Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 18:40, доклад
Краткое описание
Огромная территория России еще на первых этапах становления Российского государства требовала территориального изучения ее особенностей, природно-ресурсного потенциала, создания административных органов для сбора налогов и управления всеми социально-экономическими процессами. Поэтому возникла необходимость деления России на отдельные административные единицы. В России после ликвидации удельных княжеств существовало деление на воеводства, станы, уезды. Управление ими представляло собой одновременно и «кормление» их правителей. Создание Российского государства в XVIII в. (с командным управлением) потребовало образования однородных административных «единиц» – губерний. Главные их задачи – набор рекрутов в армию, сбор налогов и полицейский досмотр.
Содержание
Исторический очерк административного устройства России Формирование административно-территориального деления после революции Экономическое районирование. Методы экономического районирования Основные принципы районирования Состав крупных экономических районов России Стратегические задачи регионального развития Свободные экономические зоны Экономические районы современной России
применение различных видов льгот и стимулов,
в том числе:
а) внешнеторговых (снижение
или отмена экспортно-импортных пошлин,
упрощенный порядок осуществления внешнеторговых
операций);
б) фискальных, связанных с налоговым стимулированием
конкретных видов деятельности. Льготы
могут затрагивать налоговую базу (прибыль
или доход, стоимость имущества и т. д.),
отдельные ее компоненты (амортизационные
отчисления, издержки на заработную плату,
НИОКР и транспорт), уровень налоговых
ставок, вопросы постоянного или временного
освобождения от налогообложения;
в) финансовых, включающих различные формы
субсидий, предоставляемых как в прямом
виде – за счет бюджетных средств и преференциальных
государственных кредитов, так и косвенно
– в виде установления низких цен на коммунальные
услуги, снижения арендной платы за пользование
земельными участками и т. п.;
г) административных, упрощающих процедуры
регистрации предприятий, режима въезда-выезда
иностранных граждан.
В результате применения льгот
норма прибыли в СЭЗ составляет 30–35 %,
а иногда и больше: например, транснациональные
компании получают в азиатских СЭЗ в среднем
40 % прибыли в год. Существенно сокращаются
(в 2–3 раза) сроки окупаемости капитальных
вложений (считается нормальным для СЭЗ,
когда эти сроки не превышают 3–3,5 года);
наличие локальной, относительно обособленной
системы управления зоной, наделенной
правом принимать самостоятельные решения
в широком экономическом спектре;
всесторонняя поддержка со стороны центральной
государственной власти.
Создание СЭЗ – действенное направление развития
экономики отдельных территорий и регионов,
ориентированное, как правило, на решение
конкретных приоритетных экономических
задач, реализацию стратегических программ
и проектов. При этом, как показывает практика,
система льгот, устанавливаемых в СЭЗ,
в достаточной степени индивидуальна
и тесно связана с реализуемыми на ее территории
программами. Согласно мировому хозяйственному
опыту, первоначальные цели и задачи, декларированные
при создании СЭЗ, почти всегда не совпадают
с тем, что происходит в результате фактического
развития.
Исходя из задач, поставленных
при формировании той или иной зоны, предъявляютсясоответствующие требования
и к ее размещению. К наиболее общим
из них относятся:
благоприятное транспортно-географическое
положение по отношению к внешнему и внутреннему
рынкам и наличие развитых транспортных
коммуникаций;
развитый производственный потенциал,
наличие производственной и социальной
инфраструктуры;
существенный по запасам и ценности природно-ресурсный
потенциал (в первую очередь – запасы
углеводородного сырья, цветных металлов,
лесных ресурсов и т. д.).
Поэтому территории, наиболее
благоприятные для размещения СЭЗ, имеют,
как правило, приграничное положение по
отношению к зарубежным странам (а в России,
в том числе, – и к бывшим союзным республикам),
а также располагают морскими торговыми
портами и магистральной транспортной
сетью (железнодорожной, автодорожной,
аэропортами), сложившимися промышленными,
научными и культурными центрами, районами
концентрации наиболее ценных природных
ресурсов.
В отдельных случаях создание
СЭЗ оказывается целесообразным и в районах
нового хозяйственного освоения, не располагающих
изначально развитой промышленностью,
производственной и социальной инфраструктурой,
но позволяющих решать важные долгосрочные
общегосударственные программы (укрепление
топливно-энергетической и минерально-сырьевой
базы страны и др.).
Практика создания имеющихся
и проекты будущих СЭЗ на территории России
показывают, что в зависимости от целей
и задач их можно разделить на следующие основные типы:
комплексные зоны производственного
характера;
внешнеторговые (свободные таможенные
зоны, в том числе зоны экспортного производства
и транзитные);
функциональные, или отраслевые (технологические
парки, технополисы, туристические, страховые,
банковские и др.).
Эти типы зон могут быть охарактеризованы
следующими основными признаками.
Комплексные зоны многопрофильны.
Они формируются и на ограниченной
территории, и в границах областей и других
территориальных образований. В них создаются
условия для привлечения крупного капитала
с обязательным развитием необходимой
инфраструктуры.
К комплексным зонам может быть
отнесена (по крайней мере, по замыслам
их создателей) большая часть СЭЗ, создаваемых
в России, в том числе СЭЗ в Находке, Калининградской
области, Санкт-Петербурге и др.
Внешнеторговые зоны обеспечивают
валютные поступления, в том числе и за
счет консигнационных складов, сдачи в
аренду помещений, выставок, перевалки
грузов и их транзита.
