Экономический потенциал Уральского федерального округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 16:48, контрольная работа

Краткое описание

Уральский федеральный округ расположен, с одной стороны, на стыке наиболее экономически освоенных территорий России и Европы, с другой, выдвинут их передовым форпостом к наиболее перспективным в предстоящее десятилетие, вновь осваиваемым, богатым сырьевыми, топливными и трудовыми ресурсами восточным регионам – Сибири, Центральной Азии, Китаю, Индокитаю. УрФО расположен в фокусе трех топливно-энергетических комплексов мирового значения: Западной Сибири, включая шельф Карского моря; Тимано-Печерской провинции и далее шельфа Баренцева моря; Каспийского региона и Западного Казахстана.

Содержание

Введение 3
1.Общая характеристика Уральского Федерального экономического округа 4
2 .Оценка природных условий и ресурсов Уральского Федерального экономического округа 5
3. Отрасли рыночной специализации промышленности, вспомогательные и обслуживающие 7
4. Отрасли рыночной специализации сельского хозяйства 19
5. Транспорт и экономические связи 21
6.Проблемы и перспективы развития территорий 24
Заключение 25
Список литературы 26
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

потенциал.docx

— 59.83 Кб (Скачать файл)

Лесная промышленность  -  отрасль рыночной специализации Уральского федерального округа – работает на собственной сырьевой базе, представлена всеми стадиями производства начиная от заготовки древесины до выпуска конечной продукции.        Предприятия деревообрабатывающей промышленности выпускают достаточно широкий ассортимент: мебель, пиломатериалы, древесно-стружечные плиты, фанеру клееную, деревянные дома заводского изготовления, теплоизоляционные, отделочные и другие материалы, бумагу, спички и др. Освоено производство щитов из цельного дерева и изделий из них..             Важнейшие центры лесной и деревообрабатывающей промышленности расположены в Свердловской и Тюменской областях, Ханты-Мансийском автономном округе.           Большое значение имеет целлюлозно-бумажная промышленность Урала, предприятия которой также расположено в Свердловской  ( Новая Ляля ) области.           Основные напрвления дальнейшего развития лесной и целлюлозно-бумажной промышленности : постепенный сдвиг в северные районы Урала, повышение комплексности использовании лесных ресурсов; увеличения химической и химико-механической переработки древесины; реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий.   Следует отметить, что появилась тенденция к выпуску более качественной, конкурентоспособной продукции. Рынок сбыта не ограничен территорией округа. Некоторые предприятия продают материалы из древесины в страны ближнего и дальнего зарубежья: на Украину, в Узбекистан, Туркменистан, Казахстан, Азербайджан, Германию, Италию, Финляндию, Турцию, Иран, Испанию. В округе есть все условия для решения проблем по глубокой переработке древесины, развитию целлюлозно-картонного и целлюлозно-бумажного производства, что во много раз увеличит отдачу лесопромышленного комплекса.   Строительная индустрия -  на Урале опирается на собственную сырьевую базу. Это один из ведущих районов по производству цемента, который вырабатывается как на основе природного сырья  , так и на основе отходов черной металлургии. Крупнейшие центры цементной промышленности – Магнитогорск, Еманжелинск ( Челябинская область).   Найдены новые инженерные решения. Одно из них - блочно-комплектный метод строительства. Его применение при обустройстве месторождений нефти и газа позволило значительно повысить производительность труда и сократить сроки строительства. На предприятиях промышленности строительных материалов производятся необходимые области сборные железобетонные конструкции и изделия, детали для крупнопанельного домостроения, кирпич, стеновые блоки.  Строительные организации Уральского федерального округа помогают осваивать месторождения нефти и газа в Западной Сибири, строить многие объекты в других районах.          Вырос объем ввода в строй жилых домов.  Доля индивидуального жилья в общем объёме ввода в 2003 году составила 53,8%. Темпы роста ввода в строй жилья опережают темпы роста ввода индивидуального жилья. Особенно сильный рост имел место в Тюменской области (в 4,2 раза)   Легкая промышленность           Уральского федерального округа  объединяет предприятия девяти подотраслей, производящих ткани и пряжу, швейные и чулочно-носочные изделия, ковры и ковровые изделия, меха и изделия из натурального меха, кожаную, валяную и кроссовую обувь, рыболовные сети.     Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности выпускают мясные, рыбные и молочные продукты, хлеб и хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, консервированные продукты.  Развитие легкой промышленности в регионе позволяет решать проблему использования ресурсов женского труда в районах концентрации тяжелой промышленности.         Ускоренное развитие нефтегазодобывающей промышленности дало мощный толчок развитию других отраслей экономики, вызвало глубокие социально-экономические изменения. 

