Южный федерального округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 15:21, реферат

Краткое описание

В состав Южного федерального округа (ЮФО) входят шесть субъектов Российской Федерации, в том числе: Республики Адыгея и Калмыкия (Хальмг Тангч), Краснодарский край и три области (Астраханская, Волгоградская и Ростовская). Центром округа является город Ростов-на-Дону.
Значение округа во многом определяется его географическим положением. Через территорию ЮФО исторически проходят основные транспортные направления “север — юг” и “запад — восток”. Незамерзающие порты на Черном, Каспийском и Азовском морях стали стратегическими пунктами перевалки значительных объемов грузов.

Вложенные файлы: 1 файл

южный.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Химическая промышленность работает в основном на местном сырье  и производит синтетические волокна и нити (г.Волгоград, г.Волжский), пластмассы (г.Прекумск), фосфорные удобрения на Белореченском химкомбинате, азотные удобрения на Невинномысском производственном объединении. Большую группу нефтехимических товаров производят Волгоградский, Краснодарский, Туапсинский нефтеперерабатывающие предприятия.

Богатейшим ассортиментом  товаров, поступающих во все регионы  страны, представлена пищевая промышленность ЮФО. Успешно работают предприятия  мясной, сахарной, мукомольно-крупяной, маслобойно-жировой, винодельческой, чайной, табачной, рыбной отраслей. В числе наиболее известных — рыбохозяйственный концерн “Каспрыба” (Астраханская область), в который входят икорно-балычное объединение, ряд крупных рыбокомбинатов, рыборазводный завод по выращиванию молоди осетровых рыб. Широко известен комбинат шампанских вин “Абрау-Дюрсо”. Практически во все регионы страны поставляется продукция Крымского и Адыгейского плодоовощноконсервных заводов, Краснодарского и Кропоткинского масложировых комбинатов и многих других предприятий.

Ведущее место в комплексе  по производству непродовольственных  товаров народного потребления  занимают отрасли, ориентированные  на переработку животноводческого  сырья: кожевенно-обувная промышленность (Волгоград, Ростов-на-Дону, Шахты), производство мытой шерсти и шерстяных тканей, ковроделие (Краснодар). В Камышине находится один из крупнейших в стране комбинатов по производству хлопчатобумажных тканей. Их выпуск налажен и в городе Шахты.

По доле сельского населения  ЮФО занимает лидирующую позицию  в России. Он является важнейшим поставщиком зерна, в основном пшеницы. Также широко распространены посевы кукурузы, риса. Велико значение региона в выращивании технических культур — подсолнечника, сахарной свеклы, горчицы, табака. На территории юга России находится более трети всех плодово-ягодных насаждений и расположены все виноградники Российской Федерации. В регионе также выращивают субтропические культуры: чай, цитрусовые, хурму, инжир (на Черноморском побережье Краснодарского края).

Среди наиболее привлекательных проектов вложения инвестиций — развитие южных индустриальных центров. Сегодня Волгоградский тракторный завод выпускает от 2 до 3 тыс. единиц техники в год, а способен производить до 50 тыс. тракторов. При увеличении урожая в субъектах округа с 16,5 млн до 30–35 млн тонн зерна потребуется дополнительная сельхозтехника. Соответственно необходимо развитие мощностей производящих ее предприятий.

Транспортная  система Южного федерального округа включает все виды современного транспорта – железные дороги, морские пути сообщения и порты, внутренние судоходные пути и порты, автомобильные дороги, воздушные трассы и аэропорты, нефте- и газопроводы. В последние годы благодаря быстрому развитию транспортной системы округа и повышению её роли в обеспечении потребностей населения и экономики округа и страны в целом, транспортная система превратилась в отрасль специализации региона и стала самой динамично развивающейся отраслью хозяйства на юге России.  Отличительной особенностью транспортной системы округа является высокий уровень развития каждого составляющего её вида транспорта. Однако наибольшую роль в транспортном обслуживании региона играет железнодорожный транспорт.

Железнодорожный транспорт посредством  крупнейшего Ростовского железнодорожного узла обеспечивает связи округа с другими регионами России, с Украиной, Казахстаном (через Астрахань). Наиболее интенсивные пассажирские перевозки осуществляются на магистральных направлениях Москва—Сочи, Москва—Астрахань. Большую роль в качестве транспортного пути играет Волга. Железнодорожный транспорт сочетается с речным транспортом, перевозящим

главным образом насыпные грузы  по Волге и Дону. Морской транспорт обслуживает экспортно-импортные перевозки России, формируемые в портах Черного (Новороссийск, Туапсе);

Азовского (Приморско-Ахтарск, Азов, Таганрог) и Каспийского морей. Через Новороссийск и Туапсе проходит большая часть нефтяного и зернового экспорта страны. Порты Черного моря не

справляются с все возрастающим уровнем внешних перевозок. Поэтому остро стоит проблема увеличения мощности существующих портов и строительства новых портов универсального значения, в первую очередь на полуострове Тамань. Газопроводный транспорт работает в режиме Единой системы газоснабжения России, регулируя потоки газа, следующие на Юг со стороны

Урало-Поволжья и Западной Сибири, и подключая к ним местные ресурсы газа Астраханской области.

