Современное состояние и перспективы развития промышленности Татарстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования данной курсовой работы является Приволжский федеральный округ, в частности Республика Татарстан.
Предмет исследования – промышленный комплекс Татарстана.
Цель исследования - изучить современное состояние промышленности Татарстана, определить перспективы его развития.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнение следующих задач:
- провести анализ состояния, тенденций и перспективы развития промышленного комплекса в регионе Татарстан.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3 Глава . Состояние Приволжского Федерального Округа ………………….…5
§ 1. Экономическое положение Республики Татарстан ………………………...5 § 2.Природно-ресурсный потенциал ………………………………………….………..………7
Глава . Отраслевая структура промышленного производства региона Татарстан………………………….……………………………...........................14
§ 1. Машиностроение и металлообработка……………………………..…………..14
§ 2. Топлевно-энергетический комплекс …………………….…………21
§3. Нефтегазохимический комплекс …………………………..………...27
§ 4. Обороно-промышленный комплекс……………………………........34
§5.Лесоперерабатывающая промышленность………………………......37
§ 6.Лёгкая промышленность…………………………………………..….41
Заключение…………………………………………………………………….…52Список использованной литературы…………………………………………...55

Вложенные файлы: 1 файл

промышленный комплекс татарстана.docx

— 1.07 Мб (Скачать файл)

Золото обнаружено в Пермском крае, в том числе на Среднем  Урале (в бассейне реки Чусовой) и  на Северном Урале (в бассейнах рек  Велс и Улс). Ежегодно в Прикамье добывается около 100 тысяч карат алмазов.

Железные руды - природно-легированные (содержат хром и никель); они представлены Орско-Халиловской группой месторождений. Сарановское месторождение является единственным эксплуатируемым в России месторождением хромитов. Здесь же выявлены крупные залежи хромистого железняка и медных руд.

Существенные запасы строительного  сырья: гипса, глины, цементного сырья, доломитов, стекольных песков и пр. Крупное месторождение высококачественных цементных мергелей - Вольское в Саратовской области. Ташлинское месторождение стекольных песков в Ульяновской области является крупной сырьевой базой всей стекольной промышленности России и СНГ. Высококачественные стекольные пески поставляются в подавляющее большинство стекольных заводов страны. В Оренбургской области - Киембаевское месторождение асбеста.

Леса сконцентрированы в  Кировской области, Пермском крае и  на севере Нижегородской области. Преобладает эксплуатационный лес, преимущественно хвойных пород (ель, сосна, пихта), есть мелколиственные леса - береза, осина, ива, южнее - липа и дуб. Слишком интенсивная эксплуатация в течение долгого времени привела к значительному истощению лесосырьевых ресурсов региона, особенно хвойных пород.

Приволжье обеспечено водными  ресурсами. Главный источник - Волга  с притоками, велики ее гидроэнергоресурсы. Богат район запасами подземных вод. Волга и ее притоки богаты рыбой - сом, судак, лещ и др. Почвенно-климатические ресурсы в целом благоприятны для развития сельского хозяйства. Волга - важнейшая транспортная артерия и ось расселения.

ПФО выгодно расположился на пересечении главной водной магистрали страны Волги (дополненной параллельной железной дорогой) с железными и  автомобильными путями, связывающими Центральную Россию с Нижним Поволжьем, Южным Уралом и Казахстаном; Волгу  пересекают нефте- и газопроводы. Единая глубоководная транспортная система обеспечивает выход региона к портам Каспийского, Балтийского и Черноморско-Азовского бассейнов. Волго-Камский речной бассейн является основным в стране. Роль речного транспорта в транзитных перевозках выше, чем в других регионах, хотя ведущую роль играет железнодорожный транспорт.

Через Приволжье проходит Куйбышевская железнодорожная магистраль, обеспечивая связь западных и  центральных регионов России с Уралом, Сибирью, на севере территорию пересекают две железнодорожные магистрали, имеющие трансконтинентальное значение: Москва - Ярославль - Киров - Пермь - Екатеринбург - Тюмень - Омск - Владивосток и Москва - Казань - Екатеринбург - Курган - Омск. Параллельно Волге проходит

По территории проходят ряд  крупных нефте- и газопроводов российского и международного значения. Международное значение имеет система нефтепроводов «Дружба» - от Альметьевска через Самару, Брянск до Мозыря (Беларусь) и далее в европейские страны, две трассы нефтепровода Сургут-Полоцк, пять магистральных газопроводов Уренгой-Центр и один экспортный газопровод Уренгой-Ужгород. Приволжье имеет довольно разветвленную сеть трубопроводного транспорта внутреннего значения, она объединяет эксплуатируемые нефтяные районы и нефтеперерабатывающие заводы.

