Экспорт вооружения и военной техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена теме «Экспорт вооружения и военной техники российской промышленности на мировые рынки». Тема рынка вооружений актуальна, так как именно количество и качество вооружений, состоящих на балансе армии отдельно взятой страны, как правило, определяет её военную мощь и военный потенциал. Эта тема актуальна для России, поскольку Россия является вторым в мире после США поставщиком вооружений на мировом рынке, а вооружение относят к высокотехнологичной продукции. Для нашей страны переход к экспорту высоких технологий является одним из приоритетов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….........2
Глава 1. Российский рынок вооружения………………………………............3
1.1. Сущность и структура оборонно-промышленного комплекса………………………………………………........................................3
1.2. Перспективы развития оборонно-промышленного комплекса…………………………………………….........................................9
1.3. Рособоронэкспорт………………………………………………………….17
Глава 2. Исследование экспорта продукции оборонно-промышленного комплекса……………………………..............................................................21
2.1. Развитие экспорта…………………………………………………………21
2.2. Рынки сбыта продукции российского оборонно-промышленного комплекса……………………………..............................................................26
2.2.1 Китай………………………………………………………......................26
2.2.2 Индия……………………………………………………………………....28
2.2.3 Ближний Восток………………………………………………………….28
2.3. Перспективы экспорта продукции оборонно-промышленого комплекса………………………………..........................................................30
Заключение……………………………………………………………………...34
Список использованных источников…………………………………………..36
Приложения…………………………………………………………………….38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 270.90 Кб (Скачать файл)

     Все это еще раз свидетельствует о том, что сегодня возможности России по продвижению своих вооружений на рынок превышают способность промышленности выполнить имеющиеся и потенциальные контракты. Именно производственные мощности становятся основным лимитирующим фактором дальнейшего роста военного экспорта. Первоочередной задачей последующих лет станут технологическая модернизация российской оборонной промышленности и значительное улучшение качества менеджмента в области оборонно-промышленного комплекса. 
 

     2.2. Рынки сбыта продукции российского оборонно-промышленного комплекса

     2.2.1 Китай 

     Все эксперты согласны с тем, что рост российского экспорта в последние  годы связан с недавними крупными сделками на поставки оружия Китаю. По оценкам экспертов, в 2008 году на Китай пришлось 40 процентов поставок оружия по линии "Рособоронэкспорта", в 2010 году - около 58 процентов. Рост экспорта оружия в Китай с 2001 года обеспечил основную часть экспортных поставок российской военной техники. Китай стал самым большим приобретением российского военного экспорта. Он закупил у нас оружия − самолётов, ракет, кораблей на сумму до 3,5 млрд. долларов. В 2007 году было поставлено в КНР 24 истребителя Су-30МКК, одной (из восьми запланированных) подводной лодки проекта 636М, а также не менее 8 дивизионов зенитных ракетных комплексов С-300ПМУ-2 «Фаворит»(2 из них в 2008 году).

     Всего Китай после 2000 года закупил 48 Су-27 (1,7 млрд. долларов), достигнуты соглашения о продаже 40 Су-30МКК (ок. 2 млрд. долларов) и о лицензионном производстве 200 Су-27 (2,2 млрд. долларов). При всей кажущейся перспективности Китайского рынка невольно напрашивается одно «но»: Китай, как известно, придерживается идеологической доктрины опоры на собственные силы. На данном этапе он готов делать заимствования, но лишь до поры до времени. Его перспектива − приобретать, скорее, технологии вместо военной техники, и это необходимо учитывать. Однако западные военные эксперты и экономисты не верят в перспективу превращения этой страны в военную сверхдержаву наподобие России и в его военно-технический прорыв.[6]

     Вскоре  Китай будет обладать почти 300-ми истребителями Су-27/30 и с учётом поступления на вооружение боевых самолётов  национальной разработки будет сопоставим по военной мощи с теми силами, которые  может сосредоточить Россия на Дальнем  Востоке. Это представляет угрозу национальной безопасности, несмотря на пока гладкие  отношения с Китаем.

     Отказ же от поставок вооружений Китаю, на который приходится свыше 40% всех доходов от экспорта российского оружия, или более 1 млрд. долларов в год, столь необходимых для поддержки отечественного ВПК, был бы, по меньшей мере, неразумен. Единственный разумный выход из этой ситуации − опережающее развитие ключевых оборонных НИОКР в России и поддержание мобилизационных ресурсов ВПК, пусть и в законсервированном состоянии.[Приложение 4] 

     2.2.2 Индия 

     Вторым  по значению российским клиентом является сейчас Индия, которая закупает разнообразное  российское оружие − авиатехнику, танки, средства ПВО, ЗУРы, противокорабельные ракеты, боевые корабли и подводные лодки. В Индию было поставлено свыше 40 Су-30МКИ (сумма контракта − 1,5-1,8млрд. долларов), ещё до 130 будет поставлено по лицензии.

