Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 11:41, курсовая работа
Целью данной работы является анализ антинфляционной политики государства, обозначив при этом основные цели и инструменты борьбы с инфляцией.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия.
2.Рассмотреть стратегию и тактику инфляционного регулирования.
Введение
1.Теория инфляции
1.1.Сущность и причины инфляции. Виды инфляции
1.2. Монетарные и немонетарные концепции инфляции.
Последствия инфляции
2.Антиинфляционная политика государства
2.1.Цели антиинфляционной политики.
Бюджетная политика государства
2.2. Кредитно-денежная политика государства. Инструменты борьбы с инфляцией
2.3. Политика цен и доходов
2.4.«Шоковая терапия» и градуирование денежной массы
3. Анализ антиинфляционной политики в России
3.1. История развития и регулирования российской инфляции
3.2. Эффективность российской антиинфляционной политики
3.3. Статистический анализ инфляции в 2005-2006 гг
3.4. Цели и инструменты антиинфляционной политики на 2007-2009 год
Заключение
Список литературы
Рисунок 2. Динамика курса доллара 1998-2007 гг.
Влияние монетарных методов воздействия на инфляцию в условиях российской экономики ослабляется низким уровнем монетизации по причине несбалансированности российской экономики в целом. Особенностью структуры российской экономики является слабой развитие товаров народного потребления. Диспропорция между накопленными денежными средствами и товарным предложением досталась ей в наследство от планового хозяйства. Резкий рост инфляции должен был дать толчок развитию производства потребительских товаров. Однако усилия руководства страны по стимулированию роста ВВП затронули, прежде всего, экспортные отрасли, а также традиционно развитые в России предприятия: добычу полезных ископаемых, оборонные отрасли, транспортное машиностроение, авиацию и некоторые другие. В то же время, отрасли связанные с производством потребительских товаров, постоянно отстают в своем развитии как от других отраслей, так и от ускоренного роста дохода населения. Постоянный рост инфляции сказывается на качестве использования доходов населения. Наблюдается постоянный рост доли расходов населения, используемых на покупку товаров и услуг, в общем объеме доходов. Если в январе 2004 г. она составляла 71,4%, в 2005 г. - 84,3%, в январе 2006 г. - уже 87,2%. 11Снижение доли доходов населения, используемых на накопление, ограничивает возможности расширения производства продукции в стране, что затрудняет выход из инфляционных процессов.
3.3 Статистический анализ инфляции в 2005-2006 гг.
Анализ показывает неравномерность изменения цен на различные виды товаров и услуг в России. Наиболее быстрыми темпами росли цены на продовольственные товары и платные услуги. За 2004 г. они возросли соответственно на 12,3 и 17,7%, цены на непродовольственные товары повысились на 7,4%. Все это обусловило инфляцию за 2004 г. в размере 11,7%. В 2005 г. ее темп сохранялись почти на том же уровне. Рост цен на продовольственные товары и услуги был соответственно 9,6 и 21 %, на непродовольственные - 6,4. (См. Приложение А).
Денежно-финансовая политика, проводимая в нашей стране, привела к тому, что в 2006 г. годовая инфляция не уложилась в заданные пределы - 7,5-8% - и составила 9%. Тем не менее это самый низкий показатель годовой инфляции за последние три года. Иными словами, сохраняется тенденция ее плавного снижения. В 2006 г. наблюдалась различная ценовая динамика в отдельных сегментах потребительского рынка. Но по сравнению с 2005 г. по основным позициям индекса потребительских цен в 2006 г. произошло снижение. Годовой прирост цен на продовольственные и непродовольственные товары был ниже уровня годовой инфляции (соответственно 8,7 и 6,0 %). Платные услуги населению подорожали на 13,9 %. В 2005 г. более всего подорожали жилищно-коммунальные услуги - на 32,7% против 23,5% в 2004 г. В 2006 г. рост тарифов на услуги ЖКХ составил 19 %. Тарифы на услуги пассажирского транспорта возросли на 12%. (см. Приложение Г). Наиболее стабильное положение было отмечено в 2006 г. на рынке непродовольственных товаров, где и предложение велико, и импорта много. Ежемесячные темпы прироста колебались в пределах 0,3 - 1,1%, что ниже, чем в 2005 г. (см. Приложение А). Этому способствовало укрепление рубля, происходившее в течение года. Рост цен сдерживался также поступлением импортных товаров: одежды и обуви, бытовой техники, которые привлекательнее с точки зрения соотношения цены и качества.
Ценовая картина в разных регионах различна. В Приволжском Федеральном округе инфляция в 2006 г. оказалась ниже, чем в среднем по стране -7,1%. В некоторых регионах ПФО годовая инфляция была также ниже показателя по стране: минимальной она была в Республике Татарстан - 5,8%. В Ульяновской области - 7,3%. В отдельных регионах инфляция, напротив, превышала общероссийские показатели. Например, В Кировской области инфляция составила - 9,5%. (См. Приложение Б). Из продовольственных товаров более всего подорожало сливочное масло - на 22,3%. Подсолнечное масло, наоборот, подешевело по сравнению с 2005 г. В Кировской области - на 5,3%; в Нижегородской области - на 7,3%. Если проанализировать индексы потребительских цен в 2006 г. на продовольственные товары в этих двух соседних областях ПФО, то практически по всем позициям рост цен был в Кировской области выше, чем в соседней Нижегородской. (См. Приложение В).
В Кировской области рост тарифов в сфере ЖКХ в 2006 г. составил 17,9 %, что несколько ниже, чем в среднем по стране (19%). Наименьший рост тарифов в 2006 г. на коммунальные услуги зафиксирован по ПФО в Удмуртской республике - 14%, наибольший - в Чувашской республике - 23%.(См. Приложение Г).
Наиболее неравномерная ценовая картина наблюдается на рынке жилья. Однобокий упор на ипотеку и субсидирование процентных ставок не дает быстрого результата. Увлечение ипотечными программами в условиях медленного роста количества предложений на рынке недвижимости и такого же медленного развертывания новых строительных мощностей увеличивает разрыв между числом платежеспособных покупателей и рыночным предложением жилья, что ведет к резкому увеличению стоимости квартир и домов. Стоимость одного квадратного метра в Кировской области к концу 2006 года увеличилась на первичном рынке - на 29,9 %, на вторичном рынке - на 22,9% и составила 27,4 тыс. руб. и 25,0 тыс. руб. соответственно. Хотя динамика цен на жилье в Кировской области ниже, чем в целом по Приволжскому Федеральному округу (см. Приложение Д), стоимость одного квадратного метра является одной из самых высоких в округе. Для сравнения стоимость 1 кв.м. в Пензенской области составляет: на первичном рынке -17,9 тыс. руб.; на вторичном - 18,3 тыс. руб.; в Республике Мордовия - 18,6 тыс. руб. и 20,2 тыс. руб. соответственно. При этом в Мордовии цены на первичное жилье за год выросли на 16%; на вторичное - всего лишь на 8,9% .
Ипотека может стать доступной только при соблюдении двух условий, а именно: при устранении дисбаланса между стоимостью квартиры и средним уровнем доходов населения и при создании эффективного канала рефинансирования предоставляющих ипотечные кредиты банков, обеспечивающего им источники долгосрочных займов. Проще говоря, при нынешнем довольно низком уровне средних зарплат и весьма высоких ценах на квартиры получить ипотечный кредит реально лишь на срок 100 - 120 лет. Доля населения, участвующего в ипотечных программах не превышает 1%.
3.4. Цели и инструменты антиинфляционной политики
на 2007-2009 год.
