы, удобно расположенные по отношению к основным индустриальным центрам европейской части страны.

       Специфические региональные предпосылки перехода района к рыночным отношениям заключаются в развитии предпринимательской деятельности, связанной с комплексным освоением разнообразных полезных ископаемых и других природных ресурсов, в том числе ценнейших природных ресурсов, содержащихся в промышленных отходах (нефелинов, апатитового сырья, цветных и редких металлов) . К резервам развития предпринимательской деятельности относятся также лесные ресурсы, разнообразные древесные отходы и древесина, теряемая при лесосплаве, мелкие месторождения различных строительных материалов, рыбные ресурсы пресноводных водоемов. Стимулом развития разнообразного малого бизнеса является организация инфраструктурного обслуживания создающихся форм предпринимательства (фермерство, малые предприятия) . В условиях перехода к рынку приоритетное развитие должна получить электроэнергетика, ориентируемая преимущественно на газовое и ядерное топливо. Развитие машиностроительного комплекса будет определяться как реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, так и конверсией оборонных производств. Переход на рыночные отношения потребует и новых подходов к решению социально-экономических проблем. Поэтому очень важно широко использовать разнообразные формы хозяйственного развития с широким привлечением зарубежных капиталов, технологий и оборудования для создания сети новых совместных с инофирмами предприятий, в частности эксплуатирующих и перерабатывающих природные ресурсы, создавать разнообразные отраслевые, межотраслевые и региональные свободные экономические зоны.

Информация о работе Северный экономический район