Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 18:56, курсовая работа
Транспорт является отраслью материального производства, осуществляющей перевозку людей и грузов, резко отличается от любой отрасли промышленности и сельского хозяйства универсальностью своих
технологических связей с другими отраслями производства. Различают
наземный, водный и воздушный транспорт. Транспорт подразделяется на
транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения и
населения, транспорт необщего пользования, а также транспорт личного
пользования.
Введение ………………………………………………………………..2
Экономико-географическая характеристика Сибирского федерального округа…………………………………………………..3
Перспективы развития экономики региона………………………….18
Характеристика развития транспортной сети Сибирского Федерального округа…………........…………………………………...………………20
Забайкальская железная дорога………………………………….…..35
Расчет густоты железных дорог в Сибирском федеральном округе..39
Заключение…………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………...…..47
Влияние природных условий и
ресурсов на размещение и развитие
хозяйства в некоторых
Сибирский федеральный округ является основной ресурсно-энергетичской базой страны, и в перспективе сохранится приоритет за топливно-энергетическим комплексом, цветной металлургией, разработкой лесных ресурсов, энерго - и водоемкими отраслями промышленности. Развивается также разнообразная химическая и строительная промышленность. Восточная Сибирь – один из важных животноводческих районов России.
По богатствам гидроэнергетических ресурсов Восточная Сибирь занимает первое место в России. По территории района протекает одна из величайших рек земного шара — Енисей. Вместе со своим притоком Ангарой река обладает огромными запасами гидроэнергетических ресурсов. СФО может стать новым центром нефтегазовой промышленности.
В восточных регионах страны
не полностью использован
Развитие электроэнергетики в восточных районах страны создает условия для развития алюминиевой промышленности, для которой дешевая электроэнергия является ключевым фактором.
Огромная территория,
условно объединенная в Сибирский ФО,
скрывает в себе до 85% общенациональных
запасов платины и свинца, 80% молибдена
и каменного угля и до 70% никеля. Кроме
этого, в недрах СФО России находится до
40% золота, 44% серебра и 69% медных руд. По
территории СФО проходит более 17% всех
железных дорог Российской Федерации.
Такая насыщенность природными ресурсами
и огромная территория, которую занимает
округ, не может не объяснять того факта,
что самые крупные промышленные предприятия,
а также колоссальное количество небольших
компаний и организаций располагаются
именно здесь, в СФО России.
Актуальность рассмотрения
Сибирского Федерального округа связана
с тем, что Восточная Сибирь, несмотря
на еще недостаточную ее изученность
в геологическом отношении, отличается
исключительным богатством и широким
разнообразием природных
В Сибирском федеральном
округе есть целый ряд факторов,
которые могут позитивно
Сибирский Федеральный округ имеет огромные возможности для развития как внутреннего, так и иностранного туризма. В последнее время район приобрел весомое значение в развитии отношений между Россией и зарубежными странами.
Современный уровень развития
и структуры промышленности Сибирского
Федерального округа не отвечает ее ресурсным
возможностям и требованиям рыночной экономики.
Наблюдается перекос в сторону отраслей добывающей
промышленности в ущерб отраслям перерабатывающей
промышленности, АПК и социальной инфраструктуре. Сложившаяся
диспропорция является причиной многих
болезненных проблем, отчасти доставшихся
в наследство от централизованной экономики,
отчасти возникших уже при рыночной экономике.
На большей части территории района
наблюдается благоприятная и умеренно
острая экологическая ситуация; ареалы
с острой и очень острой экологической
ситуацией расположены приемущественно
на его юге.
Особо острая экологическая ситуация характерна для следующих регионов - зон Красноярска - Канска, Абакана - Минусинска, Братска, Усолья-Сибирского - Ангарска - Иркутска, а также Норильска.
Высоким уровнем загрязнения воздуха выделяются города Абакан), Красноярск (химическая промышленность, цветная металлургия, промышленность строительных материалов), Улан-Удэ (электроэнергетика, промышленность строительных материалов), Чита (электроэнергетика, химическая промышленность, машиностроение).
Многие населенные пункты
Сибири, особенно Забайкалья, располагаются
в горных котловинах, что в условиях
господствующего зимой
Наиболее актуальные экологические
проблемы района связаны с сохранением
чистоты воды озера Байкал, строительством
и функционированием Байкало-
Хозяйственное освоение зоны Байкало-Амурской магистрали в значительной степени осложнено наличием в ней сплошной или частичной вечной мерзлоты.
Территориально-
На протяжении почти 40 лет
реакторы Красноярского горно-
Интенсивное развитие производств обусловило напряженное экологическое состояние Восточной Сибири. По количеству выбросов вредных веществ в атмосферу СФО занимает 3-е место среди экономических районов России по объему сброшенных загрязненных сточных вод - четвертое. Самым большим объемом газовых выбросов выделяется Норильск.
Современный экономический потенциал района не соответствует его природно-ресурсному потенциалу, позволяющему обеспечить значительную часть внутренних и экспортных потребностей страны на долгосрочную перспективу. Их реализация потребует широкомасштабного привлечения инвестиций и предоставляет возможности для международного экономического сотрудничества.
В регионе на сегодняшний день существуют серьезные проблемы, осложняющие его дальнейшее развитие. Это прежде всего социально-демографические проблемы - низкая плотность населения, неравномерность в размещении (в основном вдоль Транссибирской магистрали, на юге региона), недостаток трудовых ресурсов для освоения природных богатств региона, сложная демографическая ситуация, сильное отставание социальной сферы, что не способствует закреплению здесь мигрантов, высокая подвижность населения, недостаточный уровень квалификации кадров для развития сложных производств.
Кроме того, существуют неравномерность размещения производственного потенциала (85% сосредоточено на юге региона), внутри- и межотраслевые диспропорции, слабо внедряются ресурсосберегающие технологии(в настоящее время от 30 до 50% вовлекаемых в хозяйственный оборот ресурсов безвозвратно теряется), очень низки темпы обновления основных фондов, необходимость технической модернизации производства. Кризисные явления в экономике района связаны с низким уровнем комплексности производства и неразвитостью отраслей, дополняющих комплекс, и инфраструктуры. Недостаточно развита и местная продовольственная база для обеспечения потребности района (хотя представляется возможным за счет собственных ресурсов удовлетворять потребности в овощах на 70%, молоке- 80%, мясе- 85%, зернопродукции и картофеля- на 100%). Возможности внешнеэкономических связей для укрепления экономического потенциала Сибири используются неполно; необходимы дальнейшее привлечения иностранных инвестиций, организация совместных предприятий, развитие строительства предприятий на компенсационной основе.
Список литературы: