Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 22:12, курсовая работа
Основной целью данной работы является составление экономико географической характеристики района тяготения дороги, а именно, Псковской области. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: на основе комплексной оценки территории с учетом количественных методов показать современное состояние природных, социальных и отраслевых составляющих экономики территории как основы развития «вертикальных» и «горизонтальных» связей в территориальном разделении труда и межрайонной интеграции. Для этого необходимо охарактеризовать природные и ресурсные данные территории, данные населения и трудовых ресурсов, рассмотреть основные отрасли промышленности, проанализировать транспортный комплекс, наконец, охарактеризовать экологические проблемы рассматриваемого региона.
Глава 1 «Экономико-географическое положение исследуемой территории»
1.1. Общая характеристика Псковской области
1.2. Историко-географическая и экономическая характеристика территории
Глава 2 «Экономическая оценка природных условий и ресурсов»
2.1 Краткая характеристика природных компонентов территории
2.2 Экономическая оценка природных условий
Глава 3 «Население и трудовые ресурсы территории»
3.1 Основные количественные характеристики населения
3.2 Трудовые ресурсы и демографический потенциал территории
Глава 4 «Хозяйственный комплекс района тяготения»
4.1. Характеристика основных отраслей промышленности территории
4.2 Характеристика топливно-энергетического потенциала территории
4.3 Характеристика развития агропромышленного комплекса
Глава 5 «Транспортный комплекс района тяготения»
5.1. Основные характеристики транспортного комплекса региона
5.2 Расчет показателей транспортных путей в регионе и перспективы развития
Глава 6 «Экологические проблемы региона»
6.1 Общая характеристика экологических проблем территории
6.2 Основные меры по охране окружающей среды
Заключение
Список используемой литературы
Таблица 5 Доля Псковской области в экономике России
Показатель |
Доля, % |
ВРП региона |
0,2 |
Объем промышленного производства |
0,2 |
Объем продукции сельского хозяйства |
0,3 |
Объем розничного товарооборота |
0,4 |
Объем инвестиций в основной капитал |
0,2 |
Помимо этого, в 2012 году Индекс промышленного производства (к уровню 2011года) составил 87,5 %, в том числе по видам деятельности: добыча полезных ископаемых – 164,1 %, обрабатывающие производства – 83,3 %, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 95,6 %.
В состав ТЭК Псковской области входит 17 предприятий. Самым крупным из них является «Псковэнерго» — филиал объединённой компании ОАО «МРСК Северо-Запада». Основными видами деятельности «Псковэнерго» являются оказание услуг по передаче электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям на территории Псковской области. «Псковэнерго» эксплуатирует энергообъекты класса напряжения 110 кВ, 35 кВ, 6 – 10 кВ и 0,4 кВ. На балансе энергокомпании находятся воздушные и кабельные линии электропередачи протяжённостью 45 390 км, 170 подстанций 110 – 35 кВ.
Основной источник энергии в области – Псковская ГРЭС. Псковская ГРЭС — государственная районная электростанция, расположена в 4,5 километрах от поселка городского типа Дедовичи — районного центраПсковской области, на левом берегу реки Шелонь. С 2006 года является филиалом ОАО «ОГК-2». Высоковольтные ЛЭП связывают Псковскую ГРЭС с Белоруссией, Латвией и Литвой. Материнская компания считает это преимуществом: существует канал экспорта энергоресурсов, который активно используется.
Установленная мощность ГРЭС 430 МВт, она включает в себя два высоко маневренных энергоблока по 215 МВт. Эти энергоблоки построены и введены в эксплуатацию в 1993 и 1996 годах. Первоначальный проект первой очереди включал в себя строительство трёх энергоблоков. Основной вид топлива — природный газ, он поступает на станцию через ответвление магистрального экспортного газопровода.
Расход электроэнергии на собственные нужды составляет 6,1 %.
Помимо этого, в регионе действует система малых ГЭС. Действующие малые ГЭС введены в строй были 50 и более лет назад, оборудование их устарело и в большинстве случаев подлежит полной замене
Максютинская ГЭС. Введена в эксплуатацию в 1957 году. Обладает мощностью 1,52 МВт. Расположена на реке Великой, в районе деревни Максютино-Себежского района. Согласно реформе разделения энергокомпаний в настоящее время находится в собственности ЗАО «Тверьэнергосбыт».
Шильская ГЭС. Введена в эксплуатацию в 1958 году. Мощность — 1,52 МВт. Находится на реке Великой в районе деревни Шильское Опочецкого района. Согласно реформе разделения энергокомпаний в настоящее время находится в собственности ЗАО «Тверьэнергосбыт».
Также существуют заброшенные малые ГЭС, которые в различных формах участвуют в программах модернизации, ремонта и запуска в эксплуатацию.
Аграрный
сектор является важнейшей сферой экономики
Псковской области. Доминирующие отрасли
сельскохозяйственного
Основные показатели представлены в Таблице 6.
Таблица 6 Основные показатели развития сельского хозяйства
1992 |
1999 |
2000 |
2005 |
2009 | |
продукция с/х в хозяйствах всех категорий (в фактически действовавших ценах), млн. руб. |
2130,0 |
4602,8 |
5428,1 |
6151,0 |
6166,9 |
в том числе: |
|||||
растеневодства |
1101,9 |
2602,1 |
3039,9 |
3356,9 |
3241,0 |
животноводства |
1028,1 |
2000,7 |
2388,2 |
2794,1 |
2925,9 |
производство в хозяйствах всех категорий: | |||||
зерно (в весе после доработки) |
97,4 |
62,6 |
83,5 |
71,0 |
80,3 |
картофель |
246,2 |
435,8 |
378,0 |
382,6 |
359,0 |
овощи |
102,6 |
125,7 |
138,8 |
140,6 |
120,5 |
скот и птица на убой |
28,3 |
25,2 |
25,2 |
24,1 |
23,7 |
молоко |
347,7 |
312,8 |
320,9 |
324,7 |
318,6 |
В общем по объему сельскохозяйственной продукции наблюдается увеличение, правда, его темпы ближе к 2009 году становятся все медленней.
