Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 22:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление и рассмотрение проблем функционирования социально-экономического комплекса Архангельской области и Ненецкого автономного округа.
Исходя из данной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать особенности и проблемы сложившегося социального - экономического комплекса в Архангельской области и в Ненецком автономном округе.
2. Показать значимость разработки стратегии развития социально – экономического комплекса в регионе .
3. Исследовать перспективы развития социально экономического комплекса Архангельской области и Ненецкого автономного округа.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Социально-экономический комплекс региона: современное состояние и проблемы……………………………………………………………………..5
1.1. Социально-экономический комплекс Архангельской области………………………………………………………………..………5
1.2. Специфика социально-экономического комплекса Ненецкого автономного округа..........…………………………………………………..15
1.3. Проблемы функционирования социально – экономического комплекса Архангельской области и Ненецкого автономного округа………………………………………………………………………...18
2. Перспективы развития социально – экономического комплекса региона……………...………………………………………………………..23
2.1. Разработка стратегии социально-экономического комплекса Архангельской области……………………………………………………..23
2.2. Воздействие мирового финансового кризиса на экономику региона……………………………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………….……..28
Список использованной литературы…………………………………………...29
1.3.Проблемы в социально – экономическом комплексе Архангельской области и Ненецкого автономного округа
Практически
все негативные тенденции развития,
характерные для России, оказывают влияние
и на развитие Архангельской области.
На ситуацию в регионе влияют также региональная
специфика и неблагоприятные природно-климатические
условия.1
Сравнительная характеристика отраслей специализации Архангельской области и Ненецкого автономного округа:1
Архангельская область | Ненецкий автономный округ | |
Электроэнергетика | 7,2 | 0,7 |
Топливная | 15,0 | 97 |
Черная металлургия | 0,1 | - |
Цветная металлургия | 0,3 | - |
Химическая и нефтехимическая | 0,1 | - |
Машиностроение и металлообработка | 14,6 | 0,0 |
Лесная,
деревообрабатыватыющая, целлюлозно-бумажная |
50,9 | 0,0 |
Промышленность строительных материалов | 1,3 | - |
Стекольная и фарфоровая | 0,0 | - |
Легкая | 1,3 | 0,6 |
Пищевая | 6,9 | 1,6 |
2.
Перспективы развития
социально-экономического
комплекса региона
2.1. Разработка стратегии развития социально-экономического комплекса Архангельской области и Ненецкого автономного округа
Вопрос
о создании собственной стратегии
рассматривается в регионе более 10 лет,
и является одним из ключевых.
По причине отсутствия социально-экономической
стратегии Архангельская область до сих
пор остается дотационным регионом со
слабо развитой инфраструктурой и отстающей
промышленностью. Так, даже основная отрасль
региона - лесопромышленный комплекс за
последние года значительно снизил свои
показатели. О необходимости разработки
и принятия стратегии говорил новый губернатор
области Илья Михальчук.
Разработкой стратегии для Архангельской
области занимался фонд "Фонд стратегических
разработок «Северо – Запад». Это некоммерческая
структура, имеющая опыт создания стратегических
документов для ряда регионов России,
среди которых Тюменская, Ростовская,
Тверская и Смоленская области.
Заказчиком проекта выступил департамент
экономического развития Архангельской
области. Основными итогами работы разработчиков
стала подготовка трех документов, комплексно
определяющих стратегию
развития области:
краткосрочной Программы социально-экономического
развития Архангельской области на 2008
год, Программы развития области на 2008-2010
годы и Стратегии развития области до
2030 года
Специалисты
Фонда «Центр стратегических разработок
«Северо-Запад» дали экспертную оценку
по четырем позициям: ресурсному потенциалу
Архангельской области относительно других
регионов и в мировом масштабе; возможности
вовлечения этих ресурсов в хозяйственный
оборот в течение ближайших 5-10 лет; обозначить
проблемы, которые могут тормозить развитие
ресурсного сектора, а также высказать
мнение о действиях региональных и федеральных
властей, которые бы могли помочь разрешения
этих проблем.
Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года:
Разработкой
программы будет заниматься Центр
стратегических разработок "Северо-Запад".
Характерными проблемами региона остаются
его дотационность, недостаточное количество
эффективно работающих предприятий, слабое
развитие среднего и малого бизнеса, а
также сравнительно низкая инвестиционная
привлекательность. Однако эти трудности
вполне преодолимы. Тем более, что область
обладает мощным природным и ресурсным
потенциалом, который необходимо эффективно
использовать. В любом случае лесная отрасль,
машиностроение и транспорт останутся
базовыми в экономике региона.
