Состав и оценка экономико-географического положения Псковской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 22:12, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является составление экономико географической характеристики района тяготения дороги, а именно, Псковской области. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: на основе комплексной оценки территории с учетом количественных методов показать современное состояние природных, социальных и отраслевых составляющих экономики территории как основы развития «вертикальных» и «горизонтальных» связей в территориальном разделении труда и межрайонной интеграции. Для этого необходимо охарактеризовать природные и ресурсные данные территории, данные населения и трудовых ресурсов, рассмотреть основные отрасли промышленности, проанализировать транспортный комплекс, наконец, охарактеризовать экологические проблемы рассматриваемого региона.

Содержание

Глава 1 «Экономико-географическое положение исследуемой территории»
1.1. Общая характеристика Псковской области
1.2. Историко-географическая и экономическая характеристика территории
Глава 2 «Экономическая оценка природных условий и ресурсов»
2.1 Краткая характеристика природных компонентов территории
2.2 Экономическая оценка природных условий
Глава 3 «Население и трудовые ресурсы территории»
3.1 Основные количественные характеристики населения
3.2 Трудовые ресурсы и демографический потенциал территории
Глава 4 «Хозяйственный комплекс района тяготения»
4.1. Характеристика основных отраслей промышленности территории
4.2 Характеристика топливно-энергетического потенциала территории
4.3 Характеристика развития агропромышленного комплекса
Глава 5 «Транспортный комплекс района тяготения»
5.1. Основные характеристики транспортного комплекса региона
5.2 Расчет показателей транспортных путей в регионе и перспективы развития
Глава 6 «Экологические проблемы региона»
6.1 Общая характеристика экологических проблем территории
6.2 Основные меры по охране окружающей среды
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

работа рег эк и упр псковская обл..docx

— 1.48 Мб (Скачать файл)

 

Таблица 5 Доля Псковской области в экономике  России

Показатель

Доля, %

ВРП региона

0,2

Объем промышленного производства

0,2

Объем продукции сельского хозяйства

0,3

Объем розничного товарооборота

0,4

Объем инвестиций в основной капитал

0,2


 

Помимо  этого, в 2012 году Индекс промышленного производства (к уровню 2011года) составил 87,5 %, в том числе по видам деятельности: добыча полезных ископаемых – 164,1 %, обрабатывающие производства – 83,3 %, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 95,6 %.

4.2 Характеристика топливно-энергетического  потенциала территории

В состав ТЭК  Псковской области входит 17 предприятий. Самым крупным из них является «Псковэнерго» — филиал объединённой компании ОАО «МРСК Северо-Запада». Основными видами деятельности «Псковэнерго» являются оказание услуг по передаче электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям на территории Псковской области. «Псковэнерго» эксплуатирует энергообъекты класса напряжения 110 кВ, 35 кВ, 6 – 10 кВ и 0,4 кВ. На балансе энергокомпании находятся воздушные и кабельные линии электропередачи протяжённостью 45 390 км, 170 подстанций 110 – 35 кВ.

Основной  источник энергии в области –  Псковская ГРЭС. Псковская ГРЭС — государственная районная электростанция, расположена в 4,5 километрах от поселка городского типа Дедовичи — районного центраПсковской области, на левом берегу реки Шелонь. С 2006 года является филиалом ОАО «ОГК-2». Высоковольтные ЛЭП связывают Псковскую ГРЭС с Белоруссией, Латвией и Литвой. Материнская компания считает это преимуществом: существует канал экспорта энергоресурсов, который активно используется.

Установленная мощность ГРЭС 430 МВт, она включает в  себя два высоко маневренных энергоблока по 215 МВт. Эти энергоблоки построены и введены в эксплуатацию в 1993 и 1996 годах. Первоначальный проект первой очереди включал в себя строительство трёх энергоблоков. Основной вид топлива — природный газ, он поступает на станцию через ответвление магистрального экспортного газопровода.

Расход электроэнергии на собственные нужды составляет 6,1 %.

Помимо этого, в регионе действует система  малых ГЭС. Действующие малые  ГЭС введены в строй были 50 и более лет назад, оборудование их устарело и в большинстве случаев  подлежит полной замене

Максютинская ГЭС. Введена в эксплуатацию в 1957 году. Обладает мощностью 1,52 МВт. Расположена на реке Великой, в районе деревни Максютино-Себежского района. Согласно реформе разделения энергокомпаний в настоящее время находится в собственности ЗАО «Тверьэнергосбыт».

Шильская ГЭС. Введена в эксплуатацию в 1958 году. Мощность — 1,52 МВт. Находится на реке Великой в районе деревни Шильское Опочецкого района. Согласно реформе разделения энергокомпаний в настоящее время находится в собственности ЗАО «Тверьэнергосбыт».

