Экономика Мексики и ее роль в НАФТА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Мексика — одна из крупнейших стран по численности населения в Латинской Америке; занимает особое географическое положение, находясь между двумя океанами и двумя материками: Северной и Южной Америкой, граничит с США, что накладывает особый отпечаток на положение страны.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 90.77 Кб (Скачать файл)

С 1993 по 1997 годы Мексика в одностороннем порядке отменила тарифы на более чем 1,2 тысячи импортировавшихся товаров; число товаров, свободных от тарифного обложения, выросло с 414 в 1993 г. до 1658 в 1997 г. Эти меры в первую очередь затронули оборудование и машины для сельского хозяйства, химической, электрической, электронной, текстильной и полиграфической отраслей. В среднем тариф снизился с 7,8% в 1993 г. до 2,9% в 1996 г. и 2,7% в 1997 г. Одновременно Мексика установила тарифные квоты для того, чтобы обеспечить поступление на внутренний рынок нужных для страны количеств тех или иных сельскохозяйственных товаров.

 Важнейшей задачей  экономической политики Мексики  было привлечение иностранных  капиталовложений. Чтобы усилить  приток иностранного капитала  в декабре 1993 г. был издан закон  об иностранных инвестициях, в  который в декабре 1996 г. был внесен  ряд поправок. Этот закон, наряду  с Североамериканским соглашением  о свободной торговле, дал свободу  действий иностранному капиталу. В последующие годы существенной  либерализации подвергся режим  его функционирования в отраслях, важнейших для развития страны, — портовое хозяйство, воздушный  транспорт, телекоммуникации, хранение, транспортировка и распределение  натурального газа, железные дороги, финансовые услуги. В результате  Мексика, по мнению ее экспертов, превратилась в одно из наиболее  открытых государств для инвесторов  из разных стран. Мексика добилась  включения в многочисленные торговые  соглашения, которые она подписывала, пунктов о капиталовложениях, что  обеспечивало уверенность в их  сохранности. Так, соглашения о взаимном  благоприятствовании и защите  капиталовложений были подписаны  с Испанией (1995 г.), Швейцарией (1995 г.), Аргентиной (1996 г.). Страна стремится  участвовать во всех международных  форумах, где обсуждается эта  проблема. В результате либерализации  режима для иностранных капиталовложений  их приток в Мексику только  за 1994-1996 гг. достиг 31.5 млрд. долл.; по  этому показателю страна заняла  второе место после Китая.[10]

Вступление в НАФТА имело для Мексики колоссальное экономическое и политическое значение. Правящая элита рассчитывала таким путем решить ряд острейших народнохозяйственных проблем - привлечение иностранных капиталовложений и передовой технологии, обеспечение надежных рынков для экспортных товаров, увеличение занятости и др.

Соглашение предусматривает регулярные консультации стран-участниц по проблемам взаимного интереса, включая регулирование в области здравоохранения, субсидирование производства в ряде отраслей, единые правила установления происхождения товаров и стандарты качества, а также создание процедур для разрешения коммерческих споров.

НАФТА обязывает Мексику отменить ограничения на вложения иностранного капитала (за исключением энергетического сектора) и допустить свободную репатриацию прибылей американскими и канадскими фирмами, а также предоставить гарантии иностранным инвесторам от возможного захвата их собственности без полной компенсации. Соглашение позволяет иностранным банкам заполучить до 25% мексиканского финансового рынка и открывает возможность для иностранных фирм приобрести 30% страхового бизнеса до 2004 г., после которого все ограничения будут полностью сняты.

В целом Мексике удалось добиться более льготных условий вступления по сравнению с ее северными соседями. Если те обязались снять таможенные тарифы на 80% мексиканского экспорта (исключая нефть), то Мексика проявила взаимность только в отношении 40-42% американского и канадского экспорта. Однако в этом отразилась не филантропия партнеров, а их реальные экономические интересы.

Самым важным товаром в торговом обмене между США и Мексикой является нефть, 55% из экспортируемого ею количества направляется в США. Обладая одними из самых крупных в мире разведанных запасов нефти, Мексика добывает в день лишь 2.5 млн. баррелей. В то же время она импортирует значительную часть потребляемого бензина и основных нефтехимических продуктов из США. Несмотря на свое нефтяное богатство, Мексика остается бедной страной, где подушевой доход в год составляет около 3 тыс. долл. (1992 г.), а внешний долг равняется 97 млрд. долл. Для увеличения производства государственной нефтяной компании Ремех необходимы 20 млрд. долл., однако возможности для мобилизации таких инвестиций весьма ограничены.

Американские нефтяные компании охотно вложили бы капиталы в мексиканскую нефть, но при заключении НАФТА Мексика отстояла свою монополию на нефтедобычу, разрешив участие иностранных компаний в сопредельных отраслях. Борьба интересов вокруг нефтяного сектора мексиканской экономики в значительной степени способствовала созданию региональной организации свободной торговли в Северной Америке с участием Мексики.

