Шпаргалка по по "Экономической географии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 12:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 20 вопросов по "Экономической географии".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры-рег.эконом.docx

— 45.97 Кб (Скачать файл)

• научно-исследовательские  работы по ключевым для территории проблемам;

• формирование резервных фондов.

Территориальный валютный фонд представляет собой совокупность валютных ресурсов в виде средств в иностранной валюте и других валютных ценностей.

Формирование  фонда происходит за счет:

выручки от реализации на внешнем рынке добытых  на данной территории драгоценных металлов;

штрафов и иных финансовых санкций, налагаемых на недобросовестных партнеров, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность по поручению администрации территории;

добровольных  пожертвований и благотворительных  взносов.

Формирование  дорожных фондов производится с целью  аккумулирования средств для содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильного дорожного полотна, приобретения дорожно-строительной техники, формирования резерва дорожного фонда.

В бюджет дорожного фонда зачисляются: налоги с владельцев транспортных средств, налоги на приобретение транспортных средств, на пользователей автомобильных  дорог (автотранспортные предприятия).

Финансовые  ресурсы субъектов хозяйствования направляются на социально-экономическое  развитие региона в различных  формах.

Главным источником формирования средств предприятий, предназначенных для содержания и развития социально-бытовой инфраструктуры, является прибыль предприятий. 
 
 
 
 
 
 
 

6. В Бюджетном Кодексе РФ бюджет определен как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления1 . П ри переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но при этом изменяются методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений.   Бюджет   широко   используется   для   межотраслевого   и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории РФ. В условиях перехода к рыночным отношениям средства государственного бюджета, прежде всего, должны направляться на финансирование структурной перестройки экономики, выполнение комплексно-целевых программ, наращивание научно-технического потенциала, социальное развитие и социальную защиту населения.  
В современных условиях наибольшим приоритетом пользуются агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплекс и транспорт. В расходах на национальную экономику более 60% составляют дотации приоритетным отраслям экономики.  
Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. В силу кризисного этапа переходного периода приоритетом социальной политики РФ является государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.  
Государственный бюджет влияет на размеры частных накоплений, определение структуры доходов предприятий и реальные доходы населения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Принципы и факторы  размещения производительных  сил

Принципы  размещения производительных сил — это основные исходные положения долгосрочной экономической политики, которыми руководствуются в процессе разработки программ перспективного регионального развития. На основе принципов размещения производительных сил с учетом конкретных факторов и условий осуществляются преобразования в территориальной организации производства производительных сил как одно из важных направлений социально-экономического развития страны. При этом размещение производительных сил рассматривается в неразрывной связи с развитием хозяйства страны как его пространственное выражение. Принципы размещения производительных сил достаточно динамичны и могут меняться в связи с изменением социально-политической ситуации в стране, стратегических аспектов развития отдельных территорий. Выделяют три группы принципов размещения производительных сил.

Первая  группа принципов размещения производительных сил исходит из общей задачи повышения экономической и социальной эффективности общественного производства с учетом минимизации затрат на производство продукции и ее транспортировку до потребителя.

К ней относят:

принцип размещения производства с учетом близости источников сырья, энергии и потребителей конечной продукции;

принцип комплексности, в том числе комплексного рационального использования природных  ресурсов, при учете задач охраны и преобразования природы и первичного освоения наиболее эффективных ресурсов;

рациональная  пространственная концентрация (агломерация) в виде территориально-производственных комплексов и территориально-отраслевых комплексов, а также промышленных районов, зон и узлов;

кооперирование  производства между различными предприятиями, сокращающее нерациональные перевозки, при максимально возможном комплексном  развитии хозяйства районов размещения.

Вторая  группа принципов обусловлена рациональным сочетанием природы и экономики. При размещении производительных сил обязательно должны учитываться такие принципы, как экологический — предотвращение вредного воздействия производства на окружающую среду; градостроительный - увязка с генеральными планами городов, недопущение чрезмерной концентрации промышленности и вытекающих отсюда отрицательных социальных последствий; комплексного развития хозяйства, обеспечивающий в каждом экономическом районе рациональное сочетание экономического и социального развития, наибольшее соответствие экономики каждого региона местным природным и экономическим условиям.