 

 

 

 

 

 

 

        4. Отрасли рыночной специализации сельского хозяйства

Важной отраслью экономики является сельское хозяйство, обеспечивающее промышленность сырьем, а население продуктами питания. Наиболее развито на юге округа. На севере округа развито оленеводство. Обеспеченность минеральными удобрениями в округе составляет 43%, самые низкие показатели в Курганской (7%) и Свердловской (15%) областях. Техническая обеспеченность в округе по основным видам техники составляет 58 %. В отличие от прошлых лет, ощущается нехватка кондиционных семян. Обеспеченность теплом и влагой, наличие больших площадей черноземных почв являются благоприятными факторами для развития сельскохозяйственного производства Курганской области, в том числе для выращивания озимых и яровых зерновых культур, овощей, картофеля, ранних гибридов кукурузы по зерновой технологии, производства говядины, свинины, продукции птицеводства, а в юго-восточной части также для развития овцеводства. По развитию животноводства область входит в число крупнейших в России. В настоящее время Курганская область - крупная сельскохозяйственная база Урала. По производству мяса и молока на душу населения область входит в первую пятерку среди субъектов Российской Федерации, по зерну - стоит на пятнадцатом месте. Область является поставщиком продукции сельского хозяйства в индустриальные центры Урала и федеральные продовольственные фонды.     В Тюменской области Наличие больших площадей сенокосов и пастбищ создает благоприятные условия для молочно-мясного животноводства. Ежегодно формируется региональный фонд зерна, устанавливаются гарантированные закупочные цены товаропроизводителям, заключившим договор, выдается аванс в счет будущих поставок зерна в виде материально-технических и финансовых ресурсов. Администрацией области создан областной лизинговый фонд по поставкам сельскохозяйственной техники, оборудования, племенного скота сельским товаропроизводителям. Аграрная реформа, проводимая в области, предусматривает многоукладность сельского хозяйства, многообразие форм собственности на землю и средства производства, развитие кооперации и интеграции, формирование рыночной инфраструктуры, укрепление деловых связей с предприятиями нефтегазового комплекса. В настоящее время на селе функционирует 330 сельскохозяйственных предприятия, из них 95% - хозяйства новых организационно-правовых форм. Кроме того, производством сельскохозяйственной продукции занимается около 279 подсобных хозяйств предприятий, около 3656 крестьянских (фермерских) хозяйств с земельной площадью более 270 тыс. гектаров.        В силу природно-климатических условий Ямало-Ненецкого автономного округа, сельское хозяйство представлено оленеводством, охотой, рыболовством и клеточным звероводством. Доля оленеводства в производстве сельскохозяйственной продукции составляет 92.2%. В этих отраслях занято в основном местное коренное население. При переходе к рыночным отношениям коренное население испытывает трудности. Однако за последние годы зарегистрированы несколько десятков фермерских хозяйств, оленеводческие, звероводческие и охотничье-промысловые хозяйства. Животноводческий хозяйства расположены в долине Оби. В настоящее время производством сельскохозяйственной продукции в округе занимаются 13 совхозов и новых формирований, 34 крестьянско-фермерских хозяйства. В автономном округе разрабатываются проекты по созданию предприятий по переработке пантов и мехового сырья из шкур оленей, реконструкции Салехардского рыбоконсервного завода и т.д. На нескольких всероссийских выставках сельхозпродукции оленина, рыба в вакуумной упаковке и изделия народных ремесел получили самую высокую оценку потребителей и имеют огромный спрос.            Хотя природно-географические условия и структура экономики Свердловской области не предполагают широкомасштабного развития сельского хозяйства, по показателям производства сельхозпродуктов область занимает ведущие места в сравнении с другими регионами России. Так, по производству яиц она на третьем месте, мяса - на четвертом, валовому сбору картофеля - на четвертом, овощей - на пятом.

