Антиинфляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 11:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение сущности инфляции и рассмотрение инфляционных процессов. Для достижения поставленной цели нам необходимо поставить следующие задачи:
В первой главе рассмотрим социально-экономические последствия инфляции. Данная задача ставится для того, чтобы при дальнейшем рассмотрении инфляционных процессов, мы смогли бы наиболее глубоко проникнуть в их суть.
Вторая глава курсовой работы будет посвящена причинам инфляции, которые мы можем разделить на монетаристские и кейнсианские. Так как при изучении инфляции важную роль занимают факторы, способствующие ее возникновению.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Социально-экономические последствия инфляции. . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Понятие «инфляция».. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Социально – экономические последствия инфляции. . . . . . . . . . . . . . 6
2. Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2.1 Кейнсианство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2.2 Монетаризм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.3 Структурализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
3. Особенности антиинфляционной политики в России. . . . . . . . . . . . .16
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Практикум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Экономической теоррии.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, инфляция отрицательно влияет на всю экономику страны и ведет к нарушению процесса воспроизводства во всех его звеньях: как в сфере производства, так и в сфере обращения. Также инфляция воздействует и на поведение экономических субъектов. При высоких темпах инфляции агенты рынка перестают доверять друг другу, включая государство, что усиливает инфляционные ожидания и экономическую не­стабильность.

2. Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики.

Преодоление инфляции остается одной из главных задач антикризисной стратегии.

Важно отметить, что основным способ борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами, в то время как подавление инфляции с помощью полного контроля над ценами и доходами без устранения ее причин негативно сказывается на развитии рыночных отношений.

Рассмотрим антиинфляционную политику государства и методы борьбы с инфляцией. Сложность ситуации заключается в том, что антиинфляционную политику нельзя свести лишь к косвенным экономическим рычагам. Очевидно, что нарушение пропорций в народном хозяйстве можно постепенно устранить при помощи структурной политики государства и даже прямыми административными методами, в частности сокращением военных расходов, рационализацией производственных капиталовложений, переходом с бюджетного финансирования части производственных капиталовложений на использование средств предприятий, привлечением акционерного капитала, ломкой монополистической структуры экономики. Все это необходимо дополнить мерами, которые ограничивают денежную массу, устраняют дефицит госбюджета, стабилизируют курс национальной валюты.

Эволюция рыночного мировоззрения сформировала три направления антиинфляционной политики: кейнсианское, монетаристское и структуралистское.

2.1 Кейнсианство

Дж. Кейнс считал, что поднять уровень предложения можно, создав эффективный спрос, который должен стать внешней активизирующей силой для предпринимателей, предоставляя крупным частным фирмам весомый государственный заказ. В результате прогнозируется мультипликационный эффект, приводится в движение большой комплекс предприятий, спад сокращается, безработица снижается. Предложение, подстегнутое заказами и дешевым кредитом, растет, что приводит к падению цен и уменьшению инфляции. Негативная особенность кейнсианских рецептов – углубление бюджетного дефицита, так как госзаказ частному бизнесу – дополнительный государственный расход. При этом дефицит государственного бюджета ни в коем случае не должен покрываться дополнительной эмиссией денег, поскольку это является самой разрушительной и мгновенно распространяющейся формой инфляции. Кенс предлагал иной путь – прибегнуть к государственным внешним заимствованиям, которые гасятся в дальнейшем, после обуздания инфляции (рис. 1.)

Но рекомендации кейнсианцев, применяемые в 1950 – 1960-е годы в ФРГ и США и давшие положительные результаты, в начале 1970-х годов вдруг стали иметь прямо противоположный эффект. Вызвано это было тем, что предлагаемые кейнсианством методы действительно могут быть эффективными лишь в условиях сильных конкурентных сил. В 1970-е же годы усилились монополистические тенденции на многих рынках, воздействие роста совокупного платежеспособного спроса на расширение производства сильно ослабилось, что увеличило инфляционные процессы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Кейнсианская антиинфляционная политика

 

На практике недостаточность кейнсианских программ становилась все более очевидной, поскольку во многих странах стал расти внешний долг и дальше увеличивать его е представлялось возможным.

2.2 Монетаризм

Монетаристы во главе с М. Фридменом обратили внимание и на то, что рецепты Кейнса не дают кризису до конца выполнить свою очищающую функцию – освободить на какой-то срок экономику от диспропорций и восстановить в стране экономическое равновесие. Страна досрочно выходила из кризиса, но сохраняла старые диспропорции, затем на них накладывались новые, и страна вновь находилась на пороге кризиса и инфляции.

