Анализ положения малых предприятий в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – раскрытие сущности малого бизнеса и выявление его роли в экономической жизни общества.
При написании работы автор преследовал следующие задачи:
изучить теоретические основы малого бизнеса;
изучить критерии отнесения предприятии к малому бизнесу;
показать место малых предприятий в системе рыночных отношений;
осветить становление и деятельность российских малых предприятий; выделить проблемы, с которыми малые предприятия сталкиваются в процессе своего функционирования;

Содержание

Введение
Глава 1. Малый бизнес
1.1 Сущность, роль и значение малого бизнеса
1.2 Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу
Глава 2. Особенности развития малого бизнеса за рубежом /на примере США/
2.1 История развития малого бизнеса за рубежом, современное состояние
2.2 Актуальные проблемы зарубежного малого бизнеса
Глава 3. Анализ положения малых предприятий в современной России.
3.1 Основные проблемы малых предприятий в России.
3.2 Государственная поддержка малых предприятий в России.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач пробник.docx

— 75.84 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1. Малый бизнес

1.1 Сущность, роль и значение  малого бизнеса

1.2 Критерии отнесения  предприятий к малому бизнесу

Глава 2. Особенности развития малого бизнеса за рубежом /на примере США/

2.1 История развития малого  бизнеса за рубежом, современное состояние

2.2 Актуальные проблемы  зарубежного малого бизнеса 

Глава 3. Анализ положения малых предприятий в современной России.

3.1 Основные проблемы малых предприятий в России.

3.2 Государственная поддержка малых предприятий в России.

Заключение 

Список литературы

 

Введение 

Тема моей работы: «Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы становления в России». Актуальность темы обусловлена целым рядом причин:

Во-первых, для экономики  в целом деятельность малых предприятий  является важным фактором повышения  её гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о  способности страны приспосабливаться  к меняющейся экономической обстановке.

Во-вторых, в связи со вступлением  России во Всемирную Торговую Организацию возникает ряд трудностей экономического характера. Преодоление этих проблем в немалой степени зависит и от развития малых предприятий.

В данной работе предпринята  попытка осветить отдельные аспекты  функционирования малого бизнеса в России и сравнить полученные выводы с зарубежным опытом.

Объектом исследования в  представленной работе являются предприятия  в целом, её предметом – собственно малые предприятия.

В первом вопросе курсовой работы даются определение малого бизнеса  и критерии отнесения предприятий к данному субъекту рыночной экономики в развитых странах мира, в том числе и в России, а также содержит обзор организационно-правовых форм, одну из которых малое предприятие должно иметь.

Второй вопрос рассматривает  черты и экономические преимущества малого предпринимательства в экономике  нашей страны и за рубежом, рассматривает роль малого бизнеса в экономическом росте стран, его особенности, а также опыт развития малого предпринимательства промышленно развитых стран. Автор рекомендует обратить особое внимание на зарубежный опыт поддержки малого бизнеса, который необходимо учитывать при развитии малого предпринимательства в нашей стране, естественно не забывая о специфике ее политической и экономической ситуации.

Третий вопрос курсовой работы является основным, так как именно в нем произведен детальный анализ проблем, стоящих на пути становления малого бизнеса в России и тормозящих его развитие.

Цель работы – раскрытие  сущности малого бизнеса и выявление  его роли в экономической жизни  общества.

При написании работы автор  преследовал следующие задачи:

  • изучить теоретические основы малого бизнеса;
  • изучить критерии отнесения предприятии к малому бизнесу;
  • показать место малых предприятий в системе рыночных отношений;  
    осветить становление и деятельность российских малых предприятий; выделить проблемы, с которыми малые предприятия сталкиваются в процессе своего функционирования; 
  • рассмотреть историю малого бизнеса за рубежом /на примере США/
  • указать на необходимость и способы поддержки малого бизнеса со стороны государства
  • наметить перспективы дальнейшего развития малых предприятий на российской почве. 

 

 

Глава 1. Малый  бизнес

1.1 Сущность, роль  и значение малого бизнеса.

Под «малым бизнесом» понимают предпринимательскую деятельность, осуществляемую субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях, констатирующих сущность этого понятия. 

Существует более широкое  понятие – «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг. Эффективность предпринимательской оценивается не столько на основе удорожания его бизнеса, столько на основе процентного роста прибыли за определённый период.

