Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 14:40, реферат
Транспорт — особая сфера материального производства и самостоятельная отрасль народного хозяйства. С его помощью осуществляются связи внутри отраслей и между различными отраслями, внутри экономических районов и между ними, формируются межгосударственные связи. Транспорт — необходимое условие и материальная основа территориального разделения труда. Основные виды транспорта — железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный — образуют единую транспортную систему Российской Федерации. Современная структра транспортной сети сложилась под влиянием технико-экономических особенностей различных видов транспорта и экономико-географических особенностей нашей страны. В составе транспортной системы каждый вид транспорта имеет свои рациональные сферы применения.
Введение
Транспорт — особая сфера материального производства и самостоятельная отрасль народного хозяйства. С его помощью осуществляются связи внутри отраслей и между различными отраслями, внутри экономических районов и между ними, формируются межгосударственные связи. Транспорт — необходимое условие и материальная основа территориального разделения труда. Основные виды транспорта — железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный — образуют единую транспортную систему Российской Федерации. Современная структра транспортной сети сложилась под влиянием технико-экономических особенностей различных видов транспорта и экономико-географических особенностей нашей страны. В составе транспортной системы каждый вид транспорта имеет свои рациональные сферы применения. Формирование транспортной сети обусловлено рядом социально-экономических факторов: развитием и размещением хозяйства, городских поселений, направлением и мощностью основных транспортно-экономических связей, расположением крупных курортных и туристических объектов. Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя 87 тыс. км железных дорог, более 745 тыс. кмавтомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. кммагистральных нефте - и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов, 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс. В ней занято свыше 3,2 млн человек, что составляет 4,6 % работающего населения.
Огромные пространства и суровый климат предопределили
первостепенное значение для России всепогодных
видов наземного транспорта — железнодорожный и
Подавляющая часть пассажирооборота приходится на четыре вида транспорта: воздушный (30 %), автобусный (29 %), железнодорожный (29 %) и метрополитен (9 %). Тенденцией последних лет является повышение доли воздушного транспорта (рост по сравнению с 2000 годом почти в 3 раза) и снижение доли железнодорожного транспорта.[1]
Современное состояние транспортной
системы характеризуется низким техническим
уровнем производственной базы большинства
предприятий и износом подавляющего большинства
транспортных средств, что приводит к
снижению безопасности их работы, а также
отсутствием инвестиций для
преодоления данных проблем[источник не указан
По данным Росстата, по состоянию на 2011 год в межсезонье 10 % населения страны фактически отрезаны от остальной территории страны (не имеет доступа к сети круглогодично эксплуатируемых автодорог и/или не имеет доступа к железнодорожным станциям и аэродромам)[3][4]. Средняя подвижность населения России (на 2011 год) — около 6300 км на душу населения в год (в странах Западной Европы — 15-20 тыс. км, в США, Канаде — 25-30 тыс. км в год)[4]. Существенным фактором, обуславливающим территориальную разобщённость страны, является построение её транспортной системы по звездообразному принципу с центром в столице[4].
Транспортное пространство представляет
собой совокупность самостоятельных организаций — перевозчиков и п
1. Организация
транспортной системы России
Отраслевая структура
транспортного комплекса в России представлена
железнодорожным, автомобильным, воздушным,
трубопроводным, морским и речным видами
транспорта. Взаимодействуя между собой,
они образуют единую транспортную систему
России.
Большая часть грузооборота
приходится на трубопроводный транспорт,
доля железнодорожного также велика (55,3
и 39,7% соответственно). В пассажирообороте
железнодорожный и автомобильный транспорт
практически равнозначны (их доля соответственно
32,6 и 32,0%) [2, с. 11]. Значительный грузооборот
имеют морской и автомобильный транспорт,
а пассажирооборот — воздушный транспорт.
Такая структура грузо - и пассажирооборота
связана с технико-экономическими особенностями
видов транспорта, обширной территорией,
природно-климатическими условиями России.
Немаловажное значение имеет и себестоимость
перевозок различными видами транспорта.
Наиболее низкая себестоимость перевозок
грузов — на трубопроводном, морском,
железнодорожном и речном транспорте,
а перевозок пассажиров — на железнодорожном
и автомобильном.
