Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:49, реферат
Под миграцией населения1 (от лат. migratio — переселение) принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения, связанную с его перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную, как правило, влиянием разнообразных факторов — социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стран.
Согласно определению, данному видным ученым-географом В.В. Покшишевским (1978), под миграциями населения «следует понимать любые его перемещения, связанные с переменой места проживания (изменение государства, области или населенного пункта, в котором живет то или иное лицо, семья или другая более обширная общность людей)».
На сером фоне — численность мигрантов в пределах одного федерального округа.
По данным Госкомстата России
Таблица 3
Коэффициенты
миграционного прироста
по федеральным округам Российской Федерации
(миграционный прирост за год на 10 тыс.
населения)
Все население |
Городское |
Сельское | |||||||||||||
1994 |
1996 |
1998 |
2000 |
2001 |
1994 |
1996 |
1998 |
2000 |
2001 |
1994 |
1996 |
1998 |
2000 |
2001 | |
Российская Федерация |
55 |
23 |
19 |
15 |
5 |
50 |
29 |
22 |
20 |
15 |
68 |
9 |
11 |
1 |
–22 |
Федеральные округа: | |||||||||||||||
Центральный |
84 |
51 |
47 |
41 |
30 |
73 |
53 |
50 |
46 |
38 |
124 |
45 |
34 |
20 |
2 |
Северо-Западный |
17 |
19 |
10 |
8 |
8 |
16 |
19 |
9 |
6 |
9 |
20 |
18 |
12 |
19 |
2 |
Южный |
99 |
25 |
16 |
9 |
6 |
38 |
42 |
6 |
–1 |
11 |
184 |
1 |
29 |
23 |
–1 |
Приволжский |
76 |
29 |
29 |
16 |
2 |
81 |
31 |
31 |
21 |
11 |
65 |
23 |
23 |
4 |
–19 |
Уральский |
59 |
23 |
29 |
21 |
9 |
72 |
19 |
30 |
28 |
18 |
6 |
40 |
27 |
–8 |
–27 |
Сибирский |
39 |
7 |
3 |
–4 |
–17 |
56 |
20 |
13 |
9 |
0 |
–1 |
–21 |
–22 |
–34 |
–58 |
Дальневосточный |
–192 |
–87 |
–100 |
–52 |
–64 |
–148 |
–67 |
–84 |
–37 |
–32 |
–329 |
–150 |
–151 |
–102 |
–168 |
По данным Госкомстата России
Наибольший отток населения
наблюдается из Дальневосточного региона.
За 90-е годы он превысил 840 тыс. человек
(11% всех жителей). Из Северного экономического
района за тот же период выехало более
300 тыс. человек (5%), из Восточной Сибири
— свыше 180 тыс. человек (2%).
Среди субъектов Российской Федерации
наиболее быстрыми темпами за счет миграционного
оттока сокращается число жителей Чукотского
автономного округа и Магаданской области,
которые уже потеряли почти половину своего
населения; Камчатской области (около 1/5 всех
жителей); Сахалинской и Мурманской областей,
Республики Коми (свыше 1/10 населения).
Приток населения на российском Севере
в отдельные годы имели лишь Ямало-Ненецкий
и Ханты-Мансийский автономные округа
в Западной Сибири, где получил развитие
мощный нефтегазовый комплекс.
Главным ареалом притяжения мигрантов
вот уже много лет остается Центральный
район. За последнее десятилетие миграционный
прирост здесь составил 1,2 млн человек
(4% численности проживавшего в районе
на начало 1991 г. населения). Прирост населения
за счет мигрантов на Северном Кавказе
за тот же период превысил 900 тыс. человек
(5,5%), в Поволжье — 800 тыс. человек (5%), в Центрально-Черноземном
районе — 550 тыс. человек (7%).