 

5. Транспорт и экономические связи

Транспорт играет огромную роль в функционировании хозяйственного комплекса Урала. Это объясняется , с одной стороны, активным участием района территориальном разделении труда, а с другой , - высоким уровнем комплексности экономики Урала, который проявляется в том, что многие отрасли хозяйства работают не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с другом. Отсюда - высокий удельный вес внутрирайонных перевозок ( до 60 % ).              В Уральском федеральном округе преобладает железнодорожный транспорт. Железнодорожные магистрали пересекают Урал в основном широтном направлении, они осуществляют экономические связи с другими районами. Построена меридиальная железная дорога, выполняющая внутрирайонные перевозки. Железнодорожный транспорт остается единственно доступным видом транспорта примерно для трети жителей Ямало-Ненецкого автономного округа.       Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок различных грузов. Недостаточны протяженность и качество автомобильных дорог с твердым покрытием. В дальнейшем намечается создать новые автомобильные и железнодорожные выходы в Северо-Кавказкий, Волго-Вятский, Западно-Сибирский районы и Казахстан. 
Автомобильные дороги строятся высокими темпами. Так в  настоящее время в Ямало-Ненецком автономном округе принята важная программа "Дороги Ямала", которая станет составной частью в президентской программе "Дороги России". Ее реализация позволит связать регион с транспортной системой всей страны. Есть планы строительства товарно-транспортного коридора от Стокгольма через Санкт-Петербург и Архангельск до Ямало-Ненецкого автономного округа и Норильска.      С освоением газовых месторождений в округе активно получили развитие трубопроводный и, в частности, газопроводный транспорт. В настоящее время он занимает важное место в транспортной системе округа.     Созданные системы магистральных газопроводов доставляют Ямальский газ к промышленным центрам Урала, Алтая, Кузбасса, в европейскую часть России, а также в страны ближнего и дальнего зарубежья. Систему газопроводов образуют газопроводы "Северное сияние", Уренгой - Челябинск, Уренгой - Ужгород - Западная Европа. Реализуется крупнейший проект "Ямал - Европа", по которому предстоит построить трубопроводную сеть длиной около 3 тыс. км. С постройкой трубопроводной сети к 2020 г. поставки российского газа в Европу удвоятся, достигнув 150 млрд. куб. м. Транспортировка нефти с месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа осуществляется по двум магистральным нефтепроводам: Тарасовское-Холмогоры и Холмогоры - Западный Сургут. С месторождений Ханты-Мансийского автономного округа - Нижневартовск - Анжеро-Судженск - Иркутск; Сургут-Полоцк; Нижневартовск - Самара - Усть-Балык – Омск. Газ транспортируется по газопроводам Уренгой-Помары-Ужгоро; Уренгой-Челябинск.            Исторически важное значение для Ямало-Ненецкого автономного округа играло и играет речное и морское судоходство. Основные судоходные реки округа - Обь, Надым, Пур и Таз. Крупные порты расположены в Салехарде, Надыме, Уренгое и Тазовском. Однако реки судоходны только в короткий летний период - навигация на реках продолжается не более 3-4 месяцев, а в северной части округа - лишь 2 месяца. Северный морской путь в настоящее время используется мало. В 1995 г. в качестве эксперимента впервые в мире атомная подводная лодка ВМФ РФ доставила подо льдом гражданские грузы в п. Харасавей. По расчетам экономистов использование атомных подводных лодок для транспортных целей удешевляет перевозки и позволяет сделать навигацию в заполярье круглогодичной.    Воздушный транспорт представлен авиакомпаниями «Уральские авиалинии», «Ямал», «Тюменские авиалинии». «Уральские авиалинии» - крупнейшая авиакомпания в регионе. Компания осуществляет грузовые и пассажирские авиаперевозки по 38 направлениям России и стран СНГ, а также более чем в 15 государств мира, среди которых Германия, Франция, Турция, Малайзия, Чехия, Италия, Испания, Египет, ОАЭ и др.  Уральский федеральный округ осуществляет разнообразный экономические связи со многими регионами. Из восточных районов Урал получает в основном сырье и топливо, а поставляет продукцию обрабатывающих отраслей. С европейскими районами осуществляется преимущественно обмен готовыми изделиями и конструкционными материалами, причем вывоз превышает объем ввоза. Западная Сибирь поставляет Уралу кокс, нефть, газ, а в перспективе – электроэнергию, а ввозит главным образом продукцию машиностроения и строительные материалы. Из Казахстана поступают железные руды, медные концентраты, электроэнергия и другие грузы. Поволжье получает лес, металлы, обменивается с Уралом продукцией, химией и машиностроения, поставляет продукты питания.           Довольно значительную роль Урал играет и во внешней торговле. Он поставляет за рубеж калийные соли, металлургическое оборудование, бульдозеры, экскаваторы, мотоциклы, природный газ.   Уральский федеральный округ вышел на уровень стабильного роста грузооборота В структуре товарооборота произошли качественные изменения. В 2003 году впервые за долгое время опережающие, в сравнении с трубопроводным транспортом (рост на 4,4%), темпы развития были показаны железнодорожным (на 26,3%) и автомобильным ( на 18%) транспортом. 

