Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 12:41, курсовая работа
Герма́ния (нем. Deutschland), официальное название – Федерати́вная Респу́блика Герма́ния (нем. Bundesrepublik Deutschland), ФРГ – государство в Центральной Европе. Население, по итогам переписи 2013 года, составляет более 80,2 миллионов человек, территория – 357 021 км², по обоим этим показателям является крупнейшей страной Центральной Европы. Занимает шестнадцатое место в мире по численности населения и шестьдесят второе по территории. …
. Общие сведения……………………………………………………………..2
2. Историческая справка о развитии немецкой экономики…………….2
3. Особенности экономической системы Германии………………………7
4. Макроэкономические тенденции…………………………………………8
5. Важнейшие отрасли экономики Германии……………………………..12
5.1. Промышленность Германии………………………………………………12
5.2. Машиностроение..........................................................................................13
5.3. Химическая промышленность…………………………………………….13
5.4. Легкая промышленность…………………………………………………..14
5.5. Пищевая промышленность………………………………………………………14
5.6. Электротехническая промышленность………………………………………14
5.7. Металлургия………………………………………………………………………..15
5.8. Авиакосмическая промышленность……………………………………………15
5.9. Судостроение……………………………………………………………………….15
5.10 Энергетика………………………………………………………………………….16
5.11. Сфера обслуживания…………………………………………………………….17
5.12. Сельское хозяйство………………………………………………………………17
6. Валовой национальный продукт………………………………………….18
7. Занятость населения………………………………………………………...18
Вывод……………………………………………………
Значительную часть природных ресурсов Германия импортирует, причем роль Российской Федерации как основного поставщика энергоресурсов очень велика. За счет собственных ресурсов потребность Германии в газе может покрываться лишь на четверть.
На фоне нехватки сырья и необходимости учитывать экологические требования, ФРГ предпринимает активные действия по экономии и рациональному использовании энергии. Сюда же следует добавить использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ), благодаря которым, согласно планам, в долгосрочной перспективе должна покрываться пятая часть потребностей в электроэнергии. В 2000 г. доля ВИЭ составила всего 2,1 %. К 2010 г. федеральное правительство намерено увеличить этот показатель как минимум до 4,2 %. Самые мощные энергетические концерны: E.ON, RWE, EnBW и Wintershall.
5.11. Сфера обслуживания
В 2012 году сфера обслуживания составила 78,1 % ВВП Германии.
5.12. Сельское хозяйство.
Большие территории страны используются для занятия сельским хозяйством. Несмотря на это, в сельском хозяйстве заняты лишь 2—3 % от общего числа работоспособного населения. Высокая производительность труда достигается за счёт механизации, применения современных агропромышленных технологий.
Около 70 % товарной продукции сельского хозяйства даёт животноводство. Скотоводство даёт более 2/5 всей товарной продукции сельского хозяйства, причем основная часть приходится на молоко (около 1/4). Второе место занимает свиноводство. Самообеспеченность страны по молоку и говядине превышает 100 %, по свинине менее 4/5. Бройлерное производство, производство яиц, телятины, а также свиноводство концентрируются в крупных животноводческих хозяйствах, размещение которых мало зависит от природных факторов.
На Германию приходится несколько более 1/5 общего производства зерна в Европейском союзе, ржи - 3/4 сбора, овса - около 2/5, ячменя - более 1/4. Значительные объёмы производства кормов для животноводства, особенно ячменя, который также используется при производстве пива, считающегося в Германии национальным напитком (потребление на душу населения - около 145 л в год). В районах с высоким естественным плодородием почв выращивается пшеница, ячмень, кукуруза и сахарная свекла. Более бедные почвы используются под посевы ржи, овса, картофеля и естественные кормовые культуры. Виноградарство превосходит по товарной продукции плодоводство и овощеводство, вместе взятые.
Сельское хозяйство в основном базируется на мелком семейном фермерстве. Широко применяется труд сезонных работников.
6. Валовой национальный продукт.
Валовый национальный продукт – ВНП есть совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в обеих сферах национальной экономики независимо от местонахождения национальных предприятий (в стране или за рубежом) . ВНП подсчитывается по национальному признаку. С уровнем ВНП, превышающим 2,7 триллиона евро, Германия находится на третьем месте в мире по общему объёму производства и промышленному производству, ФРГ стоит на первом месте в мире по объёмам экспорта. Экспортируемая продукция известна во всем мире под маркой Made in Germany.
