Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 13:50, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение инфляционных процессов как социально - экономического явления.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность инфляции как многофакторного процесса.
2. Выявить основные причины возникновения инфляции.
Pc (L)
A
Pc1
B
Pc2
0 u* u
Рисунке 6
Безболезненная антиинфляционная политика требует наличия двух предпосылок:
1. План снижения
инфляции должен быть объявлен до формирования важнейших ожиданий.
2. Люди, устанавливающие цены и заработную плату, должны верить в объявленный план, иначе они не изменят свои инфляционные ожидания.
Если оба условия выполнены, объявление плана немедленно сдвинет краткосрочную границу выбора между инфляцией и безработицей вниз (из точки А в точку В на рисунке 6), что позволит достичь снижения темпа инфляции без повышения уровня безработицы.
К сожалению, зачастую очень трудно предсказать, окажет ли общественность доверие той или иной программе. Центральная роль ожиданий еще больше усложняет прогнозирование результатов проведения альтернативных вариантов экономической политики.
Глава 3. Анализ инфляционных процессов в РК
3.1. Анализ инфляционных процессов в РК за 2005-2007 годы
В условиях роста кредитования экономики, преимущественно отраслей с невысоким созданием валовой добавленной стоимости на фоне увеличения затрат труда на единицу продукции, низкой производительности отраслей промышленности и мягкой фискальной политики усиливаются инфляционные процессы. Сложность в реализации цели по поддержанию стабильного уровня цен определяется тем, что денежно-кредитная политика в условиях роста государственных расходов, значительного притока капитала и, соответственно, денежного предложения должна решать одновременно задачи по формированию адекватного рискам валютного резерва, стерилизации притока и сдерживанию инфляции. Годовая инфляция в декабре 2006 года составила 8,4%, в сентябре 2007 года – 11,2% (Рисунок 4), что было вызвано, кроме всего прочего, удорожанием отдельных видов продуктов питания.
Рисунок 4. Инфляция в РК за 2005 – 2007 гг.
Основной прирост цен пришелся на такие продовольственные товары, как хлеб, мука, масло подсолнечное. Частично удорожание данных продуктов объясняется нестабильной ситуацией на мировых рынках зерновых культур и растительных масел, что отразилось и на внутреннем рынке Казахстана. Также значительное увеличение денежных доходов способствует росту потребительского спроса. При этом темпы роста совокупного спроса опережают показатели роста предложения товаров и услуг на протяжении последних нескольких лет, вызывая дисбаланс на рынке.
В 2006 году годовая инфляция демонстрировала разнонаправленные тенденции. По данным Агентства по статистике с января по май она выросла с 7,5% до 9,0%, а затем снизилась до 8,4% по итогам декабря. Перелом в динамике инфляции стал результатом скоординированных действий Национального Банка и Правительства в области денежно - кредитной и фискальной политики в конце 2006 года (Рисунок 5).
Рисунок 5. Уровень годовой инфляции в 2006 году. (% к соответствующему месяцу предыдущего года)
Тем не менее, в 2006 году уровень инфляции превысил показатели 2005 года (Рисунок 6).
Продовольственные товары за 2006 год стали дороже на 7,3%, непродовольственные товары – на 7,1%, платные услуги – на 11,6%. Наибольший рост продемонстрировали цены на фрукты и овощи – на 25,2%, на бензин – на 21,5%, на транспортные услуги – на 19,3%, на сахар – на 16,4%, на услуги учреждений образования и здравоохранения – по 12,5%.
Рисунок 6. Уровень инфляции 2001-2006 гг.
Усиление инфляционного давления, наблюдающееся на протяжении последних нескольких лет, было вызвано рядом факторов.
Среди основных из них следует выделить значительный приток иностранной валюты, увеличение совокупного спроса, превышение темпов роста реальной заработной платы над ростом производительности труда, рост издержек производства, импорт инфляции.
