Характеристика Дальневосточного экономического района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 11:14, курсовая работа

Краткое описание

Территория, превосходящая по площади всю Европу, скрывающая в своих недрах огромные богатства, обладающая «от рождения» хорошим потенциалом для развития, в течение нескольких поколений дошла до разряда «депрессивных». Это означает, что население не обеспечено соответствующим уровнем качества жизни и без сожаления покидает этот регион.

Содержание

1 ТЕРРИТОРИЯ И АДМИНИСТАТИВНЫЙ СОСТАВ РАЙОНА
2 ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РАЙОНА
3 ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ РАЙОНА
4 НАСЕЛЕНИЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ
5 ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА РАЙОНА
5.1 Отрасли специализации и дополняющие отрасли.
5.2 Инфраструктура района
6 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РАЙОНА
7 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАЙОНА
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

контра Региональная экономика.docx

— 266.28 Кб (Скачать файл)

- топливно-энергетических товаров – на 60%; 
- металлов и изделий из них – на 44%; 
- машин и оборудования – на 23%; 
- древесины и целлюлозно-бумажных изделий – на 18%.

 

Рисунок 5 – Геграфическая структура экспорта территорий Дальнего

Востока в 2010 г.

 
             Крупнейшими странами-контрагентами по экспорту являются: 
Республика Корея – 5327 млн. долл. или 28% стоимости экспорта региона. Произошло увеличение стоимости на 43%. Главные статьи экспорта: топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки, битуминозные вещества, воски минеральные– 79%, рыба и морепродукты – 15%. Япония – 6224 млн. долл. или 32% стоимости экспорта региона. Произошло увеличение стоимости на 74%. Главной статьей экспорта являются топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки, битуминозные вещества, воски минеральные – 90% от стоимости экспорта в Японию. Китай – 3356 млн. долл. или 18% стоимости экспорта региона. Произошло увеличение стоимости на 20%. Главные статьи экспорта: топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки, битуминозные вещества, воски минеральные – 36%, рыба и морепродукты – 29%, древесина и изделия из нее, древесный уголь – 27% от стоимости экспорта в Китай. Бельгия – 1757 млн. долл. (доля - 9% от стоимости экспорта региона), что в 2 раза выше уровня 2009 года. 99,9% от общей стоимости экспорта в Бельгию составили жемчуг, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них, бижутерия, монеты.

В 2010 году Сахалинская область увеличила свою долю в экспорте территорий Дальнего Востока и Забайкалья с 59% до 62%. Доля Республики Саха (Якутия) повысилась с 11% до 17%. Увеличение стоимости экспорта произошло в Республике Саха (Якутия) – в 2 раза, в Сахалинской области – на 55%, в Приморском крае – на 31%, в Хабаровском крае – на 25%, в Магаданской области – на 19%, в Камчатском крае – на 17%, в Чукотском автономном округе – на 8%. Сокращение стоимости экспорта произошло в Еврейской автономной области – на 31%, в Амурской области на 6%.

 

Рисунок 6 – Товарная структура экспорта Дальнего Востока в 2010 г. 

Доля нефти и нефтепродуктов в стоимости экспорта территорий Дальнего Востока в 2010 г. составила 43% (8,2 млрд. долл.). Стоимость нефти  сырой - 8036 млн. долл. или 42% от общей  стоимости экспорта территорий Востока  России. Основным экспортером нефти  остается Сахалинская область.

Доля древесины и изделий  из нее в стоимости экспорта территорий Дальнего Востока в 2010 году составила 7%. В стоимостном выражении экспорт  вырос на 12% и составил 1304 млн. долл., из которых необработанные лесоматериалы – 712 млн. долл., обработанные – 592 млн. долл.

Доля металлов и изделий из них (а также жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, бижутерия) в стоимости экспорта территорий Востока России составляет 17%. В 2010 году стоимость увеличилась в 2 раза, по сравнению с уровнем 2009 года, и составила 3181 млн. долл. Основным экспортером металлов стала Республика Саха (Якутия), доля которой 83% от общей стоимости вывоза данной товарной группы.

Доля рыбы и морепродуктов в стоимости экспорта территорий Востока России составляет 10%. Стоимость экспорта рыбы и морепродуктов в 2010 году увеличилась на 18% и составила 1904 млн. долл.

Доля машин и оборудования в стоимости экспорта территорий Востока России в 2010 году составила 3%. В 2010 г. стоимость экспорта данной товарной группы увеличилась на 2% и  составила 552 млн. долл.

Стоимость импорта региона в 2010 году составила 8204 млн. долл., что на 55% раза больше уровня 2009 года. Увеличение объема импорта региона в стоимостном выражении произошло за счет увеличения ввоза:

- продукции легкой промышленности  – в 2 раза;

- металлов и изделий  из них – на 69%;

- машин, оборудования  и транспортных средств – на 48%;

- продукции химической  промышленности – на 46%;

- продовольственных товаров  – на 7%.

 

Рисунок 7 – Географическая структура импорта территорий Дальнего Востока в 2010 г.