В настоящее время проблема инфляции в России становится особенно актуальной в связи со сменой модели экономического развития (2007-2009 гг.) в сторону усиления факторов инновационного развитии, увеличения инвестиционной активности. Сделан акцент на развитие социальной сферы, технологическую модернизацию, инновационную структуру, повышение конкурентноспособности, улучшение инвестиционного климата, повышение энергетической безопасности и модернизацию энергетики, обновление региональной политики. Одним из условий реализации этих важнейших задач является стабилизация рубля. Правительство РФ впервые утвердило комплекс антиинфляционных мер, которые выгодно отличаются от ранее применявшихся разрозненных методов воздействия на инфляционный процесс. Во-первых, предусмотрено ограничение роста регулируемых цен на продукцию (услуги) естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов (см. приложение Е). Во-вторых, намечены меры по снижению темпа роста цен на ГСМ с 16% в 2005 г. до 6-8% в 2007г. В-третьих, Правительство прогнозирует замедление роста цен на продовольственные товары (7,4%-7,6 % в 2007 г.; 4,8% в 2008 г.). 1Добиться этого предполагается с помощью роста предложения этих товаров и доступа крестьян и фермеров на рынки.
Поставлена задача замедления роста денежного предложения и замедления скорости обращения денег с 4,2 оборота в год в 2005 до 2.8-3 оборотов в 2009 г. Для снижения темпа инфляции крайне важна предусмотренная ориентация в предстоящие три года на консервативную бюджетную политику, которая обеспечит оздоровление, укрепление бюджета. Правительством прогнозируется увеличение бюджетных расходов инвестиционного характера с 1,8% ВВП в 2005 г. до 2,34% в 2009 году.
Важную роль будет играть проводимая
Банком России денежно-кредитная политика,
направленная на снижение инфляции и поддержание
плавной динамики валютного курса. Принимая
целевые параметры денежно-кредитной
политики на предстоящий год, Банк России
принимает во внимание различные возможные
условия дальнейшего социально-экономического
развития страны. Однако, реальное развитие
событий может отличаться от предусмотренных
сценариев. На экономический рост в последние
годы заметное влияние оказывал более
высокий, чем предполагалось, уровень
цен на нефть на мировом рынке. Превышение
целевых ориентиров по инфляции было обусловлено
факторами, находящимися вне сферы воздействия
денежно-кредитной политики, например,
существенное увеличение цен на энергоресурсы,
рост цен на платные услуги населению.
В качестве основной цели денежно-кредитной
политики Банк России определил ограничение
прироста потребительских цен в пределах
6,5-8 %. При этом прирост базовой инфляции
для достижения цели составляет 5,5-7 %. Рост
денежной массы прогнозируется на уровне
19-28%. 2Основным
инструментом курсовой политики в 2007 г.
останутся операции по купле-продаже Банком
России иностранной валюты на внутреннем
валютном рынке. Причем интервенции будут
проводиться как в целях предотвращения
резких колебаний валютного курса, так
и в целях недопущения чрезмерного укрепления
рубля. Своей перспективной задачей Банк
России видит переход к режиму инфляционного
таргетирования.
Заключение
Некоторые экономисты считают, что невысокий уровень инфляции оживляет экономическую конъюнктуру. Однако следует помнить, что пагубность даже небольшого уровня инфляции заключается в искажении ценового сигнала. Экономические решения, учитывающие искаженную ценовую информацию, пусть даже они принимаются по всем правилам рациональности, становятся все менее и менее эффективными. Цены, учитывающие искаженную информацию, углубляют диспропорции в экономике и, при прочих равных условиях, темпы инфляции могут перейти на более высокий уровень. Высокая инфляция, переходящая в гиперинфляцию, оборачивается бедствием для всей экономики. В долгосрочном периоде страдают все экономические агенты - домашние хозяйства, бизнес, государственный бюджет. Как же бороться с инфляцией? Если полностью избавиться от инфляции нельзя, то нужно снизить ее темпы до минимально возможного и предсказуемого уровня. Методы борьбы с открытой инфляцией зависят от характера инфляции, т. е. от причин ее возникновения и от темпов роста цен.