Также существуют заброшенные малые ГЭС, которые  в различных формах участвуют  в программах модернизации, ремонта  и запуска в эксплуатацию.

 

4.3 Характеристика развития  агропромышленного комплекса

 

Аграрный  сектор является важнейшей сферой экономики  Псковской области. Доминирующие отрасли  сельскохозяйственного производства – молочное и мясное животноводство, птицеводство, производство овощей и  картофеля. В области функционирует  более 560 сельскохозяйственных предприятий  различных организационно-правовых форм, 1 264 крестьянских (фермерских) хозяйства  и индивидуальных предпринимателя, более 205 тыс. личных подсобных хозяйств. Сельскохозяйственные предприятия  различных организационно-правовых форм производят 65% сельхозпродукции, крестьянские (фермерские) хозяйства  – 1% и в личных подсобных хозяйствах 34%.

Основные  показатели представлены в Таблице 6.

 

Таблица 6 Основные показатели развития сельского  хозяйства

 

1992

1999

2000

2005

2009

продукция с/х в хозяйствах всех категорий (в фактически действовавших ценах), млн. руб.

2130,0

4602,8

5428,1

6151,0

6166,9

в том числе:

         

растеневодства

1101,9

2602,1

3039,9

3356,9

3241,0

животноводства

1028,1

2000,7

2388,2

2794,1

2925,9

производство в хозяйствах всех категорий:

зерно (в весе после доработки)

97,4

62,6

83,5

71,0

80,3

картофель

246,2

435,8

378,0

382,6

359,0

овощи

102,6

125,7

138,8

140,6

120,5

скот и птица на убой

28,3

25,2

25,2

24,1

23,7

молоко

347,7

312,8

320,9

324,7

318,6


 

В общем по объему сельскохозяйственной продукции наблюдается увеличение, правда, его темпы ближе к 2009 году становятся все медленней.

 

Глава 5 «Транспортный комплекс района тяготения»

5.1. Основные характеристики  транспортного комплекса региона

 

Область располагает развитой транспортной инфраструктурой. Автотрассы и железнодорожная  сеть, связывают её с Москвой, Санкт-Петербургом, со столицами стран Балтии, портами  Мурманска, Калининграда и Ленинградской  области. Эксплуатационная длина железнодорожных  путей общего пользования составляет 1,1 тыс. км, протяжённость автомобильных  дорог с твёрдым покрытием  – 10,5 тыс. км, внутренних водных судоходных путей – 503 км. В Пскове открыт международный  аэропорт для среднемагистральных пассажирских и грузовых самолётов с полным весом до 250 тонн.

Протяженность автомобильных дорог с твердым  покрытием (включая ведомственные  дороги по крупным и средним организациям) — 10,5 тыс. км. Основные атомобильные дороги:

· М20 «Псков» (Заплюсье, Псков, Остров, Опочку, Пустошка и Невель)

· М9 «Балтия» (Кунья, Великие Луки, Новосокольники, Идрица и Себеж)

Эксплуатационная  длина железнодорожных путей  общего пользования составляет 1,1 тыс. км. Все железнодорожные линии  тепловозные и преимущественно  однопутные. Основные линии:

· Санкт-Петербург — Псков — Даугавпилс — Вильнюс (через Плюссу, Струги Красные и Остров)

· Санкт-Петербург — Дно — Витебск (через Бежаницы, Локню, Новосокольники и Невель)

· Москва — Ржев — Великие Луки — Рига (через Кунью, Новосокольники, Пустошку, Идрицу и Себеж)

Внутренних  водных судоходных путей насчитывается 503 км. Из них судоходные трассы Чудско-Псковского озера — 403 км. Судоходны и притоки озера: Великая на 34 километра, Желча на 31 км, Чёрная на 18 км и небольшие участки по другим притокам. Действует рыболовный флот, большое количество рыболовных баз.

Основные  динамические характеристики транспортной инфраструктуры следующие:

 

Таблица 7 Динамика транспортной отрасли Псковской  области

 

1992

1999

2000

2005

2005

эксплуатационная длин ж/д путей общего пользования*, км

1092

1092

1092

1092

1092

протяженность автомобильных дорог  общего пользования с твердым  покрытием *, км.

9925

9943

9954

9968

9975

грузооборот автомобильного транспорта отраслей экономики, млн. т-км

592

840

1847

450

547

наличие квартирных телефонных аппаратов  сети общего пользования или имеющих  на нее выход на 1000 человек городского населения *, шт.

207,1

220,7

234,9

247,5

255,7

наличие квартирных телефонных аппаратов  сети общего пользования или имеющих  на нее выход на 1000 человек сельского  населения *, шт.

