Актуальные проблемы социального развития государства и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель моей работы состоит в том, чтобы показать социальные проблемы, в общем, социальные проблемы в России, программы, мероприятия, проводимые правительством по улучшению жизни населения, повышения уровня их доходов. Меры по защите социально незащищенных слоев общества (стариков, детей). Осветить результаты социальных реформ. Раскрыть сущность социальных программ на примере всевозможных видов пособий незащищенным слоям общества. Показать важность социальных преобразований. Необходимость выработки и внедрения в повседневную практику законов по защите тех, кто не может по ряду причин, по средствам труда, обеспечить себя, или в преклонном возрасте, или по малолетству, или по другим, не зависящим от желания, причинам, своей семье проживания на уровне. Этот уровень должен соответствовать среднему прожиточному минимуму в данной стране.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3-4

Глава I: Понятие и сущность социальной политики населения.

1.Выявление прав и обязанностей субъектов…………………….……..5-9
2. Выявление источников финансирования……………………...……9-10
3. Функции и методы социальной политики………………………….10-18
4. Основные направления социальной политики……………...…….18-23
5. Экономическая социальная политика:
проблемы согласования…………………..23-26
Глава II: Актуальные проблемы социального развития государства и
пути их решения.
1.Социальная политика: реформы, обязательства,
приоритеты социальной политики России.
Некоторые направления, реформы в сфере образования, здравоохранения, жилья………………………………………..26-27
2. Социальные проблемы в современной России и
пути их решения……………………………………………………...27-31
3. Результаты реализации социальной политики в
современной России…………………………………………..……...31-36
Заключение…………………………………………………………………….36-37
Список используемой литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ..doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

 

 

               2.2. Социальные проблемы в современной России и пути   их решения

 

В России до настоящего времени не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты, для которой характерны чрезвычайно высокая патерналистская роль государства и крайне слабо обозначенные общественные институты. В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой сфере и представлялся удачным. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом.

Происходящие в стране реформы, нацеленные на упорядочение всех сфер жизни, требуют изменений в социальной сфере, в том числе создания высокоэффективной, ориентированной на ожидания общества системы многопрофильной целевой социальной защиты населения, которая должна обеспечивать комплексное разностороннее содействие человеку в решении различных, вызывающих необходимость социальной защиты, проблем на протяжении всей его жизни – начиная с периода вынашивания матерью ребенка и завершая достойным погребением человека. В этой связи социальную защиту следует рассматривать как защиту от социальных рисков потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека.

Выделим следующие основные направления социальной защиты и подходы к их реформированию:

1. Социальная защита детей, детства  и отрочества должна быть ориентированна  на создание условий жизни  и развития детей, позволяющих  всем детям, независимо от того  в какой семье они родились  и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения их здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей

Особое внимание необходимо уделять детям-сиротам, а также детям, из неблагополучных семей. Надо научиться заботится об этих детях так, чтобы они не чувствовали себя лишними, отчужденными от общества, а государство не представлялось бы им чем-то абстрактным, бесполезным, а то и враждебным.

 Также целесообразным представляется  создание Федерального попечительского совета детей-сирот. Необходимо принять все меры по охране и защите детей, находящихся в особо сложных условиях, в том числе оставшихся без надзора, беспризорных, подвергшихся экономической и сексуальной эксплуатации, страдающих социально-обусловленными заболеваниями, включая синдром приобретенного иммунодефицита, детей из числа беженцев, а также находящихся в тюремном заключении.

Однако проблемы детей, находящихся в особо сложных условиях, не исчерпывают многочисленных забот государства обо всех российских детях. Сложное положение женщин в быту и на производстве, разрушенность семейных связей поколений привели к практически бесконтрольному и никем ненаправляемому развитию детей, в том числе со стороны матерей, отцов, бабушек, дедушек, других старших членов семьи. Практически прекратила играть сколько-нибудь значимую роль в этих процессах школа. Надо изменить сложившееся положение. С этой целью следует провести экспертизу (ведомственную и независимую) существующих разноуровневых нормативно-правовых и программных документов, касающихся проблем детей, выявить состояние исполнения и необходимость корректировки этих документов.

Необходимо упорядочить процесс коммерциализации услуг, предназначенных детям, в сферах образования, охраны здоровья, детского творчества, физкультуры и спорта и определить учреждения, где это уместно.