Однако необходимо
иметь в виду, что эффективность использования
того или иного вида транспорта необходимо
рассматривать в каждом конкретном случае
с учетом многих факторов (вид груза, его
массовость, расстояние перевозки, сроки
доставки и т. п.).
Уровень развития транспортной
системы России существенно различается
по регионам. Наиболее развитую транспортную
систему имеют Центральный, Северо-Западный,
Южный и Приволжский федеральные округа,
наименее развитую — Дальневосточный
и Сибирский. Различаются регионы и по
структуре грузооборота. Там, где в межрайонном
масштабе разрабатываются такие полезные
ископаемые, как железная руда и уголь,
основные перевозки осуществляются по
железным дорогам; где добывают нефть
и газ, велика доля трубопроводного транспорта;
где разрабатываются лесные ресурсы, значителен
удельный вес речного транспорта; в районах,
специализирующихся на развитии обрабатывающих
отраслей, главная роль принадлежит железно-дорожному
транспорту. Так, например, в Сибирском
федеральном округе преобладает железнодорожный
транспорт и высок удельный вес трубопроводного
транспорта, в Центральном — подавляющая
часть перевозок осуществляется по железной
дороге. Мощность транспортных потоков
также имеет существенные региональные
различия и зависит от размещения основных
источников сырья, топлива, материалов
и т. д.
Можно выделить три
основных магистральных направления транспортной
системы страны:
1) широтное магистральное
сибирское направление «Восток-Запад»
и обратно — включает железнодорожные,
трубопроводные и водные пути с использованием
рек Волги и Камы;
2) меридиональное магистральное
центрально-европейское на-правление
«Север — Юг» с выходом на Украину, Молдову
и Кавказ, образованное в основном железнодорожными
путями;
3) меридиональное волго-кавказское
магистральное направление «Север — Юг»
— по реке Волга, железнодорожным и трубопроводным
путям, связывающее Поволжье и Кавказ
с Центром, севером европейской части
страны и Уралом [6, с. 47].
По этим главным магистральным
направлениям идут основные грузопотоки
страны. Магистральные авиатрассы также
в основном совпадают с сухопутными. Помимо
основных магистральных направлений имеется
густая транспортная сеть внутрирайонного
и местного значения.
2. Территориальная
организация железнодорожного транспорта
Железнодорожный
транспорт является основой транспортной
системы России. Он занимает второе место
в грузообороте всех видов транспорта
и первое — в пассажирообороте. Протяженность
железнодорожных путей «составляет 7%
мировых, а доля в мировом железнодорожном
грузообороте равна 25%, пассажирообороте
— 15%» [1, с. 22]. По эксплуатационной длине
путей Россия уступает только США, а по
протяженности электрифицированных дорог,
электровозному парку она занимает первое
место в мире.
Железнодорожный транспорт
имеет целый ряд достоинств (относительно
свободное размещение, надежность, регулярность,
универсальность вне зависимости от времени
года, суток, условий погоды). Он дает возможность
производить массовые перевозки грузов
и пассажиров. Железнодорожный транспорт
особенно эффективен в перевозках на дальние
расстояния, а с учетом огромного пространства
территории России он и в перспективе
останется ведущим видом транспорта в
массовых грузовых перевозках на дальние
расстояния и в пассажирских перевозках
на средние расстояния и пригородных сообщениях.
Основными грузами
железнодорожного транспорта являются
каменный уголь (23%), строительные грузы
(16,2), нефть и нефтепродукты (15), железная
и марганцевая руда (8,6), черные металлы
(6), лесные грузы (4,5%), а также химические
и минеральные удобрения, цемент, зерно
и комбикорма, руды цветных металлов, лом
черных металлов, кокс, продукция машиностроения
и др.
Основные грузопотоки
угля формируются в Кузнецком бассейне,
также значительные перевозки осуществляются
с Украины (Донбасс) и из Казахстана (Караганда).
Уголь доставляется на Урал, в Центральный
регион и Поволжье. Основные грузопотоки
нефтяных грузов идут из Западной Сибири,
Урало-Поволжья и Северного Кавказа. Основная
масса лесных грузов перевозится с Европейского
Севера и из Сибири. Основные грузопотоки
черных металлов определяются обменом
продукцией между металлургическими базами
(Центральной, Сибирской и Южной — на Украине)
и тесными связями с потребителями (Центральный
регион, Северный Кавказ и Северо-Запад).
