Экономико-географическое положение Кемеровской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 09:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - на основе литературных, статистических и картографических источников составить экономико-географическую характеристику района тяготения дороги.
Задача исследования - на основе комплексной оценки территории с учетом количественных методов показать современное состояние природных, социальных и отраслевых составляющих экономики территории как основы развития «вертикальных» и «горизонтальных» связей в территориальном разделении труда и межрайонной интеграции.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономико-географическое положение Кемеровской области 5
Глава 2. Экономическая оценка природных условий и ресурсов. 10
Глава 3. Население и трудовые ресурсы. 14
Глава 4. Хозяйственный комплекс Кемеровской области. 21
Глава 5. Транспортный комплекс Кемеровской области. 36
Глава 6 Экологические проблемы Кемеровской области. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 49

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_GOTOVA.docx

— 497.51 Кб (Скачать файл)

Площадь сельскохозяйственных угодий - 2,7 млн. га, в т.ч. пашни - 1,4 млн. га, сенокосы и пастбища - 1,1 тыс. га. В агропромышленном комплексе формируется многоукладная экономика, продолжается процесс образования фермерских хозяйств. В области - 1948 крестьянских хозяйств, площадь занимаемой ими земли – 126 тыс. га. Доля товарной продукции, производимой в личных подсобных хозяйствах, выросла с 30% до 59%. Активно идет процесс объединения предприятий сельского хозяйства и пищевой, перерабатывающей промышленности в агропромышленные холдинги.

 

Таблица 12 Расчет коэффициента специализации сельскохозяйственного производства

Продукция, тыс. т.

Субъект Федерации

Федеральный округ

Россия

F

P

K

Валовой сбор зерна

1180

13355

61000

8,8

17,03

0,5

Сбор семян подсолнечника

0,1

281

5345

0,03

17,03

0,002

Сбор картофеля

676,6

5479

21100

12,3

17,03

0,7

Сбор овощей

213,7

1560

12100

13,7

17,03

0,8

Производство мяса

81,4

1046

7200

7,8

17,03

0,5

Производство молока

396,2

5629

31800

7,03

17,03

0,4

Производство яйца, млн. шт.

665

5838

40600

11,4

17,03

0,7

Производство масла растительного

-

77,2

3068

2,5

17,03

0,14

Производство масла животное

-

31,2

208

15 (ФО в России)

9,7

1,5

Производство сахара-песка

-

60,9

2782

2,2 (ФО в России)

9,7

0,2

Сбор сахарной свеклы

-

402,9

22300

1,8 (ФО в России)

9,7

0,2


Вывод:

Из вышеперечисленных  производств ни одна не является отраслью специализации сельского хозяйства потому, что сельское хозяйство в данном субъекте малоразвито из-за низкой плодородности почв. Потребности населения с/х не обеспечиваются, поэтому приходится импортировать продукцию из других близлежащих Федеральных округов. Специализация идет на добывающей промышленности.

Вывод к главе:

В целом, хозяйственный комплекс кемеровской области развит умеренно. Отраслью специализации является металлургия  и угольная промышленность. Поэтому, исходя из расчетов можно сказать, что сельское хозяйство слаборазвито из-за природных условий и низкой сырьевой базой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 5. Транспортный комплекс района тяготения.

Природные и социально-экономические  особенности России обусловили различие хозяйственных комплексов ее регионов. Транспортные пути во многом выполняют  связующую роль в межотраслевом  и территориальном разделении труда  страны.

  • Железнодорожный транспорт.

Область имеет сильно развитую сеть железных дорог с выходом  на Транссибирскую магистраль и Среднюю  Азию. Протяженность железнодорожных  путей в 2006 году составила 1685 км. Кузбасское отделение Западносибирской железной дороги - это мощная транспортная система, не имеющая себе равных в России по отправлению грузов. Оно обеспечивает 85 % дорожной и 16 % общесетевой погрузки всей Российской Федерации. Специфической особенностью Кузбасского отделения является то, что магистральный транспорт работает в едином технологическом ритме с угольной промышленностью и энергетикой, черной и цветной металлургией, машиностроением и химией. 

На территории Кемеровской  области существуют все виды транспорта:

  • Автомобильный транспорт.

Протяженность автомобильных  дорог в 2006 году составила 8545 км, в  том числе дорог общего пользования  – 5808 км, ведомственных - 2737 км. Протяженность  автомобильных дорог с твердым  покрытием – 8198 км. По территории Кемеровской  области проходит автомобильная  дорога федерального значения М-53 «Байкал» протяженностью 474 км. Автомобильное  сообщение обеспечивает связь между 20 городами области. На автомобильный  транспорт в 2006 году приходилось 61,3 процента  общего объема перевезенных грузов области. 

  • Авиационный транспорт.