Начиная со второй половины 90-х годов Москва
становится наиболее заметным центром
притяжения мигрантов из всех регионов
страны. Только в 1996—2000 гг. миграционный
прирост в столице превысил 200 тыс. человек,
что составило половину миграционного
прироста по всему Центральному федеральному
округу. На 2/5 этот прирост был
обеспечен за счет переселенцев из других
субъектов федерации, входящих в этот
округ. Из Южного федерального округа
прибыли в Москву 17% мигрантов, из Приволжского
— 12, из остальных — по 7—8%. Столичный
регион (Москва и Московская область) сегодня
и на перспективу остается самым привлекательным
в миграционном отношении благодаря своему
социально-экономическому потенциалу
и более широким по сравнению с другими
территориями страны возможностям трудоустройства.
Среди других обозначившихся центров
притяжения мигрантов можно выделить
Санкт-Петербург, некоторые области Центрального
и Центрально-Черноземного районов, в
частности Ярославскую, Орловскую, Липецкую,
Воронежскую; Республику Татарстан и Самарскую
область в Поволжье; регионы равнинного
Предкавказья — Краснодарский и Ставропольский
края; Новосибирскую область на юге Западной
Сибири.
Значительные подвижки населения происходят
и внутри самих регионов. Как видно из
таблицы 2, до 4/5мигрантов —
жителей Центрального, Приволжского и
Сибирского федеральных округов, 3/4 мигрантов
Южного, свыше 2/3 Северо-Западного
и Уральского и почти 3/5 мигрантов
Дальневосточного федеральных округов
перемещаются в пределах тех же округов,
выбирая при этом более благоприятные
(с точки зрения природно-климатических
и социально-экономических условий проживания)
территории.
Внутри- и межрегиональные миграционные
потоки формируются под влиянием различных
факторов. Переход к рынку и изменение
экономических отношений привели, в частности,
к утрате стимулирующего значения установленных
ранее государством в районах Крайнего
Севера и на приравненных к ним территориях
льгот и надбавок к заработной плате, которые
на протяжении многих лет применялись
для привлечения сюда кадров. Заметно
ухудшились в этих регионах и социальные
условия жизни людей. Спад производства
в сырьевых отраслях, имевших преимущественное
развитие на севере страны, привел к сокращению
рабочих мест и к росту безработицы. Все
это вместе взятое и обусловило увеличение
миграционного оттока с северных территорий.
Следствием затянувшегося военного конфликта
в Чечне, обострившихся межэтнических
отношений на Северном Кавказе стала потеря
миграционной привлекательности этого
региона и снижение притока сюда мигрантов
из других районов страны. Коэффициент
миграционного прироста здесь существенно
сократился (табл. 3).
В то же время приток населения в регионы
запада и юга России можно объяснить тем,
что наряду с экономическими стимулами
все более заметную роль начинают играть
такие внеэкономические факторы, как климат,
политическая стабильность, этническая
однородность, географическое положение.
Поэтому данные о миграциях говорят о
реальных межрайонных различиях качества
жизни гораздо больше, чем статистика
денежных доходов населения.
Россия в международных миграциях
Наиболее тесные внешние миграционные связи сложились у России со странами СНГ. На них приходится свыше 4/5 миграционного обмена Российской Федерации с зарубежными странами (см. табл. 1). При этом преобладает въездной поток мигрантов в Россию. В 2000 г. сальдо миграционного обмена России со странами ближнего зарубежья достигло 267 тыс. человек, а в 2001 г., при общем сокращении миграционного потока почти в два раза, — 124 тыс. человек. Более 2/3 мигрантов, въехавших в Россию, составили выходцы из Казахстана, Украины и Узбекистана (табл. 4).
Таблица 4
Распределение
иммигрантов в Россию
из стран нового зарубежья
Страны выбытия |
Доля |
Казахстан |
35 |
Украина |
20 |
Узбекистан |
14 |
Другие государства Средней
Азии |
12 |
Государства Закавказья |
11 |
Молдавия |
4 |
Белоруссия |
3 |
Страны Прибалтики |
1 |
В этническом составе мигрантов
в Россию из стран ближнего зарубежья
преобладают русские, хотя их доля постепенно
сокращается (с почти 80% в начале
90-х годов до 58% в 2001 г.). Из государств
Закавказья, Молдавии, Таджикистана в
Россию приезжают преимущественно
представители коренных этносов.
