Антиинфляционная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 01:22, курсовая работа

Краткое описание

Основной задачей курсовой работы является не только изучение антиинфляционной политики, проводимой на протяжении существования суверенного государства, но и ее анализ, на основе которого предложены конкретные меры по преодолению сложившейся инфляционной ситуации в стране.

Содержание

Реферат…………………………………………………………3

Введение……………………………………………………….4

Глава 1. Инфляция

1.1. Сущность понятия «инфляция»………………………6

1.2. Виды инфляции и ее измерение………………………8

Глава 2. Сущность антиинфляционной политики

2.1. Меры…………………….……………………………...11

2.2. Подходы………………………………………………..12

2.3. Методы борьбы………………………………………...13

Глава 3. Антиинфляционная политики Республики Беларусь

3.1.Динамика инфляционных процессов в

Республике Беларусь………………………………………….16

3.2. Причины инфляции на современной этапе развития страны…………………………………………………………....22

3.3. Антиинфляционная политика Республики Беларусь как транзитивного государства в условиях мирового экономического кризиса…………………………………………………………...24

Заключение…………………………………………………….28

Список использованной литературы………………………30

Приложение …………………………………………............32

Вложенные файлы: 1 файл

Антиинфляционная полититка.docx

— 70.22 Кб (Скачать файл)

     Но  главное, – это позволит устранить  причины ухудшения финансового  положения и, соответственно, рейтингов  крупнейших белорусских банков. Источниками ресурсной базы НКФО могут стать средства госбюджета и Национального банка, которые в рамках деятельности одной организации можно будет полностью контролировать и направлять исключительно на эффективные проекты и социальные программы;

  • установление на период стабилизации для банков индикативного (либо более жесткого, директивного) показателя по доле кредитов субъектам реального сектора в активах банка на уровне величины, сложившейся в среднем по банковской системе, например, за последние три года;
  • обеспечение стабильного превышения реальной доходности по инструментам привлечения ресурсов в национальной валюте над соответствующими инструментами в иностранной валюте. Это будет действенный шаг на пути дедолларизации экономики;
  • запрещение банкам повышать процентные ставки по ранее выданным кредитам физическим лицам;

     На  нужды реального сектора национальной экономики должна быть в большей  степени ориентирована и налогово-бюджетная  система.

     Для снижения экспортных цен, повышения  конкурентоспособности отечественного производителя и увеличения собственной ресурсной базы следовало бы уменьшить налоговую нагрузку на экономику в 2009 г. за счет снижения ставок налогов на прибыль, дивиденды, НДС и социального налога.

     С целью активизации потребительского спроса и снижения инфляции целесообразно  отменить 55-й налог с продаж в  розничной торговле, вернуться к  практике предоставления налоговых  каникул в течение 3-х лет с момента объявления прибыли для организаций с иностранным участием, в которых доля иностранных инвестиций составляет более 30% уставного капитала. Последний шаг сделает нашу экономику более привлекательной для иностранных инвесторов.

     В условиях кризиса необходимо уменьшение давления на платежный баланс посредством  проведения тотальной ревизии расходов бюджета всех уровней с целью  их максимального снижения. Первоочередной задачей может стать инвентаризация программ и проектов с участием государства  и оценка целесообразности их реализации и возможностей финансирования.

     Аксиомой  считается стремление правительства  в периоды экономического спада  и проблематичности внешнего кредитования увеличивать в разумных пределах дефицит бюджета. Эти средства могут  быть направлены на поддержку реального  сектора экономики и социальную защиту населения, что существенно  активизирует внутренний спрос.[11] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Проведенный подробный анализ инфляционных процессов, протекающих в Республике Беларусь с периода провозглашения ее суверенитета, позволяет сделать ряд следующих выводов.

     Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих  законы товарно-денежного обращения, можно считать одной из закономерностей  переходного периода. Очевидно, что  стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения  и развития.

     Системной причиной инфляции в Беларуси стала  попытка форсировано внедрить форму  свободного рынка в условиях неадекватной социально-экономической среды. Либерализация  цен в отсутствие инфраструктуры рынка, когда ценовые и иные рыночные сигналы слабо, а то и неадекватно, воспринимаются субъектами хозяйствования и домашними хозяйствами, привела  к разрыву формально свободных  цен и реального движения воспроизводственных  процессов.

     В контексте детализации системных  причин инфляции и стратегического  курса на их подавление целесообразно  выделить ряд факторов: гипермонополизация экономики; внутренние противоречия в отношениях собственности; неразвитость сущностных черт рыночной экономики; слабость кредитно-денежной системы страны; негативное влияние морового финансового кризиса.

