Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:13, курсовая работа
Ее актуальность заключается в необходимости более тщательного изучения проблем и перспектив развития ДФО, связанных прежде всего с разработкой и добычей полезных ископаемых, а также налаживанием более тесных путей сообщения с другими районами РФ. Целью моей работы является изучение природного потенциала, структуры населения района и отраслевой направленности промышленности Дальнего Востока, а также проблем, являющихся наиболее насущными на данный момент для этого экономического района РФ.
Введение……………………………………………………………………..2
1. Место хозяйства Дальневосточного экономического района в территориальном разделении труда…………………………………………..3
2. Природно-ресурсный потенциал и его хозяйственная оценка…………………………………………………………………………...6
3. Развитие и размещение основных отраслей рыночной специализации………………………………………………………………. .11
4. Население и трудовые ресурсы……………………………………….18
5. Транспорт, внешние экономические связи. Проблемы и
перспективы развития района…………………………………….............23
Заключение…………………………………………………………………29
Список использованных материалов……………………………………..30
Приложение………………………………………………………………...31
В противоположность этому районы севера Дальнего Востока отлича-ются весьма суровыми климатическими условиями и практически непри-годны для существования обширной сети поселений. Здесь целесообразно иметь сеть опорных пунктов с комфортабельными условиями жизни лю-дей, а недостаток рабочей силы компенсировать вахтовыми миграциями из южных регионов Дальнего Востока. Юг - база для успешного и эффектив-ного освоения севера»19.
Население Дальневосточного федерального округа, начиная с мо-мента распада СССР, снижается. Этому способствовало как отрицатель-ное сальдо естественного, так и механического движения. За годы перестройки с территории округа выехало на "большую землю" около 1,5 млн человек. Показатели естественного движения населения приве-дены в табл. 4.
Табл. 4
Динамика рождаемости, смертности, естественного прироста
населения Дальневосточного федерального округа за 1970-2006 гг.20
Субъекты ДФО |
На 1000 человек населения | ||||||||
родившихся |
умерших |
естественный прирост | |||||||
1970 |
1990 |
2006 |
1970 |
1990 |
2006 |
1970 |
1990 |
2006 | |
РФ |
14,6 |
13,4 |
10,4 |
8,7 |
11,2 |
15,2 |
5,9 |
2,2 |
-4,8 |
ДФО |
17,8 |
15,4 |
11,5 |
7,2 |
8,2 |
14,0 |
10,6 |
7,2 |
-2,5 |
Республика Саха (Якутия) |
20,8 |
19,4 |
14,4 |
8,5 |
6,7 |
9,7 |
12,3 |
12,7 |
4,7 |
Приморский край |
17,7 |
14,6 |
10,4 |
7,1 |
9,1 |
14,9 |
10,6 |
5,5 |
-4,5 |
Хабаровский край |
17,1 |
15,1 |
11,0 |
7,0 |
9,2 |
14,9 |
10,1 |
5,9 |
-3,9 |
Амурская обл. |
18,0 |
16,2 |
11,8 |
7,6 |
8,6 |
15,5 |
10,4 |
7,6 |
-3,7 |
Камчатская обл. |
17,5 |
12,4 |
11,0 |
6,7 |
6,2 |
11,3 |
10,8 |
6,2 |
-0,3 |
в т.ч. Корякский АО |
22,2 |
16,9 |
11,8 |
11,6 |
9,1 |
16,0 |
10,6 |
7,8 |
-4,2 |
Магаданская обл. |
16,3 |
13,6 |
10,7 |
5,6 |
5,6 |
13,2 |
10,7 |
8,0 |
-2,5 |
Сахалинская обл. |
17,0 |
14,2 |
11,2 |
6,8 |
8,1 |
15,0 |
10,2 |
6,1 |
-3,8 |
Еврейская автономная область |
18,7 |
17,8 |
12,1 |
7,7 |
9,6 |
16,0 |
11,0 |
8,2 |
-3,9 |
Чукотский АО |
16,9 |
13,8 |
15,3 |
5,8 |
3,7 |
11,6 |
11,1 |
10,1 |
3,7 |
Из таблицы видно, что уровень рождаемости в целом по округу за рассматриваемый период снизился с 17,8 промилле в 1970 году до 11,5 промилле на 01.01.2007 г. Рождаемость ниже среднего показателя по округу отмечалась в Приморском, Хабаровском краях, Камчатской, Магаданской и Сахалинской областях; выше, чем по округу в целом, рождае-мость была во всех остальных субъектах округа. Наиболее высокое отрицательное сальдо естественного прироста было в Приморском крае. По-ложительное сальдо естественного прироста наблюдалось в Республике Саха (Якутия) и Чукотском автономном округе.