В географии выезда мигрантов из России
выделяются три основных направления
— Украина, Казахстан и Белоруссия. На
их долю приходится 4/5 всех
выезжающих из Российской Федерации в
страны ближнего зарубежья на постоянное
место жительства.
Эмиграция из России в страны дальнего
зарубежья за последнее десятилетие сократилась
с 88 тыс. в 1991 до 75 тыс. человек в 2001 г. (достигнув
максимума в 1993 г. — 114 тыс. человек). Среди
государств, принимающих российских граждан
на постоянное жительство, выделяются
Германия, Израиль и США, на долю которых
приходится 9/10 всех эмигрантов.
Постепенно растет доля других стран,
принимающих мигрантов из России, прежде
всего Финляндии и Канады.
Большая часть постоянных и временных
мигрантов, переезжающих из региона в
регион (из села в город и обратно) или
из страны в страну, относятся к трудоспособному
населению. Миграция рабочей силы, или,
как ее еще называют, трудовая миграция,
оказывает огромное влияние на развитие
общества.
Становление рыночных отношений в России
и ее интеграция в мировую экономику открывают
возможности для свободного передвижения
рабочей силы по территории страны и через
государственные границы. Временные трудовые
мигранты — это самый динамичный и, возможно,
самый большой миграционный поток в России.
Трудовые мигранты активно участвуют
в формировании рынка рабочей силы, в том
числе международного.
Иностранная рабочая сила прибывает в
Российскую Федерацию из более чем 100 государств,
однако главными ее экспортерами выступают
страны СНГ (прежде всего Украина, Молдавия),
Китай, Турция, Вьетнам, КНДР. В 2001 г. в России
было официально выдано разрешений для
осуществления трудовой деятельности
283 тыс. иностранных граждан; по экспертным
оценкам, в настоящее время в России трудятся,
в том числе нелегально, более 1,5 млн иностранных
граждан и лиц без гражданства3.
Основные сферы деятельности трудовых
иммигрантов — строительство (39%), промышленность
(13%), сельское и лесное хозяйство (10%). Стабильно
высокой остается доля торговли и коммерческой
деятельности (23%). Значительная часть
(почти 2/5) иностранных мигрантов
трудятся в Центральном экономическом
районе, в Западной Сибири (15%), в Дальневосточном
регионе (свыше 10%). Среди субъектов Российской
Федерации самым крупным потребителем
иностранной рабочей силы выступает Москва
— почти 30% от общего числа иностранных
рабочих.
В ближайшем будущем трудовая миграция
будет приобретать все большую значимость
для экономики России. Согласно прогнозу
Госкомстата РФ, к 2015 г. трудоспособное
население в стране сократится почти на
7,5 млн человек. В этой связи одним из приоритетных
направлений миграционной политики становится
содействие привлечению иностранной рабочей
силы в российские регионы для восполнения
ожидаемого дефицита трудовых ресурсов.
По экспертным оценкам, при тех тенденциях
рождаемости и смертности, которые прогнозируются
в будущем, потребность в дополнительной
рабочей силе за счет иммигрантов может
составить не менее 500—600 тыс. человек в
год.
Одновременно с увеличением импорта рабочей
силы в России растет и ее экспорт. Российская
Федерация вышла на мировой рынок рабочей
силы в начале 90-х годов. Ежегодно на работу
за рубеж выезжают 40—50 тыс. россиян. Большинство
трудовых мигрантов направляются в страны
Европы — Великобританию, Германию, Польшу,
Финляндию, Австрию, Грецию. Другая часть
российских граждан находят работу в США,
Канаде, Австралии, Японии, Сингапуре,
Индии, Иране, нефтедобывающих странах
Ближнего Востока. Более 3/4 россиян, выезжающих
на работу за рубеж, имеют высшее и среднее
специальное образование. Основными побудительными
мотивами выезда российских специалистов
за рубеж являются невостребованность
их опыта и знаний, низкая заработная плата,
плохие материальные условия жизни. Потери,
которые несет Россия из-за «утечки мозгов»
за рубеж, оцениваются миллиардами долларов.