Хлебные грузы формируются в лесостепной
и степной зонах и идут в густонаселенные
потребляющие районы. Размещение железнодорожного
транспорта неравномерно. Густой и разветвленной
железнодорожной сетью обладает европейская
часть страны. Конфигурация сети — радиально-кольцевая
с центром в Москве. В восточной части
страны железнодорожная сеть имеет ярко
выраженное широтное направление с малой
разветвленностью. Важнейшей магистралью,
связывающей Центр с Уралом, Сибирью и
Дальним Востоком, является Трансконтинентальная
железная дорога (Москва — Владивосток).
Построена Байкало-Амурская магистраль.
Важное значение для России имеют Южно-Сибирская
и Средне-Сибирская железнодорожные магистрали,
проходящие через территорию Казахстана.
В меридиональном направлении действует
участок Тюмень — Сургут — Уренгой. Плотность
железнодорожной сети в России мала (5
км на 1000 км2), поэтому весьма высока грузонапряженность
железных дорог.
В 1990-е годы «отмечался
спад в развитии транспортного хозяйства
из-за отсутствия инвестиций и модернизации,
износ основных фондов доходил до 70%, замедлилось
развитие железнодорожной сети» [1, с. 23].
Многие проблемы развития транспортного
комплекса России связаны с распадом СССР
и разрывом транспортно-экономических
связей. Актуальна и проблема нерацио-нальных
перевозок на железнодорожном транспорте,
она связана с недостатками в размещении
и развитии производства во многих отраслях
хозяйства страны. Реформирование железнодорожного
транспорта, реструктуризация отрасли
связаны со снижением транспортных издержек
и транспортных тарифов, так как высокая
транспортная составляющая является тормозом
в развитии многих отраслей и производств.
В 1998 г. была принята
«Концепция реформирования федерального
железнодорожного транспорта Российской
Федерации». Реформирование отрасли предполагает
создание конкурентной среды и оптимального
соотношения прямого государственного
регулирования и рыночных методов хозяйствования
в отрасли. В отрасли постепенно будут
выделены монопольные и конкурентные
виды деятельности.
К монопольному сектору
относятся пути и путевое хозяйство, энергоснабжение
и пункты техобслуживания, к конкурентному
— доставка грузов и пассажиров, предоставление
услуг компаниями. В монопольном секторе
сохранится государственное регулирование
тарифов и бюджетная поддержка для социально
значимых перевозок; в конкурентном секторе
будет проведена поэтапная либерализация,
созданы конкурирующие перевозочные грузовые
и пассажирские компании. Значительно
изменится система управления: она будет
максимально децентрализована и упрощена.
3. Принцип функционирования
морского и речного транспорта
Морской транспорт
играет важную роль во внешнеэкономических
связях страны и служит одним из основных
источников получения валютных средств.
Россия имеет 43 порта и более 20 портовых
пунктов. Производственные мощности портов
позволяют обеспечивать только 54% потребности
переработки грузов, остальные экспортно-импортные
грузы перерабатываются в Прибалтике,
Украине, Грузии и Азербайджане.
Основные грузы, перевозимые
морским транспортом: нефть, руды, стройматериалы,
каменный уголь, зерно и лес. Крупные порты
— Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск,
Астрахань, Новороссийск, Туапсе, Находка,
Владивосток, Ванино и др. В связи с освоением
природных ресурсов Крайнего Севера и
Дальнего Востока обеспечена круглогодичная
навигация в Норильск, на Ямал и Новую
Землю. Здесь наибольшее значение имеют
порты Дудинка, Игарка, Тикси и Певек.
В 1990-е годы на морском
транспорте резко сократилось число судов,
их тоннаж, активно идет процесс старения
флота (средний возраст судов — 19 лет),
60% российского флота зарегистрировано
под иностранными флагами.
Приоритетами в развитии
этой отрасли транспортного комплекса
являются:
1) системная производственная
специализация торговых портов в пределах
отдельных морских бассейнов и рациональное
взаимодействие с железнодорожным и автомобильным
транспортом;
2) развитие морских
терминалов по перевалке экспортных грузов
(нефти, нефтепродуктов, химических грузов,
угля) и контейнерных перевозок;
3) модернизация портов
Северо-Запада и Дальнего Востока, обеспечивающих
работу международных транспортных коридоров,
и переориентация российских экспортных
грузопотоков, перерабатываемых в портах
сопредельных государств, на морские порты
России;
4) повышение конку-рентоспособности
судоходных национальных компаний;
5) создание финансово-правовых
условий для регистрации и работы флота
под российским флагом;
6) в системе управления
отраслью неотложной задачей является
совершенствование законодательной базы,
упорядочение экономических взаимоотношений
в портах [3, с. 69].