В отстаивании прав ребенка на охрану здоровья, образования, имущественные интересы крайне слабо обозначены роль и место прокурорского надзора, судебных и правоохранительных органов, а также разнообразных структур, подведомственных Министерству труда и социального развития России, Минобразованию и Минздраву России, иным федеральным и региональным органам власти. Следует устранить правовые и организационные пробелы в решении проблем детей. Будущее России в наших детях. Это должно быть целью всех усилий, направленных на социальную защиту детей, детства и отрочества.

Социальная защита детей, детства и отрочества должна эффективно оберегать детей всех возрастных групп, а также периодов развития, от социальных рисков:

    • обуславливающих:
    • мертворождение и патологические роды;
    • врожденные и родовые дефекты, травмы и заболевания;
    • голодание и нерациональное для детей питание;
    • безнадзорность и бродяжничество, экономическую и сексуальную эксплуатацию;
    • пристрастие к вредным привычкам (алкоголю, табакокурению, наркотикам и др.);
    • негативное психологическое воздействие, дискриминацию по национальным, половым, имущественным или любым другим критериям;
    • вовлечение в политическую активность и военные действия;
    • проживание в экологически неблагополучной среде, вовлечение в антигуманные религиозно-культовые организации и движения.
    • препятствующих:
    • охране здоровья;
    • пребыванию ребенка в семье;
    • получению образования и духовно-нравственного воспитания;
    • формированию комфортного психологического климата для каждого ребенка в семье, детских коллективах, в регионе проживания, в стране;
    • развитию потенциальных профессиональных, творческих и иных общественно полезных способностей;
    • приобщению к культурным ценностям;
    • занятиям физической культурой и спортом;
    • созданию условий для игр, других форм разумных развлечений и безопасного отдыха;
    • выбору вероисповедания;
    • целевому использованию пособий и денежных сбережений, предназначенных для детей, имущественным интересам детей.

На государственном уровне следует однозначно определиться по вопросу идеологии детских пособий: либо недвусмысленно дать статус этим пособиям как пособиям по бедности, и тогда критерием их выплаты станет доход семьи, либо следует рассматривать такие пособия как проявление государственной политики поддержки отечественного генофонда и рождаемости, и потому выплата пособий не должна зависеть от того к какой по достатку семье принадлежит ребенок.

2. Социальная защита – политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения12.

 Социальная зашита трудоспособного населения должна предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся лицам. Труд, его вознаграждение и как результат денежные сбережения, приобретенные ценные бумаги и недвижимость должны стать основными источниками доходов и социального благополучия человека, и никто не имеет право посягать на них.

Социальная защита трудоспособного населения должна предусматривать механизмы, обеспечивающие гражданам Российской Федерации защиту от социальных рисков, препятствующих:

    • эффективной занятости человека;
    • предоставлению регламентированных дополнительных гарантий занятости отдельным категориям населения, которые нуждаются в особой социальной защите и испытывают трудности в поиске работы, в том числе:
    • молодежи;
    • одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;
    • лицам предпенсионного возраста;
    • военнослужащим, уволенным в запас;
    • бывшим воинам – участникам военных конфликтов;
    • инвалидам; лицам, пострадавшим в результате техногенных и природных катастроф, а также пострадавшим в военных конфликтах;
    • лицам, продолжительное время не имеющим работы;
    • лицам, отбывающим наказание или находившимся на принудительном лечении по решению суда.
    • выплате и получению заработной платы и всех видов социальных пособий в размерах и сроках, предусмотренных российским законодательством;
    • охране здоровья работающих и профилактике неблагоприятных условий их труда;
    • оказанию и получению материальной и иной помощи лицам, попавшим в кризисные материальные и социально-бытовые ситуации;
    • равноправию женщин во всех вопросах социальной жизни. В первую очередь речь, идет о полном фактическом равенстве в оплате труда, продвижении по службе, доступе к образованию, научной деятельности, культуре и спорту. Должны быть разработаны специальные меры в целях повышения участия женщин в органах государственной власти всех ветвей и уровней, в работе муниципальных структур, деятельности общественных организаций, средств информации, содействия усилению их вовлечению в деловую активность. Особое внимание необходимо уделять женщинам-матерям и готовящимся ими стать. У этих женщин многократно возрастают многообразные социальные риски, и это следует предусмотреть в их социальной защите;
    • реализации молодежью своего потенциала в образовательном, научном, культурном и спортивном плане.

