Союз России и Белоруссии – как фактор нормального хозяйства. Развитие этих стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 13:16, контрольная работа

Краткое описание

В рамках СНГ Белоруссия занимает особое место. За короткий период пройдены этапы сближения, объединения Белоруссии с Россией. В апреле 1996 г. Был заключен договор о создании Сообщества двух государств, в 1997 г. Подписан договор о союзе между Белоруссией и Российской Федерацией, а 8 декабря 1999 г. – договор о создании Союзного государства.
Российско-белорусская интеграция предусматривает построение единого экономического, правового, научно-технического, информационного и культурно-гуманитарного пространства.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика стран СНГ.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

 

Вопрос  № 16. Союз России и Белоруссии –  как фактор нормального хозяйства. Развитие этих стран.

1.Союз  России и Белоруссии.

В рамках СНГ  Белоруссия занимает особое место. За короткий период пройдены этапы сближения, объединения Белоруссии с Россией. В апреле 1996 г. Был заключен договор о создании Сообщества двух государств, в 1997 г. Подписан договор о союзе между Белоруссией и Российской Федерацией, а 8 декабря 1999 г. – договор о создании Союзного государства.

Российско-белорусская  интеграция предусматривает построение единого экономического, правового, научно-технического, информационного и культурно-гуманитарного пространства.

Достижения  целей Союзного государства осуществляется поэтапно с учетом приоритетного  решения экономических и социальных задач. Для реализации этих целей созданы: Высший Государственный Совет, Парламент, Совет министров, Суд, Счетная палата. Официальными языками Союзного государства стали государственные языки государств-участников. В качестве рабочего языка в его руководящих органах используют русский язык.

Процесс объединения  двух государств, сложен. Однако уже  заключено значительное число соглашений между Россией и Белоруссией. Они предусматривают равенство  граждан обеих стран в трудоустройстве, оплате труда, получении образования, медицинской помощи, приобретении, пользовании и распоряжении имуществом.

Сняты таможенные барьеры, закон о таможенном тарифе и Таможенном кодексе Белоруссии унифицирован с российским. В настоящее  время (данные за 2004 г.) более 50 регионов России имеют контракты с хозяйственными субъектами Белоруссии.

Утверждена  концепция совместной оборонной политики Белоруссии и России. Общие принципы военного строительства, совместного пользования элементов инфраструктуры предусматривают создание региональной группировки войск на западном направлении.

Сформирован бюджет Союзного государства. Главная его  цель – финансирование совместных программ, имеющих важное значение для обеих стран.

В последние  годы российские банки наряду с белорусскими начали кредитовать промышленные предприятия в Белоруссии. Формируется общее инвестированное пространство – три банка страны, включая Национальный банк Республики Беларусь (НБРБ), допущены на валютный рынок России. Намечены сроки введения единой валюты. Роль единой денежной единицы Союзного государства с 1 января 2005 г. будет выполнять рубль Российской Федерации, а с 1 января 2008 г. Будет введена единая денежная единица Союзного государства.

2.Основные  направления развития Белоруссии.

Развитие экономики  в Белоруссии связывают с необходимостью проведения экономической реформы. Официально провозглашенная правительством цель реформы – построение социально ориентировочной рыночной экономики должны стать: эффективная система производства и распределения; надежная инфраструктура; развитая финансовая система, низкие темпы инфляции; высокое качество условий труда, действенная система здравоохранения; государственное финансирование долгосрочных социально-экономических программ развития; стабильная правовая система.

Разработанная программа устойчивого развития Республики Беларусь определяет важнейшие положения развития хозяйства, которые исходят из того, что доля продукции обрабатывающихся отраслей промышленности не должна быть меньше 40%, доля импортных продуктов питания не должна превышать 40%, а степень износа производственных фондов – 60%, доля валового накопления в ВВП должна составлять 30 – 40%.

В развитии промышленности страны предусмотрено несколько  приоритетных направлений:

    • Модернизация и технологическое перевооружение производств на базе наукоемких, ресурсо- и энергосберегающих экологически чистых производств;
    • Государственная поддержка приоритетных отраслей и производства;
    • Создание финансово-промышленных групп (ФПГ) и других структур, в том числе транснациональных.

Особенно много  внимания в стране уделяют совместным российско-белорусским программам, для чего создается более 20 финансово-промышленных групп. В настоящее время уже зарегистрировано более 10 межгосударственных ФПГ. Наиболее значительные из них – «БелРусАвто» по развитию дизельного автомобилестроения, «Формаш» по производству оборудования для химической промышленности, «Элетех» по разработке и производству продукции электронного профиля.

