Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 04:12, контрольная работа
Северо-Западный район располагается в северной части Нечерноземной зоны РФ, к северу от 57` с. ш., южная граница района проходит почти на 800 км севернее границы США. Самой яркой чертой Северо-Западного района является несоответствие между исторической ролью района и весьма скромной территорией района. Это несоответствие связано со следующими особенностями:
1. Расположение района на отшибе, удаленность от центра России. Такое положение предотвратило район от татаро-монгольского ига. Как известно, Новгород является колыбелью русской земли, заповедником древнерусской истории и культуры.
1 Северо – Западный экономический район…………………………. 4
1.1 Состав экономического района…………………………………. 4
1.2 Экономико-географическое положение района……………..… 4
1.3 Природные условия и природные ресурсы…………………….. 5
1.3.1 Нерудные ресурсы……………………………………….. 5
1.3.2 Лесные ресурсы……………………………………………… 6
1.3.3 Водные ресурсы……………………………………………… 6
1.3.4 Топливно-энергетические ресурсы…………………………. 6
1.3.5 Гидроэнергетические ресурсы………………………………. 7
1.3.6 Сельскохозяйственные угодья…………………………… 7
1.3.7 Рекреационные ресурсы……………………………………… 8
1.4 Население и трудовые ресурсы…………………………………... 8
1.4.1 Заселенность территории района……………………………. 8
1.4.2 Динамика населения района…………………………………. 9
1.4.3 Этнический состав населения………………………………... 10
1.4.4 Трудовые ресурсы, рынок труда…………………………...… 10
1.5 Народнохозяйственный комплекс………………………………... 11
1.5.1 Отрасли рыночной специализации…………………………... 11
1.5.2 Текстильная промышленность……………………………….. 14
1.5.3 Индустриально-строительный комплекс…………...……….. 15
1.5.4 Топливно-энергетический комплекс………………………... 15
1.5.5 Металлургический комплекс……………………………...… 15
1.5.6 Агропромышленный комплекс…………………………….… 16
1.5.7 Транспорт и экономические связи…………………………… 17
2 Новгородская область…………………………………………..……... 18
2.1 Географическая и климатическая характеристика……………… 18
2.2 Природно-ресурсный потенциал………….……………………… 19
2.3 История освоения и формирования территории………………… 20
2.4 Экономика области……………………………...………………… 21
3 Калининградская область………………………...…………………… 24
3.1 Географическая и климатическая характеристика………….…… 24
3.1.1 Гидрография…………………………………………………… 25
3.2 Природно-ресурсный потенциал………………………...……….. 27
3.3 История освоения и формирования территории………………… 28
3.4 Экономика области………………………...……………………… 30
Список использованной литературы…………………………………
Прусская культура и прусский язык постепенно утрачивали свое значение - новые феодальные отношения вытесняли собой традиционный уклад прусского общества, немецкий язык стал языком торговли и дипломатии. Таким образом, возникли многие города и поселки Калининградской области, в том числе и Кёнигсберг (Калининград).
Государство Тевтонского ордена вело постоянные войны с Польшей и Литвой, расширяя свое влияние в прибалтийском регионе. После принятия христианства Литвой исчерпались правовые основы нахождения Тевтонского ордена в землях пруссии, поток крестоносцев и финансирование из Германии начало постепенно иссякать.
В 1657 году Пруссия вошла в состав объединённого Бранденбургско-Прусского государства и освободилась от вассальной зависимости от Польши.
В ходе Семилетней войны, между 1758 и 1762 годами Восточная Пруссия входила в состав Российской империи.
В соответствии с Потсдамскими соглашениями 1945 года северная часть Восточной Пруссии (примерно одна треть всей её территории) была передана Советскому Союзу, остальные две трети переданы Польше. Сразу после Победы был организован Кёнигсбергский особый военный округ, который также занимался и гражданскими делами. 7 апреля 1946 года на территории округа была образована Кёнигсбергская область в составе РСФСР. 4 июля 1946 года Кёнигсбергская область была переименована в Калининградскую, город Кёнигсберг — в Калининград. Остатки немецкого населения были депортированы в Германию к 1947 году.
После войны Калининградская область стала одной из самых милитаризированных территорий Советского Союза. В Калининграде находится штаб Дважды Краснознаменного Балтийского флота, после 1991 года город Балтийск (быв. Пиллау) остался крупнейшей базой этого флота.
3.4 Экономика области
В 2009 году промышленное производство в области упало на 10,5 % по сравнению в 2008 годом.
В настоящее время годовая добыча янтаря достигает нескольких сотен тонн, однако лишь небольшая её часть используется в ювелирном производстве самой Калининградской области. Добыча и вывоз янтаря из Калининградской области зачастую сопровождается правонарушениями, такими как незаконная добыча и контрабанда янтаря в страны Западной Европы.
В 2004 году была запущена морская ледостойкая стационарная платформа, осуществляющая эксплуатационное бурение на Кравцовском месторождении. Лицензия на право разработки месторождения принадлежит «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» — дочернему предприятию ЛУКОЙЛа. Однако данная отрасль производства Калининградской области вызывает неоднозначные оценки аналитиков и общественности Калининградской области, а также соседних стран (Литва, Польша). Платформа Д-6, находящаяся в Балтийском море в 22 км от уникального природного заповедника Куршская коса, занесённого в список всемирного наследия ЮНЕСКО, является предметом постоянного спора между организациями, стоящими на стороне экологической защиты и безопасности региона, с одной стороны, и промышленниками и чиновниками, с другой стороны. В 2008 году было добыто 842 тыс. тонн нефти на месторождении Д-6 и 583,2 тыс. тонн нефти на суше.