Важная особенность
района — очень интенсивное
Дальневосточный район — один из самых "городских" в России. Доля горожан составляет 74%. При этом большим удельным весом городского населе-ния отличаются Сахалинская, Магаданская, Камчатская области, Хабаровский и Приморский края. На территории Дальнего Востока имеется 66 городов, среди которых выделяются Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Якутск, Мага-дан и др. Большинство крупных городов находится в южной части района. Сель-ские поселения размещены очагами, большей частью по долинам рек.
Рис. 2
Население Дальнего Востока многонационально. Большинство — рус-ские. Здесь проживают также корейцы, белорусы, евреи и китайцы. Кроме них в районе насчитывается около полутора десятков представителей коренных на-родностей Севера. Они принадлежат к северной ветви монголоидной расы. Чукчи, коряки, ительмены, эскимосы, алеуты — народы, говорящие на языках палеазиатской группы (чукотско-камчатская языковая семья). «Особый этно-графический ареал на юге Дальнего Востока (в Приморье, Приамурье, а также на острове Сахалин) образуют нанайцы, нивхи, негидальцы, удэгейцы, ульчи, ороки, орочи»21.
Лица моложе трудоспособного возраста составляют 17,5% общей числен-ности населения района. Высоким удельным весом подростков выделяются Рес-публика Саха, Корякский и Чукотский АО. Лица старше трудоспособного возрас-та составляют 16,6% численности населения, их доля наиболее высока в Примор-ском и Хабаровском краях и Амурской области. Лица в трудоспособном возрасте составляют около 66% населения района (см. табл. 5).
Табл. 5
Соотношение возрастных групп в общей численности населения Дальневосточного федерального округа22
(на 01.01.2007 г., %)
Субъекты ДФО |
Все население, чел. |
Из общей численности – население в возрасте | ||
моложе трудоспособного |
трудоспособное |
старше трудоспособного | ||
РФ |
142220968 |
16,0 |
63,4 |
20,6 |
ДФО |
6508942 |
17,5 |
65,9 |
16,6 |
Республика Саха (Якутия) |
949972 |
23,6 |
65,4 |
11,0 |
Приморский край |
20005917 |
15,7 |
65,2 |
19,1 |
Хабаровский край |
1405452 |
16,0 |
66,1 |
18,0 |
Амурская обл. |
874613 |
18,0 |
65,3 |
16,8 |
Камчатская обл. |
347123 |
16,7 |
69,0 |
14,3 |
в т.ч. Корякский АО |
22580 |
22,0 |
65,5 |
12,5 |
Магаданская обл. |
168530 |
17,0 |
69,4 |
13,6 |
Сахалинская обл. |
521206 |
16,5 |
67,0 |
16,5 |
Еврейская автономная область |
185645 |
18,3 |
65,1 |
16,6 |
Чукотский АО |
50484 |
21,7 |
70,4 |
7,9 |
Специфическая особенность Дальневосточного района — острый дефицит рабочей силы, особенно он велик в Магаданской области и в Республике Саха. Каждый год сюда привлекают трудовые ресурсы из других районов страны. Однако из-за суровых природных условий и отставания социальной инфраструк-туры велик обратный отток населения, особенно обострившийся с прекращени-ем государственной поддержки некоторых менее рентабельных производств на севере.
В абсолютной величине численности населения важной пропорцией выступает соотношение между городским и сельским населением. Наибо-лее урбанизированными территориями округа являются Приморский и Хабаровский края - 77,2 и 80,2% соответственно, области: Камчатская - 81,6%, Магаданская - 84,4%, Сахалинская - 84,7%, что видно из рис. 3.
Рис. 3
Изменение соотношения городского и сельского населения Дальневосточного федерального округа за период 1990-2007 гг. 23 (на 01.01.2007 г.)
Крупные города и Дальневосточного федерального округа - Владивосток, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Петропавловск-Камчат-ский, Якутск. Численность остальных городов не превышает 180 000 человек.
В общей численности населения Дальневосточного федерального округа экономически активное население имеет тенденцию к сокращению, начиная с 1995 года.
Степень использования экономически активного населения характери-зуется уровнем безработицы, который по округу в целом начиная с 1995 года по 2000 год имел тенденцию к росту, с 2001 года по 2006 год он резко сократился и на 01.01.2007 г. составил 7,5%, что ниже уровня 1995 года на 2,9 процентных пун-кта.
Климатические условия, минерально-сырьевая база определили отрас-левую специализацию в промышленности и сельском хозяйстве Дальне-восточного федерального округа.
