Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 17:36, контрольная работа
Северный экономический район — один из 11 экономических районов Российской Федерации, состоит из 6 федеральных субъектов:
1. Республика Карелия г. Петрозаводск
2. Республика Коми г. Сыктывкар
3. Архангельская область г. Архангельск
4. Вологодская область г. Волгоград
5. Мурманская область г. Мурманск
6. Ненецкий АО г. Нарьян Мар
I Экономико-географическое положение и природные ресурсы
II Население и трудовые ресурсы
III Развитие и размещение основных отраслей экономики
IV Транспорт и экономические связи
o Железная дорога
V Внутри районные различия
VI Заключение. Проблемы и перспективы развития
Северная дорога граничит на востоке и юге с Горьковской, на юге - с Московской, на Западе - с Октябрьской дорогами. Северной границей района тяготения служат Белое и Баренцево моря. Дорога состоит из основного меридионального хода (Москва) - Александров - Архангельск с веткой на Карпогоры; огромной Печорской магистрали Коноша - Котлас - Воркута, идущей с юго-запада на северо-восток с ответвлением Чум-Лабытнанги, Сосногорк - Троицко-Печорск, Сыктывкар - Микунь - Ертом; двух широтных линий: Обозерская - Маленга далее Баломорск, связывающий Северную и Октябрьскую дороги, и (Санкт-Петербург) - Череповец - Вологда- Свеча - (Киров Свердловск), связывающей Северо-Запад с Уралом и Сибирью, и ряда менее значительных линий внутрирайонного значения: (Бологое) - Сонково - Ермолено, Кинешма - Иваново - (Бельково), (Новки) - Иваново - Нерехта - Ярославль - Рыбинск - (Сонково), Нерехта - Кострома - Галич, Буй - Данилов. Эти линии делают сеть более рациональной повышают ее маневренность.
Северная дорога взаимодействует со всеми видами транспорта. В виду малой разветвленности железных дорог большое значение имеют судоходные реки: почти широтно протекающая Сухона, которая после слияния с рекой Юг образует Северную Двину, текущую с юго-востока на северо-запад; Вычегда - приток Северной Двины, также протекающая почти широтно; Онега, Мезень и на востоке района огромная Печора. На юге-западе проходит Волго-Балтийиский путь и Северо-Двинская система. Рыбинское море связывает юго-западную часть района тяготения дороги с каналом имени Москвы.
Работа Северной дороги взаимодействует с тремя речными пароходствами; Волжским, включающим Волгу от Рыбинска до Астрахани (по станциям Ярославль, Рыбинск, Кинешма, Кострома); Северным, включающим Северную Двину, Вычегду, реку Юг (по станции Шекна), и Печорским, включающим Печору и ее судоходные притоки Усу и Ижму (по станциям Кожва, Абезь на Усе и Сосногорск на Ижме).
На севере района железнодорожные и речные пути соединяются с морскими и сочетают свою работу с Северным морским пароходством.Морские порты района тяготения - Архангельск, Онега, Мезень, Нарьян-Мар, расположенными в устьях больших рек, имеют важное значение для арктического каботажного судоходства.
Важный узел автомобильных дорог Вологда. От него ав томобильные дороги отходят на Архангельск, Белоозерск Каргополь и Санкт-Петербург. На Востоке большая роль при надлежит меридиональной автомобильной дороги, идущей от Котласа на Шарью и дале в южном направлении на Горький. Автомобильные дороги Вологда Вельск и Котлас - Шарья соединяются дорогой Чикшино - Потьма - Никольск. Все эти дороги республиканского значения. Важным звеном транспортной системы района является трубопроводный транспорт
По району проходят нефтепровод Ухта - Ярославль и газопроводы Западная Сибирь - республика Коми - Санкт-Петербург - Хельсинки, Выктуль - Ухта - Рыбинск - Торжок Санкт-Петербург.