Предполагается  быстрое развитие финансово-промышленных групп в топливно-энергетическом комплексе («Газпром»), деревообработке («Славянская бумага»). В машиностроении центрами ФПГ должны стать предприятия, которые смогут осуществлять производство конкурентоспособной наукоемкой экспортной продукции при снижени ее себестоимости.

3. Развитие  России.

Россия после распада СССР встала на путь построения демократического общества, развития открытой рыночной экономики, стремясь стать частью единой мировой экономической системы. Однако на этом пути у России были и есть трудности и проблемы. Так, после 1991 г. Россия географически оказалась «отодвинута» на восток, она лишилась многих морских портов на западе. К тому же геополитическое положение России двойственно: она расположена на огромных просторах евразийского континента, в прямом широком контакте с развивающимся Югом и – в меньшей степени – с развитым Севером. Труднодоступность мореплавания в Северном Ледовитом океане и неосвоенность прибрежных районов Сибири и Дальнего Востока на тихом океане подчеркивают континентальный характер российского государства, хотя оно и имеет прямой выход к трем океанам.

По уровню экономического развития Россия занимает промежуточное  положение между развитыми и  развивающимися странами. Значительная часть основных фондов страны сильно изношена и морально устарела, основная масса конкурентных технологий сосредоточена в военно-промышленном комплексе (ВПК), в стране отсутствуют полноценная поддержка ее экспортного потенциала и благоприятный инвестиционный климат, имеется огромная внешняя задолженность. Наконец, жестокие реалии таковы, что состояние, с которого начинается новая страница во взаимоотношениях России с мировым хозяйством, характеризуется, прежде всего кризисом национальной экономики, в том числе структурным, т.е. неадекватностью национальной экономики по многим параметрам в современной внешнеэкономической сфере, по организационно-функциональной форме и по неподготовленности общественного сознания к более эффективным формам внешнеэкономического сотрудничества.

В тоже время  нет оснований для вывода об обреченности России на роль развивающейся страны в мировой экономике. Анализируя различные варианты интеграции России в мировую экономику, необходимо учитывать главные конкурентные преимущества России помимо ее огромных сырьевых богатств.

По размеру  территории Россия - самая большая страна в мире, а по численности населения она занимает шестое место. В стране имеется сравнительно дешевая рабочая сила в сочетании с достаточно высоким уровнем ее квалификации, большие масштабы накопленных основных фондов, особенно в промышленности, позволяющих выпускать капиталоемкую продукцию. Россия обладает мощным научно-техническим потенциалом и уникальными передовыми разработками и технологиями в ряде секторов промышленности.

Уже в начале 90-х гг. Россия встала на путь создания частной собственности и либерализации внешней торговли и других форм внешнеэкономической деятельности. Ликвидация внешнеторговой монополии союзных объединений была дополнена либерализацией цен установлением более реального курса рубля.

Последовательный  переход к рыночным отношениям повысил значимость традиционных торгово-политических средств: пошлин, системы лицензирования, квотирования и ряда других аналогичных средств, выдвинувшихся на авансцену внешнеэкономической политики. Все это привело к увеличению внешнеторгового оборота, росту экспортной квоты – за 1992-2001 гг. она повысилась примерно в 3 раза. Это значит, что вовлеченность России в мирохозяйственные процессы через внешнюю торговлю устроилась.

Происходит  врастание России в мировой хозяйство  и по линии обмена капиталовложениями. После создания основных элементов правовой базы для иностранных капиталовложений их объем, накопленный за 1991-2001 гг. составил 34,5 млрд долл. Общее число предприятий с иностранными инвестициями (без субъектов малого предпринимательства), которые обеспечивали увеличение притока вложений в транспорт, связь и оптовую торговлю продукцией производственно-технического назначения, составило свыше 5 тыс.

Значительным  событием на пути интеграции Российской Федерации в мировую экономику  стало ее принятие в Международный валютный фонд, группу Всемирного банка, Банк международных расчетов. Россия подала заявку на вступление во Всемирную торговую организацию(ВТО) и Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Наконец, в 1997 г. Россия была принята в состав «большой семерки», которая после этого преобразовалась в «большую восьмерку». Принятие России в состав наиболее влиятельных государств мира свидетельствует о признании роли России в решении важных политических проблем современности.

В настоящем столетии у России нет иного выбора, кроме продолжения курса на врастание в мировую экономику, приспособления у процессу глобализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос  № 28. Экономика Туркмении.