На территории Кемеровской  области действуют 3 аэропорта:

  1. Аэропорт  Кемерово (ООО «Международный аэропорт Кемерово») является аэропортом федерального значения, открытым для международных полетов, осуществляет воздушное сообщение с городами России и  странами дальнего зарубежья;
  2. Аэропорт Новокузнецк (ООО «Аэрокузбасс») - аэропорт федерального значения, осуществляет обслуживание авиапассажиров юга Кузбасса, воздушное сообщение с городами России. Авиакомпания ООО «Аэрокузбасс» имеет 4 самолета «ТУ-134» и 3 вертолета «МИ-8»;
  3. Аэропорт местного значения в г. Таштаголе (ООО «Аэрокузбасс»).
  • Речной транспорт.

На территории Кемеровской  области осуществляют перевозки  пассажиров внутренним водным транспортом 2 предприятия: ООО «Кемеровский речной порт» имеет 1 теплоход  «Заря» муниципальное воднотранспортное предприятие  г. Новокузнецка   располагает одним пассажирским катером КС. Протяженность внутренних водных судоходных путей составляет 517 км.

  • Связь.

На территории        Кемеровской      области       оказываются    услуги:   почтовой связи,  стационарной  телефонной  связи,  сотовой  телефонной, спутниковой и транкинговой2 связи. Действует  абонентский радиодоступ,  волоконно-оптические линии связи, сеть «SKY-NET», кабельное телевидение. Информационные услуги населению оказывают свыше 100 операторов связи. В 2006 году на территории Кемеровской области осуществляли производственную деятельность 612 подразделений, входящих в состав организаций связи, в том числе в сельской местности – 338. Услуги телефонной связи оказывают  419 телефонных станций. Обеспеченность населения телефонной связью сети общего пользования в 2006 году составила 186,2 телефонных аппарата на 1000 человек населения.  Абонентами сотовой связи являлись более 2  млн. Человек. Число основных радиотрансляционных точек составило 170,9 тыс. шт., в том числе в сельской местности -1,5 тыс. шт. Основные фонды предприятий транспорта и связи в 2006 году составили 75,6 млрд. рублей со степенью износа  31,5 %

Таблица 13 Характеристика транспортных путей Кемеровской  области

Регион

Железные дороги, тыс. км.

Речные пути, тыс. км

Автомобильные дороги, тыс. км.

Площадь территории региона, тыс. км2.

Густота железнодорожных  путей, км/1000 кв.км

Густота речных путей, км/1000 кв.км.

Густота автодорог, км/1000 кв.км

Субъект

1,7

0,5

8,5

95,7

1,86

0,54

9,32

Округ

15

28

125

5144

0,3

0,6

2,55


 При К= 1,05

Вывод:

В Кемеровской области  наиболее густо развит автомобильный  и железнодорожный транспорт. Речной транспорт развит слабо из-за отсутствия внешних водных путей и слабой речной сетью.

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика  Западносибирской железной дороги:

Основные  направления:

Новосибирск-Томск;

Новосибирск-Барнаул;

Новосибирск-Кемерово;

Новосибирск-Омск.

Наиболее крупными железнодорожными узлами в Кемеровской области  являются Артышта, Юрга (I,II), Сужденская, Новокузнецк-Восточный, Полысаево. Перевезено грузов — 246,9 млн. тонн. Перевезено пассажиров в дальнем сообщении — 10,1 млн. человек, перевезено пассажиров в пригородном сообщении — 61,8 млн. человек. В структуре погрузки Западносибирской железной дороги основную долю занимает уголь — 70,8 %, строительные материалы — 5,5 %, нефтепродукты — 4,5 %, чёрные металлы — 3,8 %. Импорт составляют продукция и ресурсы сельского хозяйства, дерево, продукция пищевой промышленности.

Вывод к главе:

Железнодорожный транспорт в Кузбассе является основным видом транспорта, за счет которого предприятия угольной промышленности снабжают своей продукцией не только предприятия энергетики и металлургии нашего региона (например, «Кузбассэнерго», Западносибирский металлургический комбинат и многие др.), но и других районов России (металлургические предприятия Урала, Центральной России – «Мосэнерго»). А также сбыт продукции кузбасских угольных предприятий посредством железнодорожного транспорта осуществляется в такие страны, как Казахстан, Китай, Украина, Латвия, Эстония, Словакия и др

 

.

 

Глава 6 Экологические проблемы района.

На территории Кемеровской  области сосредоточено около 1/3 основных производственных фондов Западной Сибири. Высокий уровень концентрации тяжёлой, преимущественно горнодобывающей и металлургической промышленности обусловлен, прежде всего, богатством природных ресурсов региона, его разнообразной минерально-сырьевой базой. Интенсивное промышленное и гражданское строительство,  прокладка автомобильных и железных дорог, линий электропередач, трубопроводов сопровождались массовым истреблением лесных массивов, деградация фауны и флоры региона, нарушением ландшафта, загрязнением рек, накоплением большого количества отходов горнорудной угледобывающей промышленности, металлургии, химии, машиностроения, а также свалок бытовых отходов.