Приток иностранной валюты обеспечивается высокими мировыми ценами на казахстанский экспорт, а также заемными операциями отечественных банков. За 2006 года торговый баланс сложился с положительным сальдо в 14,6 млрд. долл. США, что на 41,7% больше его объема в 2005 году. Прирост внешних долговых обязательств банков составил 18,2 млрд. долл., увеличившись в 2,4 раза по сравнению с 2005 годом.
В результате значительного притока иностранной валюты наблюдается расширение денежных агрегатов. За 2006 год денежная база расширилась в 2,3 раза, денежная масса увеличилась на 79,9%, что способствовало сохранению инфляционного давления в экономике.
Повышение совокупного спроса выражается в продолжающемся «буме» потребления, росте спроса на инвестиции и кредитные ресурсы, а также увеличении расходов государства.
По итогам года из составляющих совокупного спроса только розничный товарооборот рос быстрее совокупного предложения, показателем которого является рост реального ВВП, составивший за 2006 год 10,6% (в 2005 году – 9,4%). Увеличение объемов розничного товарооборота составило 14,4%, объемы инвестиций в основной капитал выросли 10,6%.
Расходы государственного бюджета без учета гарантированного трансферта, перечисляемого в Национальный фонд, по отношению к ВВП снизились с 22,9% в 2005 году до 21,4% в 2006 году.
Тенденция опережения темпов роста среднемесячной заработной платы над темпами роста производительности труда сохранялась на протяжении 2006 года. Так, по итогам 2006 года по сравнению с 2005 годом рост реальной заработной платы составил 10,2%, в то время как производительность выросла на 8,2%.
Цены на материально-технические ресурсы для промышленных предприятий в 2006 году повысились на 9,7%. В результате товары и услуги данных предприятий стали дороже на 14,6%, в том числе продукция промежуточного потребления подорожала на 15,9%, потребительские товары, произведенные промышленными предприятиями, – на 8,2%, а средства производства – на 8,7%.
Цены на энергоресурсы, произведенные промышленными предприятиями Республики Казахстан, за 2006 год выросли на 10,0%, в том числе цены на нефть выросли на 11,0% и природный газ – на 3,5%. Как следствие, цены на горюче-смазочные материалы на потребительском рынке также увеличились. В частности, бензин в 2006 году стал дороже на 21,5%, транспортные услуги – на 19,3%.
В 2006 году рост цен импортных поступлений был довольно существенным. В 2006 году индекс цен импортных поступлений составил 111,1% по сравнению с 2005 годом. Цены на импортные продовольственные и непродовольственные товары росли более высокими темпами, по сравнению с продовольственными и непродовольственными товарами той же группы в составе ИПЦ. В 2006 году индекс цен импортных поступлений продовольственных товаров составил 110,1%, непродовольственных – 107,6%.
В 2006 году в рамках реализации антиинфляционной политики Правительством и местными исполнительными органами предпринимались меры по недопущению роста цен на потребительском рынке.
Основные усилия были направлены на недопущение необоснованного роста цен на основную группу товаров и услуг для населения, на пресечение ценового сговора, недобросовестной конкуренции, злоупотреблений субъектами рынка своим доминирующим положением.
В 2006 году Национальный Банк осуществлял денежно-кредитную политику в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2006-2008 годы. Для достижения цели по инфляции Национальный Банк проводил операции по изъятию избыточной ликвидности, основными из которых были выпуск краткосрочных нот, привлечение депозитов банков, механизм минимальных резервных требований. Уровень денежной базы оставался одним из оперативных показателей. Для снижения уровня избыточной ликвидности были приняты меры по ужесточению денежно-кредитной политики.
В целях снижения инфляционного давления Национальный Банк в 2006 году продолжил проведение «жесткой денежно-кредитной политики», включающей в себя:
1) Меры по повышению
ставок по операциям
2) Меры, направленные на
изъятие избыточной
Таким образом, принятые в 2006 году меры денежно-кредитной политики способствовали снижению инфляции по итогам года на 2%. При этом в целом расходы Национального Банка по стерилизации избыточной ликвидности составили за отчетный период 15,0 млрд. тенге.