Необходима и профилактика инфляции. В еще более долгосрочном плане в условиях полной занятости нужно стимулировать расширение потенциального ВНП с помощью структурной и научно-технической политики. Причем, отдавать предпочтение здесь надо не бюджетному финансированию, а созданию экономических стимулов для повышения производительности труда, внедрения новых технологий и создания новых производств, преобразования старых отраслей на новой технической базе и т. д.
Основной принцип борьбы с инфляцией - уничтожение ее источников. Временные лаги в принятии политических решений и их лоббирование - это причины монетарного раскручивания инфляции, так как они ведут к неэффективности бюджетных расходов, разбуханию денежной массы и, в конечном итоге, к искажению ценового сигнала. Инерционность производства, дискретность и неравномерность появления и внедрения новых технологий, скачкообразное развитие экономической системы - это объективные причины немонетарного искажения ценового сигнала в долгосрочном плане.
Следовательно, если существуют объективные причины возникновения инфляции, то полностью это явление не устранимо. Поэтому наиболее реалистичной целью антиинфляционной политики является не абсолютное уничтожение инфляции, а снижение инфляционного накала и поддержание ее темпов на стабильно низком и предсказуемом уровне.
Подводя итог рассмотрению некоторых аспектов российской экономической динамики за последние годы, можно сделать вывод, что на протяжении рассматриваемого периода в общих чертах сложился антиинфляционный механизм, основу которого составили следующие элементы экономической политики:
соблюдение жестких денежных ограничений;
меры по стабилизации валютного курса;
принятие Правительством Российской Федерации ряда решений, ограничивающих рост цен на продукцию отдельных отраслей и секторов экономики, в первую очередь отраслей - естественных монополистов.
Все они, будучи направлены на сжатие совокупного спроса и приведение его в соответствие с совокупным предложением, сформировали новую ценовую ситуацию как в потребительской сфере, так и в реальном секторе российской экономики. Несмотря на позитивный характер этих процессов в российской экономике еще осталась угроза инфляционных всплесков из-за искаженной структуры основного производства и его низкой эффективности, существования секторов экономики с различными уровнем доходности и накопления социальных проблем в обществе.
Список литературы
Официальные законодательные документы
Информация из ежегодников
Россия в цифрах. Статистический сборник.-2006 г.
Журналы и газеты
Андрианов В. «Инфляция и методы и ее регулирования»// Маркетинг-2006- № 3-С.3-13
Красавина Л. Н. «Снижение темпа инфляции в стратегии инновационного развития России»// Деньги и кредит-2006-» № 9-С.12-20.
Малкина М. Ю. «Анализ инфляционных процессов и внутренних дисбалансов российской экономики»// Экономический анализ: теория и практика»-2006-№ 5, С.14-25.
Пашковский В. С. «Особенности инфляционных процессов в России»// Деньги и кредит.-2006-№ 10-С.49-54.
Реботенко С.О. «Таргетирование инфляции
как новый инструмент регулирования финансового
рынка»//Финансы.Деньги.
Улюкаев А.В. «Денежно-кредитная политика Банка России: актуальные аспекты»//Деньги и кредит -2006 г-№ 5-С.3-8.
Монографии, учебники, пособия.
Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория./Учебник- М: 2001.
Курс экономической теории: Учебник/ Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. -Киров: «АСА», 1997.
Экономика: Учебник/Под ред. Булатова А.С.- 2-е изд., перераб. и доп. М: БЕК -1997.
Любимов Л., Липсиц И. "Основы экономики": Учебник-Москва "Просвещение", 1994 г.
"Деньги, кредит, банки": Справочное пособие/ Под редакцией Г.И. Кравцовой- 1994г.