Эти мероприятия являются
основой увеличения доли российского
флота в перевозках внешнеторговых грузов
и формирования новой высокодоходной
отрасли в экономике России.
Речной транспорт имеет
небольшой удельный вес в грузо - и пассажирообороте
России. Это связано с тем, что основные
потоки массовых грузов осуществляются
в широтном направлении, а большинство
судоходных рек имеет меридиональное
направление. Также негативное влияние
оказывает сезонный характер речных перевозок.
Речной транспорт уступает другим видам
и в скорости движения. Но он обладает
и преимуществами: более низкой себестоимостью
перевозок, требует меньших капитальных
затрат на обустройство путей, чем сухопутные
виды транспорта. Основные виды грузов
речного транспорта: минеральные стройматериалы,
лес, а также нефть, нефтепродукты, уголь
и зерно. Большая часть оборота речного
транспорта приходится на европейскую
часть страны. Важнейшей транспортной
речной магистралью здесь является Волга
с притоком Камой. На севере европейской
части России заметную роль играют Северная
Двина, Онежское и Ладожское озера, реки
Свирь и Нева. Важное транспортное значение
имеют Беломорско-Балтийский канал, Волго-Балтийский
водный путь, канал имени Москвы (Москва
— Волга) и Волго-Донской канал. В настоящее
время идет создание единой глубоководной
системы европейской части России на транзитных
судовых ходах. В связи с освоением природных
ресурсов на востоке страны возрастает
транспортное значение Оби, Иртыша, Енисея,
Лены и Амура. Особенно заметна их роль
в обеспечении транспортных связей с осваиваемыми
районами, где практически отсутствуют
сухопутные транспортные магистрали.
В 1990-е годы сокращались
объемы перевозок грузов и пассажиров
речным транспортом, протяженность судоходных
внутренних водных путей. Основной проблемой
функционирования водного транспорта
является проблема финансирования строительства
новых судов, погрузочно-разгрузочной
техники, ремонта и модернизации гидротехнических
сооружений, углубления фарватера и поддержания
глубин, необходимых для использования
судов «река—море», развития объектов
инфраструктуры. В среднесрочной перспективе
«предполагается провести ряд мероприятий
по расширению финансирования отрасли,
использования внутренних водных путей,
устьевых и речных портов для перевозки
пассажиров, экспортно-импортных и транзитных
грузов, а также по включению их в число
международных транспортных коридоров»
[3, с. 74].
4. Территориальный
принцип организации остальных видов
транспорта
Автомобильный транспорт
в основном используется для перевозки
небольших потоков грузов на короткие
расстояния. Это связано со сравнительно
высокой себестоимостью данного вида
транспорта и его малой грузоподъемностью.
К достоинствам автомобильного
транспорта следует отнести высокую скорость
и возможность доставки грузов от «двери
до двери» без дополнительных затрат на
перегрузку. Обеспеченность автодорогами
с твердым покрытием служит важным показателем
развития транспорта в стране. В России
40% сельских населенных пунктов не связаны
с сетью путей сообщения общего пользования.
Качество автодорожной сети невысокое:
«11% автодорог грунтовые 1/3 дорог с твердым
покрытием не соответствует техническим
нормам» [2, с. 14]. По показателям развития
автомобильных дорог Россия значительно
уступает экономически развитым странам.
В настоящее
время не завершено формирование сети
автомобильных дорог федерального значения,
особенно в районах Сибири и Дальнего
Востока. Дефицит пропускной способности
особенно проявляется на подходах к крупным
городам и транспортным узлам. Автомобильная
и дорожная инфраструктура в среднесрочной
перспективе будет развиваться исходя
из растущих потребностей в автомобильных
перевозках и с учетом высоких темпов
опережающей автомобилизации населения
и экономики. При этом приоритетными будут
проекты, направленные на завершение создания
единой опорной сети автомобильных дорог,
обеспечивающих подъезды к крупнейшим
городам и крупным транспортным узлам,
а также развитие международных транспортных
коридоров.