Район тяготения дороги богат природными ресурсами. Основное богатство - это лес. Наряду со старыми пунктами лесозаготовок, расположенными вдоль линии Архангельск - Вологда, возникли новые пункты вдоль Печорской линии. Крупнейший центр лесопереработки - Архангельск. Большое лесопильное производство сосредоточено в Котласе, на станциях Бакарица, Пермилово, Шалакуша, Сыктывкар. При станциях Архангельск и Онега работают лесохимические заводы. Крупные предприятия по переработке древесины находятся в Котласе и Сыктывкаре. На Крайнем Севере в предгорьях Северного Урала простирается Печорский угольный бассейн. Центры добычи угля: Воркута, Инта, Хальмер-Ю. Добыча угля в районе Северной дороги состовляет 3,7% общероссийской. По линиям Воркута - Чум, Чум - Лабытнанги, пересекающим Северный Урал, печорские угли имеют выход на Нижнюю Обь а районе Салехарда. В пунктах Вой-Вож, Ярега, Ижма добывается ухтинская нефть, которая перерабатывается в Ухте и Ярославле. Верхне-Ижимский район имеет природный горючий газ, который направляется в Ярославль - Кириши. Разрабатываются месторождения известняка и гипса. Наличие морей, крупных рек и озер предопределило развитие промысла морского зверя (главным образом тюленей) и рыбного, являющегося старинной специализацией района.
Череповецкий металлургический завод обеспечивает район тяготения дороги черным металлом. В районе много предприятий металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности разного рода: станкостроение и приборостроение (Ярославль и Рыбинск, энергетическое машиностроение (Ярославль). Транспортное машиностроение представлено электровозоремонтным и вагоноремонтными (грузовые вагоны и полувагоны) заводами в Ярославле и Вологде (пассажирские вагоны), а также судостроением (Архангельск, Рыбинск, Котлас, Великий Устюг). Развито текстильное машиностроение.
Энергетика района представлена рядом тепловых электростанций, работающих на угле, торфе, газе. Тепловые электростанции находятся около железнодорожных станций: Архангельска, Иванова, Ухты, Воркуты, Ярославля и др. Постепенно вводится мощности Костромской электростанции. В районе Рыбинска и Углича построены гидроэлектростанции. Строится Печорская ГРЭС.
Химическая промышленность представлена заводами синтетического каучука, шинным, производства красок. Много кирпичных заводов. В районе Ярославля осуществляется переработка нефти. В район тяготения дороги входит старый Иваново-Вознесенский текстильный район. В Архангельске и Усть-Цильме работают кожевенные заводы. Ряд предприятий занят переработкой сельскохозяйственного сырья. Дорога обслуживает крупные промышленные центры: Ярославль, Рыбинск, Иваново, Вологду, Архангельск, Воркуту, Котлас, Череповец, Кострому, Кинешму. Важнейшие железнодорожные узлы: Ярославль, Вологда, Котлас, Данилов. Сельское хозяйство района тяготения дороги специализировано на льноводстве, главным образом в южной части района, и молочном животноводстве, имеющих общероссийское значение. Вокруг крупных промышленных центров созданы овощные базы. В район систематически ввозится значительное количество хлебных грузов, картофеля, овощей, круп, растительного масла.
Экономика района тяготения дороги предопределила развития сети путей сообщения и характер ее работы. Грузооборот дороги 142,1 млрд. ткм, или 4,4% грузооборота сети. По характеру работы дорога в основном вывозящая с относительно малым транзит м и большими местными перевозками. Структура перевозок по сообщениям: вывоз - 39%, ввоз - 18, местное сообщение - 27, транзит - 16%.
Важнейшие грузы вывоза: лесные, печорский каменный уголь, ухтинская нефть, минеральные строительные материалы, черные металлы. По отправлению леса дорога занимает первое место, а нефти - третье после Куйбышевской и Северо-Кавказской. Основные грузы местного сообщения: лесные, каменный уголь, минеральные строительные материалы и дрова. Важнейшие грузы транзита: каменный уголь, лесные грузы, черные металлы, хлеб. Важнейшие грузы ввоза: минеральные строительные материалы, нефтяные и хлебные грузы. Крупнейшие станции по размерам грузооборота: Воркута, Хановей, Ярославль-Пристань, Приволжье, Рыбинск-Товарный, Череповец, Архангельск. Грузонапряженность дороги в среднем выше сетевой.