5. Транспорт, внешние экономические связи. Проблемы и перспективы развития района
5.1 Транспорт
Транспортный комплекс Дальневосточного федерального округа включает в себя все виды транспорта, используемые в РФ. Он играет большую роль в хозяйственном освоении природных ресурсов округа, каждый из видов транспорта играет определенную роль в хозяйственном развитии ДФО.
Значительное место занимает железнодорожный транспорт, большая часть магистралей которого расположилась в южной части округа. Начало активного развития железнодорожного транспорта приходится на XIX в. - время создания Транссибирской магистрали. Она выполняет важнейшую тран-зитную роль, обеспечивая перевозки грузов из стран Тихоокеанского побе-режья в европейские страны. За последнее время Транссибирская магистраль расширила зоны своего действия за счет ответвлений желез-нодорожных веток в направлении севера.
Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока связано с Байкало-Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этой магистрали Россия получила второй выход на Тихоокеанское побережье, что дало дополнитель-ные возможности освоения минерально-сырьевой базы в прошлом и может оказать существенную роль в перспективном развитии экономики этой части ДФО.
Строительство
БАМа привело к созданию ряда комплексов
на трассе и особенно важного для района
Дальнего Востока Южно-Якутского территори-ально-
Второй по значимости вид транспорта в ДФО - водный транспорт, вклю-чающий в себя речной и морской. Речной транспорт «играет существенную роль лишь в слабоосвоенных и редкозаселенных районах, например на обшир-ной территории Нижнего Приамурья, куда другим транспортом добраться практически невозможно. На долю речного транспорта приходится более 10% общего грузооборота всех видов дальневосточного транспорта»24, хотя он и носит сезонный характер. Морской транспорт функционирует по Северному морскому пути и вдоль всего восточного побережья округа, осуществляя гру-зовые и пассажирские перевозки.
«Значительную роль в объемах грузоперевозок играет автомобильный транспорт, уровень развития которого зависит от развития сети автомобиль-ных дорог, которая в настоящее время слабо развита. На территории ДФО проло-жены следующие крупные автомагистрали: Невер - Алдан - Якутск; Якутск - Магадан; Хабаровск - Биробиджан, Колымский тракт»25. Помимо автомагис-тралей на севере района есть множество автозимников и дорог местного зна-чения. Более развита сеть автомобильных дорог в южных районах Дальнего Востока.
«В связи со слабым развитием дорожной сети и значительной удален-ностью региона от центральных районов страны авиационный транспорт имеет исключительное значение для социально-экономического развития Дальнего Востока. Ему принадлежит особая роль в обеспечении продовольствием отда-ленных и слабоосвоенных районов. Часто он служит единственным средством сообщения»26.
Трубопроводный
транспорт представлен
В северной части ДФО, особенно в малозаселенных районах, используется гужевой транспорт - оленьи и собачьи упряжки.
Деятельность транспорта Дальневосточного федерального округа характеризуются статистическими данными, приведенными в табл. 6.
Табл. 6
Динамика пассажирооборота и грузооборота по Дальневосточному федеральному округу за 1990-2006 гг. 27
Показатели |
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2006 |
2006 в % к 1990 |
Отправление грузов железнодорожным транспортом, млн тонн |
113,5 |
44,7 |
42,8 |
58,1 |
58,1 |
51,2 |
Перевозки грузов автомобильным транспортом, млн тонн |
1504,6 |
680,7 |
232,1 |
178,9 |
155,1 |
10,3 |
Грузооборот автомобильного транспорта, млн т-км |
20324,0 |
11186,0 |
5095,0 |
5465,0 |
5659,0 |
27,8 |
Отправление пассажиров железнодорожным транспортом, тыс. чел |
75176,0 |
53956,0 |
34338,0 |
30632,0 |
32095,0 |
42,7 |
Перевозки пассажи-ров автобусами, млн чел. |
1639,8 |
1023,3 |
707,0 |
225,2 |
181,9 |
11,1 |
Пассажирооборот автобусов, млн пассажиро-км |
13099,0 |
7480,0 |
5262,0 |
1969,0 |
1729,0 |
13,2 |
Объемы перевозимых грузов за анализируемый период сократились на железнодорожном транспорте в 1,9 раза, на автомобильном транспорте - в 9,7 раза. Пассажирооборот имеет аналогичную тенденцию. Он снизился к уров-ню 1990 года до 42,7% и 11,1% соответственно. В настоящее время в округе функционируют: нефтепровод Оха - Комсомольск-на-Амуре и газопровод Усть-Вилюйск - Якутск - Оха - Комсомольск-на-Амуре.
5.2 Проблемы и перспективы развития района
Перспективы развития Дальнего
Востока в условиях рынка связаны
с освоением новых природных
ресурсов и дальнейшим формированием
Южно-Якутского территориально-производственно
Информация о работе Экономико-географическая характеристика Дальневосточного экономического района