 

Будучи в  составе СССР, Туркмения была источником сырья (главным образом, хлопка и энергоносителей), которое отправлялось в другие союзные республики для переработки. До конца 1991 года Туркменистан не имел самостоятельных торговых отношений с другими странами. В середине 1990-х годов правительство активизировало внешнеэкономическую деятельность с целью заключения новых торговых соглашений и организации совместных предприятий с иностранными компаниями в таких секторах, как легкая и пищевая промышленность, разведка и разработка энергетических ресурсов.

Экономические перемены в стране последовали сразу же после провозглашения независимости. В 1994 году инфляция превысила отметку в 2400 %, а валовой национальный продукт снизился за тот же период на 50 %. Только в 1995 году правительство приступило к проведению умеренных реформ по перестройке и развитию экономики. В итоге уровень инфляции снизился до 100 % в год, однако искусственно поддерживавшийся курс туркменского маната и различные трудности для иностранных инвесторов и кредитных организаций, таких как Всемирный банк и МВФ, привели к дальнейшему спаду экономики в 1998 году.

Внутренний  валовой продукт Туркменистана  на 2002 год составил 31,34 млрд долл. При  этом индустрия составляет 50 %, сельское хозяйство — 27 %, а прочие службы — 23 %.

В Туркмении  проведена ограниченная приватизация, в основном в сфере услуг. Промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт и связь, по-прежнему, в основном, составляют государственный сектор. В результате многие государственные услуги остаются бесплатными и зависят от субсидий.

В 1991 году трудовые ресурсы Туркменской ССР составляли 1,9 млн человек, из них 0,3 млн безработных. После провозглашения независимости рынок рабочей силы подвергся сильным изменениям во всех отраслях народного хозяйства.

Важнейшим фактором экономического развития являются водные ресурсы, контролируемые министерством водных ресурсов. В его ведении находятся Каракумский канал (Каракумская река), 44 этрапских (районных) и 5 велаятских (областных) управлений оросительными системами, более 6 тыс. км оросительных каналов, сотни насосных станций и множество других гидротехнических сооружений. Эффективность водопользования исключительно низка. Для ее повышения правительство в 1993 ввело плату за воду. Полученные средства предполагалось направить на нужды перестройки сельского хозяйства. Однако впоследствии плата была отменена.

Располагая  большими запасами природного газа (15-20 трлн куб. м) и нефти (1,5-2,0 млрд т), Туркменистан является одним из важных экспортеров  топливных ресурсов. Однако проблемы транспортировки и разведки осложняют развитие этого сектора экономики, формирующего примерно 70 % валового национального продукта. Энергопроизводство тоже пострадало от изменений в экономике, связанных с распадом СССР. Производство нефти составило 5,2 млн т в 1992 году против 5,7 млн т в 1988 году. Добыча натурального газа и газоконденсата составила 60,1 млрд  м³ в 1992 году против 88,3 млрд  м³ в 1988 году. Однако производство электроэнергии выросло с 12,8 млрд кВт·ч в 1988 году до 13,1 млрд кВтЧч в 1992 году. Открытие на юго-западе страны крупных запасов природного газа (2,8 трлн куб. м) заставило правительство обратить внимание на необходимость централизованного управления нефтегазовой промышленностью и энергетикой страны, что было реализовано в рамках одного министерства. Были созданы также совместные предприятия с иностранными фирмами для эксплуатации энергетических ресурсов. Правительство Туркменистана сотрудничает с Ираном и Турцией, чтобы наладить транспортировку нефти и газа на мировой рынок через территории этих стран.

К основным отраслям промышленности относятся очистка  и переработка нефти и природного газа; производство стекла, тканей (в  основном, хлопчатобумажных) и одежды; пищевая промышленность. Развитие промышленность замедляется из-за сокращения рынков сбыта в странах СНГ и сильных скачков мировых цен на сырье. Как и в других секторах экономики, правительство ищет выход в сотрудничестве с иностранными компаниями с целью модернизации производства. Однако бюрократические сложности заключения таких контрактов в Туркменистане по-прежнему не устранены. Фактически развитие происходит главным образом в нефтяной промышленности и строительстве.

После провозглашения независимости в большинстве  отраслей объем сельскохозяйственного  производства снизился по сравнению  с концом 1980-х годов. В этих условиях Туркменистан вынужден импортировать продовольствие.

Информация о работе Союз России и Белоруссии – как фактор нормального хозяйства. Развитие этих стран