     Кроме того, в Индию было поставлено свыше 70 истребителей МиГ-29 с перспективой продажи ещё 30 МиГ-29К для оснащения авианосца «Адмирал Горшков» (стоимостью 860-900 млн. долларов). Также с Индией подписаны контракты на поставку в лизинг самолётов Ту-22М3. Закончилось выполнения контракта, согласно которому «Адмиралтейские верфи» обязывались поставить 3 фрегата Talwar-class. Выполнен контракт поставок 310 танков Т-90С и комплектов для сборки этих машин в самой Индии.[12]

    2.2.3 Ближний восток

     Помимо  крупнейших сделок на поставки российского  оружия Китаю и Индии все остальные  его потребители являются миноритарными. Условно говоря, с ними заключаются разовые сделки на сравнительно небольшие суммы. С другой стороны ими тоже нельзя пренебрегать.

     Страны  Ближнего Востока в настоящее  время являются одними из крупнейших покупателей современных вооружений и военной техники. Сегодня, по мнению экспертов, их доля в общемировом  экспорте продукции военного назначения составляет около 40% с тенденцией к  дальнейшему росту. Еще в 2000 году Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты по объемам закупок (7,3 и 6,4 млрд. дол. соответственно) вышли на первое и второе места среди стран этого региона.

     Агрессивные действия США на оружейном рынке Ближнего Востока в 2010 г. можно охарактеризовать как попытку вытеснения других крупнейших поставщиков, в том числе России. В частности, в результате действий США готовившееся длительное время пакетное соглашение с Саудовской Аравией, скорее всего, не будет реализовано полностью. По состоянию на начало 2010 г. его общий объем оценивался в $4 млрд. Пакет включал более 150 танков Т-90С, около 150 вертолетов (30 Ми-35 и до 120 Ми-17), 250 БМП-3 и несколько десятков ЗРК «Бук-М2Э». Стороны также вели переговоры о продаже ЗРПК «Панцирь-С1», ударных вертолетов Ми-28Н и систем ПВО большой дальности. Но согласно официальным данным, в 2010 г. с Саудовской Аравией было заключено только несколько небольших контрактов на поставку российских вооружений. Тем не менее, у России сохраняются шансы на продвижение в эту страну систем ПВО и некоторых других типов вооружений.[6]

     Очевидной альтернативой для России является расширение военно-технического сотрудничества с Сирией и продолжение ВТС с Ираном по тем категориям вооружений, которые не подпадают под санкции СБ ООН.

     На Ближнем Востоке традиционными покупателями российских вооружений являются Сирия и Йемен. России удалось также прочно закрепиться на рынке Египта, Иордании. Перспективными партнерами можно считать ОАЭ и Турцию. Определенные перспективы Россия имеет на рынках Бахрейна и Кувейта. В Ирак за счет финансирования США поставляются вертолеты Ми-17.

     Кроме того, Россия участвует в программе помощи по оснащению ВС Ливана и (по согласованию с Израилем) сил безопасности Палестины. Однако крупнейший для России в регионе рынок Ирана теперь закрыт. Вопрос о том, кто займет нишу России в Иране, остается открытым.

     В области авиатехники в настоящее время ведутся переговоры с МО Йемена о поставке вооружения и военной техники на общую сумму до $1 млрд. В том числе Йемен предполагает закупить очередную партию истребителей МиГ-29.

     Сирия рассматривается как потенциальный заказчик крупной партии МиГ-29СМТ.

     Заказчиком МиГ-29 могут также стать (при определенных условиях) ВВС Египта, однако на этом рынке Россия столкнулась с жесткой конкуренцией со стороны Китая.

     В сегменте средств ПВО перспективы по поставке ЗРК малой и средней дальности имеются с Йеменом и Сирией. Очень высокие экспортные перспективы в регионе имеет также ЗРПК «Панцирь-С1».

     В последние годы Россия предприняла активные усилия по продвижению в страны региона военно-морской техники, которая ранее не имела здесь спроса. Лишь для ВМС ОАЭ в 1994 г. были поставлены два скоростных катера типа «Серна». Больших успехов Россия добилась на рынке Ирана.[12]

     В 2009 г. «Рособоронэкспорт» подписал контракт с ВМС Кувейта на два десантных корабля на воздушной подушке (ДКВП) проекта «Мурена-Э», который в настоящее время проходит принятую в этой стране процедуру согласования, после чего вступит в законную силу. Оба ДКВП будут поставлены в счет погашения российского долга Кувейту.[Приложение 4]

     Россия планирует продвигать в регион модернизированные патрульные и ракетные катера «Мангуст», «Мираж» и «Молния», а также специальное судно морской охраны «Спрут» и катер нового поколения «Скорпион». 
 

