Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 11:14, курсовая работа
Территория, превосходящая по площади всю Европу, скрывающая в своих недрах огромные богатства, обладающая «от рождения» хорошим потенциалом для развития, в течение нескольких поколений дошла до разряда «депрессивных». Это означает, что население не обеспечено соответствующим уровнем качества жизни и без сожаления покидает этот регион.
1 ТЕРРИТОРИЯ И АДМИНИСТАТИВНЫЙ СОСТАВ РАЙОНА
2 ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РАЙОНА
3 ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ РАЙОНА
4 НАСЕЛЕНИЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ
5 ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА РАЙОНА
5.1 Отрасли специализации и дополняющие отрасли.
5.2 Инфраструктура района
6 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РАЙОНА
7 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАЙОНА
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- топливно-энергетических товаров
– на 60%;
- металлов и изделий из них – на 44%;
- машин и оборудования – на 23%;
- древесины и целлюлозно-бумажных изделий
– на 18%.
Рисунок 5 – Геграфическая структура экспорта территорий Дальнего
Востока в 2010 г.
Крупнейшими странами-контрагентами по
экспорту являются:
Республика Корея – 5327 млн. долл. или 28%
стоимости экспорта региона. Произошло
увеличение стоимости на 43%. Главные статьи
экспорта: топливо минеральное, нефть
и продукты их перегонки, битуминозные
вещества, воски минеральные– 79%, рыба
и морепродукты – 15%. Япония – 6224 млн. долл.
или 32% стоимости экспорта региона. Произошло
увеличение стоимости на 74%. Главной статьей
экспорта являются топливо минеральное,
нефть и продукты их перегонки, битуминозные
вещества, воски минеральные – 90% от стоимости
экспорта в Японию. Китай – 3356 млн. долл.
или 18% стоимости экспорта региона. Произошло
увеличение стоимости на 20%. Главные статьи
экспорта: топливо минеральное, нефть
и продукты их перегонки, битуминозные
вещества, воски минеральные – 36%, рыба
и морепродукты – 29%, древесина и изделия
из нее, древесный уголь – 27% от стоимости
экспорта в Китай. Бельгия – 1757 млн. долл.
(доля - 9% от стоимости экспорта региона),
что в 2 раза выше уровня 2009 года. 99,9% от
общей стоимости экспорта в Бельгию составили
жемчуг, драгоценные или полудрагоценные
камни, драгоценные металлы и изделия
из них, бижутерия, монеты.
В 2010 году Сахалинская область увеличила свою долю в экспорте территорий Дальнего Востока и Забайкалья с 59% до 62%. Доля Республики Саха (Якутия) повысилась с 11% до 17%. Увеличение стоимости экспорта произошло в Республике Саха (Якутия) – в 2 раза, в Сахалинской области – на 55%, в Приморском крае – на 31%, в Хабаровском крае – на 25%, в Магаданской области – на 19%, в Камчатском крае – на 17%, в Чукотском автономном округе – на 8%. Сокращение стоимости экспорта произошло в Еврейской автономной области – на 31%, в Амурской области на 6%.
Рисунок 6 – Товарная структура
экспорта Дальнего Востока в 2010 г.
Доля нефти и нефтепродуктов в стоимости экспорта территорий Дальнего Востока в 2010 г. составила 43% (8,2 млрд. долл.). Стоимость нефти сырой - 8036 млн. долл. или 42% от общей стоимости экспорта территорий Востока России. Основным экспортером нефти остается Сахалинская область.
Доля древесины и изделий
из нее в стоимости экспорта территорий
Дальнего Востока в 2010 году составила
7%. В стоимостном выражении
Доля металлов и изделий из них (а также жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, бижутерия) в стоимости экспорта территорий Востока России составляет 17%. В 2010 году стоимость увеличилась в 2 раза, по сравнению с уровнем 2009 года, и составила 3181 млн. долл. Основным экспортером металлов стала Республика Саха (Якутия), доля которой 83% от общей стоимости вывоза данной товарной группы.
