Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 21:27, курсовая работа
Целью данной работы является анализ антиинфляционной политики государства, обозначив при этом основные цели и инструменты борьбы с инфляцией.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия.
2.Рассмотреть стратегию и тактику инфляционного регулирования.
3.Обозначить особенности борьбы с инфляцией в России.
Введение………………………………………………………………………. 3
1.Теория инфляции…………………………………………………………… 5
1.1. Причины инфляции. Виды инфляции …………………………………. 5
1.2. Монетарные и немонетарные концепции инфляции ………………… 7
2.Антиинфляционная политика государства…………………………… 10
2.1.Цели антиинфляционной политики …………………………………… 10
2.2. Кредитно-денежная политика государства. Методы борьбы
с инфляцией…………………………………………………………………. 11
2.3. Политика цен и доходов………………………………………………. 14
3. Эффективность антиинфляционной политики………………………… 18
3.1. Цели и инструменты антиинфляционной политики в 2008-2009 год.18
3.2.Основные акценты в антиинфляционной политике…………………. .19
3.3. Эффективность российской антиинфляционной политики………… 21
Заключение…………………………………………………………………. 25
Список литературы………………………………………………………… 27
3.2. Основные акценты в
Особое внимание в антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию налоговой системы:
Важным направлением в антиинфляционной
политике являются дальнейшее развитие
и государственное регулирование валютного
и финансового рынков, а также совершенствование
механизма формирования валютного курса.
Основой внешнеэкономической деятельности
продолжают оставаться развитие экспорта
и укрепление его базы, что требует обеспечения
эффективного экспортного и валютного
контроля с целью остановить «бегство»
капитала за рубеж и обеспечить своевременность
и полноту уплаты налогов по этим операциям.
Экономика страны нуждается в программе
возвращения российских капиталов, а также
в привлечении иностранных капиталов
для инвестиций. Этому может также способствовать
восстановление доверия к банкам и правительству.
Предстоит нейтрализовать внешние факторы
инфляции за счет использования налоговых
пошлин и развития импортозаменяющих
производств, а также ограничить долларизацию
экономики (сейчас доллар, по существу,
служит параллельной валютой).
Большое значение для сдерживания инфляции
может иметь перестройка экспорта и импорта.
Речь идет о переходе с сырьевой ориентации
экспорта на технологические виды продукции,
а также отказ от бросовых цен, по которым
реализуется отечественное сырье и теряется
экспортная выручка на десятки миллиардов
доллароввгод.
Одну из определяющих ролей в проведении
антиинфляционной политики играет Центральный
банк Российской Федерации, который осуществлял
денежно-кредитное регулирование. Он должен
ориентироваться не только на снижение
инфляции, но и на более равновесное и
стабильное развитие экономики, а также
смягчить ограничения денежной массы
в обращении и добиваться улучшения ее
структуры, поскольку более высокие темпы
роста менее ликвидных компонентов денежной
массы приводят к ослаблению инфляционного
давления, сокращение же объема наличных
денег позволяет уменьшить темпы инфляции.
Улучшение структуры денежной массы предполагает
и более активное воздействие Банка России
на оборот, обслуживаемый квазиденьгами,
денежными суррогатами.
Необходимо прямое управление кредитной
эмиссией, направленной на восстановление
хозяйственных связей и банковской системы,
подъем производства. Для сдерживания
инфляции нужна поддержка инвестиционной
активности коммерческих банков (хотя
бы в рамках льгот по созданию обязательных
резервов Банка России), как это принято
в мировой практике.
Важную роль в борьбе с инфляцией играет
снятие инфляционных ожиданий, как у хозяйствующих
структур, так и у населения, что в значительной
мере может быть обусловлено экономической
и политической стабильностью в стране,
более взвешенными выступлениями в средствах
массовой информации.
Успешное осуществление антиинфляционной
политики возможно только на основе разработки
нормативных актов, регулирующих все сферы
рыночных отношений и безусловного выполнения
существующего законодательства.