92,9

98,6

107,3

113,7

119,1


 

5.2 Расчет показателей  транспортных путей в регионе  и перспективы развития

 

Рассчитаем  основные показатели, характеризующие  качественные характеристики транспортных путей в регионе (Таблица 8).

 

 

Таблица 8 Характеристика транспортных путей  региона

Регион

Железные дороги, тыс. км.

Речные пути, тыс. км.

Автомобильные дороги, тыс. км.

Площадь территории региона, тыс. км.

Густота ж-д путей, км/ 10000 кв. км.

Густота речныз путей, км/ 10000 кв. км.

Густота автодорог км/ 10000 кв. км.

ЗСЭР

1,1

0,5

10,5

55,4

198,5

90,2

1895,3

РФ

86

502

750

17075,4

52

303,5

33,4


 

Перспективы развития транспортной отрасли Псковской  области в целом выглядит позитивными. Так, администрация региона ежегодно направляет на дорожное строительство  и ремонт до 24% собственных доходов  областного бюджета.

В структуре  грузооборота в Псковской области  по видам транспорта доминируют автомобильный (51,2%) и железнодорожный (46%) транспорт. Значительный рост цен на авиаперевозки  сделал воздушный транспорт недоступным  как большей части населения, а его использование для производственных нужд – нерентабельным. В структуре  грузоперевозок железнодорожным транспортом  наибольший удельный вес занимают перевозка  леса и строительных материалов (38% и 26% соответственно), затем идут нефтяные грузы и лом черных металлов (10 и 8% соответственно). Таким образом, железнодорожный транспорт действительно используется в основном для вывоза сырья, которое поступает преимущественно в Рижский и Таллиннский порты с целью дальнейшей транспортировки в страны Евросоюза.

Очевидно, что вступление стран Балтии в  ЕС не станет препятствием для развития железнодорожных грузоперевозок, однако необходимо отметить опасения части  экспертов в связи с усилением  конкуренции со стороны Санкт-Петербургского морского порта. Соответственно общность интересов псковских предпринимателей и балтийских портов заставит искать взаимовыгодный выход в условиях конкурентной борьбы с петербургскими грузоперевозчиками.

Кроме того, средняя себестоимость грузоперевозок в Псковской области в пересчете  на доллары США возросла за тот  же период в 2,2 раза, средняя себестоимость  перевозок пассажиров – в 2,5 раза, при этом норма рентабельности остается на достаточно низком уровне, не позволяющем  проводить активную политику в отношении  обновления основных фондов.

При активной конкуренции между латвийскими  и эстонскими автоперевозчиками, отмечаемой некоторыми из экспертов, в условиях расширения Евросоюза, на территории которого предъявляются достаточно серьезные  требования к подвижному составу, псковским  перевозчикам придется решать довольно сложную проблему обновления транспортного  парка, при невозможности повышения  цен выше балтийских.

В связи  с этим возникает проблема привлечения  инвестиций в транспортную отрасль  региона. В противном случае, псковские транспортники могут оказаться неконкурентоспособными по сравнению с балтийскими, и возможности трансграничного сотрудничества обернутся в жесткую конкурентную борьбу, перспективы победы в которой для псковских перевозчиков достаточно сомнительны.

Глава 6 «Экологические проблемы региона»

6.1 Общая характеристика  экологических проблем территории

 

Поэтому окружающая среда – это наиболее привлекательный социально-экономический ресурс Псковской области. По соблюдению экологических нормативов область имеет стабильное положение в РФ и является наиболее предпочтительной для жизни с точки зрения экологической безопасности и богатства природы.

В течение  долгого времени состояние природной  среды Пскова и его окрестностей не вызывало серьезных опасений. Район  и его административный центр – город Псков считались довольно чистыми в экологическом отношении. Однако в восьмидесятые годы стали появляться тревожные факты. По опубликованным данным, в 1980 году выбросы вредных веществ в природную среду, только по городу Пскову, составили 7224 тонны (34,9кг в пересчете на каждого жителя города), а к 1985 году эта цифра выросла до 10693 тонн (примерно 60кг на каждого жителя Пскова).

Основными источниками поступления загрязняющих воздух веществ были и являются транспорт (на его долю приходится 79% выбросов) и промышленные предприятия. Среди всей гаммы выбросов следует отметить наиболее опасные: азотсодержащие соединения, сернистый ангидрид, окись углерода, аммиак, хлористый водород, фенол, формальдегид и др. Так, например, выхлопная труба одного автомобиля ежесекундно выбрасывает в атмосферу до 200 идентифицированных компонентов, основными из которых являются оксид углерода, оксиды азота и серы, сажа и масла, тетраэтилсвинец, бензапирен и др.

Информация о работе Состав и оценка экономико-географического положения Псковской области