Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 20:03, курсовая работа
Королевство Норвегия — государство в Северной Европе, в западной части Скандинавского полуострова, граничит со Швецией, Финляндией и Россией, омывается Баренцевым морем на северо-востоке, Норвежским морем — на западе и Северным морем — на юго-западе. Форма правления — конституционная монархия, форма государственного устройства — унитарная, столица Норвегии и резиденция правительства — Осло.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1.ОСОБЕННОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НОРВЕГИИ 6
1.1. Характеристика модели экономического развития Норвегии 6
1.2. Динамика ВВП, ВВП на душу населения, инфляции, занятости в 2000-2010 годах 9
РАЗДЕЛ 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ НОРВЕГИИ 12
2.1. Развитие сферы услуг 14
2.2. Основные отрасли промышленности 17
2.3. Особенности сельского хозяйства 21
РАЗДЕЛ 3. ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ НОРВЕГИИ 23
3.1. Характеристика экспорта и импорта 23
3.2. Участие страны в международном движении капитала 27
ВЫВОДЫ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1.ОСОБЕННОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НОРВЕГИИ 6
1.1. Характеристика модели экономического развития Норвегии 6
1.2. Динамика ВВП, ВВП на душу населения,
инфляции, занятости
РАЗДЕЛ 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ НОРВЕГИИ 12
2.1. Развитие сферы услуг 14
РАЗДЕЛ 3. ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ НОРВЕГИИ 23
3.1. Характеристика экспорта и импорта 23
3.2. Участие страны в
международном движении
ВЫВОДЫ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ВВЕДЕНИЕ
Королевство Норвегия — государство в Север
Норвегия - развитая постиндустриальная страна Северной Европы (сектор услуг занимает более 60% экономики), является крупнейшим производителем нефти и газа в Западной Европе и вторым в мире после Саудовской Аравии экспортёром нефти. 6 октября 2009 года Норвегия возглавила список самых развитых и благополучных стран мира. По размеру ВВП в настоящее время занимает 26-е место в мире. Норвегия является одним из самых экономически благополучных государств: её ВВП на душу населения намного превосходит средний показатель стран ЕС, уровни безработицы и инфляции находятся на низком уровне. [1]
Норвегия активно участвует в международной жизни. С 1949 главные политические партии поддерживали участие Норвегии в НАТО. Скандинавское сотрудничество подкреплялось участием Норвегии в деятельности Северного совета, а также усилиями по созданию Скандинавского таможенного союза. Норвегия оказывала помощь в создании Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) и с 1960 является ее членом, а также входит в состав Организации экономического развития и сотрудничества.
Норвегия - один из мировых лидеров по качеству жизни и социальным параметрам. Средняя пенсия - 70 процентов средней зарплаты, средняя зарплата в Норвегии - около 4,5 тысячи долларов, пособие по безработице - 2 тысячи долларов. С 2000 года и по сегодняшний день Норвегия возглавила рейтинг стран по индексу развития человеческого потенциала (показатель составил 0,938) и относится к странам с очень высоким социальным развитием.
Норвегия — мировой лидер в области технологий, обеспечивающих безопасность при добыче нефти и газа. Главным достижением страны является принятие мер по созданию системы предотвращения выбросов углекислого газа.
Сдерживающими факторами экономического развития Норвегии являются большая зависимость от нефти, маленький внутренний рынок, периферийное расположение, высокие налоги и дорогая рабочая сила. Суровый климат ограничивает развитие сельского хозяйства. Такая ситуация ограничивает экономическую мотивацию; условия социального обеспечения также не стимулируют достижение благополучия посредством предпринимательства. Рабочие и менеджеры в Норвегии дисциплинированны, квалифицированны, их работа эффективна, однако им не хватает желания идти на риск, открывать новые возможности, что так необходимо для усиления конкурентных преимуществ. [2]
Актуальность данной работы заключается в том, что Норвегия является крупнейшим инвестором среди западных стран за счет средств Государственного нефтяного фонда и нуждается в точках вложения капитала; кроме того, Норвегия является крупнейшим мировым экспортёром продукции нефтегазовой промышленности.
Объектом исследования является экономика Норвегии на протяжении 2000-2010 годов, анализ его закономерностей и особенностей.
Предметом исследования являются характерные черты экономики Норвегии в период с 2000 по 2010гг.
Цель исследования заключается том, чтоб выделить особенности, а также проанализировать экономическую ситуацию в Норвегии за заданный период – с 2000 по 2010гг.