Если рассматривать расширенное  понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства.

Несмотря на то, что большая  часть научного потенциала сосредоточена  на крупных компаниях, малые и  средние фирмы по широкому кругу  продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Успех малого бизнеса  в этой области можно объяснить  следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в перспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Значение разработок, производимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения вновь рожденного спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства. Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных.  
Обобщая выше изложенное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.  
Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений. Фактически они теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает их как самостоятельные единицы. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений мелкие субподрядчики удобны тем, что они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производственные социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений, монополии рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями. Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им. 

Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе также достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа данной фирмы. В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников сырья и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике развитых стран не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производственных сил и технологий. 

Таким образом, малые предприятия – составляющая часть рыночной экономики. Так называемая «малая экономика» – важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики. Децентрализованная рыночная экономика находится под давлением монополизма со стороны крупных объединений и корпораций. В борьбе с ними государственные органы вынуждены поощрять и поддерживать массовое развитие малого и среднего предпринимательства. При содействии государства в противовес монопольному диктату гигантов на рынках сбыта появляются тысячи мелких производителей, которые не позволяют монополиям полностью навязать условия производства и сбыта, а также качество товаров и цены на них.  
У малого бизнеса проявляются некоторые реальные шансы конкурировать с крупными фирмами. Обобщая вышесказанное, принципами малого предпринимательства являются:

  • более адаптивные гибкость и оперативность реагирования на спрос рынка; 
  • мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением новых технических изобретений; 
  • более экономичное использование ресурсов, в том числе вторичных; 
  • снижение косвенных расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводственных структур; 
  • повышение объема оборота капитала. 

Эти преимущества позволяют  малому бизнесу: ускорить заполнение товарного  рынка требующимися потребителю  изделиями; ускорить внедрение несложных  технических достижений; полнее удовлетворять  потребности отдельных отраслей населения в промышленных, строительных и прочих услугах; расширять номенклатуру и качество услуг; наладить выпуск продукции малыми сериями.

Как показывает опыт, малый  бизнес позволяет создать условия  для роста заинтересованности каждого работника в конечных результатах труда. Таким образом, мы видим неоспоримые преимущества малого бизнеса.

Во-первых, в том, что он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.

Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться.

В-третьих, создавать атмосферу конкуренции.

В-четвертых, он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна…Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

Основная причина, по которой  предприниматели стремятся попасть  в разряд малого бизнеса – это  упрощённая схема налогообложения, то есть уплата единого налога.

 

 

1.2 Критерии отнесения  предприятий к малому бизнесу.

В более узком смысле малый  бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности.

Основной федеральный  закон РФ, в котором прописаны  рамочные критерии отнесения юридического или физического к сектору  малого предпринимательства в Российской Федерации, был принят 24 июля 2007 года и называется Федеральный закон 209-ФЗ «О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. Так, фирма, на которой занято менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек – малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определённым законом финансовым критериям, на сегодняшний день фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн. рублей – к малым, и от 400 млн. рублей до 1 млрд. рублей – к средним предприятиям.

Согласно закону РФ №209-ФЗ, данные критерии должны пересматриваться каждые 5 лет.

Многие международные  авторитеты утверждают, что будущее  рыночной экономики – за небольшими предприятиями. Например, сегодня в  Англии 96% фирм – малые. В них трудится более 1/3 рабочих и служащих частного сектора. В США эти цифры еще значительнее. Там число мелких предприятий увеличивается ежегодно примерно на 10%. На подавляющем числе из них работают не более 20 сотрудников. Доходы данной группы бизнесменов постоянно растут.

Табл 1. Основные показатели развития малого бизнеса в разных странах 2012 г.

Страны

Количество малых предприятий (в тыс.)

Количество малых предприятий  в ранге на 1000жителей

Доля работающих в общей  численности занятых, %

Доля малых предприятий  в ВВП страны, %

Великобритания

2630

46,00

49,0

50-53

Германия

2290

37,00

46,0

50-54

Италия

3920

68,00

73,0

57-60

Франция

1980

35,00

54,0

55-62

США

19300

74,20

54.0

50-52

Япония

6450

49,60

78,0

52-55

Россия

836,2

5,65

9,6

10-11


Наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к  субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размен уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих.

Информация о работе Анализ положения малых предприятий в современной России