Доля рыбы и морепродуктов в стоимости экспорта территорий Востока России составляет 10%. Стоимость экспорта рыбы и морепродуктов в 2010 году увеличилась на 18% и составила 1904 млн. долл.
Доля машин и оборудования в стоимости экспорта территорий Востока России в 2010 году составила 3%. В 2010 г. стоимость экспорта данной товарной группы увеличилась на 2% и составила 552 млн. долл.
Стоимость импорта региона в 2010 году составила 8204 млн. долл., что на 55% раза больше уровня 2009 года. Увеличение объема импорта региона в стоимостном выражении произошло за счет увеличения ввоза:
- продукции легкой
- металлов и изделий из них – на 69%;
- машин, оборудования и транспортных средств – на 48%;
- продукции химической промышленности – на 46%;
- продовольственных товаров – на 7%.
Рисунок 7 – Географическая структура импорта территорий Дальнего Востока в 2010 г.
Наибольшая стоимость
импорта пришлась на следующие страны:
Китай – 4353 млн. долл., что выше уровня
2009 г. в 2 раза. Главные статьи импорта:
продукция легкой промышленности – 47%
от стоимости импорта из Китая; машины
и оборудование – 20%. США – 551 млн. долл.,
что на 20% ниже уровня 2009 г. Главные статьи
импорта: машины и оборудование – 53%; продукция
пищевой промышленности – 16%; металлы
и изделия из них – 15%; Японию – 765 млн.
долл., увеличение на 56%. Главные статьи
импорта: машины и оборудование– 71%; металлы
и изделия из них – 9%. Республику Корея
– 911 млн. долл., что в 2 раза выше уровня
2009 г. Главные статьи импорта: машины и
оборудование – 55%; продукция химической
промышленности – 16%. Германию – 114 млн.
долл., что на 29% ниже уровня 2009 года. Главные
статьи импорта: машины оборудование –
57%; металлы и изделия из них – 31%; продукция
пищевой промышленности – 6%. Францию –
133 млн. долл., увеличение на 1%. Главные
статьи импорта: машины оборудование
– 84%; продукция пищевой промышленности
– 9%. В 2010 году лидирующие позиции по доле
в стоимости импорта заняли следующие
территории: Приморский край - 5045 млн. долл.,
что на 75% выше уровня 2009 года, Сахалинская
область – 962 млн. долл. (увеличение стоимости
на 3%), Хабаровский край - 940 млн. долл. (увеличение
стоимости на 76%).
Товарная структура импорта
Хабаровского края на 50% представлена
машинами и оборудованием; металлами,
изделиями из них – на 16%; продукцией легкой
промышленности – на 15%; продовольственными
товарами – на 5%.
Основные статьи импорта Сахалинской
области в 2010 году: машины и оборудование
- 62% от общего импорта территории; металлы
и изделия из них – 25%; продукция химической
промышленности– 5%. В 2010 году стоимость
импорта машин и оборудования увеличилась
на 48%, по сравнению с уровнем 2009 года, и
составила 3036 млн. долл.
В 2010 году импорт продовольственных товаров увеличился на 7% и составил 1155 млн. долл. или 14% от общей стоимости импорта региона. Основным импортером продовольственных товаров является Приморский край – 806 млн. долл.
В 2010 году импорт металлов составил
782 млн. долл., что на 69% выше уровня
2009 года. Приморский край является главным
импортером данной товарной группы, с
долей 35% или 273 млн. долл.
В 2010 году стоимость импорта продукции легкой промышленности увеличилась в 2 раза и составила 1960 млн. долл., 84% из которых приходится на Приморский край.
В 2010 году стоимость импорта
продукции химической промышленности
увеличилась на 46% и составила 566 млн.
долл. Основным импортером продукции химической
промышленности является Приморский край,
с долей 69% или 389 млн. долл.