7. Занятость населения
В начале XXI века в Германии наблюдается высокий уровень безработицы и относительно низкие показатели роста экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит в восточных землях. Поиск причин экономического упадка разделил общество на две части. Одни считают, что причиной экономического кризиса является обилие социальных выплат и их размеры. Другие винят в этом растущую разницу доходов среди населения, которая привела к снижению внутреннего спроса.
По состоянию на конец февраля 2005, согласно официальным данным, 5,216 млн граждан Германии (12,6 % экономически активного населения Германии) не имели постоянной работы. Это самый высокий показатель с начала 1930-х – тогда это стало одной из причин прихода к власти нацистов хотя в то время в Германии не было никаких программ социальной помощи безработным.
Несмотря на ослабление конъюнктуры, занятость в Германии достигла рекордного уровня. В третьем квартале 2008 года число жителей страны, имеющих работу, составило 40,5 млн человек. По сравнению с аналогичным периодом 2007 года этот показатель увеличился на 1,5 %. О становлении рыночной экономики и индустриализации в Германии за последние 200 лет можно прочитать в книге «Модернизация Европы» (глава «Германия»).
Вывод
Своей нынешней экономической моделью, которую называют социально-ориентированной рыночной экономикой, Германия обязана «железному канцлеру» Отто фон Бисмарку (Otto von Bismarck), отмечает Вернер Шрайбер (Werner Schreiber), бывший министр социального развития федеральной земли Саксония-Анхальт. При Бисмарке в XIX веке в стране появилось пенсионное и медицинское страхование.
Именно тогда и были заложены основы современной системы социальных льгот, в которой работодатель и наемный работник делят поровну сумму взносов. Соблюдение социальных интересов населения и свободная рыночная конкуренция и сегодня остаются ключевыми принципами немецкой экономики, которые после Второй мировой войны были реализованы в социальной и семейной политике, а также в других областях.
Третьей важной особенностью экономической модели Германии считается так называемая тарифная автономия. Это означает, что профсоюзы и работодатели без воздействия со стороны государства могут свободно договариваться о размере заработной платы. В результате такого партнерства в Германии практические не бывает забастовок - еще один пункт в списке достоинств немецкой экономики.
По сравнению с другими европейскими странами, где уровень безработицы подбирается к рекордно высокой отметке, в настоящее время работу в Германии имеют 42 млн человек. Такого высокого уровня занятости страна не знала за всю свою историю.
Успех обеспечила проведенная радикальная реформа рынка труда, инициированная еще в 2003 году правительством тогдашнего канцлера Герхарда Шрёдера (Gerhard Schröder). Добавьте к этому создание низкооплачиваемого сектора и повышение гибкости рынка труда и получите больше рабочих мест.
Однако есть и обратная сторона медали: такая политика привела и к появлению слишком большого числа низкооплачиваемых рабочих мест, добавляет он. Независимо от того, кто войдет в новое правительство ФРГ, оно попытается устранить негативные последствия этой реформы, считает эксперт.
Кроме того, Германия заслуженно славится хорошо налаженной системой подготовки инженерно-технических кадров. Местные высшие учебные заведения ежегодно выпускают около 100 тысяч прекрасно обученных инженеров и специалистов естественнонаучного профиля. Высокую производительность труда обеспечивают и квалифицированные сотрудники, не имеющие высшего образования.
Немецкая дуальная система образования, корнями уходящая в средневековую ремесленную систему обучения, известна своей эффективностью. В соответствии с нею студенты соединяют теорию с практикой, проходя подготовку непосредственно в фирмах и постигая теоретические знания в учебных заведениях.
Такая система высшего образования выгодна в первую очередь среднему бизнесу - компаниям, штат которых не превышает 500 сотрудников. К этому сегменту относятся 99 процентов из трех миллионов немецких предприятий. Большинство из них - семейный бизнес. Это во многом объясняет, почему вклад промышленности в ВВП страны до сих пор составляет 26 процентов, в то время как другие страны ЕС серьезно затронула деиндустриализация.