О задачах миграционной политики
|
Мигранты на стройке в Москве |
Ухудшение демографической ситуации
в стране, еще во многом стихийный
характер миграционных процессов, особенно
в первой половине 90-х годов, обусловили
необходимость осуществления в
Российской Федерации целенаправленной
и долгосрочной миграционной политики,
подкрепление ее соответствующей
Механизмы реализации Федеральной миграционной
программы на период 2002—2005 гг. включают:
совершенствование действующего законодательства
Российской Федерации в области миграции,
приведение его в соответствие с нормами
международного права, для чего, в частности,
предусмотрено заключение межгосударственных
соглашений со странами СНГ4; совершенствование системы иммиграционного
контроля, включая меры по депортации
(выдворению) незаконных мигрантов; дифференцированную
финансовую поддержку вынужденных мигрантов
за счет средств федерального бюджета
и бюджетов субъектов Российской Федерации;
создание центров временного размещения
вынужденных переселенцев, компактных
поселений, новых рабочих мест и др.
Большое внимание уделяется дальнейшему
совершенствованию системы регулирования
миграционных процессов внутри страны.
Сегодня функции государственного управления
в области миграционной политики возложены
на Федеральную миграционную службу Министерства
внутренних дел Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации она
представлена территориальными органами
— подразделениями по делам миграции,
находящимися в подчинении управлений
внутренних дел субъектов Российской
Федерации. Эта служба призвана не только
разрабатывать предложения по основным
направлениям государственной миграционной
политики, но и осуществлять координацию
деятельности всех федеральных органов
исполнительной власти и органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
по ее реализации, а также осуществлять
контроль за пребыванием в России иностранных
граждан.
В заключение отметим, что статистика
и оценка миграционных процессов в стране
порой весьма противоречивы. Во многом
это объясняется сложностью и несовершенством
существующего механизма учета потоков
мигрантов, особенно нелегальных. Так,
в начале 2002 г. оценка общего количества
нелегальных мигрантов в России колебалась
в пределах от 1,5 до 10—12 млн человек, то
есть расходилась на порядок. Возможно,
некоторую ясность в количественные показатели
и географическую картину миграций внесут
данные последней Всероссийской переписи
населения. Хотя рассчитывать на сколько-нибудь
существенные коррективы не приходится,
пока не будет создана и отлажена более
эффективная система учета и контроля
за миграционными потоками, как внутренними,
так и внешними.
Вместе с тем многие специалисты сходятся
во мнении, что без разумной миграционной
политики, направленной на регулирование
внутренних потоков мигрантов и привлечение
в страну дополнительной рабочей силы,
вряд ли удастся решить те масштабные
социально-экономические задачи регионального
развития, которые намечаются на перспективу.
1 В научной литературе
термин миграция часто
используется во множественном числе
— миграции, поскольку отражает
совокупность многих миграционных процессов,
сопровождающих, по сути, все этапы развития
человеческого общества.
2 В настоящее время статус
вынужденного переселенца или беженца
регулируется федеральными законами «О
вынужденных переселенцах» от 20 декабря
1995 г. и «О беженцах» от 28 июня 1997 г. (оба
с последующими изменениями).
3 В целях урегулирования
с правовой точки зрения пребывания иностранных
граждан и лиц без гражданства на территории
России 25 июля 2002 г. принят федеральный
закон «О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации», который
вступил в силу с 1 ноября 2002 г.
4 В 1994 г. странами СНГ было
подписано Соглашение о сотрудничестве
в области трудовой миграции и социальной
защиты трудящихся-мигрантов. В 1998 г. заключено
Соглашение о сотрудничестве государств-участников
СНГ в борьбе с незаконной миграцией.
Информация о работе Современные миграционные процессы в России