Монетаристы акцентировали внимание на антиинфляционном блоке, связанным с ростом предложения, который бы не требовал дополнительных инвестиций. По их мнению, необходимо продавать все, что можно (ресурсы, информацию и т.д.), и вести решительное наступление на монополизм в экономике, поощряя мелкий и средний бизнес. Если в стране большой государственный сектор, возможна разумная приватизация и необходима либерализация рынков. Сократить спрос, по мнению Фридмена, можно и путем денежной реформы конфискационного плана или замораживанием сбережений давления спроса на потребительском рынке. Сокращение совокупного потребительского спроса возможно и путем уменьшения бюджетного дефицита, прежде всего за счет освобождения от чрезмерных социальных программ, поддержания дотациями и субсидиями неэффективного производства. Резюме – стимулирование совокупного предложения м сокращение совокупного спроса. Монетаристы предлагают ввести дорогой кредит, который становится недоступным для малоэффективного производства, на рынок выходят наиболее сильные производители, которые поощряются более низкой ставкой налогов.

Монетарные программы осуществляются в три этапа (рис. 2).

На I и II этапах используются рычаги, снижающие совокупный спрос, на III – рычаги, стимулирующие рост товарной массы.

 

 

 

 

Рис. 2. монетарная антиинфляционная политика

 

Несмотря на жестокость и сильный радикализм (сначала углубляется спад, усиливается безработица, общество угнетает социальная нестабильность, ухудшается криминальная обстановка, происходит стагнация инвестиционного климата), эффект от монетаристских рецептов, использованных в США (рейганомика),  в Великобритании (тетчеризм) и других странах, привел к длительному и эффективному подъему.

Экономические взгляды монетаристов легли в основу стандартного набора рекомендаций Международного валютного фонда (МВФ) развивающимся и постсоциалистическим  странам для стабилизации их экономик (так называемые меры ортодоксальной стабилизации). Практика показала, что без задействования немонетаристских инструментов экономического регулирования (таких, как фиксация валютного курса, деиндексация контрактов, административные ограничения отдельных видов цен, политика доходов и т.д.), результаты монетаристской политики оказываются низкими: резкий экономический спад, высокая безработица, падение уровня жизни населения.

Все это сопровождалось ростом критических взглядов на ортодоксальные монетаристские концепции среди ряда ученых и практиков и побудило их к поискам иной, альтернативной монетаризму экономической концепциям, отвечающей в первую очередь реалиям стран с переходной экономикой. Такой концепцией стал структурализм, крупнейшими центрами развития которого стали США (Л. Тэйлор), Израиль и латиноамериканские страны. Необходимо отметить, что в 1997 г. негативно оценил монетаристские концепции макроэкономического регулирования  для развивающихся и переходных стран МВФ, официальная позиция которого теперь состоит в необходимости мощного государственного вмешательства в переходных экономиках.

2.3 Структурализм

Ключевой элемент этой концепции – утверждение о наличии «инерционной инфляции», не связанной с расширением денежной массы.

В рамках данной концепции произошла определенная интеграция собственно структуралистских идей с концепциями поздних кейнсианцев. В первую очередь это касается концепции инфляции издержек, т.е. роста цен, вызванного не расширением денежной массы, а в значительной степени автономным от нее ростом издержек. Кроме того, была обнаружена возможность инфляционного воздействия внешнего рынка на «открытые» экономики развивающихся стран («импорт инфляции»).

Это привело структуралистов к мысли о принципиальной неэффективности монетаристских  «стабилизационных» мер и необходимости прямого административного ограничения инфляции. Ими был сформирован соответствующий инструментарий (например, «гетеродоксный шок» - одновременное замораживание основных цен и доходов с целью сбить уровень инфляционных ожиданий, меры по борьбе с инфляцией издержек). Кроме того, по нению структуралистов, требования по ограничению бюджетного дефицита, кредитной эмиссии и т.п. являются чрезмерно строгими и могут быть существенно смягчены.

Однако в случае когда происходит резкое ослабление контроля за приростом денежной массы, инфляция становится галопирующей.

Итак, рыночная система хозяйства не является идеальной, рассмотрение «болезни» рыночной экономики сдерживают развитие человеческого общества и не способствуют быстрому экономическому росту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности антиинфляционной политики в России.

В каждой стране инфляционный процесс имеет специфику, связанную с совокупностью причин и факторов, его вызывающих.

