Экономическое районирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 18:40, доклад

Краткое описание

Огромная территория России еще на первых этапах становления Российского государства требовала территориального изучения ее особенностей, природно-ресурсного потенциала, создания административных органов для сбора налогов и управления всеми социально-экономическими процессами. Поэтому возникла необходимость деления России на отдельные административные единицы. В России после ликвидации удельных княжеств существовало деление на воеводства, станы, уезды. Управление ими представляло собой одновременно и «кормление» их правителей. Создание Российского государства в XVIII в. (с командным управлением) потребовало образования однородных административных «единиц» – губерний. Главные их задачи – набор рекрутов в армию, сбор налогов и полицейский досмотр.

Содержание

Исторический очерк административного устройства России
Формирование административно-территориального деления после революции
Экономическое районирование. Методы экономического районирования
Основные принципы районирования
Состав крупных экономических районов России
Стратегические задачи регионального развития
Свободные экономические зоны
Экономические районы современной России

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическое районирование.docx

— 49.95 Кб (Скачать файл)
  1. применение различных видов льгот и стимулов, в том числе:

а) внешнеторговых (снижение или отмена экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);  
б) фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т. д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;  
в) финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде – за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно – в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т. п.;  
г) административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан.

В результате применения льгот норма прибыли в СЭЗ составляет 30–35 %, а иногда и больше: например, транснациональные компании получают в азиатских СЭЗ в среднем 40 % прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2–3 раза) сроки окупаемости капитальных вложений (считается нормальным для СЭЗ, когда эти сроки не превышают 3–3,5 года);

  1. наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;

  1. всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти.

Создание СЭЗ – действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами. Согласно мировому хозяйственному опыту, первоначальные цели и задачи, декларированные при создании СЭЗ, почти всегда не совпадают с тем, что происходит в результате фактического развития.

Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляютсясоответствующие требования и к ее размещению. К наиболее общим из них относятся:

  1. благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;

  1. развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;

  1. существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь – запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т. д.).

Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам (а в России, в том числе, – и к бывшим союзным республикам), а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.

В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).

Практика создания имеющихся и проекты будущих СЭЗ на территории России показывают, что в зависимости от целей и задач их можно разделить на следующие основные типы:

  1. комплексные зоны производственного характера;

  1. внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);

  1. функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.).

Эти типы зон могут быть охарактеризованы следующими основными признаками.

Комплексные зоны многопрофильны.

Они формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры.

К комплексным зонам может быть отнесена (по крайней мере, по замыслам их создателей) большая часть СЭЗ, создаваемых в России, в том числе СЭЗ в Находке, Калининградской области, Санкт-Петербурге и др.

Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.

К внешнеторговым зонам относятся, в частности, зона свободной торговли «Шерри-зон» (около аэропорта «Шереметьево»), свободные таможенные зоны «Московский Франко-Порт» (около аэропорта «Внуково»), «Франко-Порт Терминал» (на территории московского Западного речного порта).

Отраслевые зоны (технологические парки, технополисы и др.) выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции. Они, в частности, способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных отраслях на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта.

К отраслевым зонам научно-технического характера относится СЭЗ в Зеленограде, которая должна специализироваться в области микроэлектроники, информатики и связи; к зонам финансового («оффшорного») характера может быть отнесена зона экономического благоприятствования в Ингушетии; к зонам туристическо-курортного типа – особая экономическая зона «Кавказские Минеральные Воды».

На выбор типа зон для конкретных территорий влияют не только общие, но и локальные факторы. Так, для транспортных, экспортно-импортных зон необходимо наличие крупного транспортного узла. Они, как правило, размещаются в приморских городах, располагающих морскими портами, железнодорожным сообщением, аэропортом.

Эти же условия желательны для размещения торговых, банковских и других зон.

Для создания зон типа технопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база и квалифицированная рабочая сила.

Организация туристическо-рекреационных зон требует наличия культурных и исторических центров, бальнеологических курортов, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры.

Экономические районы современной России

Деление на экономические районы применяется с 1930-х гг. до настоящего времени (в частности, в тексте Государственного бюджета).

На территории России насчитывается 11 экономических районов (до 1986 г. их было 10).

Северный экономический район (выделен около 1986 г. из состава Северо-Западного)

Состав: Архангельская область, включая Ненецкий автономный округ, Вологодская область, Мурманская область, Республика Карелия (ранее – Карельская АССР), республика Коми (ранее – Коми АССР).

Северо-Западный экономический район

Состав: Санкт-Петербург (ранее – Ленинград), Ленинградская область, Новгородская область, Псковская область. После развала СССР в район включена Калининградская область, ранее находившаяся в Прибалтийском экономическом районе СССР.

Центральный экономический район

Состав: Москва, Московская область, Брянская область, Владимирская область, Ивановская область, Тверская (ранее – Калининская) область, Калужская область, Костромская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тульская область, Ярославская область.

Центрально-Черноземный экономический район

Состав: Белгородская область, Воронежская область, Курская область, Липецкая область, Тамбовская область.

Волго-Вятский экономический район

Состав: Нижегородская (ранее – Горьковская) область, Кировская область, Республика Марий Эл (ранее – Марийская АССР), Республика Мордовия (ранее – Мордовская АССР), Чувашская Республика (ранее – Чувашская АССР).

Северо-Кавказский экономический район

Состав: Краснодарский край, Республика Адыгея (ранее – Адыгейская автономная область Краснодарского края), Ставропольский край, Карачаево-Черкесская Республика (ранее – Карачаево-Черкесская автономная область Ставропольского края), Ростовская область, Республика Дагестан (ранее – Дагестанская АССР), Кабардино-Балкарская Республика (ранее – Кабардино-Балкарская АССР), Республика Северная Осетия – Алания (ранее – Северо-Осетинская АССР), Чеченская Республика и Ингушская Республика (ранее – Чечено-Ингушская АССР).

Поволжский экономический район

Состав: Астраханская область, Волгоградская область, Самарская (ранее – Куйбышевская) область, Пензенская область, Саратовская область, Ульяновская область, Республика Калмыкия (ранее – Калмыцкая АССР), Республика Татарстан (ранее – Татарская АССР).

Уральский экономический район

Состав: Курганская область, Оренбургская область, Пермская область, включая Коми-Пермяцкий автономный округ, Свердловская область, Челябинская область, Республика Башкортостан (ранее – Башкирская АССР), Удмуртская Республика (ранее – Удмуртская АССР).

Западно-Сибирский экономический район

Состав: Алтайский край, Республика Алтай (ранее – Горно-Алтайская автономная область Алтайского края), Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Тюменская область, включая Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ.

Восточно-Сибирский экономический район

Состав: Красноярский край, включая Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ и Эвенкийский автономный округ, Республика Хакасия (ранее – Хакасская автономная область Красноярского края), Иркутская область, включая Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Читинская область, включая Агинский Бурятский автономный округ, Республика Бурятия (ранее – Бурятская АССР), Республика Тыва (ранее – Тувинская АССР).

Дальневосточный экономический район

Состав: Республика Саха (Якутия) (ранее – Якутская АССР), Приморский край, Хабаровский край, включая Еврейскую автономную область, Амурская область, Камчатская область, включая Корякский автономный округ, Магаданская область, Чукотский автономный округ (ранее – в составе Магаданской области), Сахалинская область.

 


Информация о работе Экономическое районирование