 

Наибольшая стоимость  импорта пришлась на следующие страны: 
Китай – 4353 млн. долл., что выше уровня 2009 г. в 2 раза. Главные статьи импорта: продукция легкой промышленности – 47% от стоимости импорта из Китая; машины и оборудование – 20%. США – 551 млн. долл., что на 20% ниже уровня 2009 г. Главные статьи импорта: машины и оборудование – 53%; продукция пищевой промышленности – 16%; металлы и изделия из них – 15%; Японию – 765 млн. долл., увеличение на 56%. Главные статьи импорта: машины и оборудование– 71%; металлы и изделия из них – 9%. Республику Корея – 911 млн. долл., что в 2 раза выше уровня 2009 г. Главные статьи импорта: машины и оборудование – 55%; продукция химической промышленности – 16%. Германию – 114 млн. долл., что на 29% ниже уровня 2009 года. Главные статьи импорта: машины оборудование – 57%; металлы и изделия из них – 31%; продукция пищевой промышленности – 6%. Францию – 133 млн. долл., увеличение на 1%. Главные статьи импорта:  машины оборудование – 84%; продукция пищевой промышленности – 9%. В 2010 году лидирующие позиции по доле в стоимости импорта заняли следующие территории: Приморский край - 5045 млн. долл., что на 75% выше уровня 2009 года, Сахалинская область – 962 млн. долл. (увеличение стоимости на 3%), Хабаровский край - 940 млн. долл. (увеличение стоимости на 76%).

Товарная структура импорта  Хабаровского края на 50% представлена машинами и оборудованием; металлами, изделиями из них – на 16%; продукцией легкой промышленности – на 15%; продовольственными товарами – на 5%.  
Основные статьи импорта Сахалинской области в 2010 году: машины и оборудование - 62% от общего импорта территории; металлы и изделия из них – 25%; продукция химической промышленности– 5%. В 2010 году стоимость импорта машин и оборудования увеличилась на 48%, по сравнению с уровнем 2009 года, и составила 3036 млн. долл.

В 2010 году импорт продовольственных  товаров увеличился на 7% и составил 1155 млн. долл. или 14% от общей стоимости импорта региона. Основным импортером продовольственных товаров является Приморский край – 806 млн. долл.

В 2010 году импорт металлов составил 782 млн. долл., что на 69% выше уровня  
2009 года. Приморский край является главным импортером данной товарной группы, с долей 35% или 273 млн. долл.

В 2010 году стоимость импорта  продукции легкой промышленности увеличилась в 2 раза и составила  1960 млн. долл., 84% из которых приходится на Приморский край.

В 2010 году стоимость импорта  продукции химической промышленности 
увеличилась на 46% и составила  566 млн. долл. Основным импортером продукции химической промышленности является Приморский край, с долей 69% или 389 млн. долл.

Приведенные данные о сотрудничестве территорий Дальнего Востока и Забайкалья со странами АТР, свидетельствуют о  том, что экономическое развитие территорий Востока России все в  большей степени зависит от уровня их вовлеченности в торгово-экономическое  сотрудничество с этими странами. Задача состоит в том, чтобы обеспечить взаимовыгодный его характер.

Сейчас внешнеэкономическая деятельность дальневосточных регионов России является не только источником пополнения финансовых ресурсов, но и важнейшим фактором, влияющим на социально-экономическую  ситуацию региона в целом. За счет внешнеэкономической деятельности удается в значительной степени компенсировать отрицательные последствия отдаленности от основных промышленных центров страны, создавать дополнительные рабочие места, расширять рынки сбыта продукции, обеспечивать насыщение рынка товарами и бесперебойно снабжать население продуктами питания.

В экономическом плане поворот  дальневосточной экономики в  сторону сопредельных стран иногда рассматривается как единственная возможность выживания отдельных  предприятий. Но созидательный потенциал  внешнеэкономической специализации  в условиях Дальнего Востока не реализуется. Весьма вероятно, что его значение чрезмерно преувеличено и для  страны в целом. Тогда политика "открытых дверей" нуждается в серьезных  коррективах, основанных на отечественной  оценке прогрессивности внешнеэкономических  связей не вообще, а для данного  этапа развития страны и с учетом конкретных форм осуществления такой  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАЙОНА

 

Территория, превосходящая по площади  всю Европу, скрывающая в своих  недрах огромные богатства, обладающая «от рождения» хорошим потенциалом  для развития, в течение нескольких поколений дошла до разряда «депрессивных». Это означает, что население не обеспечено соответствующим уровнем  качества жизни и без сожаления  покидает этот регион.

На этой гигантской территории проживают  менее 8 млн. человек, и их количество неуклонно уменьшается из года в  год. А рядом, в  северных провинциях Китая, проживают более 200 млн. человек.