   6.Проблемы и перспективы развития территорий

Почти вся территория Урала подвержена мощной антропогенной нагрузке. Это приводит к истощению природных ресурсов, деградации природных объектов, растительного и животного мира, ухудшению условий обитания. Особенно негативное влияние на состояние окружающей среды в районе оказывают горно-добывающая промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, тепло – и гидроэнергетика, лесозаготовки. В настощее время Урал считается зоной экологического бедствия –ряд городов занесен в « черную » экологическую книгу России: Екатеренбург, Курган, Магнитогорск, Челябинск. В атмосферу Урала только горными и металлургическими предприятиями выбрасываются сотни тысяч тонн вредных веществ ежегодно. Отходы производств почти не утилизируются, в регионе скопилось большое количество отходов горного и металлургического производства.           Тысячи гектаров земель изымаются под горные работы, загрязняются подземные и поверхностные воды, почвы, атмосфера, уничтожается растительность.          Несомненно, экологический кризис ставит под угрозу успех экономических реформ в регионе, так как требуемые затраты на ликвидацию хотя бы основных экологических нарушений в несколько раз превышают суммы, выделяемые для этих целей во всей стране.

 

                       

 

 

 

Заключение

В состав Уральского федерального округа входят Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Свердловская, Курганская, Тюменская и Челябинская области.     Урал – старейший горнопромышленный очаг России, где издавна ведётся добыча самых разнообразных минеральных ресурсов и развивается диверсифицированная обрабатывающая промышленность. Нарушение природных комплексов и повышенное загрязнение воздуха, водной среды и почв наблюдается в ареале Екатеринбург – Нижний Тагил площадью несколько десятков тыс. км.        Геополитическое положение УрФО определяется его экономическим и географическим положением в глубине Евразийского континента на стыке Европейского и Азиатского субконтинентов. Транзитное расположение УрФО на стыке хозяйственных интересов и формирующихся в результате этого крупных потоков товаров, сырья и людей привело к мощному развитию магистральной транспортной инфраструктуры по направлениям восток-запад и север-юг.         Одна из важней проблем Урала – техническое перевооружение и реконструкция промышленных предприятий, прежде всего металлургических и машиностроительных. Без этого в условиях перехода к рыночной экономике невозможно обеспечить конкурентоспособность продукции, выпускаемой его предприятиями. Особо важное значение для района, учитывая его специфику, имеет реализация программ конверсии военно-промышленного комплекса.         В целях укрепления сырьевой базы уральской промышленности необходимо не только осваивать новые месторождения, но и шире использовать вскрышные породы, вести комплексную переработку сырья и утилизацию отходов производства, а также добычу полезных ископаемых с более глубоких горизонтов.

Список  литературы

 

1.   Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. – М.: Гардарики, 2010. – 752 с.     2.   Котилко В.В. Региональная экономическая география. – М.: РДЛ, 2010. – 272 с.          3.  Морозова Т.Г., Победина Н.П., Шишов С.С. Экономическая география России. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 527 с.     4. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации, 2009: Стат. сб. – М.: Росстат, 2010. – 620 с.    5. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2009: Стат. сб. – М.: Росстат, 2010. – 863 с.        6. Родионова И.А. Экономическая география России. – М.: Московский лицей, 2010. – 189 с.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Таблица 1.

 

 
1970

 
1980

 
1990

 
2000

 
Тыс.т

 
%

 
Тыс.т

 
%

 
Тыс.т

 
%

 
Тыс.т

 
%

 
Уголь

 
53600

 
15,5

 
38800

 
9,9

 
23800

 
6,0

 
6900

 
2,7

 
Нефть (включая конденсат)

 
63139

 
22,2

 
77629

 
14,2

 
58090

 
11,2

 
37822

 
11,7

 

 
Млн.м3

 
%

 
Млн.м3

 
%

 
Млн.м3

 
%

 
Млн.м3

 
%

 
Газ

 
4092

 
4,9

 
50957

 
20,1

 
43254

 
6,7

 
27825

 
4,7

Информация о работе Экономический потенциал Уральского федерального округа