Приведенные данные о сотрудничестве
территорий Дальнего Востока и Забайкалья
со странами АТР, свидетельствуют о
том, что экономическое развитие
территорий Востока России все в
большей степени зависит от уровня
их вовлеченности в торгово-
Сейчас внешнеэкономическая
В экономическом плане поворот
дальневосточной экономики в
сторону сопредельных стран иногда
рассматривается как
7 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАЙОНА
Территория, превосходящая по площади
всю Европу, скрывающая в своих
недрах огромные богатства, обладающая
«от рождения» хорошим
На этой гигантской территории проживают менее 8 млн. человек, и их количество неуклонно уменьшается из года в год. А рядом, в северных провинциях Китая, проживают более 200 млн. человек.
Долгое время темпы
развития здесь сдерживали: первое
– экономическая и
Для решения этих проблем
была разработана стратегия
Что же конкретно нужно сделать для быстрого и эффективного развития региона? Можно выделить четыре главные составляющие для решения этой важнейшей для России задачи: политические, экономические, социальные и технические (технологические). Политическую составляющую можно определить как твердую заинтересованность российского руководства в этой отдаленной территории. Это подтвердилось недавним посещением Президентом России Д. А. Медведевым одного из островов Курильской гряды и последующими за этим событиями. Был сделан важный политический шаг. Второй значимый момент связан с проведением саммита руководителей стран АТЭС в 2012 году во Владивостоке.
Сейчас экономическая ситуация такова, что большинство Дальневосточных территорий находятся в депрессивном состоянии. Вряд ли хватит бюджетных финансовых средств и сил одновременно высокими темпами развивать все территории региона. В данной ситуации для интенсивного приоритетного развития, видимо, следует выбрать хотя бы один-два субъекта Федерации, привлекательных не только для инвесторов, но и для населения, где уже сейчас имеются повышенные темпы развития. Приморский край имеет более 7% годового прироста валового регионального продукта. Подъем есть и в Хабаровском крае.
Но это единственные привлекательные Дальневосточные субъекты Федерации. Поэтому если будет решаться экономический вопрос, куда вкладывать средства, то, наверное, не стоит их «размазывать» тонким слоем на всех, а все-таки следует вложить туда, где уже есть тенденция прироста и подъема.
В части создания каркаса транспортной инфраструктуры сегодня приоритетами становятся: транспортный коридор Китай–Евразия, как катализатор роста грузопотоков; нефтепровод ВСТО производительностью до 80 миллионов тонн нефти в год, который обеспечит выход России на энергетический рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, а также поэтапное развитие на территории региона единой системы газоснабжения России. Это развитие зоны БАМа, предусматривающее в том числе освоение природных ресурсов и строительство автодорог, в частности, «Амур» (Чита–Хабаровск), второй очереди железнодорожно-автомобильного мостового перехода через Амур, реконструкция автодороги «Байкал». Это Транскамчатский коридор, создающий единую опорную автодорожную сеть на Камчатке. Это строительство железнодорожной линии Беркакит–Томмот–Якутск с переходом через реку Лена. Это создание через Ванино и Советскую гавань транспортно-промышленного узла, благодаря чему грузопотоки через порты Ванино и Советская гавань до 2020 года достигнут 60 миллионов тонн в год, а прирост валового регионального продукта составит 8 миллиардов рублей. Это мероприятия по интенсификации воздушного сообщения, включая развитие малой авиации. Всё это в совокупности с мерами по развитию наземных путей сообщения даёт синергетический эффект качественного улучшения транспортной доступности, снижения стоимости перевозок и интеграцию в систему АТР.
Приоритетом становится создание на Дальнем Востоке мощного и целостного сегмента единой энергетической системы страны. Это ввод новых генерирующих мощностей Уссурийской ТЭЦ, Сахалинской ГРЭС, Якутской ГРЭС, атомной электростанции на базе плавучего энергоблока в городе Певек, Канкунской ГЭС и т.д.
В сфере развития лесопереработки есть перспективы расширения рынка сбыта таких видов продукции, как пеллеты и топливные брикеты, а также создание мебельного производства.
Развитие судостроения тесно
связано с перспективами
К наиболее важным социальным событиям
относится создание Дальневосточного
федерального университета. Но есть проблема.
Сейчас ЕГЭ позволяет выпускникам
школ участвовать в конкурсах
на поступление в любой
Информация о работе Характеристика Дальневосточного экономического района