Северная дорога характеризуется значительным
пассажирским движением. Пассажирооборот
дороги 9,4 млрд.пассажиро-км, или 3% сетевого.
Удельный вес пригородных перевозок в
числе отправленных пассажиров 62%. Направления
наиболее интенсивного пассажирского
движения: Александров - Ярославль Свеча,
Ярославль - Нерехта, Котлас - Сольвычегорск.
Линия Александров - Ярославль - Свеча
- составная часть магистрали Москва -
Ярославль - Свердловск, относящаяся к
направлениям с наиболее интенсивными
пассажирскими перевозками. Почти весь
грузооборот (98,8%) осваивается новыми видами
тяги, в том числе электрической 22,4%.
V
Внутри районные отличия.
Республика Карелия
является развитым индустриальным районом
страны. Здесь представлены горнодобывающая,
целлюлозно-бумажная, лесоперерабатывающая
промышленность, машиностроение, цветная
металлургия. Важную роль в хозяйстве
республики играют рыбная про-мышленность
и производство строительных материалов,
получила развитие гидроэлектроэнергетика.
Крупнейшим промышленным центром является
Петрозаводск. Республика Карелия является
развитым индустриальным районом страны.
Здесь представлены горнодобывающая,
целлюлозно-бумажная, лесоперерабатывающая
промышленность, машиностроение, цветная
металлургия. Важную роль в хозяйстве
республики играют рыбная про-мышленность
и производство строительных материалов,
получила развитие гидроэлектроэнергетика.
Крупнейшим промышленным центром является
Петрозаводск. Кондопожский и Сегежский
промышленные узлы специализируются на
продукции целлюлозно-бумажной промышленности,
деревообработке, стандартном домостроении
и машиностроении. Получают развитие производство
оборудования для лесной и бумажной промышленности,
лесохимия, производство строительных
материалов, а также рыбоконсервная и
судостроительная промышленность. Большое
значение имеет ввод в действие на территории
республики Костомукшского горно-обогатительного
комбината. Сельское хозяйство специализируются
на животноводстве молочно-мясного направления,
птицеводстве, пригородном картофелеводстве
и овощеводстве. В Республике Коми развиты
угольная, нефтяная, газовая, лесная, целлюлозно-бумажная
и химическая промышленность. Разрабатываются
месторождения титановых руд, бокситов,
каменных и калийномагниевых солей. Создан
крупный Сыктывкарский лесопромышленный
комплекс. Ведущими отраслями сельского
хозяйства являются оленеводство, молочное
животноводство. В бассейнах рек Вычегды
и Сысолы на юге республики выращиваются
рожь, овес, ячмень, овощи и картофель.
Архангельская область - одна из наиболее
развитых в хозяйственном отношении среди
регионов Северного экономического района
- занимает особое место в обеспечении
России и района продукцией лес-ного и
машиностроительного комплексов. Ведущие
отрасли специализации - лесная, деревообрабатывающая,
целлюлозно-бумажная промышленность и
машиностроение. Немаловажное значение
имеют также рыбная промышленность и промышленность
строительных материалов. В последние
годы на территории Ненецкого автономного
округа широкое развитие получили нефте-
и газодобыча. Центральное место в агропромышленном
комплексе области принадлежит сельскому
хозяйству. В структуре АПК основной отраслью
является животноводство: молочно-мясное
скотоводство и оленеводство. На долю
области приходится 46% общего поголовья
оленей европейского Севера.
В Вологодской области сформировался
межотраслевой производственный комплекс,
в структуре которого наиболее важное
место занимают металлургическая, химическая,
машиностроительная, лесная, строительная
промышленность. Наибольший удельный
вес в производстве промышленной продукции
области принадлежит металлургическому
комплексу. Такие его предприятия, как
Черсповецкий металлургический комбинат
и Черепоиецкий сталепрокатный завод,
являются одними из самых крупных предприятий
черной металлургии страны. К числу интенсивно
развивающихся отраслей области относится
химическая промышленность. Ее развитие
осуществляется на базе действующих предприятий:
ПО «Аммофос» и азотно-тукового завода,
расположенных в г. Череповце. Основными
видами продукции являются азотные и фосфорные
удобрения, серная кислота, синтетические
смолы и др. Машиностроительный комплекс
представлен большим количеством предприятий,
из которых 3/4 сосредоточены в Вологде
и характеризуются производством сложных
и высокоточных изделий.