Обеспеченность транспортом  регионов Приволжья очень высока. Менее обеспечен транспортом Пермский край. Так, область практически не имеет прямых транспортных связей с республикой Коми, обладающей богатыми природными ресурсами. В будущем, в условиях заметной истощенности собственных ресурсов, нефтегазо-химический, металлургический, лесопромышленный комплексы области не смогут успешно развиваться без привлечения ресурсов Европейского Севера. Существует потребность в улучшении меридиональных связей между Пермским краем и республикой Башкортостан, что невозможно без строительства новой железной дороги, которая дала бы области кратчайший выход в Оренбургскую область и западную часть Казахстана.

В структуре вывоза из ПФО  преобладают продукция машиностроения и химической промышленности, нефть и нефтепродукты, значительную роль играет зерно, мука и другие виды сельскохозяйственной продукции.

Основными статьями импорта  является продукция машиностроения, продовольствие, минеральное сырье и топливо.

Однако высокая степень  индустриализации и сельскохозяйственного  производства  ПФО привели к крайне негативному состоянию окружающей природной среды, характеризующемуся чрезмерно высоким уровнем концентрации вредных веществ в воздухе и водных объектах, деградацией почв и лесных массивов и, как следствие этого, высоким уровнем заболеваемости и смертности населения. Созданный на Волге и ее притоках каскад гидравлических электростанций и водохранилищ привел к концентрации по берегам рек водоемких и энергоемких промышленных производств, прежде всего химических, нефте- и газоперерабатывающих и др. Загрязнение окружающей среды в Приволжье в три-пять раз выше, чем в среднем по стране. Из 100 городов страны с самой загрязненной атмосферой 65 расположены в бассейне Волги (помимо областных и республиканских центров, это Березники, Салават, Соликамск, Тольятти и др.). В регионе много экологически опасных производств, предприятий с устаревшим оборудованием и без очистных сооружений. Имеющиеся же очистные сооружения работают в основном неэффективно. Экологически неблагополучными являются и те регионы Приволжья, где развиты добывающая промышленность, выплавка металлов и лесная промышленность. На значительной части территории произошло необратимое нарушение природных экосистем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.Отраслевая структура промышленного производства Республики Татарстан.

§ 1. Машиностроительный комплекс.

Республиканское машиностроение представлено более 100 крупными и средними предприятиями различных подотраслей, ведущими среди которых являются автомобилестроение, авиастроение, судостроение, двигателестроение, компрессоростроение, производство энергетического и газового оборудования, инструментальное производство, включая выпуск медицинских изделий и оборудования и ряд других.

По итогам 2010 года предприятиями  машиностроительного комплекса  произведено товарной продукции  на сумму 233 млрд. руб., индекс промышленного  производства по отрасли составил 124,9 %. Удельный вес отрасли составляет около 23 % от общего объема произведенной  продукции в промышленности.

Прошедший с начала активной фазы финансового кризиса год  коренным образом изменил приоритеты и конфигурацию экономического пространства Российской Федерации и мирового сообщества в целом. Следствием этого  стало падение потребительского спроса на инвестиционно ориентированную продукцию, в первую очередь, продукцию машиностроения.

Наибольшее падение объемов  производств а в отрасли связано с ресурсозатратной экономикой предприятий машиностроения, невысоким уровнем производительности труда, что предопределило низкий уровень конкурентоспособности как самих хозяйствующих субъектов, так и их продукции.

Несмотря на положительную  динамику, перспективы выхода отрасли  на докризисный уровень ориентировочно по итогам 2012 года (нефтехимия выйдет на рубежи 2008 года уже к концу этого  – началу следующего года). В большой  степени отставание машиностроения обусловлено значительным износом  основных фондов (по различным группам  станочного парка этот показатель находится на уровне 40-60%), низкой долей инновационной продукции в общем объеме производства машиностроения. Так, за 2008-2009 годы удельный вес инновационной продукции составил по промышленности 26%, по машиностроению – 12%.

Исходя из этого, руководство  предприятий отрасли нацеливают имеющиеся ресурсы на реализацию программ технического перевооружения, оптимизации производственных мощностей, освоения производства конкурентоспособной  продукции.

Такая работа строится на базе программно-целевых и индикативных методов государственного регулирования. В свою очередь, направления развития отрасли и прогнозные показатели ее работы составной частью входят в многоуровневые программы. На республиканском  уровне - это Программа социально-экономического развития Республики Татарстан до 2015 года, Программа развития производительных сил до 2020 и на период до 2030 года.

На базе и в контексте  этих «рамочных» документов принимаются  отраслевые программы, направленные на развитие как отдельных отраслей промышленности, так и целых сегментов экономики. Для обеспечения дальнейшей стабильной работы промышленных предприятий республики, входящих в машиностроительный комплекс будут продолжены действующие и разработаны новые программы:

- энергоресурсоэффективности Республики Татарстан на период 2011 – 2015 годы и на перспективу до 2020 года, а также перспективные схемы развития электроэнергетики республики;

- развития топливно-энергетического  комплекса Республики Татарстан  на период до 2030 года;

- развития машиностроительного  комплекса Республики Татарстан.