Промышленность - один из ключевых секторв немецекой экономики
Например, в Великобритании акции мелких фирм, уже давно свободно обращающиеся на рынке, как правило, приобретают крупные компании, которые рано или поздно закрывают местную фабрику и переносят производство за рубеж. В Германии ситуация выглядит иначе. Если семья владеет небольшим предприятием - это ее единственный бизнес и источник дохода, поэтому производство остается в стране.
При этом большинство владельцев не желают размывать капитал своей фирмы и потому не выводят ее на фондовый рынок. Это позволяет ставить перед собой долгосрочные цели вместо того, чтобы гнаться за интересами инвесторов и ежеквартально отчитываться о результатах работы, говорит Рёль: "Можно никуда не торопиться и действовать исключительно в интересах своего предприятия".
Просто выпускать качественный продукт для успеха на рынке уже не достаточно. К такому выводу приходит все больше немецких компаний. Чтобы привлечь клиентов в условиях конкуренции с азиатскими странами с их дешевой рабочей силой, немецкие фирмы вынуждены предлагать что-то особенное.
В итоге под торговой маркой «Сделано в Германии» все чаще продаются не только товары, но и определенный набор дополнительных услуг. Сегодня уже мало просто продать технику. Не менее важно предложить обучающий курс по ее использованию и техническую поддержку 24 часа в сутки. В конечном итоге фирма-продавец буквально гарантирует эффективную работу устройства.
Министерство экономики и энергетики ФРГ заявило, что повышенный экспорт и инвестиции, как ожидается, ускорят темпы роста в 2014 и следующих годах. Ведомство прогнозирует, что внутренний валовой продукт Германии увеличится в 2015 г. на 2%.
По прогнозам экономистов из Минэкономики страны, экспорт вырастет на 4,1% в этом году, при этом объем импорта вырастет более ускоренными темпами, что скажется на сокращении положительного сальдо торгового баланса.
Минэкономики ожидает, что в этом году прибавится 240 тыс. рабочих мест. Таким образом, количество рабочих мест увеличится до 42,1 млн.
Согласно данным, опубликованным в прошлом месяце, ВВП в 2013 г. вырос на 0,4%, что говорит о том, что немецкая экономика находится в хорошем состоянии.
Прогноз министерства экономики на 2014 г. немного выше ожиданий Европейской комиссии и Бундесбанка, которые заявили, что ВВП вырастет на 1,7%.
Высокие технологии в целом - залог процветания немецкой экономики, небогатой сырьевыми ресурсами. Ежегодно на исследования в области инноваций Германия тратит около 70 млрд евро. В высокотехнологичных компаниях занято 11 процентов работающего населения страны. Это намного выше среднего показателя по Евросоюзу.
Однако, говоря о немецком экономическом чуде, нельзя не упомянуть развитую инфраструктуру и выгодное географическое положение ФРГ. Хорошо разветвленная транспортная система, современные телекоммуникации, благоприятный климат для сельского хозяйства - последние кусочки пазла под названием «экономическая модель Германии».
Список литературы
1. Погорлецкий А.И. Экономика и экономическая политика Германии в ХХ веке. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. С. 109.
2. Экономическая история
3. Немецкая волна. Рынок и человек. Москва 2007 г. №11, 140 с.
4. Халевинская Е.Д., Крозе И. Мировая экономика: Учебник / Под редакцией Е.Д. Халевинской. – М.: Юристъ, 2007 г., 301 с.
5. Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира», М: «Просвещение», 2008г., учебник, 398 с.
4. Халевинская Е.Д., Крозе И. Мировая экономика: Учебник / Под редакцией Е.Д. Халевинской. – М.: Юристъ, 2007 г., 301 с.
5. Германия. Основные сведения и аспекты: режим доступа gemBook – Электрон. дан. – М.: ЛитРес, 2009.
6. Экономика Германии: режим доступа ru./wiki/Экономика_Германии - электрон. энциклопедия.
7. http://www.ved.gov.ru/
8. http://www.vestifinance.ru/
9. http://ru.cbonds.info/ - Официальная информация Бундесбанка
10. Всё о Германии [Электронный ресурс]: germany – электрон. Журнал - М. 2011.