Задачи исследования:
Данная курсовая работа состоит из введения, трех разделов, выводов и списка использованных источников. В первом разделе были рассмотрены особенности макроэкономического развития Норвегии, динамика и анализ основных экономических показателей. Во втором разделе охарактеризованы и проанализированы основные отрасли экономики Норвегии: сельское хозяйство, промышленность и сфера услуг. В третьем разделе представлены внешние торговые связи Норвегии, характеристика и структура экспорта и импорта страны. После проделанной работы были сделаны общие выводы об экономическом развитии Норвегии на протяжении 2000-2010 годов.
РАЗДЕЛ 1
ОСОБЕННОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НОРВЕГИИ
1.1. Макроэкономическая модель Норвегии
Социально-ориентированная рыночная экономика нацелена на выполнение как экономических, так и неэкономических целей, используя широкий диапазон инструментов экономической и социальной политики.
В общем виде эти цели можно сформулировать следующим образом:
- обеспечение экономического
- социальная обеспеченность и социальная справедливость;
- содействие конкуренции;
- обеспечение политической
Норвежская модель относится к Северной экономической и социальной модели Северных стран (Исландия, Дания, Финляндия, Швеция и Норвегия).
В норвежской разновидности скандинавской социально-ориентированной рыночной модели большая часть общественного богатства находится непосредственно под государственным контролем вследствие аккумуляции в казне огромных налоговых поступлений. В начале 2000-х годов их доля в ВНП составила 43%, и этот показатель был выше, чем в Германии, Великобритании и многих других стран.
В Норвегии идет широкая дискуссия об уменьшении налоговых ставок и перераспределительной роли государства. Движение в этом направлении способствовало бы созданию более благоприятного предпринимательского климата. Вместе с тем отказ от многих устоявшихся постулатов государственной экономической и социальной политики может вступить в противоречие с некоторыми ценностными ориентациями населения.
Глобализация подвергает сложившуюся в Норвегии модель общественного развития серьезным испытаниям. С одной стороны, международные товарные и финансовые рынки становятся все более открытыми, предъявляя все более жесткие требования к конкурентоспособности национальных экономик и, шире, социально-экономических укладов. В последние годы реакция правительства на эти проблемы зачастую идет вразрез с устоявшейся практикой. Примеры тому - упразднение давней государственной монополии на рынке услуг телесвязи и, наоборот, укрупнение единственной частной нефтяной компании. Достаточно активно шел процесс ликвидации госсобственности (приватизированы ряд ГЭС, объекты инфраструктуры), наблюдался отказ от государственного вмешательства (политики доходов и привлечения иностранных инвестиций) и ряда социальных программ. Оба явления нетипичны для классической скандинавской модели, но вполне находятся в русле общемировых тенденций. С другой стороны, государство уже не может, как прежде субсидировать социально значимые предприятия без риска санкций со стороны ЕС или ВТО. К тому же в условиях роста занятости примерно на 1-2 % в год усложняется демографическая ситуация, что требует от властей дополнительных социальных расходов. В сфере государственного регулирования происходили противоречивые процессы. Власти стремились использовать рычаги либеральной политики роста, ограничить роль государства в экономике. С другой стороны, значительные доходы от нефти позволили государству увеличить внутреннее потребление и капиталовложения, смягчить налоговое бремя и расширить инвестиции в региональное развитие, защиту окружающей среды и социальную сферу. Реализуется региональная политика - децентрализация и перемещение предприятий из крупных городов в северные районы. В условиях роста профицита госбюджета в 2000-2002 годов выросли темпы прироста заработной платы, что неблагоприятно повлияло на международную конкурентоспособность.
К тому же влияет Государственный нефтяной фонд (ГНФ), который сейчас составляет примерно 620 млрд. крон (свыше 80 млрд. долл. США). Средства фонда приносят стране солидный доход: около 40 % средств вложены в акции зарубежных компаний, а около 60 % - в иностранные государственные облигации. Фонд призван служить финансовым буфером, предоставляя правительству свободу маневра в экономической политике в случае падения мировых цен на нефть или снижения активности в отраслях, не связанных с нефтегазодобычей.
Одна из самых больших макропроблем Норвегии состоит в том, что она столкнётся в ближайшие десятилетия с драматическим старением населения. Так, число норвежцев старше 67 лет составило 610 тыс. человек в 2008 г. Это оказывает давление на здравоохранение, сферу социальных услуг и социально-экономическую модель в целом.