Из отраслей непроизводственной сферы  всероссийское значение в ЮФО  имеет курортное хозяйство. Куроргпо-рекреационный  комплекс Южного федерального округа отличается самыми крупными масштабами в стране. В России около 150 курортов климатического, бальнеологического, бальнегрязевого профиля, и свыше 50 из них расположены именно здесь. Юг России с его уникальными пляжами Черноморского побережья Краснодарского края (Сочи, Анапа, Геленджик), с его мягким климатом и солнечными днями — благодатный край. Курорты юга России способны принимать ежегодно до 25 млн человек.

Г)

Южный федеральный округ имеет  широкие связи с другими федеральными округами. В округ по железным дорогам поступает 71,4 млн т грузов, что составляет 35,1% от суммарного объёма перевозок во всех видах сообщений, и 33,7 млн т (16,5% общего объёма перевозок) вывозится в другие федеральные округа. Наиболее тесные связи по ввозу грузов округ имеет с Приволжским федеральным округом, отсюда железнодорожным транспортом поступают нефтяные грузы – 14,2 млн т или почти 20% поступления всех грузов в регион. Нефтепродукты поступают также из Центрального федерального округа – 4,8 млн т, Сибирского – 2,5 млн т, Уральского – 1,2 млн т. Наиболее тесные связи по ввозу грузов округ имеет с Приволжским федеральным округом, отсюда железнодорожным транспортом поступают нефтяные грузы – 14,2 млн т или почти 20% поступления всех грузов в регион. Нефтепродукты поступают также из Центрального федерального округа – 4,8 млн т, Сибирского – 2,5 млн т, Уральского – 1,2 млн т.

Наиболее тесные связи по вывозу округ имеет с Центральным федеральным округом – 16,6 млн т. Сюда вывозятся прежде всего минерально-строительные материалы 10,3 млн т (30,6% вывоза). На втором месте по объёму вывоза широкая номенклатура прочих грузов – 3,0 млн т, среди которых продукция многих отраслей хозяйства –машиностроения, химической, пищевой промышленностей. В относительно небольших количествах (по 1,2 млн т) в Центральный округ отправляются хлеб и нефтепродукты. В Приволжский федеральный округ поступает 6,2 млн т, среди них строительные материалы 1,9 млн т, нефтепродукты 1,4 млн т, прочие грузы 1,9 млн т.

В Северо-Западный федеральный округ  вывозится 4,7 млн т грузов, из них нефтепродукты 1,5 млн т, прочие грузы 1,7 млн т и зерно – 0,5 млн т. В остальные федеральные округа вывоз грузов осуществляется в небольших объёмах (в Сибирский – 3,1 млн т, Уральский – 2,8 млн т, Дальневосточный – 0,4 млн т).

Южный федеральный округ занимает ключевое экономико-географическое положение, стратегически важное для России. Расположенный на пересечении важных сухопутных, морских,

ушных коммуникаций между странами двух континентов и облагающий достаточно развитой транспортной инфраструктурой и хозяйственным многоотраслевым комплексом, регион имеет хорошую возможность для укрепления экономики страны с помощью организации транзитного пропуска через свою территорию международных транспортных потоков.  Северо-западная часть акватории Каспийского моря региона располагает благоприятными условиями для развития международных транспортных коммуникаций, способных обеспечить связь по кратчайшему маршруту европейских стран со странами Ближнего и Среднего Востока, Индией и Китаем. В2006г. объем внешнеторгового оборота ЮФО составил 14,53 млрд США (седьмое место среди федеральных округов). В структуре внешнеторгового оборота экспорт составил 59% (8,45 млрд дол. США, шестое место в Российской Федерации среди федеральных округов), импорт — 41% (6,08 млрд дол. США, пятое место). При этом более 2/3 внешнеторгового оборота в округе приходится на три региона — Красарский край, Ростовскую и Волгоградскую области. Основные статьи в составе экспорта ЮФО: топливно-энергетиие товары — 28,5%; металлы и изделия из них: — 28,4%; продовольственные товары и сырье для продовольственных товаров — 15,8%; в составе импорта: машины, оборудование и транспортные средства — 34,5%; металлы и изделия из них — 22,2%; продовольственные товары и сырье для продовольственных товаров — 21,2% (2004 г.). 

 


Информация о работе Южный федерального округа