Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 09:42, контрольная работа
Основная идея марженализма – исследование предельных эк-ких величин как взаимосвязанных явлений эк-кой системы в масштабе фирмы, отрасли (микроэкономика), а также в масштабе всего народного хозяйства (макроэкономика). В данном контексте современный маржинализм включает в себя ныне и неоклассическую и кейнсианскую экономические концепции, а «экономика впервые стала наукой, которая изучает взаимосвязь между данными целями и данными ограниченными средствами, имеющими альтернативные возможности использования».
Общепризнанное
определение такой сложной
Цена
должна отражать интересы как производителей,
так и потребителей товаров, потому
что производителю важно
Конец XIX в. – начало XX в. отмечены ростом
концентрации и монополизации
Наибольший вклад внес профессор Кембриджского университета А. Маршалл, являющийся автором таких значительных работ как «Экономика промышленности» (1889г.), «Промышленность и торговля» (1919г.), «Деньги и торговля» (1923г.) и др. Особую популярность ученому принесла работа «Принципы политической экономии» (1890г.), в которой систематизированы и обобщены положения пострикардианской политической экономии, австрийской школы и других течений экономической мысли. Данная работа положила начало новому направлению в экономической науке, получившему впоследствии название неоклассического экономического анализа.
Заслугой Альфреда Маршалла является окончательная смена названия экономической науки и отказ от термина «политическая экономия». Новое название — «экономика» (economics) — отражало переход маржиналистов к исследованию экономики вне социальных форм, т.е. «чистой» экономики.
К особенностям метода Маршалла можно
отнести его осторожное отношение
к использованию
Центральное место в творчестве Маршалла стала теория цены, которая получила название «крест Маршалла». Эта теория разрешила давний спор между сторонниками двух альтернативных теорий стоимости — теории полезности и теории издержек.
Цена на товар устанавливается в результате согласования цены спроса и цены предложения (Рис. 1).
Цена спроса определяется в теории Маршалла предельной полезностью, но в отличие от австрийской школы он абстрагируется от психологической, субъективной оценки этой полезности.
Рис. 2
Спрос, по Маршаллу, зависит от цены товара и количества денег, которым располагает человек для его покупки. «Общий закон спроса», сформулированный Маршаллом, гласит: чем больше данного товара предполагается продать, тем ниже должна быть цена на него, или, другими словами, «объем спроса возрастает с понижением цены и уменьшается с повышением цены». Поэтому график кривой спроса является нисходящим.
Маршалл всесторонне исследовал и
окончательно ввел в маржиналистскую
теорию понятие «эластичности спроса»,
т.е. степени зависимости спроса
от изменения цены. Он, в частности,
указывал на то, что для товаров
широкого потребления «эластичность
спроса велика при высоких ценах...
значительна при средних ценах,
но по мере снижения цен сокращается,
причем она постепенно вовсе исчезает,
если падение цен столь сильно,
что достигается уровень
Кроме того, Маршалл отмечает, что у различных групп товаров существует разная эластичность спроса. Наименьшей эластичностью спроса обладают предметы первой необходимости и предметы роскоши. Степень эластичности зависит и от уровня доходов потребителей (например, те товары, которые являются предметами роскоши для одной группы покупателей, становятся предметами повседневного потребления для другой).
Цена предложения, по Маршаллу, определяется предельными издержками производства. Это минимальные издержки, обеспечивающие максимальную прибыль. Уменьшение издержек происходит с увеличением объема производства, в связи с чем меняется структура издержек. Маршалл делит все издержки на постоянные (не изменяющиеся с увеличением объема производства) и переменные (изменяющиеся). С увеличением объема производства количество постоянных издержек на единицу продукции уменьшается. Но изменение соотношения постоянных и переменных издержек имеет свой предел. Этот предел и означает достижение оптимального объема производства, при котором издержки минимальны, а прибыль максимальна. Другим путем снижения издержек является нахождение оптимальной структуры факторов производства, которая будет получена при достижении каждым фактором предельной производительности.
Равновесная рыночная цена. «Рынок, — отмечал Маршалл» -- это совокупность людей... которые осуществляют операции с каким-либо товаром».
Соотношение спроса и предложения
на рынке порождает цену равновесия.
«Такое равновесие стабильно, т.е. цена
при небольших отклонениях
В то же время Маршалл указывал,
что понятие «равновесная цена»
имеет смысл только применительно
к определенному периоду
Маршалл различал три таких состояния: мгновенный период (очень короткий, «рыночный»), короткий период и длительный период. В первом случае продавцы не имеют возможности приспособить свое предложение к изменению спроса — другими словами, все факторы производства являются постоянными. В качестве примера Маршаллом рассматривается рынок живой рыбы, где товар является скоропортящимся, поэтому запасов не существует, и продавец не может увеличить предложение в ответ на неожиданно высокий спрос. Поэтому равновесную цену здесь определяет размер спроса.
В течение короткого периода часть факторов производства остается постоянной, но другая часть уже является переменной, поэтому размеры предложения в определенных масштабах могут быть изменены в соответствии со спросом. Например, производственные мощности остаются прежними, но загрузка их может быть изменена.
И наконец, если рассматривается длительный период, все факторы производства становятся переменными. Например, производитель может успеть создать дополнительные производственные мощности. Таким образом, по мере удлинения периода роль цены предложения в формировании равновесной цены возрастает.
При анализе равновесной цены Маршалл вводит понятие «квазирента». Цена на рынке устанавливается в точке, где кривая спроса пересекает кривую предложения. С точки зрения предложения эта цена соответствует наиболее высоким предельным издержкам, которые соглашается оплатить потребитель. Тем не менее уровень издержек у каждого производителя различен. Те, чьи издержки являются ниже издержек равновесия, получают сверхприбыль или «квазиренту».
Аналогичная ситуация возникает на стороне спроса. Маршалл вводит понятие «потребительский излишек». Потребность потребителя может быть значительно интенсивней, чем потребность, отраженная в рыночной цене. Если бы он был единственным покупателем на рынке, он был бы готов установить более высокую цену. Заплатив же цену рынка, он сэкономил свои средства, что и составляет его «квазиренту» или излишек.
Экономическая теория Маршалла оказала заметное влияние на развитие экономических наук. Введенные в научный оборот концепции цены, спроса и предложения, издержки производства стали предметом последующего изучения и развития. Современными экономистами широко используется и модифицируется разработанные Маршаллом теории «эластичности» спроса и предложения, совершенной конкуренции, квазирентного дохода и др.
Информация о работе Австрийская школа. Маржиналистская революция и неоклассическая школа