Трубопроводный транспорт
отличается, наименьшей себестоимостью
и используется для перекачки газа, нефти
и нефтепродуктов. В 2002 г. по грузообороту
этот вид транспорта занимал первое место,
по перевозке грузов он уступал только
железнодорожному транспорту. Преимуществами
этого вида транспорта также являются
возможность функционирования в течение
всего года, высокая производительность
труда, минимальные потери при транспортировке,
возможность прокладки трубопроводов
по кратчайшему расстоянию практически
вне зависимости от рельефа территории.
Развитие сети магистральных нефте - и
газопроводов связано с географией добычи
нефти и газа и районов их потребления.
В России преобладают нефте - и газопроводы
широтного направления. Многие из них
начинаются в Западной Сибири, на Урале
и в Поволжье и, пересекая европейскую
часть страны, заканчиваются на территории
сопредельных государств СНГ, а также
в странах Восточной и Западной Европы.
По системе магистрального транспорта
«перемещается 100% добываемого газа, 99%
добываемой нефти, более 50% производимой
продукции нефтепереработки. В общем объеме
транспортной работы (грузооборота) доля
газа составляет 55,4%, нефти — 40,3, нефтепродуктов
— 4,3%. Крупнейшей в мире является газопроводная
система Западная Сибирь — Европа» [2,
с. 14]. Продуктопроводы, предназначающиеся
для транспортировки нефтепродуктов,
жидких и газообразных химикатов, пока
не получили в России большого распространения,
хотя их развитие весьма перспективно.
Экспорт газа, нефти и нефтепродуктов
в основном осуществляется трубопроводным
транспортом, в том числе через морские
терминалы в Новороссийске и Туапсе. Стратегические
и экономические интересы России тесно
связаны с увеличением объемов транзита
нефти стран СНГ, который будет способствовать
как загрузке существующих мощностей
системы магистральных нефтепроводов,
так и строительству новых трубопроводов.
В планах развития отрасли предполагается
строительство крупных газопроводов —
дублеров уже имеющихся широтных магистральных
трубопроводов — для передачи нефти и
газа Сибирского Севера в европейскую
часть России, страны СНГ, Восточную и
Западную Европу. Через территорию России
пройдут транзитные трубопроводы из Казахстана
и Средней Азии в европейские страны СНГ,
страны Восточной и Западной Европы. Перспективы
развития отрасли связываются с пере-ориентацией
новых газопроводов в Азию (Китай, Корея,
Япония и т. д.).
Уже в основном построен
подводный газопровод в Турцию («Голубой
поток»). Учитывая высокую эффективность
этого вида транспорта, сооружаются трубопроводы
для транспортировки тяжелых углеводородов
(этана, этилена, пропана и др.), для передачи
жидкого и газообразного кислорода, аммиака,
азота, водорода, кислот, соли (в растворе),
а также продовольственных продуктов,
в частности молока. Уже действуют этанопровод
Оренбург — Казань; этиленопроводы Нижнекамск
— Пермь, Нижнекамск — Уфа — Стерлитамак
— Салават; конденсатопровод Оренбург
— Салават; аммиакопровод Тольятти —
Одесса. Воздушный транспорт. Воздушный
транспорт занимает третье место по объему
пассажирских перевозок.
Уровень развития воздушного
транспорта является показателем уровня
научно-технического потенциала страны.
В 1990-е годы замедлились темпы развития
воздушного транспорта. В настоящее время
«техническая укомплектованность наземной
базы составляет 60%, а по аэровокзальным
комплексам — не более 50%. Износ основных
фондов оценивается в 70%. Российский пассажирский
авиапарк насчитывает 1600 воздушных судов,
однако фактически используется только
их половина. Более 75% воздушных судов
гражданской авиации России эксплуатируется
более 10 лет» [4, с. 126].
Важнейшими задачами
развития отрасли являются: стабилизация
и укрепление рынка авиаперевозок; оптимизация
системы аэропортов и развитие крупнейших
авиаузлов и международных аэропортов;
совершенствование систем организации
воздушного движения; поддержка российских
авиакомпаний, работающих на международных
рынках авиаперевозок; обеспечение стабильной,
работы в районах, где авиация является
основным или безальтернативным видом
транспорта; развитие авиационного лизинга.
Информация о работе Территориальная организация железнодорожного транспорта