В странах с развитой рыночной экономикой
при регулировании инфляции монетаристские
методы в чистом виде используются крайне
редко; они, как правило, сочетаются с элементами
других теорий: кейнсианской, концепцией
«экономики предложений», «структурной
инфляцией» посредством макроэкономического
регулирования и структурной перестройки
экономики, стимулирования производства
товаров.
3.3. Эффективность российской антиинфляционной политики
Серьезные исследования в области организации денежных отношений позволили развитым странам выработать достаточно эффективный механизм воздействия денежно-кредитной политики на процессы в реальной экономике. В развитых странах уровень инфляции составляет 2-3%. В США в 2005 г. индекс потребительских цен составил 3,4%, что выше показателя за 2004 год, когда этот индекс составил 2,7%. Причем связано это было с повышением цен на энергоносители, продукты же питания подорожали лишь на 2,3%, а продукты животного происхождения всего лишь на 1,4%. В зоне евро уровень инфляции еще меньше. Можно отметить характерную особенность: даже при удорожании энергоносителей в развитых странах их воздействие на уровень инфляции не оказывается определяющим. В России удорожание определенных товаров или услуг называется в качестве основной причины возникновения инфляционных процессов.
В развивающихся странах наблюдается более активное участие государства в регулировании денежных отношений. Несмотря на признание России страной с рыночной экономикой, по сути она продолжает оставаться типичным примером экономической системы с развивающимися рынками. Характерными особенностями таких систем являются незавершенность структурных изменений, неразвитость финансовых рынков, подверженность угрозе внешних шоков. Неустойчивая внутренняя и внешняя среда способствует к накоплению системных дисбалансов, к которым относится открытая инфляция. Характерной особенностью России является устойчивый, достаточно высокий уровень инфляции, несмотря на усилия властей. Это свидетельствует о наличии постоянно действующих факторов, влияющих на характер денежных отношений, а также об ограниченности и неэффективности действующих методов управлениями этими отношениями.
История регулирования российской инфляции обнаруживает несамостоятельность денежно-кредитного регулирования. Несмотря на освоение Центральным банком РФ всех инструментов воздействия на масштабы денежного обращения и стоимость денег, инфляция не находится в полной мере под контролем центрального эмиссионного органа страны. И причина не только в немонетарных причинах инфляции. Кредитно-денежная политика жестко связана с другими видами экономической политики, в частности валютной и фискальной, и конкретным состоянием экономики.
Анализ использования инструментов денежно-кредитной политики в России показывает, что наиболее важные их них, прежде всего, уровень процентных ставок и валютный курс за последние годы стабилизировались. Процентные ставки по кредитам до одного года (в рублях) юридическим лицам в течение 2004 г. изменялись в пределах 12,3-10,8%, в течение 2009 г. – в пределах 10,7-11,2%%. Это свидетельствует о том, что процентная политика исчерпала свои возможности по стимулированию экономики. Ставки по кредитам находятся на пределе инфляционного уровня и могут быть снижены только после сокращения инфляции. С 29 января 2007 г. ставка рефинансирования ЦБ РФ снижена до 10,5% годовых. Несмотря на то, что новая процентная ставка стала одной из самых низких с 1992 г., всплеска активности на российском экономическом пространстве, по мнению финансовых аналитиков, это не вызовет. «Ставка рефинансирования не регулирует денежно-кредитную политику России. Наша экономика, в отличие от экономики США, насыщается деньгами за счет валютных интервенций. Основной источник финансов для России - Центральный Банк, так что понижение ставки - это следствие снижения инфляции в стране», - прокомментировал ситуацию главный экономист ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков.