1 января 2004 года была создана госкомпания «Инновашун Норге» (Innovation Norway). В первую очередь поддержка оказывается малым и средним предприятиям. Компании переданы функции государственного Фонда экономического и регионального развития, Экспортного совета, государственного консультативного агентства изобретений и Туристического Совета. Деятельность «Инновашун Норге» субсидируется непосредственно государством и региональными органами власти. [3]
Закреплению роли государства в хозяйственной жизни страны способствует то, что она не является полноправным членом ЕС, который требует от стран-участниц унификации норм хозяйственного законодательства, жесткого согласования экономической политики. Норвегия по-прежнему не хочет «раствориться» в экономике ЕС, утратить контроль над нефтегазовыми ресурсами и лишится своей национальной самобытности. [4]
1.2. Динамика ВВП, ВВП на душу населения, инфляции, занятости в 2000-2010 годах
Норвегия - экономически развитая страна, это видно по объемам ВВП. Соответственно высоки показатели ВВП на душу населения (см. рис. 1.1). Ежегодный экономический рост составляет около 0, 5% от уровня предыдущего года. Прирост не высок, но стабилен.
Рис. 1.1. Прирост ВВП на душу населения
Источник: [5]
На протяжении 2000-2008 годов объём ВВП возрастал, прирост ВВП на душу населения был всегда положительным (см. таблицу 1.1). Падение уровня ВВП во время мирового финансового кризиса 2008-2009 годов составило 15% (в связи с падением спроса на сырьевых рынках), что является относительно небольшим по сравнению с другими странами. Но уже в 2010 показатель ВВП имел практически докризисное значение. Этому способствовали значительные средства, аккумулируемые Государственным нефтяным фондом, которые позволили Норвегии смягчить удар кризиса по экономике и возобновить производство. Таким образом, Норвегия оказалась среди стран, наименее пострадавших от кризиса. На сегодняшний день ассигнования бюджета на антикризисные меры уменьшается, и это говорит о том, что экономика Норвегии практически оправилась после него. [6]
Таблица 1.1
Динамика ВВП Норвегии за 2000-2010 года
Год |
|
ВВП на душу населения, в текущих ценах, доллар США |
ВВП на основе ППС, млрд. межд. доллар |
ВВП на основе ППС на душу населения, межд. доллар | |
2000 |
168.288 |
37,390.552 |
175.990 |
39,101.992 | |
2001 |
170.924 |
37,820.003 |
183.548 |
40,613.388 | |
2002 |
191.928 |
42,206.931 |
189.322 |
41,633.871 | |
2003 |
225.110 |
49,226.630 |
195.358 |
42,720.599 | |
2004 |
258.580 |
56,222.710 |
207.550 |
45,127.322 | |
2005 |
302.012 |
65,204.129 |
220.101 |
47,519.608 | |
2006 |
336.732 |
72,076.424 |
232.454 |
49,756.155 | |
2007 |
387.536 |
82,076.956 |
245.640 |
52,024.614 | |
2008 |
450.920 |
94,196.340 |
255.441 |
53,361.257 | |
2009 |
382.983 |
79,085.001 |
254.537 |
52,561.305 | |
2010 |
433.304 |
88,590.167 |
259.054 |
52,964.280 |
Источник: [5]
Экономический подъем 2000-х годов не оказал сначала существенного воздействия на занятость и безработицу (см. таблицу 1.2). Но в 2007 году безработица заметно сократилась. Значительно возросло число свободных рабочих мест. Срочно требуются инженеры, строительные рабочие и персонал для сферы телекоммуникаций. Показатели на рынке труда во время кризиса ситуация быстро ухудшалась. Рост числа зарегистрированных безработных в течение полугода в конце 2008 - начале 2009 года стал рекордным за последние 20 лет. Безработица увеличилась с 2.6% весной 2008 года (наиболее низкий уровень за 21 год) до 3.1% в первом квартале 2009 года и оставалась такой до конца лета. Впервые за четыре года в первом квартале 2009 года сократилась по сравнению с предшествующим кварталом занятость (-0.2%). К концу 2009 года она понизилась на 1.3% в годовом исчислении. В середине 2010 года безработица приблизилась к 3.7%. Самая большая часть ее роста пришлась на строительство и обрабатывающие отрасли. [6]
Информация о работе Социально-экономическое развитие Норвегии