Опираясь на республиканские  и отраслевые программы, расположенные  в Татарстане крупные компании и  промышленные предприятия принимают  свои планы и программы по оптимизации  организационной структуры, диверсификации бизнеса, подготовки и переподготовки кадров, внедрению систем качества, технического перевооружения и модернизации. Как правило, такие документы направлены на сохранение и развитие своих рыночных позиций в условиях временного сжатия спроса на ту или иную продукцию.

Реализованная в ОАО «КАМАЗ»  антикризисная программа является одним из наглядных примеров эффективного поиска и использования собственных  резервов по оздоровлению бизнеса. В  рамках ее реализации проведена работа по оптимизации затрат, повышению  производительности труда, реализации непрофильных активов, внедрению передовых  наработок в области бережливого  производства, управления персоналом, систем менеджмента качества и ряду других направлений.

Реализуя антикризисные  программы, многие предприятия эффективно использовали возможности технического перевооружения и модернизации. По предварительной оценке, в течение 2010 года в основные средства отрасли  инвестировано около 6 миллиардов рублей. В 2011 году на эти цели планируется  направить около 7 миллиардов рублей, что послужит весомым фактором повышения  конкурентоспособности машиностроительных предприятий.

Такая работа позволяет проводить  обновление и совершенствование  структуры выпускаемой сложной  машинотехнической продукции. Необходимо подчеркнуть, что условием повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции является постоянное взаимодействие науки и производства, гарантией динамичного развития предприятий является наличие инженерных центров – разработка инновационной продукции.

В рамках повышения технологической  оснащенности, конкурентоспособности  выпускаемой продукции машиностроительные предприятия создают совместные предприятия с зарубежными компаниями. Так, в начале 2010 года акционерным  обществом КАМАЗ с компанией  «Даймлер» создано совместное предприятие «Мерседес Бенц Тракс Восток». Инвестиции в этот проект составили 5,9 млрд. евро, в рамках его реализации на первом этапе с сентября 2010 года начата сборка грузовиков Мерседес-Бенц Actros, в этом года начнется выпуск Мерседес-Бенц Axor и Atego.

В 2010 году ОАО «КАМАЗ»  и компанией «Case New Holland» создано совместное предприятие ООО «СиЭнЭйч - КАМАЗ Индустрия», начавшее сборку сельскохозяйственной, а в перспективе – строительной техники. Общие инвестиции в его создание и развитие составят 1,85 млрд. рублей.

В сегодняшних условиях вопросы  модернизации и техперевооружения неотрывно связаны с загрузкой производственных мощностей республиканских предприятий. Достижение этих целей является одной их основных задач государственной промышленной политики Республики Татарстан.

В Татарстане прикладываются все усилия для выработки системного подхода к развитию кооперации между  нефтегазохимическим и машиностроительным кластерами на базе государственно-частного партнерства. В рамках решения этой задачи определяются приоритетные направления научно-технического развития машиностроения, формируются стратегические задачи по выпуску конкурентоспособной наукоемкой продукции и реструктуризации машиностроения с учетом требований рынка.

В процессе освоения комплектующих  для крупных российских и зарубежных компаний в рамках внутриреспубликанской  и межрегиональной кооперации предприятия  республики решают комплекс вопросов, связанных с вводом новых производственных мощностей, модернизацией существующих технологических линий, повышением выработки на одного работающего  и снижением себестоимости товарной продукции.

В рамках этой работы в 2010 году подписаны ряд протоколов и соглашений с крупными российскими компаниями – ОАО «Российские железные дороги», ОАО НК «РОСНЕФТЬ», ОАО «РОСАГРОЛИЗИНГ», ОАО «Газпром нефть», ОАО «АвтоВАЗ».

Их реализация приносит весомые положительные результаты. ОАО «Казанькомпрессормаш» активно продвигает компрессорную технику для нужд Агинского, Сызранского нефтеперерабатывающих заводов компании «Роснефть».

ОАО «КАМАЗ» и ОАО «ПО  ЕлАЗ» по согласованному с ОАО «РЖД» техническому заданию выполнили опытно-конструкторские работы по организации производства путеремонтных летучек для нужд железных дорог.

ОАО НПО «Татэлектромаш» активно работает над модернизацией и поставкой в указанную компанию асинхронных тяговых двигателей для электровозов и локомотивов, систем комплектных электроприводов, крепежных изделий.

По оценке, объемы поставок только в ОАО НК «РОСНЕФТЬ», ОАО  «Газпром нефть», ОАО «Российские  железные дороги» на основе указанных  соглашений и протоколов составили  по ряду крупных и средних предприятий  республики в 2010 году более 2,2 млрд. рублей.

В 2011 году эта работа получила дальнейшее развитие. За первые месяцы подписаны протоколы, предусматривающие  расширение сотрудничества с ОАО  «ГТЛК», ОАО «Объединенные машиностроительные заводы».

Информация о работе Современное состояние и перспективы развития промышленности Татарстана