Влияние монетарных методов воздействия на инфляцию в условиях российской экономики ослабляется низким уровнем монетизации по причине несбалансированности российской экономики в целом. Диспропорция между накопленными денежными средствами и товарным предложением досталась ей в наследство от планового хозяйства. Резкий рост инфляции должен был дать толчок развитию производства потребительских товаров. Однако усилия руководства страны по стимулированию роста ВВП затронули, прежде всего, экспортные отрасли, а также традиционно развитые в России предприятия: добычу полезных ископаемых, оборонные отрасли, транспортное машиностроение, авиацию и некоторые другие. В то же время, отрасли связанные с производством потребительских товаров, постоянно отстают в своем развитии как от других отраслей, так и от ускоренного роста дохода населения. Постоянный рост инфляции сказывается на качестве использования доходов населения. Наблюдается постоянный рост доли расходов населения, используемых на покупку товаров и услуг, в общем объеме доходов. Если в январе 2004 г. она составляла 71,4%, в 2005 г. – 84,3%, в январе 2006 г. – уже 87,2%. Снижение доли доходов населения, используемых на накопление, ограничивает возможности расширения производства продукции в стране, что затрудняет выход из инфляционных процессов.
Природа инфляции в России и причины, ее
усугубляющие, не характерны для стран с рыночной
экономикой. Здесь переплелись
Уникальный характер российской инфляции требует использования особых методов ее регулирования, соответствующих современным реальным условиям российской экономики. Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возможность использования рыночных механизмов с государственным регулированием в условиях глубочайшего финансового кризиса. [14, c.265].
Заключение
Некоторые экономисты считают, что невысокий уровень инфляции оживляет экономическую конъюнктуру. Однако следует помнить, что пагубность даже небольшого уровня инфляции заключается в искажении ценового сигнала. Экономические решения, учитывающие искаженную ценовую информацию, пусть даже они принимаются по всем правилам рациональности, становятся все менее и менее эффективными. Цены, учитывающие искаженную информацию, углубляют диспропорции в экономике и, при прочих равных условиях, темпы инфляции могут перейти на более высокий уровень. Высокая инфляция, переходящая в гиперинфляцию, оборачивается бедствием для всей экономики. В долгосрочном периоде страдают все экономические агенты - домашние хозяйства, бизнес, государственный бюджет. Как же бороться с инфляцией? Если полностью избавиться от инфляции нельзя, то нужно снизить ее темпы до минимально возможного и предсказуемого уровня. Методы борьбы с открытой инфляцией зависят от характера инфляции, т. е. от причин ее возникновения и от темпов роста цен.
Необходима и профилактика инфляции. В еще более долгосрочном плане в условиях полной занятости нужно стимулировать расширение потенциального ВНП с помощью структурной и научно-технической политики. Причем, отдавать предпочтение здесь надо не бюджетному финансированию, а созданию экономических стимулов для повышения производительности труда, внедрения новых технологий и создания новых производств, преобразования старых отраслей на новой технической базе.
Основной принцип борьбы с инфляцией - уничтожение ее источников. Временные лаги в принятии политических решений и их лоббирование - это причины монетарного раскручивания инфляции, так как они ведут к неэффективности бюджетных расходов, разбуханию денежной массы и, в конечном итоге, к искажению ценового сигнала. Инерционность производства, дискретность и неравномерность появления и внедрения новых технологий, скачкообразное развитие экономической системы - это объективные причины немонетарного искажения ценового сигнала в долгосрочном плане.
Следовательно, если существуют объективные причины возникновения инфляции, то полностью это явление не устранимо. Поэтому наиболее реалистичной целью антиинфляционной политики является не абсолютное уничтожение инфляции, а снижение инфляционного накала и поддержание ее темпов на стабильно низком и предсказуемом уровне.
Подводя итог рассмотрению некоторых аспектов российской экономической динамики за последние годы, можно сделать вывод, что на протяжении рассматриваемого периода в общих чертах сложился антиинфляционный механизм, основу которого составили следующие элементы экономической политики:
Все они, будучи направлены на сжатие совокупного спроса и приведение его в соответствие с совокупным предложением, сформировали новую ценовую ситуацию как в потребительской сфере, так и в реальном секторе российской экономики. Несмотря на позитивный характер этих процессов в российской экономике еще осталась угроза инфляционных всплесков из-за искаженной структуры основного производства и его низкой эффективности, существования секторов экономики с различными уровнем доходности и накопления социальных проблем в обществе.
Список литературы