    2.3. Перспективы экспорта продукции оборонно-промышленного комплекса 

     Сегодняшний спектр торговых связей России с иностранными государствами довольно широк: это поставки на экспорт современных образцов авиационной техники и вооружения, зенитно-ракетных и артиллерийских систем, бронетанковой техники, боеприпасов и стрелкового оружия; строительство, модернизация и ремонт в интересах иностранных заказчиков подводных и надводных кораблей различных классов; оказание содействия в налаживании лицензионного производства, ремонта и модернизации, российских образцов вооружения и военной техники на территории иностранных государств; проведение совместных НИОКР; осуществление запусков зарубежных космических аппаратов военного и двойного назначения и ряд других направлений. Из российской продукции военного назначения наибольшим спросом за рубежом пользуется главным образом авиационная и ракетная техника. При этом авиационная техника составляет около 60% отечественного оружейного экспорта.[16]

     Чтобы сохранить и укрепить эти позитивные позиции нашей страны в сфере  ВТС, всем российским участникам данной сферы деятельности необходимо всесторонне  учитывать в своей работе основные тенденции и особенности современного мирового рынка оружия:

  • повышение требований стран-импортеров к эффективности ВТС с точки зрения обеспечения экономической выгоды и обороноспособности;
  • усиление конкуренции между основными странами-экспортерами, вызванной стремлением закрепить свои позиции на мировом рынке продукции военного назначения в условиях превышения ее предложения над спросом;
  • появление на мировом оружейном рынке новых стран-экспортеров;
  • стремление стран-импортеров максимально диверсифицировать источники поставок ВВТ;
  • рост спроса на высокотехнологичную продукцию военного назначения и увеличение ее удельного веса в общем объеме закупок;
  • повышение интереса ряда стран-импортеров к средствам доставки оружия массового поражения, ракетному оружию и средствам высокоточного поражения;
  • сокращение объемов закупок новых типов вооружения государствами с ограниченной платежеспособностью (они будут ориентироваться на проведение работ по модернизации ранее закупленной продукции);
  • усиление у стран-импортеров тенденций к приобретению современных технологий, проведению совместных НИОКР;
  • увеличение числа государств, покупающих продукцию военного назначения через третьи страны и подставные фирмы для ее последующего реэкспорта в горячие точки, а также в обход установленных ООН эмбарго;
  • усиление стремления отдельных государств к приобретению вооружения и его компонентов, распространение которых запрещено международными соглашениями и договорами;
  • использование более гибких форм расчетов за поставки продукции военного назначения, расширение практики заключения офсетных соглашений и расчетов на компенсационной основе;
  • сохранение поставок продукции военного назначения как формы расчетов по погашению государственной задолженности;
  • активизация деятельности специальных служб и организаций иностранных государств по вытеснению конкурентов с мирового оружейного рынка.

     Необходимо  также учитывать и то, что создание перспективных, конкурентоспособных  систем оружия сегодня - это длительный, требующий многомиллиардных инвестиций процесс, который зачастую не под силу одному даже самому высокоразвитому в экономическом и научно-техническом отношении государству. Не случайно ведущие мировые производители вооружения и военной техники при разработке систем оружия будущего все чаще прибегают к различным формам кооперации. В качестве наиболее характерных примеров можно привести совместно созданный Великобританией, ФРГ, Италией и Испанией истребитель Eurofighter-2000, американскую программу создания перспективного многофункционального истребителя 5-го поколения JSF, в реализации которой уже сейчас задействованы девять стран.

     Подобный  опыт все более активно используется и нашей страной. В качестве позитивных примеров можно привести совместные предприятия: российско-индийское BrahMos с участием НПО машиностроения, российско-германское MAPS с участием РСК "МиГ", российско-украинский консорциум "Средний транспортный самолет".[7]

     В целях создания более конкурентоспособной  продукции военного назначения важно  предпринимать шаги по развитию интеграции и кооперации с заинтересованными  зарубежными производителями ВВТ, продвигая на оружейные рынки  все новые совместные проекты  в сфере ВТС при должном  соблюдении наших интересов.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Мировой рынок вооружения подчиняется в  большей мере не экономическим, а  политическим механизмам в связи  со своей специфичностью. Это объясняет  усиленную в последние годы роль государства, поскольку только оно  может использовать политические рычаги. За последние несколько лет была сформирована структура госпосредника, через которую производятся по сути все продажи. Лишь немногие компании сохранили лицензию на внешнюю торговлю.

     Следует отметить, что продажа вооружений приносит не только сверхприбыли, связанные  с высокой технологичностью производства и большой ролью научно-исследовательских  разработок, но и сверхриски, связанные с возможностью дестабилизации обстановки в регионе в связи изменением баланса военных сил. Поэтому в данных вопросах необходим взвешенный подход, который основывается не только на возможности улучшить статистику продаж, но и на геополитически обоснованных расчетах.

     Важным  является то, что прибыли от продажи  оружия связаны с использованием «длинных денег», т.е. необходимы долгосрочные инвестиции. Так, созданный в СССР за счёт крупных капиталовложений, технологический задел используется сегодня для получения прибыли  от экспорта вооружений.

Информация о работе Экспорт вооружения и военной техники