 

ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ:

 

В атмосферу Кемеровской  области ежегодно выбрасывается  более 1,5 млн. т. вредных промышленных выбросов, или более 60% от суммарного выброса промышленных предприятий  Новосибирской, Томской областей и  Алтайского края вместе взятых. Основные загрязняющие вещества, такие, как окись  углерода (51,6%), сернистый ангидрид (15%), окислы азота (8%), углеводород (3,5%), а  также взвешенные вещества, выбрасываются  в атмосферу практически всех поселений, а в крупных городах и вблизи энергоёмких объектов они постоянно создают концентрации, превышающие ПДК (предельно допустимая концентрация). Наибольший вклад в годовые валовые выбросы от стационарных источников вносят предприятия чёрной и цветной металлургии (более 800 тыс. т.), энергетики (более 230 тыс. т.), угольной промышленности (более 170 тыс. т.), промышленности строительных материалов (более 80 тыс. т.), химической и нефтехимической промышленности (более 15 тыс. т.). Города Кемерово, Новокузнецк, Прокопьевск постоянно находятся в списке приоритетных городов страны с наибольшим уровнем загрязнения атмосферы.

 

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДОЁМОВ:

 

В крупных городах и  агломерациях Кузбасса объёмы отбора воды из поверхностных водоёмов и питающих их пойменных песчано-галечниковых отложений достигли таких масштабов, что водоёмы давно потеряли способность к самоочищению, а поддержание их водности обеспечивается за счет загрязнённых ливневых, производственных и хозяйственно-бытовых стоков. Ежегодно на одного жителя области приходится более 230 м3 загрязнённых сточных вод. Это в 1,5 раза выше, чем в среднем по Российской Федерации. Последние годы в водоёмы области сбрасывается сточных вод, не достигших нормальной очистки, 680-700 млн. м3., а с ними сбрасывается более 484 тыс. т. различных веществ. На многих промышленных предприятиях остаётся низкой эффективность действующих водоочистных сооружений, не отвечающих современным требованиям. Особенно это касается предприятий угледобычи, углепереработки, стройиндустрии, коммунального хозяйства.

 

Бывшая ранее нерестовой река Томь практически полностью

 потеряло своё рыбохозяйственное  значение.

 Неуправляемое хозяйствование в русле и на пойме реки (добыча песчано-гравийных смесей, подрезка берегов и склонов, вырубка

 и сплав леса, работа  золотодобывающих драг и пр.) активизировало 

 процессы заливания  русла реки, обмеление её фарватера,  снижение 

 её судоходных возможностей.

 Непосредственно на  берегах Томи и её притоках  размещены и

 эксплуатируются сотни  животноводческих комплексов, ферм, доек,

 большинство которых не имеют ни каких очистных сооружений, а

 их фекальные стоки  сбрасываются непосредственно в  ручьи, речки 

 и в конечном счете попадают в реку Томь.

 

Крайне неблагоприятная  экологическая ситуация сложилась в бассейне реки Ини, занимающей юго-западную часть Кузнецкой котловины в пределах Кемеровской и Новосибирской областей. В бассейне проживает более 600 000 человек населения, развито промышленное производство, угледобыча и сельское хозяйство. В результате большого количества угледобывающих предприятий, в том числе и разрезов, вырубки лесов, формирования крупных отвалов горных пород, подработки территории шахтными выработками река Иня испытала большую антропогенную нагрузку и практически утратила своё природное состояние. Река непрерывно деградирует, её русло интенсивно заливается, мелеет, формируется слой донных отложений преимущественно техногенного происхождения с высоким содержанием тяжелых металлов, хлорорганических соединений, нефтепродуктов, пестицидов.

 Речная вода по всему  руслу (кроме верховий) периодически  или 

 постоянно имеет высокие  концентрации хрома, никеля, меди, свинца, фенолов, нефтепродуктов. В летнее время значительно повышается содержание вредных веществ. За счёт большого количества неорганизованных хозяйственно-бытовых стоков отмечаются высокие содержания нитратов, аммиака, бактериальное загрязнение воды.

 

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПОДЗЕМНЫХ ВОД:

 

В условиях сложного рельефа, обусловленного геологическим строением  региона, существует теснейшая и  постоянная связь между различными составляющими гидросферы, включая  источники их пополнения (глубинные и поверхностные, в том числе атмосферные осадки). Поэтому рациональное использование в Кузбассе, в том числе эффективное использование подземных вод, должно быть научно обоснованным и строго регламентированным. К числу первоочередных мероприятий по охране подземных вод необходимо отнести мероприятия по наведению порядка в эксплуатации их ресурсов, ремонту и оборудованию эксплуатируемых скважин, консервации не эксплуатируемых источников, организации зон санитарной охраны, особенно вокруг грунтовых водозаборов, снабжающих питьевой водой города Белово, Ленинск-Кузнецкий, Гурьевск, Салаир, Мариинск, Берёзовский и др., а также обеспечивающих водой промышленные предприятия, крупные животноводческие комплексы и птицефабрики.

Информация о работе Экономико-географическое положение Кемеровской области