Долгое время темпы  развития здесь сдерживали: первое – экономическая и инфраструктурная изоляция от наиболее развитых российских рынков, высокие транспортные затраты; второе – наличие изолированно работающих энергосистем, энергорайонов, затратность и неэффективность структуры энергоисточников; третье – невысокая степень диверсификации инновационной региональной экономики, имеющей ресурсную направленность; и четвёртое – это очаговый характер расселения с низкой плотностью населения, низкое качество социальной инфраструктуры и отсутствие комфортных условий проживания.

Для решения этих проблем  была разработана стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока до 2025 года и утверждена Правительством.

Что же конкретно нужно  сделать для быстрого и эффективного развития региона? Можно выделить четыре главные составляющие  для решения этой важнейшей для России задачи: политические, экономические, социальные и технические (технологические). Политическую составляющую можно определить как твердую заинтересованность российского руководства в этой отдаленной территории. Это подтвердилось недавним посещением Президентом России Д. А. Медведевым одного из островов Курильской гряды и последующими за этим событиями. Был сделан важный политический шаг. Второй значимый момент связан с проведением саммита руководителей стран АТЭС в 2012 году во Владивостоке. 

Сейчас экономическая  ситуация такова, что большинство  Дальневосточных территорий находятся  в депрессивном состоянии. Вряд ли  хватит бюджетных финансовых средств и сил одновременно высокими темпами развивать все территории региона. В данной ситуации для интенсивного приоритетного развития, видимо, следует выбрать хотя бы один-два субъекта Федерации, привлекательных не только для инвесторов, но и для населения, где уже сейчас имеются повышенные темпы развития. Приморский край имеет более 7% годового прироста валового регионального продукта. Подъем есть и в Хабаровском крае. 

Но это  единственные привлекательные  Дальневосточные субъекты Федерации. Поэтому если будет решаться экономический  вопрос, куда вкладывать средства, то, наверное, не стоит их «размазывать»  тонким слоем на всех, а все-таки следует  вложить туда, где уже есть тенденция прироста и подъема.  

В части создания каркаса  транспортной инфраструктуры сегодня  приоритетами становятся: транспортный коридор Китай–Евразия, как катализатор  роста грузопотоков; нефтепровод  ВСТО производительностью до 80 миллионов  тонн нефти в год, который обеспечит  выход России на энергетический рынок  Азиатско-Тихоокеанского региона, а  также поэтапное развитие на территории региона единой системы газоснабжения  России. Это развитие зоны БАМа, предусматривающее в том числе освоение природных ресурсов и строительство автодорог, в частности, «Амур» (Чита–Хабаровск), второй очереди железнодорожно-автомобильного мостового перехода через Амур, реконструкция автодороги «Байкал». Это Транскамчатский коридор, создающий единую опорную автодорожную сеть на Камчатке. Это строительство железнодорожной линии Беркакит–Томмот–Якутск с переходом через реку Лена. Это создание через Ванино и Советскую гавань транспортно-промышленного узла, благодаря чему грузопотоки через порты Ванино и Советская гавань до 2020 года достигнут 60 миллионов тонн в год, а прирост валового регионального продукта составит 8 миллиардов рублей. Это мероприятия по интенсификации воздушного сообщения, включая развитие малой авиации. Всё это в совокупности с мерами по развитию наземных путей сообщения даёт синергетический эффект качественного улучшения транспортной доступности, снижения стоимости перевозок и интеграцию в систему АТР.

Приоритетом становится создание на Дальнем Востоке мощного и целостного сегмента единой энергетической системы страны. Это ввод новых генерирующих мощностей Уссурийской ТЭЦ, Сахалинской ГРЭС, Якутской ГРЭС, атомной электростанции на базе плавучего энергоблока в городе Певек, Канкунской ГЭС и т.д.

В сфере развития лесопереработки  есть перспективы расширения рынка сбыта таких видов продукции, как пеллеты и топливные брикеты, а также создание мебельного производства.

Развитие судостроения тесно  связано с перспективами рыболовства, развитием его береговой инфраструктуры, рыболовецкого флота. Это позволит увеличить объём вылова водных ресурсов на Дальнем Востоке в 1,6 раза по сравнению  с сегодняшним днём – до 3,5 миллионов  тонн в год к 2020 году.

К наиболее важным социальным событиям относится создание Дальневосточного федерального университета. Но есть проблема. Сейчас ЕГЭ позволяет выпускникам  школ участвовать в конкурсах  на поступление в любой университет, даже не выезжая в другой регион. При этом хороший студент всегда застрахован, поскольку он  подает документы сразу в несколько университетов, имеющих разный рейтинг. Раньше такой возможности не было. Поэтому не все талантливые выпускники школ рисковали покинуть свой регион, заплатив  большие деньги за перелет в столицу без твердых гарантий поступления в вуз. Сейчас такая возможность появилась, и самая  одаренная молодежь, которая очень нужна на Дальнем Востоке России, ею активно пользуется. Но после обучения, как правило, обратно уже не возвращается. Федеральный университет эту ситуацию может изменить, если действия его руководства  окажутся правильными и эффективными. 

Информация о работе Характеристика Дальневосточного экономического района