3. Социальная защита  нетрудоспособных граждан должна  быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей.

Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество. Каждый должен как можно дольше сохранять желание и возможность проживать в семье, активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и по возможности их приумножать. Ведущая роль в решении проблем этих граждан принадлежит социальному обслуживанию и пенсионному обеспечению, которые требуют реформирования.

Социальная защита нетрудоспособных граждан должна включать механизмы, обеспечивающие:

    • всем лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, полное социальное обеспечение независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, языка, места жительства, рода и характера деятельности в условиях многообразия форм собственности и других обстоятельств;
    • полное пенсионное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, при потере кормильца, в других предусмотренных законодательством случаях независимо от того, на территории какого государства приобретено право на пенсионное обеспечение, а также выплату государственных пособий семьям, имеющим детей;
    • жесткое исполнение законодательной регламентации пенсионного обеспечения, недопущению ни при каких обстоятельствах задержек выплаты пенсий, как государственных, так и иных;
    • осуществление мер по льготному пенсионному обеспечению инвалидов, а также мер, направленных на профилактику инвалидности, обеспечению социальной защищенности инвалидов, созданию им условий, необходимых для реализации прав и законных интересов, развития их творческих способностей, беспрепятственного доступа к социальной инфраструктуре, медицинской, профессиональной и социальной реабилитации;
    • проживанию в семье;
    • сохранению денежных сбережений и ценных бумаг;
    • имущественным интересам;
    • достойному обеспечению ритуальными услугами.

4. Социальная защита семьи как основополагающей опоры общества и государства предусматривает необходимость всемерно поддерживать институт семьи. Именно семья способна сохранить общество, его ценности. Поэтому семейная политика, ориентированная на обеспечение людям достойных условий для создания, сохранения и развития семьи, неотъемлемая часть социальной защиты населения.

Формы и методы социальной защиты человека должны быть дифференцированными, но обязательно доступными, полноценными, не унижающими человеческое достоинство, максимально ориентированными на профилактику и способы положительного разрешения отдельной личностью сложных критических ситуаций.

Сама система многопрофильной целевой социальной защиты должна включать все амортизаторы негативных влияний на человека и способствовать как профилактике их возникновения, так и ликвидации. И только в тех случаях, когда по каким-либо причинам не срабатывают механизмы социальной защиты или возникают нестандартные, непредусмотренные ситуации, либо человек не согласен с формами и методами его защиты, он будет вынужден заявлять о претенденстве на социальную помощь и услуги в соответствующие компетентные органы.

Разработка механизма функционирования системы многопрофильной целевой социальной защиты населения должна вестись по следующим направлениям:

    • определение роли и места социальной защиты населения в социальном развитии страны и регионов;
    • нормативно-правовое обеспечение социальной защиты, четко определяющее социальные риски, последствия которых подлежат коррекции, гарантированной государством;
    • разработка государственных стандартов услуг в здравоохранении, образовании, культуре и социальном обслуживании населения (с учетом региональных и местных условий воспроизводства рабочей силы и населения) для их адресного использования в планировании расходов на социальную сферу и их поэтапного повышения;
    • нормативно-правовое регулирование профилактики свершения социальных рисков;
    • разработка стратегических сценариев развития социального комплекса;
    • разграничение полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов Российской Федерации по социальным вопросам;
    • разработка структурного реформирования государственного управления социальным комплексом, включая нормативно-правовое обеспечение его развития;
    • институциональные и организационные преобразования социального комплекса:

демонополизация;

    • развитие инфраструктуры;
    • приватизация социальных объектов;
    • регулирование платных социальных услуг.
    • инвестиционная политика в социальной сфере;
    • определение приоритетов развития социальной сферы;
    • инновационная политика социальных технологий;
    • формирование федеральных социальных программ, ориентированных на управление социальными процессами;
    • формирование федерально-региональных, межрегиональных и региональных программ социального развития, включая социальную защиту населения;
    • создание системы информационного обеспечения населения о правовом, трудовом и ином регулировании жизни общества, с направленностью на активное самостоятельное решение людьми своих проблем, а также достоверное, простое и доступное определение роли государства в этом процессе.

Информация о работе Актуальные проблемы социального развития государства и пути их решения