     В условиях мирового финансово-экономического кризиса, сочетания инфляции и дефляции в экономике, государство должно разработать собственную стратегию  выхода из сложившейся ситуации. Взятые сами по себе, в чистом виде антидефляционные («стимулирующие») либо антиинфляционные («сберегающие») меры применительно к белоруской ситуации не будут действенными. Для того чтобы не допустить перерастания локального финансового кризиса в масштабный экономический, необходимо правильно определить приоритеты и сделать выбор между улучшением  финансовой сбалансированности экономики путем реструктуризации, оздоровления неэффективной части реально и финансового сектора либо поддержкой реального сектора в неизменном виде ценой нарастания диспропорций и дисфункций финансово-кредитной системы страны.

     Всю совокупность мер антиинфляционной политики, необходимых в Беларуси, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования .

     Первый комплекс включает меры:

            • по регулированию  заработной платы в составе себестоимости  продукции;

            • поиску путей удешевления  импортных энергоносителей, сырья  и материалов, комплектующих изделий;

            • снижению материало- и энергоемкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;

            • реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость  продукции, налоговых ставок и обязательных платежей;

            • сокращению трансакционных издержек и др.

     Второй комплекс охватывает меры:

            • по регулированию  объема и структуры денежной массы;

            • проведению эффективной  процентной политики по кредитам и  депозитам;

            • сокращению скорости оборота денег;

            • регулированию  резервных требований;

            • ограничению бюджетного дефицита;

            • регулированию  доходов населения;

            • сокращению бартерных  операций, неплатежей;

            • стабилизации белорусского рубля и др.

     Третий комплекс предусматривает меры:

            • по государственному регулированию цен на продукты и  услуги первой необходимости;

            • государственному регулированию цен на товары монополистов;

            • регулированию  конкурирующего ввоза товаров и  услуг;

            • регулированию  уровня рентабельности;

            • стимулированию удовлетворения спроса за счет роста производства;

            • ограничению инфляционных ожиданий;

            • ликвидации ценовых  перекосов, диспропорций и других инфляционных потенциалов.

            Список  использованной литературы

1.    Бункина М.К.    Национальная экономика: Учебник для вузов / Бункина Маргарита Константиновна. - М.: Палеотип ; Деловая литература ; Логос; 2002. - 487 с.

2. Гайгер Л.   Макроэкономическая теория и переходная экономика: Учебник: Пер. с англ. / Гайгер Линвуд Т.; Общ. ред. и предисл. В.А. Исаева. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 559 с.

3.  Грузицкий Ю.Л.    История развития денежно-кредитной системы Беларуси: Учебное пособие для студ. спец. "Финансы и кредит" вузов / Под ред. В.Н. Рябцевича. - Мн.: Экоперспектива, 2002. - 175 с. 

4. Долан Э. Дж.  Микроэкономика: Пер. с англ. / Долан Эдвин Дж, Д. Е. Линдсей; Общ. науч. ред. Б.С. Лисовика, В.В. Лукашевича. - СПб.: Литераплюс, 1996. – 357 с. 

5. Красникова Е.В.    Экономика переходного периода : учебное пособие для студентов, обуч. по напр. "Экономика" и др. экон. специальностям / Москва : Омега-Л , 1998. – 457 с.

6. www.rbp.ru/news

7. Тарасов  В.И. Деньги, кредит, банки: учебное  пособие – Мн.,2003. – 312с.

8. http://www.5ballov.ru/referats

9. Макроэкономика: учебное пособие/Под ред. Плотницкого. – Москва, 2004. – 449с.  

10. Лемешевский  И.М. Макроэкономика: учебное пособие  для студентов /Мн, 2004.- 368с.

11. Шимов В.Н. Мировой финансово-экономический кризис: негативные последствия для Беларуси…//Белорусский экономический журнал. 2009г №2,с 6-14.

12. Егоров  А.В. Экономика застыла в ожидании  перемен//Финансовый директор. 2009г  №3, с 26-29.

13. Адашкевич  В.Р. Инфляция шагает по планете//Экономика  Беларуси. 2008г. №2 (15), с 66-71.  

ПРИЛОЖЕНИЕ

Индекс  потребительских цен за год (соответствующий  период предыдущего года =100%),%

год ИПЦ
1990 104,7
1991 194
1992 1071
1993 1290
1994 2321
1995 809
1996 153
1997 164
1998 173
1999 394
2000 268,6
2001 161,1
2002 142,6
2003 128,4
2004 118,1
2005 110,3
2006 107,0
2007 108,4
2008 108,0

По данным Национального банка Республики Беларусь 
 
 


Информация о работе Антиинфляционная политика Республики Беларусь