Мурманская область является ведущим
социально-экономическим комплексом Северного
экономического района. Ее можно считать
наиболее хозяйственно развитым и обжитым
районом Крайнего Севера.Мурманская область
является ведущим социально-экономическим
комплексом Северного экономического
района. Ее можно считать наиболее хозяйственно
развитым и обжитым районом Крайнего Севера.
Природно-экономический потенциал области
определяется в первую очередь морскими
биологическими, в частности, рыбными
ресурсами, а также крупными запасами
руд цветных, редких и черных металлов,
горно-металлургического и неметаллорудного
сырья.
Уникальные по масштабам и качеству апатитонефелиновые
руды Хибинского и Ковдорского массивов
определили ведущее значение Мурманской
области в общероссийском производстве
фосфатного сырья и в получении нефелина
- ценного сырья для производства алюминия.
Приоритетным направлением хозяйства
области является промышленность и прежде
всего рыбная, горно-металлургическая
и горно-химическая отрасли.
VI Заключение
Северный экономический район принадлежит к районам, развитие которых происходит в сложных природно-климатических условиях. Однако по своему географическому положению, созданному экономическому потенциалу, запасам разведанных природных ресурсов и является важной частью народнохозяйственного комплекса страны. В общероссийском территориальном разделении труда район выступает с продукцией цветной и черной металлургии, топливной, химической, лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, судостроении, рыбной промышленности. На его долю приходится 1/3 производства бумаги в стране, 1/5 - картона, около 1/5 - улова рыбы, значительная часть производства алюминия, никеля, фосфорных удобрений и добычи фосфорного сырья. Представлена продукция и ряда других отраслей промышленности.
Важной особенностью
Северного района является формирование
на его территории Тимано-Печорского территориально–
Основные отрасли специализации: чёрная и цветная металлургия, машиностроение, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, рыбная промышленность. Добыча нефти, газа, каменного угля, железных, медно-никелевых, алюминиевых руд, апатитов и т. д.
В сельском хозяйстве — молочное скотоводство, оленеводство.
В северном экономическом районе плохо развит почвенный горизонт, в связи с этим плохо развито сельское хозяйство.
Район находится в процессе активного хозяйственного освоения. Здесь сосредоточены крупные лесные и минерально-сырьевые ресурсы, удобно расположенные по отношению к основным индустриальным центрам европейской части страны.
Специфические региональные предпосылки перехода района к рыночным отношениям заключаются в развитии предпринимательской деятельности, связанной с комплексным освоением разнообразных полезных ископаемых и других природных ресурсов, в том числе ценнейших природных ресурсов, содержащихся в промышленных отходах (нефелинов, апатитового сырья, цветных и редких металлов) . К резервам развития предпринимательской деятельности относятся также лесные ресурсы, разнообразные древесные отходы и древесина, теряемая при лесосплаве, мелкие месторождения различных строительных материалов, рыбные ресурсы пресноводных водоемов. Стимулом развития разнообразного малого бизнеса является организация инфраструктурного обслуживания создающихся форм предпринимательства (фермерство, малые предприятия) . В условиях перехода к рынку приоритетное развитие должна получить электроэнергетика, ориентируемая преимущественно на газовое и ядерное топливо. Развитие машиностроительного комплекса будет определяться как реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, так и конверсией оборонных производств. Переход на рыночные отношения потребует и новых подходов к решению социально-экономических проблем. Поэтому очень важно широко использовать разнообразные формы хозяйственного развития с широким привлечением зарубежных капиталов, технологий и оборудования для создания сети новых совместных с инофирмами предприятий, в частности эксплуатирующих и перерабатывающих природные ресурсы, создавать разнообразные отраслевые, межотраслевые и региональные свободные экономические зоны.