Добываемая соль покрывает потребности региона, и даже экспортируется в другие страны. Торф используется преимущественно для нужд сельского хозяйства в качестве органического удобрения. Также в регионе ведётся добыча бурого угля.
В Калининградской области развиты:
- транспортное машиностроение (Калининградский вагоностроительный завод);
- подъёмное машиностроение;
- судостроение и судоремонт (судостроительный завод «Янтарь»);
- сборочное производство автомобилей («Автотор»);
- производство и сборка техники;
- промышленность строительных материалов (завод ЖБИ в Калининграде, «Балткерамика»);
- пищевая промышленность («Конкордия», «Продукты питания», «ОАО Молоко», «Содружество-Соя»);
- деревообработка и мебельная промышленность.
Развито промышленное рыболовство, крупные рыбные порты расположены в Калининграде и Пионерском, менее крупные — в Рыбачьем и Светлом.
По территории области проходит газопровод Россия – Беларусь – Польша с отводами на Черняховск, Зеленоградск, Гусев, Советск и Светлый. Газ используется для обеспечения работы ТЭЦ и потребностей коммунально-бытового хозяйства.
Важнейший вид внутрирегионального транспорта — автомобильный. Развита сеть автомобильных дорог с твёрдым покрытием. Большинство дорог не соответствуют принятому в России стандарту по ширине, кроме того, они отличаются извилистостью. На большинстве дорог Калининградской области установлена максимальная скорость в 70 км/ч (вместо 90 км/ч) из-за растущих вдоль дороги деревьев, представляющих серьёзную опасность.
Кроме того, по территории Калининградской области проходит дорога, запланированный автобан «Кёнигсберг—Берлин» (среди местного населения известна как «Берлинка»). Она обходит стороной населённые пункты и упирается в польскую границу. Пограничный переход уже построен и введен в эксплуатацию 7 декабря 2010г.
Пограничные переходы на территории области: на границах области и в портах имеются 20 пограничных переходов (автомобильные, железнодорожные, водные, пешеходные, в аэропорту)
Железнодорожный транспорт используется, прежде всего, для грузоперевозок между Калининградской областью, соседними странами и остальной территорией России. Также важна роль пассажирских перевозок, как внутрирегиональных, так и внешних. Калининград имеет железнодорожное сообщение не только с городами России (Москвой и Санкт - Петербургом), но также и с Гдыней в Польше и Берлином в Германии.
Большая часть существовавших на территории нынешней Калининградской области до войны железных дорог была разобрана в первые послевоенные годы; часть сохранившейся сети была закрыта после распада СССР.
Эксплуатирует железные дороги Калининградской области Калининградская железная дорога, выделившаяся после 1991 года из состава бывшей Прибалтийской железной дороги.
В Калининграде, Пионерском и Балтийске крупные незамерзающие морские порты, крупнейший из них — в Калининграде. Балтийск связан с Санкт - Петербургом паромной переправой и с Гданьском пассажирской линией (эксплуатируется польским пароходством). В г. Светлый действует нефтетерминал мощностью 6 млн т. нефти и нефтепродуктов.
В Калининграде, Советске и Черняховске есть речные порты. Судоходные реки — Преголя и Неман, они связаны между собой судоходным путём, проходящим по реке Дейме и реке Матросовке. Важнейшая речная судоходная компания — «Западное речное пароходство».
Роль речного транспорта во внутрирегиональных грузовых перевозках незначительна, внутререгиональные пассажирские водные перевозки отсутствуют.
В летние месяцы между Калининградом, Фромборком и Эльблонгом по глади Балтийского залива (который фактически является внутренним водоёмом) курсируют суда на подводных крыльях, эксплуатируемые польским пароходством.
В 24 км от Калининграда, рядом с посёлком Храброво, расположен аэропорт международного класса.
В Калининграде есть трамвай (самая старая система в России, действует с 1895 года, узкоколейный — 1000 мм) и троллейбус. В других городах области городской транспорт представлен только автобусами, хотя до войны в Черняховске был троллейбус, а в Советске — трамвай.
Базовая электроэнергетическая компания региона — «Янтарьэнерго».
Потребление электроэнергии в 2007 году составило около 3,9 млрд кВт·ч, собственное производство — около 2,9 млрд кВт·ч.
В регионе имеются
достаточные для полного
С 2002 года в регионе действует крупнейшая (на 2008 год) в России ветроэлектростанция Куликовская ВЭС мощностью в 5,1 МВт, среднегодовой выработкой 6 млн кВт·ч, расположена станция около посёлка Куликово Зеленоградского района. Кроме того в области действуют несколько малых гидроэлектростанций.
Список использованной литературы
2. Ваулина, В. Д. Наш край. — Калининград: Калининградское книжное издательство, 1988.
3. Хрущев, А.Т. География промышленности. – М., 1990.
4. Кучерявый П. П., Фёдоров Г. М. География Калининградской области. — Калининград: Калининградское книжное издательство, 1989.
4. Орлёнок, В. В., Курков, А. А., Кучерявый, П. П., Тупикин, С. Н. Физическая география: Учебное пособие / Под ред. В. В. Орлёнка. — Калининград: Калининградский государственный университет, 1998.
5. Региональная
экономика. Учебное пособие
6. Регионоведение. Учебник для вузов/ Под редакцией проф. Морозовой Т.Г. – М: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1998г.
7. Фёдоров Г. М. У карты Калининградской области. — Калининград: Калининградское книжное издательство, 1986.