Начиная с 1986 г. Мексика приватизировала или ликвидировала более 1 тыс. государственных предприятий и в настоящее время лишь около 250 компаний остаются в руках государства. Процесс приватизации охватил главным образом семь основных секторов экономики - шоссейные и железные дороги, аэродромы, морские порты, телекоммуникации, электроэнергетику, добычу и распределение натурального газа. Нефтехимия сохранится под контролем Ремех, хотя небольшие пакеты акций второстепенных предприятий могут быть проданы частному капиталу.

В декабре 1992 г. Мексика изменила закон об электроэнергетике. Частный сектор получил возможность участвовать в производстве электроэнергии, хотя и в ограниченных масштабах. В октябре 1996 г. правительство объявило об отказе от готовившейся 100%-ной приватизации части нефтеперерабатывающей промышленности, предложив взамен продажу части акций.[12] Вместо полной приватизации 61 предприятия предполагается лишь частичная продажа, при которой Ремех сохранит не менее 51 % акций.

США являются главным источником прямых иностранных инвестиций для Мексики. Между 1994 и 2000 гг. американские фирмы вложили в ее экономику более 40.3 млрд. долл., из которых 59% поступили в обрабатывающую промышленность. Канада, занимающая как источник прямых иностранных инвестиций для Мексики пятое место, за этот период вложила около 2.8 млрд. долл., в том числе 57% - в обрабатывающую промышленность.

Рост совместных предприятий способствовал буму в общерегиональном масштабе в автомобильной, электронной и текстильной промышленности. Для Мексики рост производства в этих отраслях был особенно важен. В 1998 г. страна заняла девятое место в мире среди экспортеров автомобилей и запчастей к ним и третье - среди поставщиков американского автомобилестроения. В 1999 г., четвертый год подряд, она экспортировала свыше 1 млн. автомобилей на мировой рынок, в том числе в США - более чем на 24 млрд. долл., или на 224% больше, чем в 1993 г., а ее доля в импорте автомобилей в США возросла с 7.2 до 13%. С 1994 по 2000 г. мексикано-амери-канская торговля текстилем и готовой одеждой увеличилась в три раза, достигнув почти 14 млрд. долл. После вступления в силу НАФТА Мексика переместилась с пятого на первое место как поставщик текстиля и одежды на американский рынок, оттеснив Китай, Гонконг, Тайвань и Южную Корею. Экспорт в США электронных товаров в 1999 г. достиг 37 млрд. долл., превысив почти втрое показатель 1993 г. Ныне Мексика занимает второе место по их поставкам в США.

По общему признанью, за время существования НАФТА Мексика превратилась в промышленно развитую страну. 90% ее экспорта составляют товары обрабатывающей промышленности8 (в 1993 г. - 77%). Нефть, напротив, снизила свою I долю с 22 до 7%, хотя бюджет до сих нор на 35% пополняется за счет нефтяной промышленности12 .

Индустриализация страны в значительной степени происходит за счет перемещения производства из Азии в Мексику, где рабочая сила дешева, а центры потребления ближе. Например IBM изготовляет компоненты компьютеров в Гвадалахаре (Мексика), а не в Сингапуре, как прежде. Американцы все чаще закупают одежду в Мексике, откуда она доставляется значительно скорее, чем из азиатских стран. Не только американские и канадские компании, но также европейские и азиатские многонациональные корпорации вкладывают миллиарды в мексиканскую экономику из-за дешевизны рабочей силы (1.6 долл. в час в обрабатывающей промышленности, в то время, как, например, на Тайване - 6.1 долл.) и ее интеграции в огромный североамериканский рынок.

В этом же направлении действует другой важный фактор, также связанный с НАФТА. Соглашение обеспечивает иностранцам те же самые права и условия деятельности, что и местным инвесторам, и гарантирует им защиту их собственности и сохранение рыночной экономики в Мексике. Именно этим объясняется тот факт, что иностранные капиталовложения продолжают поступать, несмотря на экономические потрясения, такие как коллапс мексиканского песо в 1994 г. Кстати, у этого события был и определенный позитив для инвесторов - снижение издержек производства товаров, произведенных в Мексике.

Таким образом Мексиканских промышленников уже не удовлетворяет статус индустриальной державы, они все чаще говорят о создании высокотехнологичных товаров на основе собственной технологии. Возрастает образование и квалификация мексиканской рабочей силы, поскольку современное производство требует больших знаний и умения. Эти и другие достижения страны тесно связаны с ее вступлением в НАФТА, в результате чего растут товарность и конкурентоспособность экономики. Производственный потенциал и опыт экспортной специализации предприниматели и политики начинают во все большей степени использовать для торговой экспансии за пределами НАФТА - в Латинской Америке, в Европе (соглашение о свободной торговле с ЕС) и даже в Японии, с которой ведутся торговые переговоры.

 

2.2 Влияние НАФТА  на экономическое развитие регионов Мексики

 

Соединенные Штаты Мексики состоят из 31 штата и Федерального Округа, которым является столица страны, город Мехико.