Первым этапом разработки стратегии будет
сбор статистических данных и анализ состояния
существующей социально-экономической
ситуации. Он включает в себя оценку демографического
развития, системы управления, бюджетной
сферы, внешних рынков, на которые завязан
регион. По словам первого заместителя
губернатора Владимира Войкова, новая
стратегия позволит не только дать мощный
импульс развитию региональной экономики,
но и позволит области принимать активное
участие в федеральных целевых программах.
В настоящее время Центр стратегических
разработок также ведёт работу и над программой
социально-экономического развития Архангельской
области на 2008-2010 годы.1
2.3. Воздействие мирового финансового кризиса на экономику региона
Уже
сейчас мировой финансовый кризис начинает
сказываться на экономике Архангельской
области. Финансовый кризис уже
не просто мерещится жителям области в
виде ограничения выдачи кредитов каким-то
предприятиям, он вплотную подошел к кошельку
рядового гражданина. В первую очередь
это видно по растущей безработицей в
регионе. В проекте бюджета г.
Архангельска на 2009 год нужно предусмотреть
расходы на борьбу со стремительно растущей
безработицей, которая в связи с кризисом
приобретает угрожающие размеры.
Прогнозы по безработице на 2009 год в Архангельске неутешительные. Уже сегодня реальная безработица в городе значительно выше цифр официально опубликованных госстатистикой (в службе занятости города состоит на учете в качестве ищущих работу лишь чуть более тысячи человек, что явно не отражает реальное положение дел).
В настоящее время останавливаются практически все архангельские деревообрабатывающие предприятия, в том числе с 3 ноября 2008 года остановлено производство на крупнейшем в городе Соломбальском целлюлозно-бумажном комбинате. Соломбальский ЦБК попал в сложное положение в результате падения цен на его экспортную продукцию. В том числе — в Китае (на рынок сбыта которого руководство холдинга «Соломбалалес» возлагало особенно большие надежды).
В настоящее время эксперты прогнозируют дальнейшее усиление кризиса производства в Архангельске и предупреждают о том, что в результате остановки промышленных предприятий и сокращения персонала, без работы в начале 2009 года окажутся несколько тысяч горожан. При этом, практически никаких действенных мер социальной защиты этого контингента в бюджете Архангельска на 2009 год не прописано.
Тем
временем предприятия Архангельска продолжают
останавливать производство и сокращать
работников. В областном центре уже практически
остановлено крупное предприятие — Соломбальский
машиностроительный завод (СМЗ), где работники
также поставлены в известность об увольнениях.
Бюджет Архангельской области почувствовал
первые итоги кризиса. Так, поступления
в бюджет области в октябре прогнозировались
на уровне более двух миллиардов рублей,
однако, в действительности в бюджет поступило
примерно на 700 млн. рублей меньше.
Банки сократили, а некоторые и вовсе прекратили выдавать кредиты компаниям реального сектора экономики, причем механизм привлечения средств инвесторов тоже перестал функционировать. Оптовые фирмы в основном работают на кредитах. В условиях кризиса ликвидности им будет
не хватать
оборотных денежных средств. Это
приведет к росту цен и снижению
ассортимента.
Падение объемов производства во всех отраслях экономики неизбежно. Следовательно, налоговые поступления в бюджет области сократятся. Поэтому потребуется сокращать расходы. Пострадают и инвестиционные проекты.
Таким
образом, если власти города и области
не начнут предпринимать грамотных протекционистких
мер по отношению к базисным производствам
города, то последствия кризиса могут
стать необратимыми.1
Заключение
Таким образом, ситуацию, сложившуюся в социально – экономическом комплексе региона можно назвать сложной и неоднозначной. Имеется множество проблем, которые, видимо, будут усугубляться на фоне мирового экономического кризиса. Важнейшей задачей, задачей – максимум, является переориентация экономики Архангельской области и НАО с сырьевой направленности на создание сильных конкурентноспособных производств в разных отраслях хозяйства. Только тогда можно говорить о решении и других социально – экономических проблем. Сегодня важно внести те изменения в хозяйственный механизм, чтобы люди почувствовали социальную направленность экономики.
Северные
территории для России – регион
особых геополитических, экономических,
оборонных, научных и социально
– этнических интересов. Кризисные
явления в социально – экономической
сфере регионов Севера могут создать серьезные
проблемы для всей национальной экономики.
Поэтому необходимо как можно скорее разработать
среднесрочную и долгосрочную программы
развития области.1
Список
использованной литературы
Информация о работе Социально-экономический комплекс Архангельской области