К внешнеторговым зонам относятся,
в частности, зона свободной торговли
«Шерри-зон» (около аэропорта «Шереметьево»),
свободные таможенные зоны «Московский
Франко-Порт» (около аэропорта «Внуково»),
«Франко-Порт Терминал» (на территории
московского Западного речного порта).
Отраслевые зоны (технологические
парки, технополисы и др.) выполняют как
народнохозяйственные, так и внешнеэкономические
функции. Они, в частности, способствуют
ускорению научно-технического прогресса
в отдельных отраслях на основе активизации
внешнеэкономического сотрудничества,
внедрению результатов отечественной
науки, а также разработке наукоемких
технологий, новых видов готовой продукции
и расширению экспорта.
К отраслевым зонам научно-технического
характера относится СЭЗ в Зеленограде,
которая должна специализироваться в
области микроэлектроники, информатики
и связи; к зонам финансового («оффшорного»)
характера может быть отнесена зона экономического
благоприятствования в Ингушетии; к зонам
туристическо-курортного типа – особая
экономическая зона «Кавказские Минеральные
Воды».
На выбор типа зон для конкретных
территорий влияют не только общие, но
и локальные факторы. Так, для транспортных,
экспортно-импортных зон необходимо наличие
крупного транспортного узла. Они, как
правило, размещаются в приморских городах,
располагающих морскими портами, железнодорожным
сообщением, аэропортом.
Эти же условия желательны для
размещения торговых, банковских и других
зон.
Для создания зон типа технопарков
и технополисов нужна развитая научно-производственная
база и квалифицированная рабочая сила.
Организация туристическо-рекреационных
зон требует наличия культурных и исторических
центров, бальнеологических курортов,
привлекательных для туризма ландшафтов,
развитой инфраструктуры.
Экономические районы
современной России
Деление на экономические районы
применяется с 1930-х гг. до настоящего времени
(в частности, в тексте Государственного
бюджета).
На территории России насчитывается
11 экономических районов (до 1986 г. их было
10).
Северный экономический район (выделен около 1986 г. из состава Северо-Западного)
Состав: Архангельская область,
включая Ненецкий автономный округ, Вологодская
область, Мурманская область, Республика
Карелия (ранее – Карельская АССР), республика
Коми (ранее – Коми АССР).
Северо-Западный экономический район
Состав: Санкт-Петербург (ранее
– Ленинград), Ленинградская область,
Новгородская область, Псковская область.
После развала СССР в район включена Калининградская
область, ранее находившаяся в Прибалтийском
экономическом районе СССР.
Центральный экономический район
Состав: Москва, Московская
область, Брянская область, Владимирская
область, Ивановская область, Тверская
(ранее – Калининская) область, Калужская
область, Костромская область, Орловская
область, Рязанская область, Смоленская
область, Тульская область, Ярославская
область.
Центрально-Черноземный экономический
район
Состав: Белгородская область,
Воронежская область, Курская область,
Липецкая область, Тамбовская область.
Волго-Вятский экономический район
Состав: Нижегородская (ранее
– Горьковская) область, Кировская область,
Республика Марий Эл (ранее – Марийская
АССР), Республика Мордовия (ранее – Мордовская
АССР), Чувашская Республика (ранее – Чувашская
АССР).
Северо-Кавказский экономический район
Состав: Краснодарский край,
Республика Адыгея (ранее – Адыгейская
автономная область Краснодарского края),
Ставропольский край, Карачаево-Черкесская
Республика (ранее – Карачаево-Черкесская
автономная область Ставропольского края),
Ростовская область, Республика Дагестан
(ранее – Дагестанская АССР), Кабардино-Балкарская
Республика (ранее – Кабардино-Балкарская
АССР), Республика Северная Осетия – Алания
(ранее – Северо-Осетинская АССР), Чеченская
Республика и Ингушская Республика (ранее
– Чечено-Ингушская АССР).
Поволжский экономический район
Состав: Астраханская область,
Волгоградская область, Самарская (ранее
– Куйбышевская) область, Пензенская область,
Саратовская область, Ульяновская область,
Республика Калмыкия (ранее – Калмыцкая
АССР), Республика Татарстан (ранее – Татарская
АССР).
Уральский экономический район
Состав: Курганская область,
Оренбургская область, Пермская область,
включая Коми-Пермяцкий автономный округ,
Свердловская область, Челябинская область,
Республика Башкортостан (ранее – Башкирская
АССР), Удмуртская Республика (ранее –
Удмуртская АССР).
Западно-Сибирский экономический район
Состав: Алтайский край, Республика
Алтай (ранее – Горно-Алтайская автономная
область Алтайского края), Кемеровская
область, Новосибирская область, Омская
область, Томская область, Тюменская область,
включая Ханты-Мансийский автономный
округ и Ямало-Ненецкий автономный округ.
Восточно-Сибирский экономический район
Состав: Красноярский край,
включая Таймырский (Долгано-Ненецкий)
автономный округ и Эвенкийский автономный
округ, Республика Хакасия (ранее – Хакасская
автономная область Красноярского края),
Иркутская область, включая Усть-Ордынский
Бурятский автономный округ, Читинская
область, включая Агинский Бурятский автономный
округ, Республика Бурятия (ранее – Бурятская
АССР), Республика Тыва (ранее – Тувинская
АССР).
Дальневосточный экономический район
Состав: Республика Саха (Якутия)
(ранее – Якутская АССР), Приморский край,
Хабаровский край, включая Еврейскую автономную
область, Амурская область, Камчатская
область, включая Корякский автономный
округ, Магаданская область, Чукотский
автономный округ (ранее – в составе Магаданской
области), Сахалинская область.