Область располагает развитой транспортной инфраструктурой. Автотрассы и железнодорожная сеть, связывают её с Москвой, Санкт-Петербургом, со столицами стран Балтии, портами Мурманска, Калининграда и Ленинградской области. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 1,1 тыс. км, протяжённость автомобильных дорог с твёрдым покрытием – 10,5 тыс. км, внутренних водных судоходных путей – 503 км. В Пскове открыт международный аэропорт для среднемагистральных пассажирских и грузовых самолётов с полным весом до 250 тонн.
Протяженность
автомобильных дорог с твердым
покрытием (включая ведомственные
дороги по крупным и средним
· М20 «Псков» (Заплюсье, Псков, Остров, Опочку, Пустошка и Невель)
· М9 «Балтия» (Кунья, Великие Луки, Новосокольники, Идрица и Себеж)
Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 1,1 тыс. км. Все железнодорожные линии тепловозные и преимущественно однопутные. Основные линии:
· Санкт-Петербург — Псков — Даугавпилс — Вильнюс (через Плюссу, Струги Красные и Остров)
· Санкт-Петербург — Дно — Витебск (через Бежаницы, Локню, Новосокольники и Невель)
· Москва — Ржев — Великие Луки — Рига (через Кунью, Новосокольники, Пустошку, Идрицу и Себеж)
Внутренних водных судоходных путей насчитывается 503 км. Из них судоходные трассы Чудско-Псковского озера — 403 км. Судоходны и притоки озера: Великая на 34 километра, Желча на 31 км, Чёрная на 18 км и небольшие участки по другим притокам. Действует рыболовный флот, большое количество рыболовных баз.
Основные динамические характеристики транспортной инфраструктуры следующие:
Таблица 7 Динамика транспортной отрасли Псковской области
1992 |
1999 |
2000 |
2005 |
2005 | |
эксплуатационная длин ж/д путей общего пользования*, км |
1092 |
1092 |
1092 |
1092 |
1092 |
протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием *, км. |
9925 |
9943 |
9954 |
9968 |
9975 |
грузооборот автомобильного транспорта отраслей экономики, млн. т-км |
592 |
840 |
1847 |
450 |
547 |
наличие квартирных телефонных аппаратов сети общего пользования или имеющих на нее выход на 1000 человек городского населения *, шт. |
207,1 |
220,7 |
234,9 |
247,5 |
255,7 |
наличие квартирных телефонных аппаратов сети общего пользования или имеющих на нее выход на 1000 человек сельского населения *, шт. |
92,9 |
98,6 |
107,3 |
113,7 |
119,1 |
Рассчитаем основные показатели, характеризующие качественные характеристики транспортных путей в регионе (Таблица 8).
Таблица 8 Характеристика транспортных путей региона
Регион |
Железные дороги, тыс. км. |
Речные пути, тыс. км. |
Автомобильные дороги, тыс. км. |
Площадь территории региона, тыс. км. |
Густота ж-д путей, км/ 10000 кв. км. |
Густота речныз путей, км/ 10000 кв. км. |
Густота автодорог км/ 10000 кв. км. |
ЗСЭР |
1,1 |
0,5 |
10,5 |
55,4 |
198,5 |
90,2 |
1895,3 |
РФ |
86 |
502 |
750 |
17075,4 |
52 |
303,5 |
33,4 |
Перспективы развития транспортной отрасли Псковской области в целом выглядит позитивными. Так, администрация региона ежегодно направляет на дорожное строительство и ремонт до 24% собственных доходов областного бюджета.
В структуре
грузооборота в Псковской области
по видам транспорта доминируют автомобильный
(51,2%) и железнодорожный (46%) транспорт.
Значительный рост цен на авиаперевозки
сделал воздушный транспорт
Очевидно,
что вступление стран Балтии в
ЕС не станет препятствием для развития
железнодорожных
Кроме того,
средняя себестоимость
При активной конкуренции между латвийскими и эстонскими автоперевозчиками, отмечаемой некоторыми из экспертов, в условиях расширения Евросоюза, на территории которого предъявляются достаточно серьезные требования к подвижному составу, псковским перевозчикам придется решать довольно сложную проблему обновления транспортного парка, при невозможности повышения цен выше балтийских.
В связи с этим возникает проблема привлечения инвестиций в транспортную отрасль региона. В противном случае, псковские транспортники могут оказаться неконкурентоспособными по сравнению с балтийскими, и возможности трансграничного сотрудничества обернутся в жесткую конкурентную борьбу, перспективы победы в которой для псковских перевозчиков достаточно сомнительны.
Поэтому окружающая среда – это наиболее привлекательный социально-экономический ресурс Псковской области. По соблюдению экологических нормативов область имеет стабильное положение в РФ и является наиболее предпочтительной для жизни с точки зрения экологической безопасности и богатства природы.
В течение
долгого времени состояние
Основными
источниками поступления
Информация о работе Состав и оценка экономико-географического положения Псковской области