Третью  группу принципов формируют основы, вытекающие из рациональной пространственной организации территории страны. Среди них выделяют: специализацию предприятий (в экономически целесообразных пределах) соответственно основной специализации районов их размещения; выравнивание уровней экономического и социального развития различных частей страны, так как внутренняя дифференциация столь огромная и уникальная для одного государства, что сопоставима только с различиями между самыми богатыми и самыми бедными странами мира; учет международного разделения труда и межгосударственной экономической интеграции - закономерного явления развивающейся глобализации экономики, умелое использование которого в современном мире позволит использовать геоэкономическое и геополитическое положение России (“евразийский мост”) для укрепления и развития экономического пространства страны.

Особый  характер имеет принцип  укрепления обороноспособности страны при размещении производительных сил и не основан на законах экономики. Он предусматривает ускоренное развитие промышленности в глубинных районах, создание сети предприятий-дублеров, обеспечение деятельности предприятий и мер по их защите в соответствии с требованиями системы гражданской обороны: а) запрещение строительства новых мощных промышленных предприятий в крупнейших и крупных городах; б) предупреждение чрезмерного разрастания крупнейших городов.

4. Природно-ресурсный  потенциал — совокупность естественных  ресурсов, являющихся основой экономического  развития территории. Это очень  важная для каждой страны и  ее регионов характеристика, отражающая  размещение природных ресурсов, обеспеченность ими отдельных  отраслей народного хозяйства,  их влияние на формирование  хозяйственной специализации и  пространственной организации территории. Величина природно-ресурсного потенциала  представляет собой сумму потенциалов  отдельных видов ресурсов. По  некоторым данным природные богатства  России оцениваются в 3,8 раза  выше, чем в США и в 4,5 раза  выше, чем в Китае.Природные ресурсы представляют собой компоненты окружающей среды, используемые в процессе общественного производства для удовлетворения преимущественно материальных потребностей людей.Минеральные ресурсы (полезные ископаемые) — это естественные образования земной коры органического и неорганического происхождения, используемые в сфере материального производства. По направлению использования они делятся на топливно-энергетические (нефть, природный газ, уголь, урановые руды, горючие сланцы, торф), металлорудные (руды черных, цветных, редких, благородных металлов) и неметаллические (химическое, строительное сырье, техническое руды). Минеральные ресурсы относятся к числу невозобновляемых видов природных ресурсов.Биологические ресурсы — биологические объекты, включаемые в хозяйственную деятельность человека в качестве предмета труда и средства производства.Среди биологических ресурсов по видам хозяйственного использования различают лесные, пастбищные, охотничьи, рыбные ресурсы и др.Особо важное место среди биологических ресурсов принадлежит лесным ресурсам, в составе которых обычно учитываются запасы древесины в лесах, а также их “недревесные полезности”. Древесина является универсальным сырьем, из которого производится более 20 тыс. видов продукции.

Животные ресурсы  РФ разнообразны. Однако из-за северного  положения фауна России по числу  видов относительно небогата. Наша страна выделяется в мире по запасам  охотничьих животных и промысловых  рыб. Среди 20 видов пушных зверей, являющихся постоянными объектами охоты, по своему экономическому значению первое место занимает соболь, обитающий  только на территории России, в тундровой  зоне основным пушным видом является песец, промышляют также ондатру, белку, лесную куницу, выдру, бобра.

Среди рыбных ресурсов России выделяются ценные породы пресноводных водоемов (стерлядь, осетр, форель, сиг) и разнообразная ихтиофауна морей  Дальнего Востока (лососевые, сельдь, сайра, морской окунь). Важный объект промысла — камчатский краб. За последние  годы эти ресурсы могли бы обеспечить ежегодный российский вылов на уровне 9- 10 млн. т. 

12.По состоянию  на 1.3.2008, в состав РФ входят 83 субъекта  РФ:

Республики: Адыгея, Алтай, Башкортостан (Башкирия), Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия–Алания, Татарстан (Татария), Тыва, Удмуртия, Хакасия, Чеченская, Чувашская (Чувашия);

Края: Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский;

Области: Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская, Читинская;

Информация о работе Шпаргалка по по "Экономической географии"