Современную инфляцию в России нельзя рассматривать без учета специфичности планово-распределительной системы хозяйствования, без учета политических и экономических процессов, произошедших за последние годы. В связи с этим необходимо выделить причины инфля­ционных процессов в дореформенных условиях и причины, усугубив­шие инфляцию при переходе к рыночным отношениям и вызвавшие ги­перинфляцию.

Во-первых, с конца 20-х годов в экономике нашей страны жестко и последовательно происходил отход от разрушенных ры­ночных структур.                  

Во-вторых, в итоге длительного исторического развития в быв­шем СССР сложилась уникальная по своему характеру диспро­порциональность в экономике: с одной стороны, шел бурный рост тяжелой промышленности, производящей средства произ­водства, а с другой — наблюдался крайне замедленный рост, а то и просто стагнация отраслей, производящих предметы потребления. К таким отраслям относятся в первую очередь измо­танное экспериментами сельское хозяйство, пищевая, легкая и другие отрасли промышленности. «По данным статистики, доля отраслей группы «А» во всем промышленном производстве со­ставляла в 1928 г. 39,5%, в 1940 г. - 61, в 1960 г. - 72,5%».

В-третьих, около половины национального дохода бывшего СССР шло на накопление, в то время как в ведущих развитых странах — 15-25% «Если взять за основу ВВП, то минимум по­ловина входящей в него конечной продукции направлялась на производственные капиталовложения и вооружение (в ведущих странах Запада — максимум 25—30%)».

«В-четвертых, доля фонда потребления ВВП бывшего СССР составляла не более 25—30% против 60—65% в развитых странах. Доля заработной платы в СССР была также беспрецедентно низка: она составляла 1/3 национального дохода против 2/3 в развитых капиталистических странах».

Таким образом, инфляция как превышение денежного спроса над предложением товаров и услуг давно проявилась в нашей экономике в виде возникновения дефицита по определенным товарным группам и постоянного роста розничных цен. Однако в условиях командно-административной экономики она носила подавленный характер.

И лишь с апреля 1991 г. инфляция стала набирать темпы, а со 2 января 1992г., когда почти полностью был отменен контроль над ценами, она приобрела вид галопирующей инфляции, а на отдельные товары — гиперинфляции. Правда, в стране проводит­ся индексация доходов населения, но очень туго и с большими опозданиями. Вместе с тем инфляция спроса тесно переплелась с инфляцией издержек, что носит опасный характер и угрожает тя­желыми социально-экономическими последствиями.

В развивающихся странах преобладает галопирующая и гиперинфляция. Причем факторы, формы и социально-экономические последствия инфляции, а также  подходы к выработке и осуществлению антиинфляционных мер в разных странах обусловлены особенностями их экономического развития.

Поэтому в России, инфляция держится в «галопирующих пределах», среднегодовой прирост цен составляет 20-40%.

Необходимо срочно провести реформу налоговой системы с акцентом на регулирующую функцию налогов. Государство в доходной части своего бюджета должно ориентироваться на такую налоговую политику, которая опиралась бы не на ставки налогов, а на массу прибыли, не на дополнительные виды налогов, а на рост производства товаров, прибылей и доходов населения. Особое внимание следует обратить на НДС (24,7% поступлений в бюджет), который при падении производства только усугубляет инфляцию, так как прямым образом влияет на увеличение цен.

Полезным является совершенствование платежно-расчетного механизма, включая использование кредитных карточек и выплату зарплаты через банкоматы в целях сокращения потребности в наличных деньгах.

Важным аспектом антиинфляционной стратегии в условиях России является борьба с теневой экономикой, коррупцией в органах власти и организованной преступностью. Трансакционные издержки, связанные с ними, повышают конечную цену продукции.  На динамике денежной массы сказывается также постоянный приток средств, полученных преступным путем и «отмываемых» в находящихся под контролем мафии банках и других кредитным учреждениях. По некоторым оценкам, объем преступных доходов,  «отмываемых» в России, равен годовому бюджету страны.

Структурные факторы инфляции не только обуславливают ускорение роста цен, то есть создают ситуацию инфляции издержек, но и оказывают большое влияние на развитие инфляции спроса. Противоречие между развитием производства и узким внутренним рынком стараются устранить путем дефицитного финансирования, то есть при помощи печатного станка, а с другой – привлечением в растущих объемах иностранных займов. В результате возникли огромные внутренние и внешние долги.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства