Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 18:14, контрольная работа
Великобритания является одной из самых «старых» стран с рыночной экономикой, именно в ней зародились капиталистические производственные отношения, возникли первые международные компании. Великобритания была первой морской и торговой дер¬жавой и в течение нескольких веков обладала крупнейшим морс¬ким флотом в мире. В период после Второй мировой войны экономическая мощь Великобритании пошатнулась, страна лишилась почти всех своих колоний, возросла финансовая и экономическая зависимость от США.
Основные черты экономики Великобритании – независимость, интегрированность в мировой экономической системе, умеренный уровень развития. За послевоенные десятилетия Великобритания уступила пози¬ции ряду стран, но в 1970—80-е гг. произошла относительная стаби¬лизация ее экономического положения в мире и среди стран с развитой экономикой. В 1973 году Великобритания вступила в Европейское Сообщество. В середине 80-х годов Великобритания добилась заметного улучшения своих позиций в мировой экономике, в стране началась структурная перестройка хозяйства, улучшились условия процесса накопления капитала, резко возросла производительность труда, ускорились процессы интернационализации. Были созданы новые рабочие места, благодаря чему снизился уровень безработицы. Существенно снизились темпы инфляции. Великобритании удалось не только догнать, но и опередить своих партнеров по ЕС по главным экономическим показателям.
В первую четверть XIX в. в России темпы промышленного развития были низкими, и правительство России не проявляло большого внимания к этим вопросам.
Становление капиталистической экономики в России началось после отмены крепостного права. Крымская война (1853–1856), на ведение которой было израсходовано 528 млн руб., показала, что основным тормозом экономического .и социально-политического развития является крепостное право. Государственный долг на январь 1862 г. составлял 2492,9 млн руб. по сравнению с 732,2 млн руб. на январь 1853 г. Реформы 60–70-х годов дали мощный толчок развитию промышленного производства. Важным показателем этого процесса стало увеличение удельного веса городского населения и изменение его сословно-классовой структуры.
В таких непростых условиях начался переход экономики к капитализму.
Введение………………………………………………………………………………….. 3
1.Экономическое развитие Великобритании в 80-е – 90-е годы XX века……………..4
1.1.Государственная экономическая политика………………………………………..5
1.2.Зарубежные инвестиции…………………………………………………………...6
1.3 Внешняя торговля……………………….………………………………………….8
2. Промышленное развитие России конца XIX - начала XX века……………………..10
3.Заключение……………………………………………………………………………….15
Список используемой литературы……………………………………………………...16
2.Промышленное развитие России конца XIX – начала XX века.
С 1863 по 1897 г. городское население выросло в 2,5 раза – с 6 млн до 17 млн человек, в то время как все население страны – лишь в 1,5 раза. Удельный вес городского населения к концу века составил 13,5%. По официальной статистике городское население состояло из крупной буржуазии, помещиков и высших чиновников (11%), ремесленников и лавочников (24%), рабочих (52%).
К 80-м годам во всех отраслях экономики завершился промышленный переворот. В основных отраслях промышленности и на транспорте машинное производство вытеснило ручную технику. Водяное колесо и мускульная сила человека были заменены паровым двигателем. В России промышленный переворот прошел в два этапа. В 30–40-х годах он в основном завершился в хлопчатобумажной промышленности, а в 70-80-х годах – на железнодорожном транспорте и в тяжелой промышленности.
В пореформенную эпоху огромную роль в развитии экономики играло железнодорожное строительство. К 1861 г. в стране насчитывалось менее 2 тыс. км железных дорог. Последовавшее затем бурное железнодорожное строительство позволило к началу 80-х годов иметь более 22 тыс. км путей. Создание развитой железнодорожной сети способствовало существенному расширению внутреннего рынка, о чем свидетельствовал рост грузооборота с 439 млн. пудов в 1868 г. до 11 072 млн. пудов в 1904 г., т.е. объем перевозок вырос в 25 раз. Строительство железных дорог являлось не только показателем экономического роста, но и его стимулятором. Оно способствовало развитию добывающей, металлургической, металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности. Развитие железнодорожного транспорта ускоряло развитие сельского хозяйства, так как улучшало возможности сбыта и обращения товаров. Все это создавало условия для окончательного формирования всероссийского рынка и дальнейшего развития капиталистических отношений.
Одним из главных итогов масштабного железнодорожного строительства стало энергичное развитие экономики. За 1860–1891 гг. в России добыча угля возросла в 21 раз, производство чугуна - в 3 раза, железа и стали – в 4,7 раза, нефти – в 476 раз. Черная металлургия и угледобывающая промышленность превратились в основные отрасли тяжелой промышленности. Во второй половине 90-х годов были построены новые машиностроительные заводы. К концу XIX в. в России, например, работало 7 паровозостроительных заводов с ежегодной производительностью 1200 паровозов. Это были достаточно крупные производства. Для сравнения, Франция выпускала ежегодно 500, а Германия – 144 паровоза. Производство вагонов приблизилось к производительности германских заводов, которые выпускали около 30 тыс. товарных и 6 тыс. пассажирских вагонов.
Высокие темпы роста
отраслей тяжелой промышленности не
могли не отразиться на отраслевой
структуре хозяйства и
Однако не все районы страны развивались равномерно. На северо-западе (в Петербурге, Прибалтике), в Центральном промышленном районе, на юге Украины и в Закавказье успехи были заметны. На Урале темпы развития оказались более медленными, а территория Сибири и Средней Азии оставались почти неосвоенными в промышленном отношении. Некоторые районы сохраняли аграрный характер. Они поставляли городам хлеб и сельскохозяйственное сырье и являлись потребителями промышленных изделий. Неравномерность размещения промышленности по территории – одна из особенностей развития капитализма в России.
Бурное развитие российской
экономики характеризовалось
В машиностроении иностранный капитал распределялся следующим образом – на первом месте французский, затем немецкий, бельгийский, английский. В черной металлургии – французский, бельгийский, немецкий, английский. В химической промышленности главенствующее положение занимал немецкий капитал. В сфере банковских услуг первое место принадлежало французскому капиталу. Основными регионами сосредоточения иностранного капитала были Северный Кавказ, Закавказье, Юг России, Сибирь и Дальний Восток. Значительное количество иностранного капитала находилось в Москве и Петербурге – главных финансовых центрах России.
В начале 90-х годов страна вступила в новый этап промышленного развития. За десятилетие (1890–1900) выпуск промышленной продукции вырос в 2 раза, в том числе выпуск продукции тяжелой промышленности – в 2,5 раза. Добыча каменного угля увеличилась в 3 раза, нефти – в 2,5 раза. По добыче нефти Россия вышла на 1-е место в мире. Металлургическая промышленность увеличила выпуск продукции в 3 раза, в том числе на новых предприятиях Юга производство металла возросло в 7 раз. Если в мировом производстве металла Россия в 1880 г. занимала только 7-е место, то в 1900 г. она переместилась на 4-е место. По общему объему промышленного производства к началу XX в. Россия занимала 4–5-е место в мире. В результате промышленного подъема она выходит в число стран со средним уровнем развития капитализма.
Россия лидировала по темпам роста и концентрации производства. Этому в значительной мере способствовало широкое развитие акционерных форм. В 1889 г. в России имелось 504 акционерных общества с акционерным капиталом в 911,8 млн руб. Общая сумма всех акционерных капиталов в 1899 г. насчитывала 2,2 млрд руб. Во второй половине 90-х годов численность рабочих ежегодно увеличивалась на 9,8%, в то время как число заводов и фабрик сокращалось на 2,2%. Во главе промышленности, как правило, стоял крупный акционерный капитал.
После динамичного развития конца XIX в. промышленность, как, впрочем, и экономика в целом, вступила в период спада. Общее промышленное развитие продолжалось, но проходило очень неравномерно. Например, выплавка чугуна снизилась на 3%, зато производство стали увеличилось на 24%, нефтедобыча упала на 25%, но добыча угля выросла в 1,5 раза. За эти годы количество занятых рабочих увеличилось на 21%, а общий выпуск промышленной продукции – на 37%, что можно оценить как общее повышение производительности труда. С 1890 по 1913 г. производительность труда в промышленности выросла в 4 раза.
В 1909–1913 гг. начался новый экономический подъем. Особенно быстрыми темпами возросло производство промышленной продукции. Поданному показателю Россия опережала Англию, Францию, Германию, США. За этот период среднегодовой прирост промышленной продукции составил 9%. Поступления от промышленного производства в национальном доходе почти сравнялись с поступлениями от аграрного сектора. Продукция промышленности покрывала 80% внутреннего спроса.
Особенно быстро развивались такие регионы страны, как Центральный, Северо-Западный, Урал, Донбасс, Кривой Рог, Прибалтика, Польша, в которых было сосредоточено до 85% всех рабочих и производилось до 75% валовой промышленной продукции.
Развитие экономики способствовало усилению монополистических процессов. Первые монополии появились уже в конце 70-х годов XIX в. Благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов они создавали возможности для ускорения технического прогресса и условия для извлечения высоких прибылей. Первоначальной формой монополистического объединения являлся картель. Картель создавался как временное соглашение самостоятельных предприятий с целью установления контроля над рынком определенного товара. Он предусматривал установление обязательных для всех участников минимальных цен на товары; разграничение районов сбыта, определение общего объема производства или сбыта и доли в нем каждого участника, общие условия найма рабочей силы, обмен патентами и т.д. В 1875 г. несколько страховых компаний подписали Конвенцию общего тарифа и стали диктовать свои условия тем страховым обществам, которые не вошли в соглашение. В 1881 г. появилось картельное соглашение банков Международного и Русского для внешней торговли.
Для промышленности наиболее типичным было создание монополий типа синдиката – соглашения самостоятельных предприятий о совместной коммерческой деятельности при сохранении производственной деятельности. Первые синдикаты возникли в отраслях, связанных с железнодорожным строительством. Это были объединения предприятий по производству рельсов (1882), потом заводов по производству крепежа для рельсовых конструкций (1884), строительству мостов (1887) и т.д. Первые промышленные монополии появились в новых производствах, что свидетельствовало о чрезвычайно важной роли железнодорожного строительства для хозяйственного развития страны.
В начале XX в. наиболее распространенной формой монополий являлись синдикаты. Они создавались в отраслях тяжелой промышленности: добывающей, металлургической, машиностроении. Самым крупным синдикатом в России был «Продамет», возникший в 1902 г. для продажи изделий металлургических заводов.. В том же году появился синдикат «Трубопродажа», а в 1903–1907 гг. – «Продуголь», «Кровля», «Медь», «Продруд». В нефтяной промышленности начали образовываться тресты, которые характеризовались потерей объединяющимися предприятиями коммерческой и производственной самостоятельности и подчинением единому управлению. Владельцы, вошедшие в трест, превращались в акционеров треста. Одним из крупнейших трестов являлось «Товарищество братьев Нобель», которое сосредоточило в своих руках добычу, хранение, транспортировку, переработку и продажу нефти и нефтепродуктов. Монополистические объединения появлялись также в легкой и пищевой промышленности, сахарном, полотняном, джутовом, ниточном, шелковом производствах. Однако процесс монополизации легкой промышленности отставал от процесса монополизации тяжелой. К 1914 г. в стране насчитывалось более 200 монополистических объединений разного типа.
3.Заключение.
В 1870–1913 гг. Англия сохраняла лидерство в мировой торговле. Однако из экспортера она превратилась в мирового импортера сырья и продовольствия. За последнюю треть XIX в. импорт увеличился в два раза больше, чем экспорт; внешнеторговый баланс имел постоянное отрицательное сальдо.
Великобритания на сегодняшний день представляет собой страну с высоко развитой, сильной и независимой экономикой. Восстановление экономики после Второй Мировой Войны заняло почти сорок лет. Работоспособное население составляет почти половину всего населения Великобритании. Внутри этой группы небольшая доля человек занята собственным делом, другие заняты в военном секторе и правительстве. Более двух третей наемных работников занято в сфере услуг, причем наибольшее их количество работает в финансовом секторе. Производство, хотя и уменьшившееся за последние полвека, занимает одну пятую всех работников. Меньшие доли наемных работников заняты в строительстве, энергодобывающих отраслях, сельском хозяйстве. Значительно увеличилось количество работников, занятых неполный рабочий день.
Итак, в конце XIX в. Россия имела высокие темпы промышленного развития, но по уровню его развития значительно отставала от передовых стран мира, которые по производству продукции на душу превосходили Россию более чем в десять раз. Машиностроение в России было слабо развито и промышленный переворот был далек от завершения.
Список используемой литературы.
1.Источник - www.ereport.ru
2. В.Т. Чунтулов, Н.С. Кривцов и др. “Экономическая история СССР”
Москва, “Высшая школа”, 1987 г.
3. Л.Н. Жарова, И.А. Митина. “История Отечества 1900-1940”.
М.: Издательство “Просвещение”. 1992 г.
4.История мировой экономики: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 2002.
5.Великобритания: правительственная промышленная стратегия // Экономист. – 2004,
6. Воронин В.П. и др. Мировая экономика. – М.: Юрайт-Издат, 2003.
7.Елова М.В. и др. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность / Под. Ред. А.К.Шуркалина, Н.С.Цыпиной. – М.: Логос, 2000.
8.Колесов В.П. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. - М.: МПСИ, 2001.
9.Колесов В.П., Осьмова М.Н. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. – М.: МПСИ, ФЛИНТА, 2000.
10.Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики зарубежных стран. – М.: Палеотип, 2004.
11.Куликова О.В. Мировая экономика - подробно. – М.: ГиС, 2003.
12. История экономики: Учебник /Под общ. ред. проф. О.Д. Кузнецовой и проф. И.Н. Шапкина. - М: ИНФРА-М, 2002.