3.2. Пути преодоления инфляции в Казахстане
Анализ причин и особенностей инфляции в Казахстане позволяет выработать соответствующую дефляционную политику, а также механизм реализации, т.е. методы, способы, приемы противодействия инфляции, комплексно и целенаправленно действовать на очаги ее возникновения.
Необходимо отметить следующие условия преодоления инфляции:
1) Чем выше уровень инфляции, тем труднее с ней бороться;
2) Все пути снижения
инфляции являются
Рассмотрим методы преодоления инфляции.
Преодоление инфляции спроса достигается относительно рядовыми макроэкономическими методами использования денежной и фискальной политики.
Антиинфляционная политика включает различные методы ограничения денежного предложения:
1) Уменьшение объема денежной
массы в обращении через
2) Увеличение учетных
ставок за централизованные
3) Увеличение резервных
требований центрального банка
к коммерческим банкам для
ограничения кредитной
4) Прямое сокращение кредитов центрального банка в тех же целях.
Теоретически можно преодолеть инфляцию путем прекращения кредитной эмиссии, но в наших условиях только ценой остановки производства; сокращение эмиссии, приводящее к спаду производства при достижении критических величин в жизненно важных отраслях хозяйства или под давлением определенных социальных групп вынуждает правительство возобновить эмиссию, после чего происходит очередное повышение цен. Этот процесс последовательно повторяется: отсутствие рыночной конкуренции на микро уровне и неразвитость рыночной среды приводит к возникновению инфляционных волн. При сохранении подобной экономической политики в расчете только на включение автоматических рыночных механизмов ситуация воспроизводится бесконечно долго и приводит к разрушению экономического потенциала страны.
Антиинфляционная фискальная политика проводится путем увеличения налогов, сокращения государственных расходов и, на основе этого, снижение дефицитов государственного бюджета.
Налоговая антиинфляционная политика заключается в сокращении налогового бремени, особенно косвенного налогообложения. Косвенные налоги имеют инфляционный характер, поскольку увеличивают цены, сокращают спрос. Другим вариантом действия высоких налогов является их давление на производство, что ограничивает предложение. И третье, значительное налоговое бремя, как правило, связывается с действием множества налогов, усложняющих налоговую систему, что приводит к уклонению от налогов. Поэтому при инфляции, предпочтительнее простая и надежная налоговая система. Сокращение государственных расходов предполагает распространение этого процесса как на бюджетную, так и на сферу материального производства в отношении государственных предприятий и организаций. В последнем случае антиинфляционные меры касаются второй составляющей инфляции – инфляции издержек, или производителей.
Для преодоления инфляции, связанной с издержками производства, требуется преодоление спада производства. Это требует усиления мотивационных стимулов производительного труда, заинтересованности в его эффективных результатах, восстановление производственной трудовой деятельности в качестве приоритетной. Это достигается на основе развития частного производственного сектора, где связь между трудовыми усилиями и результатом непосредственная. Государство поощряет этот сектор путем обеспечения благоприятного правового и экономического режима его функционирования. В государственном же секторе стимулирование эффективности труда обеспечивается на основе совершенствования тарифной системы оплаты труда и разнообразных систем поощрения за достижение необходимых показателей и критериев эффективности производства.
Необходимый элемент в системе мер по преодолению инфляции - создание механизма рыночной конкуренции и механизма экономической ответственности предприятий, организаций всех форм собственности и всех организационно-правовых видов. Антиинфляционное действие названных механизмов сводится к схеме: «снижение издержек – снижение цен - сохранение массы прибыли за счет роста производства - увеличение предложения – удовлетворение спроса».
Создание механизма конкуренции связано с проведением антимонопольных мероприятий, развития разных форм собственности, законодательным обеспечением их равенства в хозяйственно-финансовой деятельности.
Механизм банкротства требует последовательных организационных, экономических и финансовых мер по преобразованию убыточных производств, включающих в себя восполнение объема и номенклатуры выпускаемой продукции, трудоустройство или переобучение работников, реконструкцию предприятий, финансирование мероприятий.