Условно Мексику можно разделить на пять макрорегионов : Северо-западный регион, состоящий из штатов: Нижняя Калифорния (Baja California), Южная Нижняя Калифорния (Baja California Sur), Синалоа (Sinaloa), Сонора (Sonora), Северо-восточный регион, состоящий из штатов: Коауила (Coahuila), Чиуауа (Chihuahua), Дуранго (Durango), Нуэво-Леон (Nuevo León), Тамаулипас (Tamaulipas), центрально-западный регион, состоящий из штатов: Агуаскальентес (Aguascalientes), Колима (Colima), Гуанахуато (Guanajuato), Халиско (Jalisco), Мичоакан (Michoacán), Наярит (Nayarit), Сан-Луис-Потоси (San Luis Potosí), Сакатекас (Zacatecas), центральный регион, состоящий из штатов: Идальго (Hidalgo), Морелос (Morelos), Керетаро (Querétaro), Тласкала (Tlaxcala) , штат Мехико  (México), Федеральный округ (Distrito Federal) и юго-восточный регион , состоящий из штатов: Кампече (Campeche), Чьяпас (Chiapas), Герреро (Guerrero),  Оахака (Oaxaca),  Пуэбла (Puebla), Кинтана-Роо (Quintana Roo),  Табаско (Tabasco), Веракрус (Veracruz), Юкатан (Yucatán).

В 2009 году население Мексики составляло 107,5 млн., из которых более половины жителей проживало в центральном регионе 28,44% и в юго-восточном регионе 28,18%,  в центрально-западном регионе 21,27 %, Северо-восточным регионе 14,01% и Северо-западном регионе 8,09%5.

Накануне подписания Мексикой Соглашения о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), диверсификация регионов Мексики по степени вовлеченности в хозяйственную жизнь страны, разделения труда, а также по доле участия в создании ВВП страны уже сложилась.

Новая экономическая структура, создаваемая в Мексиканских Соединенных Штатах, включает отдельные регионы страны в технологически-производственные связи с мировой экономикой, при помощи ТНК,   часто вызывая нарушение уже давно наработанных схем внутри страны, делая тем самым неэффективным политику государства по сбалансированному развитию страны. Экономический рост регионов становится  зависим от конъюнктуры международной торговли. Вступление в силу договора о НАФТА только усиливает процесс подчинения регионального развития Мексики нуждам американским ТНК.

На протяжении ХХ века в Мексике существовали три  экономических региона, центры которых активно развивались: Мехико, его пригород, Гвадалахара и   Монтеррей. В последние 25лет, когда Мексика стала больше интегрироваться в мировое хозяйство, стали происходить изменения в равномерности этого развития. 

При проведении политики импортозамещения, правительство разными методами пыталось стимулировать экономическое развитие центральных штатов страны, создавая благоприятные условия для притока инвестиций, создавая необходимую инфраструктуру или госпредприятия. Развитие  центрального и центрально-западного региона, в последние десятилетия прошлого столетия, также объясняется близостью к основным внутренним рынкам сбыта и наличием большого количества рабочей силы.

Подписание Мексикой Соглашения о НАФТА, слегка ослабило  экономическую активность в центральных штатах, так как национальное хозяйство стало больше ориентироваться на интеграцию в рамках торгового блока НАФТА, но кардинальным образом это не изменило расстановки сил среди регионов, не изменились диспропорции между отдельными регионами Мексики.

Согласно проведенным исследованиям в 1980 – 2000 гг., экономическая активность в Федеральном округе (г. Мехико) росла самыми быстрыми темпами. За ним следовали штаты Нуэво-Леон (Монтеррей)  и Халиско (Гвадалахара). В целом, можно сказать, что в Мексике не проводилась централизованная политика в области развития регионов, преодоления диспропорции между ними. Наглядным подтверждением этого является состязание  региональных властей между собой в предоставление налоговых и иных льгот для частных инвесторов.

После подписания Мексикой Соглашения о НАФТА, произошли два заметных изменения в развитии регионов, ускорились темпы роста промышленного сектора, особенно предприятий, создающих машины и оборудование, как следствие наблюдался рост в штатах, где присутствовали предприятия данной отрасли. Штаты северных регионов развивались более быстрыми темпами, чем ранее предполагалось.  Произошел рост обрабатывающей промышленности в штате Нижняя Калифорния, похожая тенденция наблюдалась в таких приграничных городах, как, например,  Тихуана и Мехикали. Большинство из приграничных городов изолированы как в географическом, так и  экономическом плане от остальной Мексики, поэтому  последние годы можно наблюдать за возникновением интеграции  между севером Мексики и югом США.

Необходимо отметить, что северные штаты очень бурно развиваются. Прирост промышленного производства в 1980 -1998 гг. составил 1,8% в год, а рост рабочих мест 12,6% в год.  За аналогичный период средний рост промышленного производства по всей стране составлял 1,7%, а  рост рабочих мест 1,9%..Данный регион, в значительной степени, обязан  своими высокими показателями экономического роста близостью и коммерческими контактами со своим северным соседом. Необходимо заметить, что уровень экономического развития северо-западного и северо-восточного макрорегионов очень похож.  Данным штатам присуща общая структура экономики.

Информация о работе Экономика Мексики и ее роль в НАФТА