Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 16:41, доклад
Основные хозяйственные функции Северо-Запада – производство наукоемкой и трудоемкой продукции, осуществление международных связей, подготовка высококвалифицированных кадров, руководство наряду с Москвой культурной жизнью российского общества.
Три аспекта истории населения и хозяйства Северо-Запада сыграли определяющую роль в формировании его современного облика:
заселение территории района древними славянскими племенами, послужившими составной частью основы, на которой сложилась русская народность;
Северо-Западный район
Состав: Ленинградская, Новгородская, Псковская, Калининградская области, Санкт-Петербург (город федерального значения).
Основные хозяйственные
Три аспекта истории населения и хозяйства Северо-Запада сыграли определяющую роль в формировании его современного облика:
Основные черты географического положения Северо-Запада – приморское положение и близость к крупнейшим промышленным центрам – обусловили его развитие как важнейшего индустриального и транспортного очага.
Экономико-географическое положение – выгодное, т. к. район расположен между развитыми европейскими государствами: Финляндией, Эстонией, Латвией, Польшей, Литвой, Белоруссией. Район также граничит с Центральным и Северным районами России.
Население района – 8,5 млн. человек (2007 г.), из них 7,3 млн. – городское и 1,2 млн. – сельское. Площадь района составляет 211,3 тыс. км2. Средняя плотность населения – около 40 чел. на 1 км2, однако в периферийных районах плотность сельского населения составляет всего лишь 2-4 человека на км2. По этническому составу население многонационально, но представлено в основном русскими.
Основные социально-
Северо-Запад – индустриальный район с развитым комплексом обрабатывающей промышленности с высоким удельным весом машиностроения, который ориентируется на привозное сырье и топливо.
Машиностроение района подразделяется на три ветви. Одна из них включает предприятия, ориентирующиеся на высококвалифицированный труд и отличающиеся малой металлоемкостью. Это предприятия радиоэлектроники приборостроения, электроники. Все они имеют особо благоприятные условия развития в районе, а темпы их роста определяются потребностями страны в их продукции. Вторая ветвь объединяет заводы тяжелого и среднего машиностроения со значительной металлоемкостью и большими потребностями в труде, причем не только квалифицированном. К этой ветви относятся предприятия энергетического, сельскохозяйственного и полиграфического машиностроения, а также производящие строительно-дорожные машины и электротехнические изделия. Третья ветвь – металлическое судостроение, создание которого обусловлено приморским положением Северо-Запада. Судостроение тесно связано с различными машиностроительными заводами района, в первую очередь Санкт-Петербурга. Предприятия судового оборудования имеются и в городах, удаленных от моря. Они работают на основе кооперации с судостроительными и судоремонтными заводами Санкт-Петербурга.
Второстепенные отрасли:
- добывающие (район обладает небольшим количеством природных ресурсов, поэтому добывающая промышленность не получила широкого развития, обрабатывающая промышленность северо-западного экономического района ориентируется, в основном, на привозное сырье и топливо) Исключение: крупнейшие разведанные запасы янтаря в Калининградской области, небольшие запасы нефти и газа; торф
- обрабатывающая промышленность:
Агропромышленный комплекс
Сельское хозяйство в силу особенностей развития производительных сил и природно- климатических условий имеет второстепенную роль в структуре хозяйства района. Главная роль сельского хозяйства – удовлетворение потребностей местного населения и легкой промышленности в сырье. Преобладает выращивание кормовых и зернофуражных культур, на юге района выращивают лен. Пойменные заливные луга (вдоль рек) издавна служат, в той же южной части района, базой для развития молочного животноводства. Развита маслодельная промышленность.
Животноводство и ныне преобладает над растениеводством, оно является ведущей отраслью сельского хозяйства и дает 70 % продукции. Преобладает молочно-мясное и молочное скотоводство, развивается свиноводство и птицеводство.
Транспорт
Хорошо развиты все виды транспорта, работа которых обеспечивает внутренние и внешние связи. Плотность железных и автомобильных дорог с твердым покрытием здесь в 5 раз выше, чем в среднем по стране.
Район владеет всеми видами современного транспорта. На долю района приходится значительная часть речных и морских перевозок. Санкт-Петербург – один из крупнейших портов страны, но перспективы дальнейшего развития порта очень ограничены тем, что он находится “в теле” крупного города. Нагрузка на санкт-петербургский порт значительно возросла после потери балтийских портов.
Основной вид транспорта – железнодорожный, плотность железнодорожной сети очень велика, она обеспечивает межрайонные и внутрирайонные связи и отличается высокой концентрацией грузовых и пассажирских потоков в санкт-петербургском транспортном узле. Санкт-Петербург является вторым по значимости в России (после Москвы) железнодорожным узлом.
Транспорт играет
важную роль в обеспечении перерабатывающей
промышленности сырьем и топливом.
Вывозится продукция
Северо-Западный район имеет огромное значение во внешней торговле России. Он располагает развитым портовым хозяйством, осуществляя экспортно-импортные функции России на Балтийском море.
Экономическое развитие района связано с выгодным экономико-географическим положением на Балтийском море и соседством с развитыми европейскими государствами - Финляндией, Эстонией, Латвией, Беларусью и Центральным экономическим районом России. Огромна роль в районе г. Санкт-Петербурга - крупнейшего морского порта, индустриального центра страны.
Наиболее тесные связи сложились с Северным районом. Развиты экономические связи с Центральным районом, так же поддерживаются экономические связи с такими европейскими государствам как Финляндия, Германия, Норвегия.
Через Санкт-Петербург и
Калининградскую область
В настоящее время
транспорт региона, особенно морской,
не справляющийся с объемом